Проектирование урока русского языка с учетом требований ФГОС с использованием предметно-ориентированных технологий обучения
проект по русскому языку (10 класс) на тему

Ермакова Наталья Владимировна

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx73.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №17»

г.о. Электросталь

 ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

«Проектирование урока русского языка с учетом требований ФГОС с использованием предметно-ориентированных технологий обучения»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение: обоснование выбора темы, актуальность, цель и задачи работы, ее практическая значимость, обзор литературы по рассматриваемой проблеме и подходам к ее решению.

II.        Основное содержание:

  • теоретико-методологические основания и методическая разработка по теме урока с обоснованием выбора той или иной технологии,
  • анализ предложенного урока, включающий описание деятельности учеников и оценку эффективности используемой методики.
  1. Вывод
  2. Библиография

ВВЕДЕНИЕ.

Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?  Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Задача учителя достаточно сложная.  С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика,  создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия,   воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

На реализацию этих задач направлен ФГОС нового поколения, который формулирует определенные требования к организации учебной деятельности. Педагоги должны применять новые принципы обучения русскому языку в контексте ФГОС: принцип индивидуализации обучения; принцип дифференцированного подхода; принципы развивающего обучения; принцип речевой и коммуникативной направленности – принцип единства языка речи; контекстный принцип анализа языковых единиц; принципы преемственности и перспективности; принцип связи теории с практикой, принцип взаимосвязанности различных разделов русского языка.

В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   инновационных технологий обучения.  

Чем же отличаются современные технологии от традиционных способов обучения? В основном методисты, учитывая практические проблемы преподавания русского языка, шли в направлении внедрения современных методов и форм обучения в традиционную структуру урока. Но эффективность работы учителя русского языка складывается не только из привычных ЗУНов, работа предметника направлена на развитие личностных качеств учащихся.

Для того чтобы развивать на уроке русского языка личностные качества, учитель должен превратить учебный процесс в целом и урок в средство развития при помощи специальных образовательных технологий, характеризующихся следующими параметрами:

- универсальность (технология должна быть применима на всех этапах обучения);

- интенсивность (технология должна усиливать процесс развития);

- результативность (технология должна позволять учителю получать результаты развития – личностные качества – в процессе преподавания);

- многоплановость (технология должна способствовать развитию практически всех вышеназванных личностных качеств).

В настоящее время существует большое количество педагогических (дидактических) технологий, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся:

- личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, др.);

- технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, опорные конспекты Ю.С.Меженко);

- технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации, технология программированного обучения, система КСО – коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов – групповой опрос, смотр заданий, учебная встреча, диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.);

- технологии, основанные на дидактическом усовершенствовании и реконструировании учебного материала («школа диалога культур» В.С.Библера и С.Ю.Курчанова, технология укрупнения дидактических единиц - методика УДЕ - П.М.Эрдниева, система М.Б.Воловича);

- частно-предметные педагогические технологии (эффективные уроки А.А.Окунева);

- технологии развивающего обучения (классно-урочные система Л.В.Занкова, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко);

- авторские школы (школа адаптирующей педагогики Е.А.Ямбурга – Б.А.Бройде, школа самоопределения А.Н.Тубельского, «Русская школа»).

Какие же основные педагогические технологии нашли свое место и прочно утвердились на уроках русского языка? Прежде всего, это предметно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.

Учитель, работающий в рамках одной из предметно-ориентированных технологий, например технологии уровневой дифференциации, или концентрированного обучения, или вузовской технологии обучения в школе, руководствуется системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета. А содержание образования, как нам известно, на теоретическом уровне состоит из знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

Учитель всегда должен осознавать, какую функцию выполняет тот или иной элемент знания, насколько он обязателен в данном курсе, разделе, теме. При этом учитываются специфика предмета и возрастные особенности учащихся.

В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились вузовские технологии: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

Цель работы: рассмотреть особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфику.

Задачи:

  • познакомиться  с типологией школьных лекций
  • составить конспект урока по русскому языку с применением вузовских технологий преподавания русского языка  с учётом требований ФГОС.
  • выполнить анализ урока русского языка с точки зрения требований ФГОС ООО.

