Лингвострановедческие факторы в процессе обучения иностранным языкам
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Рябкова Надежда Андреевна

Современная методика обучения иностранным языкам провозгласила в качесте определяющей личностно-деятельностную ориентированность содержания и процесса обучения иностранному языку. Такая ориентированность предполагает поиск и создание оптимальных условий для лингвистической когнитивной деятельности личности. Результатом такой деятельности является лингвокультурологическая компетенцтия в изучаемом иностранном языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Лингвострановедческие факторы в процессе обучения иностранным языкам

    Среди требований современного Федерального государственного образовательного стандарта немаловажная роль принадлежит личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны отражать формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

      Немаловажная роль в этом процессе принадлежит иностранным языкам. Иностранный язык имеет огромное воспитательное значение. Одним из ведущих принципов воспитания становится принцип культуросообразности. Который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями. Иностранный язык путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, так как научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам национальной культуры содействует побуждению познавательной мотивации, т. е. Школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.

       Современная методика обучения иностранным языкам провозгласила в качестве определяющей личностно-деятельностную ориентированность содержания и процесса обучения иностранному языку. Такая ориентированность предполагает поиск и создание оптимальных условий для лингвистической когнитивной деятельности личности. Результатом такой деятельности является лингвокультуролоническая компетенция в изучаемом иностранном языке. «Под именем языка мы преподаем культуру», - пишет А.А.Леонтьев. Таким образом язык и культура являются равноправными взаимообусловленными, взаимовлияющими объектами изучения.

       Лингвострановедение — это раздел страноведения вообще. В нем факты культуры изучаются не сами по себе. А в своем отражении в фактах языка. Лингвострановедческий подход способствует знакомству с Великобританией, США и другими англоязычными странами,  народами, традициями, историей, литературой, музыкой, расширяют общий кругозор учащихся. Лингвистический подход актуален на всех этапах обучения. Уже не первом этапе, в начальной школе, дети проявляют живой интерес к песенкам, рифмовкам, играм, скороговоркам на иностранном языке.

      В младших классах на уроках английского языка дети обожают так называемые «actionsongs”, самыми известными из которых являются «Heard, shoulders, kneesandtoes”, которая идеально подходит для запоминания частей тела, «Ifyouarehappy», которая тренирует выполнение различных действий( capyourhands, stampyourfeet, touchyourfeet, waveyourrarms, и т. д.) . очень нравится детям и песня «Mulberrybush». Роль куста может выполнят стул или ученик, который, конечно же, должен будет выполнять движения, а не стоять как куст. Дети могут предложить свои действия, которые можно делать морозным утром — brushourhair, cleannourteeth, eatourfoot, putonourcoat, saygoodbay и т. д.

      Поэтическая форма речи является эффективным средством педагогического воздействия на внутренний мир ребенка, его мысли и чувства, средством речевого развития и эстетического воспитания. Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для них форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.
Сведения страноведческого характера являются обязательным компонентом обучения на среднем и старшем этапах школьного образования. УМК «Английский с удовольствием» под редакцией М.З.Биболетовой, по которому мы работаем, содержит достаточное количество страноведческих текстов, касающихся географии, культуры, традиций и праздников, известных людей. Старшеклассников особенно интересуют такие темы, как молодежные субкультуры, политические реалии и символы, современная музыка, фестивали. Часто уроки проходят в виде страноведческих викторин, уроков-соревнований, диспутов, ролевых игр. Широкий культурологический фон, создаваемый такими уроками, способствует как приобретению лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, навыки переводческой деятельности, умение работать с фразеологизмами); так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами иноязычной культуры.
Кроме материалов, содержащихся в учебнике, я использую материалы, накопленные мной за годы работы в школе. Это аутентичные тексты по различным темам, газетные статьи, диалоги, письма, стихи, сценки, песни, скороговорки, фразеологизмы, с которыми работаю не только на уроках, но и при подготовке различных внеклассных мероприятий.
В ходе работы со страноведческим материалом дети учатся находить общее и специфическое в культурах страны изучаемого и родного языка; находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках; строить речевое взаимодействие в устной и письменной форме в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом специфики речевой ситуации. Учащиеся не просто заучивают страноведческую информацию, но пытаются анализировать культурные особенности истории, быта, поведения людей в Англии, США и других англоязычных стран.
В процессе чтения и аудирования страноведческих и культуроведческих текстов учащиеся развивают такие важные навыки и умения, как умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать, суммировать информацию, определять отношение разных людей к одним и тем же событиям, явлениям, фактам.
В процессе говорения и письма, а также выполнения упражнений, направленных на развитие данных речевых умений, учащиеся овладевают формулами вежливости, осваивают нормы оформления устных и письменных текстов, соответствующих  ситуации учебного общения.
Таким образом, использование на уроках иностранного языка элементов лингвострановедения способствует повышению мотивации обучаемых, повышая, тем самым, эффективность обучения.

 Список литературы
1. Васильева Л. Деловая переписка на английском языке/Л. Васильева.- М.: Айрис Пресс, 2003.
2. Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого компонента на уроке// Иностранный язык в школе.- 2005.-№5.

  1. 3. Любимцева С.Н. Читаем, говорим, слушаем/ С.Н.Любимцева.-М.: ГИС, 1988
    4.Орехова И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Иностранный язык в школе.- 2004.-№
    5. Солова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам — М Астрель, 2008
    6. Шамов А.Н.  Реализация лингвострановедеческого подхода // Иностранный язык в школе. - 2003.-№6.щ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку

«Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огро...

Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку

В современной методике широко используется лингвострановедческий подход. Понятие лингвострановедения трактуется в современной науке с точки зрения методики иностранного языка и лингвистики....

Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку

В современной методике широко используется лингвострановедческий подход. Понятие лингвострановедения трактуется в современной науке с точки зрения методики иностранного языка и лингвистики....

Лингвострановедческий аспект в процессе обучения английскому языку

Статья по теме "Лингвострановедческий аспект в процессе обучения английскому языку"...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В современном мире с его задачами и возможностями значение образования для человека очень велико, и особую нишу в системе образования занимает изучение иностранных языков. Иностранный язык как дисципл...