Элективный курс по английскому языку "Диалог двух культур"
рабочая программа (8 класс) на тему

Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Требуемый уровень владения английским языком – А2 - В1 по общеевропейской системе уровней владения неродными языками.

           

     Цель данного курса –  сформировать ключевые компетенции учащихся (социально-политическую, информационную, коммуникативную, социокультурную). Данные компетенции способствуют адаптации личности в мировом поликультурном пространстве, и осмыслить свою культурную принадлежность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_angliyskomu_yazyku.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

     Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Требуемый уровень владения английским языком – А2 - В1 по общеевропейской системе уровней владения неродными языками.

        

     Цель данного курса –  сформировать ключевые компетенции учащихся (социально-политическую, информационную, коммуникативную, социокультурную). Данные компетенции способствуют адаптации личности в мировом поликультурном пространстве, и осмыслить свою культурную принадлежность.

        Образовательными задачами курса являются:

  • формирование  целостного представления о Великобритании путем знакомства учащихся  с ее особенностями  географического положения, традициями, вехами исторического развития, литературой и культурой;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся через развитие устной речи: подготовленные и неподготовленные тематические монологические высказывания, диалоги; формирование навыков чтения (просмотрового, поискового, изучающего); аудирования и письма в разных ситуациях общения;
  • углубление знаний о традициях своей страны и осмысление своей культурной принадлежности в сравнении с культурой Великобритании;
  • расширение границ  индивидуального межкультурного опыта;
  • совершенствование умения работать с информацией (добывать, систематизировать и структурировать информацию из различных источников, в том числе использовать Интернет-ресурсы);
  • введение в практику элементов проектной деятельности;
  • развитие компенсирующих (адаптивных) умений;
  • обучение работе с монолингвальным словарем.

     Наряду с образовательными задачами, курс призван решать ряд развивающих и воспитательных задач:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей;
  • формирование потребностей в самостоятельном приобретении знаний;
  • повышение учебной автономии;
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание толерантности - уважительного отношения к обычаям всех стран и народов, и в то же время с некоторой долей критичности.

     Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и дает огромный потенциал для дальнейшего поддержания мотивации учения, стимулирует познавательную активность, а также является мощным фактором личностного развития учащегося.

 

     Программа курса рассчитана на 68 часа. Его можно освоить за один год при условии 2 часа в неделю или за 2 года при 1 часе в неделю.

     Знакомство с культурой страны изучаемого языка всегда было одной из главных задач обучения иностранным языкам, при этом язык выступает в своей прямой функции- средства познания.

     Исходя из реального учебного времени и ситуации, продолжительность прохождения курса может варьироваться в зависимости от особенностей группы учащихся, содержания и формы проведения занятий.

     Несомненным удобством при планировании  является деление на темы. Предложенные учащимся  чередующиеся упражнения на различные виды речевой деятельности, проверяют понимание, закрепляют лексику и грамматику и помогают снять языковые трудности при просмотре видео эпизодов. Каждая тема раздела предполагает самостоятельную работу учащихся, которая проявляется в виде различных докладов, сообщений и проектов.

     Работа на уроке включает несколько этапов:

  • введение в тему (ввод дополнительной информации, повышающее мотивацию  просмотра видео сюжета);
  • преддемострационный (введение новой лексики и обозначение темы);
  • демонстрационный (упражнения, проверяющие детальное понимание текста и направленные на развитие навыков аудирования);
  • последемонстрационный (упражнения и задания, направленные на  развитие навыков чтения, закрепление  новой  лексики и отработку грамматики). Эти упражнения могут быть использованы в качестве домашнего задания. Этот этап также предусматривает работу учащихся с видео скриптом для подготовки к монологическому тематическому высказыванию или озвучиванию видео сюжета;
  • дискуссионный этап (направленный на развитие  устной речи). Этот этап предполагает сопоставление культуры и истории России и Великобритании, а также постановку проблемы, которая  может быть предложена как тема докладов и мини-проектов (составление комплексных карт).

     Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, а также проведение дискуссий, чтение сообщений, озвучивание сюжетов, индивидуальную проектную работу и работу в мини-группах, составление группового проекта.