Практическая значимость работы: рассмотренные  основные из используемых в современной школе при преподавании русского языка вузовских педагогических технологий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, - позволят сделать вывод о несомненной их ценности в плане обеспечения мыслительной активности каждого ученика, развития самостоятельности школьника, повышения для него авторитета знаний.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились предметно-ориентированные  технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др. 
Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». 
            Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую: 
I. Актуализация темы, определение задания. 
II. Слушание лекции учителя (20–30 минут). 
III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя. 
IV. Обсуждение выполнения заданий. 
V. Подведение итогов. 
VI. Рекомендация дополнительной литературы. 
           В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью. 
          Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской. 
Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков. 
Школьное семинарское занятие обычно состоит: 
1) из вступительного слова учителя; 
2) сообщений учащихся; 
3) обсуждения сообщений; 
4) подведения итогов семинара. 
Виды семинаров 
Семинар– развернутое собеседование 
Семинар-диспут 
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся 
Семинар-обсуждение докладов и рефератов 
Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления. 
Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны. 
Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута. 
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения. 
В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку и литературе 
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. 
Схема урока-практикума может быть такой: 
1. Повторение теоретических сведений по проблеме. 
2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.). 
3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам. 
4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику. 
5. Задание на дом. 
Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся. 
Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме: 
1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами. 
2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд. 
3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика. 
4. Подведение итогов урока. 
           Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка и литературы – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, – мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний 

      Представляю технологическую карту урока-практикума по русскому языку в 10 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему: «Простое осложнённое предложение».

Технологическая карта урока 
Ф.И.О. Ермакова Н.В.
Предмет: русский язык
Класс:10а
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Тема

 Простое осложнённое предложение

Цель

 Систематизация и обобщение знаний по теме «Простое осложнённое предложение»

Задачи

Образовательные: повторить и углубить знания уч-ся по теме «Простое осложнённое предложение».
Развивающие: совершенствовать навыки выполнения КИМов ЕГЭ  по данной теме ;раскрыть роль  данных синтаксических конструкций  в текстах разных стилей речи
Воспитательные: прививать любовь к родному языку ,чуткость к образному родному слову

УУД

  • ЛичностныеУУД: умение объективно оценивать работу товарища; оказывать ему помощь в учёбе; морально поддерживать его.
  •  Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задач, осуществлять действия по реализации плана, соотнести результат деятельности с целью и оценить его..
  • Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций, аргументировать свою точку зрения, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, понимая их позицию.
  • Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; самостоятельно отбирать информацию, полученную из различных источников( (справочники, пособия, сеть Интернет)

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: простое осложнённое предложение и правила постановки знаков препинания в нём.
  • Уметь: находить данные конструкции в текстах различных стилей речи,определять их функцию, правильно выполнять задания ЕГЭ по данной теме.

Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Метапредметные:  умение работать с различными источниками информации, в том числе сетью Интернет; умение отбирать нужную информацию, анализировать её, обобщать, делать выводы; делать презентацию, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  проводить научную конференцию.

Основные понятия

 Двусоставные и односоставные предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения

Межпредметные связи

 литература

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Научная литература(справочники, пособия, учебник)

Сеть Интернет, произведения отечественной литературы

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная

Технология

 Нестандартный урок-конференция (вузовская)

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

  Предметные

УУД

Организационный этап

Настраиваются на плодотворную работу

Мотивирует уч-ся на позитивный настрой в работе

 Представьте, что мы с вами находимся на пушкинском празднике поэзии. Что вы почувствовали? (Восторг. восхищение) Давайте на такой высокой ноте и начнём нашу работу.

Мотивация к учёбе-Л

Постановка уч-ся цели урока как собственной учебной задачи.
Время: 2 мин

 Ставят самостоятельно цели и задачи данного урока

 Корректирует цели и задачи, создаёт проблемную ситуацию.

 

 

  «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение…  И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».                                      

Совершенствовать навыки определения темы и целей урока, планирования деятельности.

 Целеполагание-регулятивные.

Планирование-регулятивные.

Формулирование проблемы-познавательные

Обобщение и систематизация знаний.

