ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
методическая разработка на тему

Бакирова Эндже Фаритовна

Обучение аудированию в контексте требований ФГОС предполагает овладение личностными, метапредметными и предметными результатами. Обучение аудированию состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. При обучении требований в контексте  ФГОС необходимо учитывать следующее: 1. задание должно строиться на реальной жизненной ситуации; 2. каждый вид языковой деятельности должен развивать те или иные навыки аудирования; 3. уровень сложности текста должен соответствовать поставленной задаче; 4. итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требования воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Целью ФГОС нового поколения является формирование у учащихся потребности изучения ИЯ и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения ИЯ и родного языка как средства познания и общения в современном мире.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, целью которого является развитие личности учащегося. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути

При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться и играет очень важную роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В системе навыков речевой деятельности в наиболее тесной связи находятся аудирование и говорение, обуславливая взаимное развитие в процессе изучения иностранного языка. Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Очень часто именно несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения общения. Поэтому остановимся именно на формировании аудитивных навыков в контексте ФГОС.

Овладение аудированием дает возможность формировать совокупность УУД. Обучение аудированию с учётом требований ФГОС предполагает овладение: личностными, метапредметными, предметными результатами.

Личностные результаты

- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми.Личностными результатами

Метапредметные результаты

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; - расширение общего лингвистического кругозора школьника; - развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; - формирование мотивации к изучению иностранного языка;

Предметные результаты

- приобретение навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого поведения; - освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; - сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Исходя из того, что одним из требований ФГОС является социализация, для аудирования лучше всего выбирать реальные тексты, максимально приближенные к жизненным ситуациям.

Работа с аудиотекстом предусматривает три этапа:

1. PRE- listening –подготовительный этап, являющийся одним из наиболее важных и позволяющий активизировать мыслительную деятельность ученика по определенному направлению, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием. Основная цель этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста, а также направление внимания учащихся на дальнейшее прослушивание аудио материала. В ходе этапа PRE-listening необходимо соблюдать следующую последовательность заданий: 1) установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь, попросить учеников сформулировать собственные цели аудирования данной информации, в случае необходимости помочь обучающимся в постановке верной цели; 2) познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. С учётом требований ФГОС, это можно сделать, используя беспереводной способ семантизации слова, для того, чтобы ученик самостоятельно догадался о значении; 3) вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего прослушиваемого материала на личном опыте; 4) прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойти речь, как могут развиваться события.  

Примерами заданий предтекстового этапа могут служить следующие: работа с картинками, картами, графиками, диаграммами; повторение лексико-грамматического материала; чтение отрывка текста на тему аудирования; создание семантических групп; предсказание содержания аудируемого текста;

2. Следующий этап WHILE-listening- текстовый, необходим для того, чтобы снять трудности вовремя аудирования, заострить внимание на каких-то важных моментах и научить слышать именно нужную информацию. Данный этап можно разделить на две части: 1. Listening for gist, или аудирование для понимания общего содержания текста, без концентрации внимания на конкретных деталях. После первого прослушивания можно попросить обучающихся обменяться карточками и произвести взаимооценку верности или неверности догадок, сделанных в процессе PRE-listening.

2. Listening for specific information, или аудирование для понимания определённых деталей текста. На данном этапе можно использовать такие задания, как: True /False questions; multiple-choice questions; form filling. Следует также учитывать, что, исходя из требований ФГОС, задания могут быть дифференцированными.

Примеры заданий текстового этапа: аудирование со зрительными опорами; заполнение таблиц, составление графиков, схем; следование пути на карте; соответствие, множественное соответствие; аудирование с пониманием основного содержания; заполнение пропусков в предложениях, тексте; выбор ответа из ряда предложенных; исправление ошибок; выбор между официальным и неофициальным стилями и т. д.

3. Заключительный этап-(Post-listening) включает контроль понимания прослушанного текста. Цель данного этапа суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний, презентаций, инсценировки диалогов и т.д.    Он необходим для развития навыков устной и письменной речи на основе прослушанного текста. Учащиеся учатся интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в тексте информацию, высказывать свое мнение по проблеме, ставить собственные проблемные вопросы по затронутой в тексте теме. Итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь: в какой мере задание и стратегии, отобранные для его решения, способствовали развитию навыков восприятия устной речи.

