ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
методическая разработка на тему
Обучение аудированию в контексте требований ФГОС предполагает овладение личностными, метапредметными и предметными результатами. Обучение аудированию состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. При обучении требований в контексте ФГОС необходимо учитывать следующее: 1. задание должно строиться на реальной жизненной ситуации; 2. каждый вид языковой деятельности должен развивать те или иные навыки аудирования; 3. уровень сложности текста должен соответствовать поставленной задаче; 4. итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требования воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.
Целью ФГОС нового поколения является формирование у учащихся потребности изучения ИЯ и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения ИЯ и родного языка как средства познания и общения в современном мире.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, целью которого является развитие личности учащегося. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути
При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться и играет очень важную роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В системе навыков речевой деятельности в наиболее тесной связи находятся аудирование и говорение, обуславливая взаимное развитие в процессе изучения иностранного языка. Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Очень часто именно несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения общения. Поэтому остановимся именно на формировании аудитивных навыков в контексте ФГОС.
Овладение аудированием дает возможность формировать совокупность УУД. Обучение аудированию с учётом требований ФГОС предполагает овладение: личностными, метапредметными, предметными результатами.
Личностные результаты
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; - осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми.Личностными результатами
Метапредметные результаты
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; - расширение общего лингвистического кругозора школьника; - развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; - формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Предметные результаты
- приобретение навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого поведения; - освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; - сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.
Исходя из того, что одним из требований ФГОС является социализация, для аудирования лучше всего выбирать реальные тексты, максимально приближенные к жизненным ситуациям.
Работа с аудиотекстом предусматривает три этапа:
1. PRE- listening –подготовительный этап, являющийся одним из наиболее важных и позволяющий активизировать мыслительную деятельность ученика по определенному направлению, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием. Основная цель этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста, а также направление внимания учащихся на дальнейшее прослушивание аудио материала. В ходе этапа PRE-listening необходимо соблюдать следующую последовательность заданий: 1) установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь, попросить учеников сформулировать собственные цели аудирования данной информации, в случае необходимости помочь обучающимся в постановке верной цели; 2) познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. С учётом требований ФГОС, это можно сделать, используя беспереводной способ семантизации слова, для того, чтобы ученик самостоятельно догадался о значении; 3) вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего прослушиваемого материала на личном опыте; 4) прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойти речь, как могут развиваться события.
Примерами заданий предтекстового этапа могут служить следующие: работа с картинками, картами, графиками, диаграммами; повторение лексико-грамматического материала; чтение отрывка текста на тему аудирования; создание семантических групп; предсказание содержания аудируемого текста;
2. Следующий этап WHILE-listening- текстовый, необходим для того, чтобы снять трудности вовремя аудирования, заострить внимание на каких-то важных моментах и научить слышать именно нужную информацию. Данный этап можно разделить на две части: 1. Listening for gist, или аудирование для понимания общего содержания текста, без концентрации внимания на конкретных деталях. После первого прослушивания можно попросить обучающихся обменяться карточками и произвести взаимооценку верности или неверности догадок, сделанных в процессе PRE-listening.
2. Listening for specific information, или аудирование для понимания определённых деталей текста. На данном этапе можно использовать такие задания, как: True /False questions; multiple-choice questions; form filling. Следует также учитывать, что, исходя из требований ФГОС, задания могут быть дифференцированными.
Примеры заданий текстового этапа: аудирование со зрительными опорами; заполнение таблиц, составление графиков, схем; следование пути на карте; соответствие, множественное соответствие; аудирование с пониманием основного содержания; заполнение пропусков в предложениях, тексте; выбор ответа из ряда предложенных; исправление ошибок; выбор между официальным и неофициальным стилями и т. д.