Защита проектов-выступления уч-ся

Время:30 мин.
Цель: совершенствовать навыки речевого общения, построения устного речевого высказывания

 Выступления уч-ся с защитой своих проектов.

Вопросы товарищам..Оценивание работ уч-ся

 Задаёт вопросы, корректирует вопросы уч-ся, адресованные товарищам; помогает оценить работу каждого ученика.

 Темы проектов.

1.Односоставные предложения и их роль в поэтических текстах.  (Алексеева  А.)

2.Обособленные члены предложения и их роль в художественном стиле речи. (Серегин А.)

3. Вводные и вставные конструкции, их отличие и роль в текстах разных стилей речи. (Купцова О.)        

4. Роль однородных членов предложения в текстах разных стилей речи. (Птушкин Д.)

5.Обращение и его роль в художественном  стиле речи. (Власов И.)

Совершенствовать навыки защиты проектной деятельности, построения речевого высказывания, оценки деятельности своей и товарищей.

Извлечение информации для решения учебной задачи-П.

 Построение речевого высказывания-К.

Использование средств ИКТ-Р

Переработка информации для создания нового продукта-П

Оценка уч-ся результатов проекта-Р

Умение самостоятельно работать-Р

Использование информации в проектной деятельности под руководством учителя-П

Здоровьесберегающий момент

Время:1мин

Уч-ся проводят физкультминутку (после 2-х выступлений)

Учитель проводит физкультминутку

Звучит музыка: под музыку уч-ся делают гимнастику для глаз.

Личностные

Закрепление изученного материала.

Мини-сочинение

Время: 3мин.

Уч-ся пишут по мини-тексту небольшое сочинение ( по аналогии с сочинением на ЕГЭ) с грам-м заданием-использовать вводные конструкции.

Один ученик пишет работу на интерактивной доске, затем работа высвечивается на экране и прочитывается.

Учитель на карточках каждому даёт текст.

Задание: прочитайте текст, определите его проблему, используя вводные конструкции, дайте письменный комментарий к сформулированной проблеме.

  Я не боюсь, что люди перестанут читать или, тем более, писать. В одной Америке 8 миллионов блогеров истерически строчат заметы на полях своей нехитрой жизни. Не верю я и в полную ликвидацию книги, ибо не могу себе представить ничего более удобного: дёшево, сердито и без батареек.

  Более того, я не вижу трагедии и в том, что электронная книга вскоре оторвётся от бумажного оригинала и начнёт самостоятельную жизнь на экране каждого компьютера. Вспомним, что литература, причём лучшая- от фольклора до Гомера, умела обходиться не только без книг, но даже без письменности. Поэтому во всех грядущих переменах меня, собственно, страшит не столько смерть книги, сколько её последствия -будущая судьба самого чтения.

ГЕНИС Александр Александрович, русский американский писатель.

Совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения.

Умение выделять главную информацию-П,

Умение определять проблему текста и авторский комментарий-П

Умение излагать свои мысли в письменной форме-К.

Умение работать на интерактивной доске-Р

Контроль
Время:5 мин.
Цель: проверить знания уч-ся по темам проектов.

 Уч-ся  выполняют тест по теме «Простое осложнённое предложение.»

 

 Следит за выполнением тестов.

 

 Тесты по темам:

1.Односоставные предложения.

2 Обращение.

3.Однородные члены предложения.

4.Вводные конструкции.

5.Обособленные члены предложения.

Совершенствовать навыки выполнения заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку по теме «Простое осложнённое предложение»

 Умение самостоятельно работать с мобильным классом-Р

Рефлексия 
Время:2 мин.
Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Уч-ся подводят итоги конференции, делают выводы.

Учитель помогает сделать выводы по итогам конференции.

 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

Александр Александрович Реформатский)

Как вы понимаете слова Реформатского?

К какому заключению мы пришли?

Зачем нам изучать синтаксис?

Совершенствовать навыки подведения итогов своей деятельности.

 Умение делать выводы-Р

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью-К

Домашнее задание

Время:1мин.

Записывают в дневник.

Учитель даёт комментарий к выполнению дом.задания.

 Проекты по теме «Сложное предложение»

Оценки за урок

Время:1мин.

Оценка за защиту проекта-коллективная.