Предлагаем пример работы над аудиотекстом: 

Учитель делит учащихся на группы в зависимости от количества учеников. Учащиеся должны будут прослушать семь несвязанных между собой текстов (диалогов и монологов). Учащиеся получат семь вопросов, к каждому из которых будут предложены по три картинки, т. е. по три варианта, один из которых является верным ответом к тексту.

На подготовительном этапе учитель раздает учащимся семь картинок, выбирая по одной из каждой группы. Таким образом, слушателям предъявляется одна картинка из каждой серии. Причем изображение, может являться как правильным, так и неправильным ответом к тексту.

Учитель просит учащихся, опираясь на картинки, спрогнозировать содержание текстов. Можно предложить слушающим задать вопросы к иллюстрациям.

На текстовом этапе (WHILE-listening) учащимся предлагается прослушать тексты, распределив картинки в той последовательности, в которой они услышат тексты. После этого им можно сообщить, что некоторые картинки являются неверным ответом к прослушанным текстам    (либо они догадаются об этом сами) и предлагается определить, какие. Учащиеся обсуждают в группах. Затем участникам аудирования раздаются листы, где к каждому вопросу предъявляются по три картинки.  Ученики слушают все семь текстов во второй раз, выбирая правильный ответ.

На заключительном этапе (POST-listening), учащиеся обсуждают, верно ли они спрогнозировали содержание текстов до прослушивания и удалось ли им, непосредственно после первого раза, определить какие же из вариантов иллюстраций, являлись верным или неверным ответом к каждому из семи вопросов. Можно предложить ответить на ряд вопросов к каждой ситуации или разыграть одну из ситуаций.  Каждый участник аудирования должен дать себе четкий ответ на вопрос "Чему я сегодня научился, выполнив задание, и какие из использованных стратегий мне в этом помогли?»

Подведем итоги:

При обучении аудированию в контексте требований ФГОС необходимо учитывать следующее:

Задание должно строиться на основе реальной жизненной ситуации и давать обучающемуся представление о том, какого рода информацию он будет воспринимать, и что он должен с ней делать собственно перед началом аудирования.

Каждый вид языковой деятельности должен развивать те или иные навыки аудирования: идентификацию структурных элементов устного сообщения: звуков, родственных слов, морфологических особенностей; определение темы сообщения, типа текста, контекста сообщения; определение главной мысли сообщения; определение второстепенных деталей в сообщении; воспроизведение сообщения в устной или письменной форме.

Уровень сложности текста для аудирования должен соответствовать поставленной задаче: желательно, чтобы текст имел четкую логическую структуру. (хронологический порядок событий, соблюдение принципа от главного к второстепенному);  слушателям должны быть знакомы социо-культурные особенности текста (в противном случае могут возникнуть существенные трудности его понимания); темп речи и четкость дикции должны соответствовать уровню имеющихся навыков аудирования у учащихся или слегка превышать их; объекты аудирования должны четко отличаться друг от друга для облегчения понимания сообщения (врач-пациент, репортер-прохожий; мужской-женский голос): желательно наличие зрительных опор, способствующих пониманию сообщения (картинки, карты, схемы). Заданию по аудированию должны предшествовать предтекстовые задания. Текстовые задания должны соответствовать постановке задания, цели аудирования и уровню учащихся. Знание цели аудирования помогает учащимся отбирать стратегии, требуемые для выполнения конкретного задания. Итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь: в какой мере задание и стратегии, отобранные для его решения, способствовали развитию навыков восприятия устной речи. Учащийся должен дать себе четкий ответ на вопрос "Чему я сегодня научился, выполнив задание, и какие из использованных стратегий мне в этом помогли?" 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию с учетом Требований ФГОС

Обучение аудированию с учетом требований ФГОС...

Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО

Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»...

Обучение аудированию с учетом требований ФГОС

При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться. Совершенствуя умение воспринимать на слух иностранную речь, мы помог...