     В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса рекомендуется второй урок по теме проводить в форе семинаров с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения, широко используя:

  • парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое взаимодействие учащихся;
  • взаимообучение и взаимоконтроль посредством индивидуальных докладов и сообщений, интервью, викторин;
  • активные методы обучения с использованием различных видов игр.

            Данные виды упражнений также применимы для проведения поурочного контроля,  

       которые можно варьировать, используя вопросно-ответные упражнения в устной и  

       письменной форме;  тематические кроссворды для взаимоконтроля.

При изучении  курса обучаемые имеют большие возможности для самостоятельной работы, выполняя разнообразные творческие задания, так как курс побуждает привлекать дополнительный культурологический материал. Особое место отводится работе со словарем.

      Данный элективный курс построен на принципе модульности, т.е. представляет собой кластер отдельных, относительно самостоятельных фрагментов. Каждый модуль построен на одном методическом основании и имеет учебно-методическое сопровождение, направленное на решение коммуникативной задачи.

           Учебно- методическое сопровождение представлено в данном курсе подборкой

    тематических текстов разного характера: статей, интервью, реклам  и т.д., аудио

    записей и видео фильмов.

Итоговая оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью теста, который включает вопросы и задания по основным темам курса. Обязательной является защита проекта по изученной теме: составление «комплексной» карты  Великобритании и исторической шкалы развития страны. Окончательное подведение итогов пройденного курса – защита группового творческого проекта «Лучший туристический маршрут  по Великобритании».

2. Содержание обучения.

       

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Знакомство с Великобританией.

15

Тема 1.Общие сведения. Географическое положение.  Символика.

Тема 2. Генеалогическое древо королевской семьи.

Тема 3. Население Британии. Языки населения. Лингвистическое многообразие Британии.

Тема 4. Расположение страны. Климат. Животный и растительный мир.

Тема 5. Диалоги и поговорки о погоде. Сравнение погодных условий Англии и России.

3

3

3

3

3

Раздел II. Англия.

16

Тема 1. Основные географические, исторические и политические сведения. Особенности культуры.

Тема 2. Район озер – место вдохновения поэтов Англии.

Тема 3. Оксфорд. Оксфордский  университет. Досуг студентов.  

Тема 4. Стратфорд-апон-Эйвон. Жизнь и творчество Шекспира. Театр и культура.

4

4

4

4

Раздел III. Шотландия.

16

Тема 1. Основные географические.  Историческое наследие. Особенности культуры.

Тема 2. Эдинбург – столица и культурный центр Шотландии.

Тема 3.  Шотландское Высокогорье. Шотландские летние игры. Значение спорта для британцев.

Тема 4. Знаменитые Шотландские поэты и писатели: Р. Бернс и В. Скотт.  Особенности британского юмора.

4

4

4

4

Раздел IV.  Уэльс.

6

Тема 1. Геополитическое положение. Проблемы коренного населения.

Тема 2. Традиции и обычаи.

3

3

Раздел V. Досуг. Виды активного отдыха.

15

Тема 1. Галереи и выставки искусства: скульптура, живопись, керамика.

Тема 2. Любимые хобби британцев.

Тема 3. Брайтон – любимое место отдыха королевских особ.

Тема 4. Клубы и пабы.

Тема 5. Британцы и спорт.

Тема 6. Молодежная субкультура.

4

4

3

2

2

Итого:

68

       

3. Требования к подготовке по предмету.

По окончании курса учащиеся должны уметь:


В области аудирования:


1) понимать на слух основное содержание высказываний носителей языка в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, прося уточнить;
2) понимать на слух детальное содержание высказывания в рамках изученной тематики;
3) устанавливать соответствия;
4) выполнять задания с вариантом ответа ”да”, ”нет”;
5) выбирать правильный вариант ответа из предложенных опций;
6) заполнять недостающую информацию.


В области говорения:


1) вести разговор в стандартных ситуациях общения, поддержать его, соблюдая нормы речевого этикета, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свою просьбу, мнение, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
2) рассказать о своей страны и стран изучаемого языка, их достопримечательностях, знаменитых людях и достижениях науки и техники;
3) делать краткие и развернутые сообщения в рамках изученных тем, давать оценку прочитанного, описывать картинку или фотографию, делать сравнительный анализ увиденного или прочитанного;
4) обмениваться мнениями и идеями в ситуативном диалоге;
5) выражать собственное мнение в свободной дискуссии;
6) высказываться по ситуации в монологической форме с использованием описательного языка;
7) инициировать и принимать решения в диалоге дискурсивного характера.