Оценка за тест(выставляет компьютер)

Необходимым  элементом педагогического процесса, является анализ и самооценка урока. Без анализа невозможно построить целостную систему обучения, повысить мастерство, развить творческие способности, обобщить передовой педагогический опыт, сократить затраты времени на уроке, обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя. Цели педагогического анализа могут быть различными. Исходя из них применяются разные типы анализа урока:

  1. Полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы.
  2. Краткий – отражает основные дидактические категории с целью общей оценки его качества.
  3. Комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также при обучении специалистов.
  4. Аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приёмов деятельности учителя.

          Общим критерием анализа урока является результативность, которая висит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса.

Самоанализ урока.

Класс:10а

Предмет: русский язык.

Тема: «Простое осложнённое предложение» 

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Цель урока:

Систематизация и обобщение знаний по теме «Простое осложнённое предложение» 

Задачи:

Образовательные: повторить и углубить знания уч-ся по теме «Простое осложнённое предложение».
Развивающие: совершенствовать навыки выполнения КИМов ЕГЭ  по данной теме, раскрыть роль  данных синтаксических конструкций  в текстах разных стилей речи.
Воспитательные: прививать любовь к родному языку ,чуткость к образному родному слову.

Личностные УУД: умение объективно оценивать работу товарища; оказывать ему помощь в учёбе; морально поддерживать его.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задач, осуществлять действия по реализации плана, соотнести результат деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций, аргументировать свою точку зрения, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, понимая их позицию.

Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; самостоятельно отбирать информацию, полученную из различных источников (справочники, пособия, сеть Интернет)

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: простое осложнённое предложение и правила постановки знаков препинания в нём.
  • Уметь: находить данные конструкции в текстах различных стилей речи,определять их функцию, правильно выполнять задания ЕГЭ по данной теме.

Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Метапредметные:  умение работать с различными источниками информации, в том числе сетью Интернет; умение отбирать нужную информацию, анализировать её, обобщать, делать выводы; делать презентацию, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  проводить научную конференцию.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

           Цели  определяют тип урока – формирования умений и навыков (русский язык); открытие  новых знаний (литература).

         Урок в нетрадиционной форме – урок-конференция. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей старшего школьного возраста, которые стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в учениках и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность.

        В ходе данного урока среди всех содержательных линий образования:  государственного образовательного стандарта, реализуется в большей степени линия формирования умения проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Активные методы обучения позволили учащимся взаимодействовать  друг с другом,  быть  активными  участниками учебного процесса.

Структура  урока включала в себя следующие этапы:  

Организационный момент: мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по русскому языку и литературе (приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся,  которое помогло правильно мотивировать учащихся)

Актуализация  знаний: организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.

Постановка учебной задачи: предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока, учебных задач  с выходом на самостоятельное изучение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний с последующим   применение их на практике  (самостоятельный поиск нужной информации - воспроизведение учащимися  вновь полученных знаний в форме защиты своей темы исследования).  

Закрепление изученного материала в форме организации деятельности  по созданию мини-текста небольшого сочинения (по аналогии с сочинением на ЕГЭ) с грамматическим заданием - использовать вводные конструкции.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценки деятельности

Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

          Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождались ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом..

     Активизация  новых знаний включала в себя целеполагание  с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания;  организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

         При изучении нового материала использовалась технология коллективного способа обучения (по Ривину). Обучающиеся  шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы. (Путём размышлений, выбора необходимой информации из многообразия предложенного,  собственных умозаключений, сравнивая свои рассуждения и предположения с материалом учебника).

         Закрепление знаний, применение их на практике, воспроизведение учащимися  вновь полученных знаний  проходило в форме написания мини сочинения.

     На рефлексии учащиеся подвели итоги конференции, сделали выводы.

     При подведении итогов урока контрольно-оценочная функция была передана  учащимся: им необходимо было заполнить оценочные карты и дать оценку своей деятельность на уроке. На этом отрезке занятия школьники осмысливали собственную деятельность и давали самооценку.  

     В результате активность обучающихся на всех этапах урока высокая, основной материал усвоен  в  достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное  отношение  к совместной познавательной деятельности).

На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (литература,  история, русский язык), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные  методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, исследовательский метод с опорой на сравнение, словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу;

методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровые ситуации, создание ситуации успеха на уроке);

методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

        Применение мультимедийного оборудования в ходе урока позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создавать наглядные эффектные образы, а также помогает при диагностике своих возможностей.                

        Считаем, что поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.

Также приведём в качестве примера схемы комплексного анализа уроков русского языка

Анализ урока русского языка

Учитель

Класс

Тема

Дата контроля: 

Цель контроля:        

I. Введение в урок

балл

1

Создание психологического настроя

0

1

2

2

Постановка целей

0

1

2

3

Формирование мотивов учения

0

1

2

II. Оснащённость урока

1

Доска, средства наглядности, ТСО

0

1

2

2

Целесообразность использования средств наглядности

0

1

2

III. Содержание урока, формы реализации

1

Соответствие методической структуры урока целям

0

1

2

2

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

0

1

2

3

Дифференциация заданий

0

1

2

4

Научность содержания

5

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи

0

1

2

6

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

0

1

2

7

Эстетическое воздействие урока

0

1

2

8

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

0

1

2

9

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

0

1

2

10

Привитие учащимся интереса к предмету, игровые формы

0

1

2

11

Работа по расширению осведомлённости учащихся (использование дополнительной литературы)

0

1

2

12

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

0

1

2

13

Привитие навыков самообразовательной деятельности

0

1

2

14

Выполнение минимума письменной работы (50–200 слов)

0

1

2

15

Использование грамматического разбора (фонетического, словообразовательного, по составу, морфологического, синтаксического), комплексного анализа текста; графических навыков

0

1

2

16

Воспитание аккуратности, каллиграфических навыков, эстетического вкуса в оформлении работ

0

1

2

IV. Психологические аспекты урока

1

Смена видов деятельности на уроке

0

1

2

2

Учёт времени активного внимания

0

1

2

3

Учёт объёма оперативной памяти на слух и при письме

0

1

2

4

Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной)

0

1

2

V. Оценка деятельности учащихся

1

Степень активности учащихся

0

1

2

2

Навыки самостоятельной деятельности

0

1

2

3

Организованность и дисциплина

0

1

2

4

Умение работать у доски

0

1

2

5

Речевое развитие учащихся, умение доказывать тезис

0

1

2

VI. Охрана труда на уроке

1

Готовность помещения (освещённость, чистота, состояние воздуха)

0

1

2

2

Наблюдение за посадкой учащихся

0

1

2

3

Проведение динамической паузы

0

1

2

VII. Взаимодействие ученика и учителя

1

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

0

1

2

2

Наличие обратной связи с учащимися

0

1

2

3

Обеспечение доброжелательного психологического климата

0

1

2

4

Наличие индивидуальной работы с учащимися

0

1

2

5

Организация коллективной деятельности

0

1

2

VIII. Итоги урока

1

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

0

1

2

2

Домашнее задание: объём, комментарий, посильность, вариантность

0

1

2

3

Использование воспитательных возможностей оценки

0

1

2

4

Эффект последействия

0

1

2

Сумма баллов: ______ Процент от макс.(84б):______ Оценка урока: ________

Оценка: «5» – 100-75%; «4» – 75-50%; «3» – 50-25%; «2» – ниже 25%

Микроисследование № 3 (Основина В.А., УИПК ПРО, 2014)

Наблюдение процесса формирования учителем системы знаний, учебных умений, способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности

Цель: выявить состояние процесса формирования у учащихся системы знаний, учебных умений, способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности у учащихся

Класс                         

Предмет        

Учитель________

Схема для проведения наблюдений на уроке

Оценка умений осуществляется по 3-х бальной шкале: 1 б. – критический

уровень, 2 б. - достаточный уровень, 3 б. - оптимальный.

№п/п

Умения

Оценки

1.

Планирование задач обучения и развития учащихся с позиций деятельностного подхода

2.

Создание благоприятных условий деятельности учащихся на уроке

3.

Выделение в учебном материале структурных элементов системы знаний:

понятий, фактов, явлений, гипотез, законов, теорий

4.