3. Заключительный этап-(Post-listening) включает контроль понимания прослушанного текста. Цель данного этапа суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний, презентаций, инсценировки диалогов и т.д. Он необходим для развития навыков устной и письменной речи на основе прослушанного текста. Учащиеся учатся интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в тексте информацию, высказывать свое мнение по проблеме, ставить собственные проблемные вопросы по затронутой в тексте теме. Итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь: в какой мере задание и стратегии, отобранные для его решения, способствовали развитию навыков восприятия устной речи.
Предлагаем пример работы над аудиотекстом:
Учитель делит учащихся на группы в зависимости от количества учеников. Учащиеся должны будут прослушать семь несвязанных между собой текстов (диалогов и монологов). Учащиеся получат семь вопросов, к каждому из которых будут предложены по три картинки, т. е. по три варианта, один из которых является верным ответом к тексту.
На подготовительном этапе учитель раздает учащимся семь картинок, выбирая по одной из каждой группы. Таким образом, слушателям предъявляется одна картинка из каждой серии. Причем изображение, может являться как правильным, так и неправильным ответом к тексту.
Учитель просит учащихся, опираясь на картинки, спрогнозировать содержание текстов. Можно предложить слушающим задать вопросы к иллюстрациям.
На текстовом этапе (WHILE-listening) учащимся предлагается прослушать тексты, распределив картинки в той последовательности, в которой они услышат тексты. После этого им можно сообщить, что некоторые картинки являются неверным ответом к прослушанным текстам (либо они догадаются об этом сами) и предлагается определить, какие. Учащиеся обсуждают в группах. Затем участникам аудирования раздаются листы, где к каждому вопросу предъявляются по три картинки. Ученики слушают все семь текстов во второй раз, выбирая правильный ответ.
На заключительном этапе (POST-listening), учащиеся обсуждают, верно ли они спрогнозировали содержание текстов до прослушивания и удалось ли им, непосредственно после первого раза, определить какие же из вариантов иллюстраций, являлись верным или неверным ответом к каждому из семи вопросов. Можно предложить ответить на ряд вопросов к каждой ситуации или разыграть одну из ситуаций. Каждый участник аудирования должен дать себе четкий ответ на вопрос "Чему я сегодня научился, выполнив задание, и какие из использованных стратегий мне в этом помогли?»
Подведем итоги:
При обучении аудированию в контексте требований ФГОС необходимо учитывать следующее:
Задание должно строиться на основе реальной жизненной ситуации и давать обучающемуся представление о том, какого рода информацию он будет воспринимать, и что он должен с ней делать собственно перед началом аудирования.
Каждый вид языковой деятельности должен развивать те или иные навыки аудирования: идентификацию структурных элементов устного сообщения: звуков, родственных слов, морфологических особенностей; определение темы сообщения, типа текста, контекста сообщения; определение главной мысли сообщения; определение второстепенных деталей в сообщении; воспроизведение сообщения в устной или письменной форме.
Уровень сложности текста для аудирования должен соответствовать поставленной задаче: желательно, чтобы текст имел четкую логическую структуру. (хронологический порядок событий, соблюдение принципа от главного к второстепенному); слушателям должны быть знакомы социо-культурные особенности текста (в противном случае могут возникнуть существенные трудности его понимания); темп речи и четкость дикции должны соответствовать уровню имеющихся навыков аудирования у учащихся или слегка превышать их; объекты аудирования должны четко отличаться друг от друга для облегчения понимания сообщения (врач-пациент, репортер-прохожий; мужской-женский голос): желательно наличие зрительных опор, способствующих пониманию сообщения (картинки, карты, схемы). Заданию по аудированию должны предшествовать предтекстовые задания. Текстовые задания должны соответствовать постановке задания, цели аудирования и уровню учащихся. Знание цели аудирования помогает учащимся отбирать стратегии, требуемые для выполнения конкретного задания. Итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь: в какой мере задание и стратегии, отобранные для его решения, способствовали развитию навыков восприятия устной речи. Учащийся должен дать себе четкий ответ на вопрос "Чему я сегодня научился, выполнив задание, и какие из использованных стратегий мне в этом помогли?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению "Обучение аудированию с учётом требований ФГОС на примере УМК С.Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой «Английский язык» 2 класс (изд-во Москва Академкнига 2012г.)"
Наглядная презентация у выступлению на методическом объединении 2013...

Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО
Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»...
Обучение аудированию с учетом требований ФГОС
При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться. Совершенствуя умение воспринимать на слух иностранную речь, мы помог...

Проектирование урока русского языка с учетом требований ФГОС с использованием предметно-ориентированных технологий обучения
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ...

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"
Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...

Реализация программы по технологии с учетом требований ФГОС в условиях совместного обучения девочек и мальчиков
Реализация программы по технологии с учетом требований ФГОС....