В области чтения и письма:


1) уметь понимать тексты с выражением точки зрения в общем, в деталях, полностью;
2) уметь выполнять письменные коммуникативные задания: писать формальные и неформальные письма, мини- сочинения, отчеты, эссе, анализы, описания, страницы дневника, газетные статьи.
    Для проверки навыков письменной речи учащиеся пишут письменные работы после каждого урока, навыков устной речи – составляют монологи и диалоги в формате ЕГЭ.  

     После каждого цикла проводится обобщающий нетрадиционный урок, на котором учащиеся защищают свои творческие индивидуальные, парные и групповые проекты.

     Для контроля обученности после изучения курса проводится тест, составленный учителем по изученному материалу.. Таким образом, контроль носит постоянный и всесторонний характер.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Оборудование

Раздел 1. Знакомство с Великобританией.

15

Тема 1.Общие сведения. Географическое положение.  Символика.

  1. Введение лексики
  2. Практика чтения с извлечением информации.
  3. Практика монологической речи.

Тема 2. Генеалогическое древо королевской семьи.

  1. Введение лексики.
  2. Использование основных типов речи: описание, рассказ , характеристика.
  3. Диалог- расспрос

Тема 3. Население Британии. Языки населения. Лингвистическое многообразие Британии.

  1. Введение лексики.
  2. Практика монологической речи.
  3. Практика чтения.

Тема 4. Расположение страны. Климат. Животный и растительный мир.

  1. Введение лексики.
  2. Практика аудирования.
  3. Составление  и защита проектов.

Тема 5. Диалоги и поговорки о погоде. Сравнение погодных условий Англии и России.

  1. Поисковое чтение.
  2. Диалог- расспрос
  3. Использование основных типов речи: описание, рассказ .

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

               3

1

1

1

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Карточка

Мультимедийное оборудование

Картинки

Мультимедийное оборудование

Словари

Магнитофон

Раздел II. Англия.

16

Тема 1. Основные географические, исторические и политические сведения. Особенности культуры.

  1. Введение лексики.
  2. Практика использования новой лексики в устной речи.
  3. Практика в монологической речи -описание картинки с использованием отработанной в разделе лексике и  структур.
  4. Составление проектов.

Тема 2. Район озер – место вдохновения поэтов Англии.

  1. Введение лексики и

активизация лексики.

  1. Практика чтения с извлечением информации.
  2. Практика монологической речи.
  3. Практика аудирования

Тема 3. Оксфорд. Оксфордский  университет. Досуг студентов.

  1. Введение лексики.
  2. Работа с монолингвальным словарем.
  3. Озвучивания  видео сюжета.
  4. Совершенствование творческой активности.

Тема 4. Стратфорд-апон-Эйвон. Жизнь и творчество Шекспира. Театр и культура.

  1. Введение лексики.
  2. Развитие навыков письма: краткое изложение содержания текста.
  3. Обучение систематизации, анализу и обобщению материала.
  4. Контроль диалогической речи.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4.

1

1

1

1

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Мультимедийное оборудование

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Магнитофон

Раздел III. Шотландия.

16

Тема 1. Основные географические.  Историческое наследие. Особенности культуры.

  1. Введение лексики.
  2. Поисковое чтение.
  3. Диалог- расспрос
  4. Аудирование с опорой на визуальный источник информации.

Тема 2. Эдинбург – столица и культурный центр Шотландии.

  1. Введение лексики и

активизация лексики.

  1. Практика чтения с извлечением информации.
  2. Практика монологической речи.
  3. Практика аудирования

Тема 3.  Шотландское Высокогорье. Шотландские летние игры. Значение спорта для британцев.

  1. Введение лексики.
  2. Развитие навыков письма: краткое изложение содержания текста.
  3. Обучение систематизации, анализу и обобщению материала.
  4. Практика чтения с извлечением информации

Тема 4. Знаменитые Шотландские поэты и писатели: Р. Бернс и В. Скотт.  Особенности британского юмора.