Обучение учащихся специальным приёмам:

  1. восприятия и фиксирования информации;
  2. рационального запоминания (работа с памятками, алгоритмами);
  3. методам познания (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование);
  4. исследования несложных практических ситуаций.

5.

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. выделять главное;
  4. систематизировать;
  5. устанавливать причинно-следственные связи;
  6. проводить первичные исследования.

6.

Обучение учащихся пользоваться:

  1. учебником;
  2. справочником;
  3. энциклопедиями.

7.

Формирование у учащихся умений:

  1. самоанализа, самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности;
  2. взаимоанализа, взаимоконтроля и взаимооценки учебно- познавательной деятельности;

8.

Формирование у учащихся умений организовывать учебно- познавательную деятельность:

  1. индивидуальную;
  2. в паре;
  3. в группе;
  4. в коллективе.

9.

Сотрудничество с учащимися при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь и т.д.)

10.

Формирование каких общих учебных умений и навыков, способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности было намечено учителем? (определяется на основе собеседования с учителем и изучения плана урока)

11.

Какие общие учебные умения и навыки, способы деятельности формировались на уроке; оценка деятельности учителя по их формированию.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка имеет ряд преимуществ. Учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предмет дает большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

- предъявить противоречивые факты, теории;

- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

Вывод. 

Новые требования к педагогической деятельности приводят учителя к осознанию необходимости проявлять креативность в изменчивых ситуациях педагогического взаимодействия. Динамизм личности педагога –  необходимое условие  быстрой адаптации к особенностям разных ученических групп, а также варьирования средств, форм, приемов коммуникации в зависимости от возрастных особенностей школьников, их индивидуальных характеристик и уровня освоения ими образовательной программы.

Что  же нового появляется в содержании урока при реализации ФГОС?

- Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

- Выполнение программно-методических требований к уроку.

- Знание типологии урока.

- Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

- Планирование воспитательной функции урока.

- Комплексное планирование задач урока.

- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

- Практическая направленность учебного процесса.

- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

-Знание разных технологий развивающего обучения и их  дифференцированное применение.

- Сочетание форм работы с групповыми и индивидуальными.

- Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

- Работа по мотивации учебной деятельности  — формирование мотивации познания.

- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся.

- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).

- Дифференциация домашних заданий.

- Знание и применение здоровьесберегающих технологий.

- Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

- Обеспечение эстетических условий.

- Общение – сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.                                                     

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, необходимо непрерывно работать над повышением профессионального уровня педагога, непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Наше отношение к учебному процессу, творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

Библиография:

  1. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ : методические рекомендации  / под общ. ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2012. – 208 с.
  2. Лукьянова, М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока [Текст] : учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013. – 120 с.
  3. Якушина,  Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.
  4. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.
  5.  Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности//Интернет-журнал «Эйдос».-2011. - №8
  6. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012.
  7. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014.
  8. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны/Муниципальное образование: инновация и эксперимент.-2010. №2
  9. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12.
  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом российской Федерации 4 февраля 2010г. №271)
  11.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  13. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.

Интернет-ресурсы по ФГОС:

  • mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
  • www.mcko.ru – сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.
  • http://school13m.ucoz.ru/analiz_uroka_russkogo_jazyka.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований ФГОС

Как построить систему образования в условиях, когда все так быстро меняется? когда мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 5 лет? Ответ можно найти в новых образовательных стандартах, ...

Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:

Конспект урока русского  языка  в 8 классе  с учетом требований ФГОС на тему: «Односоставные предложения»...

Проектирование современного урока английского языка с учетом требований ФГОС

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, ...

Проектирование урока английского языка с учетом требований ФГОС

Ориентация системы образованияна достижение качественно новых результатовобразования посредством реализации парадигмыдеятельностного развития...

Внедрение игровых технологий в урок английского языка с учетом требований ФГОС

Игровые технологии - это не веяние времени, желание баловать и веселить ученика. Это ответ на его естественную потребность в игре, как важной форме познания мира....

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения

Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...

Эффективные пути и способы пополнения активного словаря обучающихся на уроках английского языка с учетом требований ФГОС

Статья посвящена методам пополнения активного словаря учащихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Описываются различные подходы к обучению лек...