Пояснительная записка Основная цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в российской школе – развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования. Общий объем элективного курса «Коммуникативная грамматика» составляет 34 часа (1 час в неделю).Срок реализации-1 год. Курс предметно ориентирован, нацелен на формирование интереса к будущей профессии, связанной с использованием языка. На подготовительном этапе было проведено предварительное анкетирование учащихся. Проанализировав его результаты и изучив потребности класса был сделан вывод о необходимости создания программы данного элективного курса. Содержание курса ставит целью обеспечить систематизацию грамматического материала, усвоенного учащимися в предыдущие годы обучения, расширить знания учащихся активно использовать грамматические конструкции в повседневной иноязычной речи. Для повышения уровня образования учащихся предусматривается лекционная форма, практические занятия, выполнение самостоятельных работ, творческие задание, тестирование и т.д. Основная цель курса – предоставить возможность учащимся создать собственную образовательную траекторию, исходя из склонностей и профессиональных предпочтений учащихся. Основные задачи курса: сформировать навыки активного употребления в устной речи и чтении отдельных грамматических явлений, которые учащиеся должны узнавать и понимать при чтении. Решение столь сложных задач невозможно без обучения учащихся технологии языкового самообразования, предполагающего довольно высокий уровень владения языковыми структурами, сформированными грамматическими знаниями, а также обучение способности к самонаблюдению за своим языковым развитием.
Содержание грамматического контроля. Формы, методы и приемы обучения. Формы контроля. Элективный курс «Коммуникативная грамматика предусматривает углубленное изучение следующих грамматических понятий и явлений: - Артикли.
- Инфинитив. Герундий. (too/enough).
- Страдательный залог.
- Предлоги (места и времени).
- Модальные глаголы.
- Условные предложения.
- Придаточные определительные предложения.
- Условные предложения.
- Вопросительные предложения.
- Употребление времен.
Во время усвоения курса запланировано обратить особое внимание на употребление видовременных форм английского глагола, сформировать четкое понятие о времени (Past/Present/Future) и дать дополнительные сведения о четырех характеристиках действия (Simple/Progressive/Perfect/Perfect Progressive), присущих мышлению носителей языка. В изучении любого иностранного языка особенную сложность представляет овладение типовыми речевыми моделями, необходимыми в повседневном общении. Данный курс помогает овладеть определенным словарным запасом и оптимальным набором выражений, используемых в ситуациях ежедневного общения. Всего представлено 10 тем: 1.Квартира. 2.Гостиница. 3.Еда. 4.Путешествие. 5.Досуг. 6.Покупки. 7.Город и транспорт. 8.Бытовые услуги. 9.Деньги. 10.Расходы и доходы. На протяжении изучения каждой темы грамматики планируется выполнение разнообразных лексико-грамматических упражнений, составление и драматизация диалогов на основе пройденного грамматического материала, изучение и декламация стихотворений английских и американских поэтов, где встречаются изучаемые грамматические явления. Это способствует развитию навыков чтения поэтических произведений, активизации грамматических структур, выведении их в устную речь, отработке произносительных навыков и выразительному чтению.
Формы, методы и приемы обучения № | Методы обучения | Приемы |
| Презентация - Знакомство с новой лексикой.
- Знакомство с новой темой
| - Объяснение; - Слушание, повторение, запись; - Самостоятельное изучение материала |
| Тренировка | -Словарный диктант; - Ответы на вопросы; -Чтение и понимание; -Групповая, парная, фронтальная работа |
| Практика | -Ролевые игры и сюжетные ситуации |
| Методы коммуникативного и интерактивного общения, мотивационные материалы | -Обсуждение изучаемой темы; -Парная работа; -Устная презентация; - Аудирование видео и аудио сюжетов; -Драматизация |
На протяжении всего курса будет осуществляться текущий, периодический и итоговый контроль.
Формы контроля
Тест | - в конце каждой темы | Устные ответы по теме | - на каждом уроке | Письменные ответы | - на каждом уроке в виде грамматических упражнений, а также при выполнении домашнего задания | Письменная работа | - при презентации лексики по каждой теме |
Требования к практическому владению английским языком к концу элективного курса Обучение построено по коммуникативному принципу и знакомит с основными ситуациями повседневного общения как за рубежом, так и при приеме иностранных гостей у себя в стране. Способ обучения разговорной речи через овладение диалогами-образцами и готовыми речевыми формулами помогает успешно общаться в иноязычной среде в стандартных ситуациях уже с самого начала курса. После окончания элективного курса учащиеся должны продемонстрировать: а) Бикультурные умения б) Социокультурные способности. Учащиеся должны: - Иметь сформированные общеучебные навыки; -Знать социокультурные особенности поведения представителей народов-носителей языка, что служит основой для общения с людьми разных культур в различных стандартных и нестандартных реальных ситуациях: -Уметь правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме; -Уметь пользоваться справочной литературой, словарями и глоссариями; -Уметь выражать свою точку зрения на основе изученного или прочитанного; -Уметь работать самостоятельно и заниматься самообразованием.
Тематическое планирование элективного курса «Коммуникативная грамматика» Количество учебных недель: 34 Количество часов в неделю: 1 Всего часов: 34 № | Тема | Вид работы | Часы | 1. | Артикль. Город и транспорт. | Лексико-грамматический тренинг. Составление диалогов. Тест | 3 часа | 2. | Инфинитив. Герундий. Too/enough. Квартира. | Выполнение грамматических упражнений. Коммуникативный тренинг. Тест | 3 часа | 3. | Страдательный залог. Гостиница. | Практикум в употреблении. Выполнение упражнений коммуникативной направленности. Тест. | 3 часа | 4. | Предлоги. Еда | Практикум в употреблении. Составление диалогов. Тест. | 3 часа |
5. | Модальные глаголы. Путешествие | Практикум в употреблении. Коммуникативный тренинг. Тест. | 3 часа | 6. | Условные предложения. Досуг. | Выполнение тренировочных упражнений. Составление диалогов. Тест. | 3 часа | 7. | Придаточные определительные предложения. Доходы и расходы. | Лексико-грамматический тренинг. Выполнение упражнений коммуникативной направленности. Тест. | 3 часа | 8. | Условные предложения. Бытовые услуги. | Выполнение тренировочных упражнений. Коммуникативный тренинг. Тест | 3 часа | 9. | Вопросительные предложения. Деньги | Лексико-грамматический тренинг. Составление диалогов. Тест. | 3 часа | 10. | Употребление времен. Покупки. | Практикум. Выполнение упражнений коммуникативной направленности. Тест. | 3 часа | 11. | Повторение. | Лексико-грамматический тренинг. | 1 час | 12. | Итоговое занятие. | Тест | 1 час |
№ п/п | Дата | Тема, что пройдено | Вид работы | Прим. | 1. |
| Вводная беседа «Английский язык в современном обществе». | Беседа. |
| 2. |
| Входной контроль. | Тест |
| 3. |
| Анализ работ. | Лексико-грамматичес кий тренинг. |
| 4. |
| Артикль. | Лексико-грамматичес кий тренинг. |
| 5. |
| Работа с лексикой по т. «Город и транспорт» | Составление диалогов. |
| 6. |
| Тест .Анализ работ. | Тест |
| 7. |
| Безличные формы глагола (инфинитив, герундий, причастие) | Лексико-грамматичес кий тренинг. |
| 8. |
| Too,enough особенности употребления. | Выполнение граммати ческих упражнений. |
| 9. |
| Работа с лексикой по т. «Квартира».Тест.Анализ работ. | Коммуникативный тренинг. Тест |
| 10. |
| Работа с лексикой по т. «Гостиница» | Практикум в употреблении. |
| 11. |
| Страдательный залог. | Выполнение упражне ний коммуникативной направленности |
| 12. |
| Тест. Анализ работ. | Тест |
| 13. |
| Работа с лексикой по т . «Еда» | Практикум в употреблении. |
| 14. |
| Предлоги. | Составление диалогов. |
| 15. |
| Тест. Анализ работ. | Тест |
| 16. |
| Модальные глаголы и их эквиваленты. | Практикум в употреблении. |
| 17. |
| Работа с Л.Е. по т. «Путешествие » | Коммуникативный тренинг. |
| 18. |
| Тест. Анализ работ. | Тест. |
| 19. |
| Условные предложения(I,II,III типы) | Выполнение трениро вочных упражнений. |
| 20. |
| Работа с Л.Е. по т. «Досуг. Хобби» | Составление диалогов. |
| 21. |
| Тест. Анализ работ. | Тест. |
| 22. |
| Придаточные определительные предложения. | Лексико-грамматичес кий тренинг. |
| 23. |
| Работа с лексикой по теме «Доходы и расходы» | Выполнение упражне ний коммуникативной направленности |
| 24. |
| Тест. Анализ работ. | Тест. |
| 25. |
| Условные предложения (0,4, смешанный типы) | Выполнение трениро вочных упражнений. |
| 26. |
| Работа с Л.Е. по т. «Бытовые услуги». | Коммуникативный тренинг. |
| 27. |
| Тест. Анализ работ. | Тест. |
| 28. |
| Вопросительные предложения. | Лексико-грамматичес кий тренинг. |
| 29. |
| Работа с лексикой по т. «Деньги». | Составление диалогов. |
| 30. |
| Тест. Анализ работ. | Тест. |
| 31. |
| Употребление видовременных форм. | Практикум. |
| 32. |
| Работа с Л.Е. по т. «Покупки» | Выполнение упражне ний коммуникативной направленности. |
| 33. |
| Тест. Анализ работ. | Тест. |
| 34. |
| Итоговое занятие.Повторение.Рефлексия. | Лексико-грамматичес кий тренинг. |
|
Литература: 1. V. Evans Round-up 4 2. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Изд. Macmillan 3. Соловова Е.Н., Солокова И.Е “Russian state exam Maximiser” “Longman” 4. Ю. Голицынский “Грамматика. Сборник упражнений» |