  1. Введение лексики.
  2. Работа с монолингвальным словарем.
  3. Озвучивания  видео сюжета.
  4. Совершенствование творческой активности. Защита проектов по теме.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Магнитофон

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Раздел IV.  Уэльс.

6

Тема 1. Геополитическое положение. Проблемы коренного населения.

  1. Умение охарактеризовать/описывать культурные особенности региона, анализируя и обобщая информацию, полученную из разных источников.
  2. Практика аудирование с извлечением информации.
  3. Практика чтения.

Тема 2. Традиции и обычаи.

  1. Аудирование с различными видами заданий.
  2.  Развитие навыков поискового чтения. Анализ и обобщение полученной информации.
  3. Практика и  контроль монологической речи.

3

1

1

1

3

1

1

1

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Раздел V. Досуг. Виды активного отдыха.

15

Тема 1. Галереи и выставки искусства: скульптура, живопись, керамика.

  1. Введение лексики.
  2. Развитие навыков подготовленных устных и письменных высказываний.
  3. Практика письма.
  4. Практика использования грамматических навыков в  устной речи.

Тема 2. Любимые хобби британцев.

  1. Обучение устному и письменному подготовленному тематическому высказыванию.
  2. Практика чтения с извлечением информации.
  3. Практика монологической речи.
  4. Практика аудирования

Тема 3. Брайтон – любимое место отдыха королевских особ.

  1. Поисковое чтение
  2. Диалог-опрос.
  3. Практика письменной речи.

Тема 4. Клубы и пабы.

  1. Развитие навыков письма: краткое изложение содержания текста.
  2. Обучение систематизации, анализу и обобщению материала.

Тема 5. Британцы и спорт.

  1. Практика устной речи.
  2. Совершенствование творческой активности. Защита проектов.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

2

1

1

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Магнитофон

Мультимедийное оборудование

Мультимедийное оборудование

Магнитофон

Итого:

68

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аттестационные требования к овладению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения // Иностранные языки в школе .- 1995.- №5.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика, М.: Академия. - 2007.
  3. Гуреева Ю.Ф., Глубокие корни …: Очерки краткой истории Британии. – Обнинск: Титул, 1998.
  4. Иностранные языки  в школе. -  2000. - №2.
  5. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю., Страницы британской истории: Книга для чтения по англ. языку в 7-11 классах. – Обнинск: Титул, 1998.
  6. Колодяжная Л.Н.,  Познакомьтесь: Великобритания. – М.: Рольф, Айрис пресс, 1999.
  7. Кричевская К.С., Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка. – ИЯ в школе. – 1996. - №1
  8.  Методическая Мозаика., Приложение к журналу «ИЯ в школе»., 2006. – №1.
  9.  Ощепкова В.В., Шустилова И.И., О Британии вкратце: Книга для Чтения на англ. языке. – М.: Лист, 1998.
  10. Светлова В.И. Интегративный курс «Иностранный язык и краеведение (история, литература)». – М.: АПКиПРО, 2001.
  11. Соловова Е.Н. Программа учебного курса «Гид-переводчик» 10-11 классы. Английский язык. – М.: Просвещение. – 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по английскому языку "Деловой английский"

Программа элективного курса может быть использована в 9 классе в качестве предпрофильной подготовки по иностранному (английскому) языку....

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...

Элективный курс по английскому языку «Некоторые приёмы перевода научно-медицинской литературы на английский язык» для учащихся 9 классов.

Актуальность:В  условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения...

Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9-10 классов: «Культура Великобритании»

Страноведческое содержание курса призвано расширить представления учащихся о менталитете и культуре британцев.В курс вошли темы, которые не освещались или освещались недостаточно полно в предыду...

Программа элективного курса по английского курса по английскому языку

Программа элективного курса «Учимся писать письма, эссе, сочинения» предназначена для учащихся 10-11-х классов в рамках профильного образования. Данный курс является развивающе-компенсирующим. Практик...

Программа элективного курса по английскому языку «Диалог двух культур» (10-11 класс)

Согласно новым государственным стандартам во 2-11 классам цели обучения английскому языку на старшем этапе общего направления включают: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ...