« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»
статья по теме
Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок по-настоящему эффективным, а не просто развлекательным и другие. В данной статье я делюсь своими мыслями и скромным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ на уроках | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку» (учитель Романенко Е.Ф., МБОУ СОШ №28, ст. Тамань, Краснодарский край)
Цель: Развитие и совершенствование различных видов речевой деятельности с помощью современных технических средств обучения.
Задачи:
1. Обучающая – обучение различным видам речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение) с использованием мультимедийных устройств, ПК, интернет-ресурсов.
2. Развивающая – развитие речевых компетенций, расширение кругозора, развитие умений и навыков поиска и самостоятельного извлечения нужной информации из различных источников, анализа и сравнения, а затем и применения полученных знаний на практике.
3. Воспитательная – воспитание гражданской ответственности, чувства патриотизма, толерантности и космополитичных взглядов.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.
В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванного социально-политическими и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества, изменился и статус иностранного языка как школьного предмета.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре.
Ведущая цель обучения иностранному языку – овладение иноязычным общением. В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия. Современный процесс обучения иностранному языку ориентирован на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и общекультурное общение. "Слышать и договариваться" - тезисная составляющая коммуникативной компетентности.
Формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий и развитие у учащихся следующих умений:
- участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма);
- создавать материал для устных презентаций с использованием на старшей ступени мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
- общаться в виртуальном пространстве, умение работать с Интернет-ресурсами;
- осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации.
Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса. Как известно, навыки подразделяются на две группы: продуктивные и рецептивные лексические навыки. В компьютерной программе для обучения лексике "Английский язык для 5-9 классов" и "Language in Use" компьютерное ознакомление позволяет выполнить следующие операции с лексическими единицами:
Рецептивный аспект:
1. Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов.
2. Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, ребята находят соответствующую картинку (или слово родного языка).
3. Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка). Графическая форма: на экране даны буквы i, l, k, e. Ребятам предлагается составить из них слово.
4. Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку, ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке.
5. Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, учащимся следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки.
Рецептивно-продуктивный аспект:
Актуализация графического образа слова по его звуковому образу: компьютер произносит слово, школьнику следует написать его.
Продуктивный аспект
1. Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово.
2. На экране появляется русский перевод слова. Ученик произносит это слово на английском языке до тех пор, пока все слова не будут произнесены правильно.
Заключительным этапом становится презентация ученических мини-проектов, написанных с помощью программы Power Point. Использование нами компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках во время практики показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Компьютерные технологии применялись нами наравне с традиционными средствами обучения. Однако практика применения компьютерных программ показывает, что компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация и интенсификация самостоятельности учащихся, повышение познавательной активности и мотивации, интенсификация обучения и создание комфортной среды обучения.
Для этих целей на уроках английского языка МОУ СОШ №28 используются диск «Английский язык для 5-9 классов» и электронный учебник «Language in Use». Диск содержит много интересной информации по страноведению, которая иллюстрирована фотографиями и сопровождается комментариями носителей языка. В них также есть разделы для отработки фонетики, лексики и грамматики.
Широкое использование Интернет - Ресурсов для развития коммуникативной компетенции дает возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю, я использую этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе. Для этого создаются методические рекомендации для учащихся «Использование Интернет ресурсов для совершенствования знания английского языка во внеучебной деятельности», где прописаны рекомендуемые сайты, какие виды речевой деятельности можно развить с их помощью, какие способы и методы лучше использовать при работе с этими англоязычными источниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...
Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.
Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...
Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."
В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к отбору содержания и организации образовательного процесса. Для эффекти...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...
Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"
Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....