Гуманизация обучения иностранного языка, как процесс личностного развития учащихся, их социальных качеств
методическая разработка по английскому языку на тему

Баришполец Лариса Дмитриевна

Данный материал раскрывает тему о гуманизации обучения иностранным языкам, как о процессе личнстного развития учащихся и их социальных качеств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманизация обучения иностранного языка, как процесс личностного развития учащихся, их социальных качеств

Баришполец Лариса Дмитриевна, учитель английского языка

МБОУ СОШ №38 г.Шахты Ростовской области

На современном этапе развития общества все более расширяется экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество между странами, в связи с этим большое значение приобретает воспитание гуманистической убеждённости личности. Известный французский философ и социолог Клод Леви-Строс предсказывал, что ХХI век или будет веком гуманитарных знаний, или его не будет вообще. Именно ради сохранения мировой цивилизации и культуры сегодня идёт гуманизация образования, в основе которой лежат формирование целостной личности как субъекта культуры, создание новых условий для реализации её возможностей. Обучение, которое было направлено только на передачу знаний, неэффективно. Поэтому сейчас важно формирование у человека таких способностей, которые позволят ему самостоятельно ориентироваться в области профессиональных знаний, способности, которые востребованы в обществе.

На становление личности влияют многие факторы. Наиболее сильным целенаправленным воздействием на личность обладает учебный процесс. Большой потенциал в этом плане несут в себе гуманитарные дисциплины, в том числе иностранные языки, которые активно используются в воспитании гуманистически убеждённой личности обучающихся. Практика подтверждает, что при воспитании у молодого поколения моральных устоев решающую роль играет не словесное толкование правил и норм, а практическая деятельность обучающихся на занятиях. В связи с этим на формирование нравственных взглядов и убеждений ребят должны быть направлены все содержание и организация учебного процесса. Гуманистическая концепция обучения означает, что в учебном процессе оптимальные условия для педагогической коррекции и развития личности.

Говоря о конечном результате образования, в последнее время его часто представляют в виде проектируемой «модели специалиста», которая включает, с одной стороны, профессиональную подготовку, а с другой стороны – личные качества (физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурную грамотность). Реализация модели специалиста как основы формирования квалификационных характеристик во многом определяет содержание и организацию учебного процесса.

Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознание своей собственной культуры и ознакомление с ней представителей других языковых сообществ. Обучение иностранному языку направлено на реализацию следующих целей:

- практической – овладение общением в единстве всех его функций (этикетной, познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной) и форм (устной и письменной), которое осуществляется посредством речевой деятельности в рамках сфер и тематики, предусмотренных программой;

- образовательной – овладение системой знаний об иноязычной культуре, формирование картины мира изучаемого языка, развитие умений сравнивать культуру своей страны с иноязычной культурой и достигать взаимопонимания с её носителями;

- развивающей – развитие интеллектуальной, речемыслительной, эмоциональной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер языковой личности обучающегося;

- воспитательной- воспитание культуры мышления и поведения, обогащение духовного мира обучающихся, формирование системы гуманистических взглядов и убеждений, развитие умений самоконтроля и самооценки.

Хотелось бы остановиться на лингвострановедческом аспекте изучения иностранного языка, актуальность которого в нашей стране возрастает с каждым днём. Это связано с расширением международных связей как на официальном, так и на бытовом уровне. При общении с представителями других культур часто возникают проблемы межкультурного взаимодействия или, другими словами, проблемы различий в менталитете.

Преподаватель иностранного языка, работающий в современных условиях, сталкивается со многими вопросами и проблемами, которые ему приходится решать в процессе ежедневной работы: как сделать преподавание языка наиболее эффективным;

Как сохранить устойчивый интерес, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, помочь обучающимся выразить себя на иностранном языке. Поскольку иностранный язык имеет непосредственное применение в современной жизни, то задача преподавателя состоит в том, чтобы не только дать обучающимся языковую подготовку, но и сориентировать их на его практическое применение в технике (технические переводы), в бизнесе (деловые бумаги на иностранном языке), науке (статьи), и т.д.

Таким образом, изучение иностранного языка для его использования в повседневной жизни и работе становится главным мотивом деятельности обучающегося.

Наиболее полно этим задачам соответствует гуманистическая концепция обучения и воспитания, так как она создаёт оптимальные условия для раскрытия, коррекции и развития личности обучающегося. Как показала практика, задействовать естественную потребность обучающегося в самовыражении, реализовать стремление человека к общению с окружающим миром позволяет коммуникативно - деятельностный подход, занимающий основное место в европейской и американской методических школах. Целью обучения иностранному языку становится не только непосредственное усвоение знаний, умений, навыков речевого и неречевого характера, но и накопление обучающимися страноведческих сведений. Ведь изучение иностранного языка и иноязычное общение помогают обучающемуся определить своё отношение к миру, людям, событиям.

Воспитательный компонент- один из важнейших в обучении иностранному языку, что он неотделим от самого процесса обучения и составляет с ним единое целое. Иностранный язык предоставляет нам множество средств, с помощью которых можно не только сформировать образованного человека, но и воспитать личность, обладающую системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичными представлениями о современном мире.

Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность обучающегося, вырабатывает у него широкий гуманистический взгляд на мир, при этом мировоззрение базируется на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышении гуманитарного содержания образования. Овладение иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития обучающихся.

Целенаправленное формирование речевых навыков и умений на уроках иностранного языка активизирует работу памяти и мышления и тем самым способствует умственному развитию обучающихся.

Социальный заказ в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы обучающихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности обучающегося. В результате формируется личность, которая может принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, в интегративных процессах, происходящих в современном мире.

Главной целью обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей включаться в межкультурную коммуникацию на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Воспитательный компонент заключается в формировании у обучающихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка;

воспитании культуры общения; поддержании интереса к учению и стимулировании познавательной активности; воспитании потребности в практическом применении языка в различных сферах деятельности. Таким образом в обучении иностранному языку открываются безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык как средство приобщения обучающихся к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения,как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Как известно, воспитание осуществляется в разных видах деятельности: труде, обучении, общении и игре. Почти все они используются при обучении иностранному языку, так как он является и предметом обучения, и средством общения.

Отечественный методист Е.И. Пассов в своей работе «Урок иностранного языка» выделяет воспитательный потенциал урока и считает его главной ценностью. В чём же согласно Пассову заключаются воспитательные возможности урока? Во-первых, в содержании используемых материалов; во-вторых, в методической системе обучения; в-третьих, в личности преподавателя и его поведении. Какие же материалы ,т.е тексты, темы, проблемы и т.д. включены в учебник и используются на уроках?. Это рассказы о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о родине, об экологии и т.д. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна всем известная особенность – на занятиях мы обучаем общению, которое по самой своей сути личностно. Обучающийся не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно эта личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие, - утверждает Пассов.

Воспитательный потенциал должен быть заложен и в самой системе обучения. Всё зависит от того, на каких принципах эта система основана, какие приёмы работы предполагает. Разные системы обучения по-разному развивают интеллектуальные способности обучающихся. Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Это не может не развивать способностей обучающихся и не воспитывать таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; не может не развивать волю, мышление, внимательность, воображение, память и т.д.

Рассматривая цели, содержание и средства обучения иностранному языку, известный методист С,Ф.Шатилов говорит о том, что цели обучения иностранному языку обусловлены прежде всего общеизвестными запросами, государственными интересами воспитания всесторонне развитого и образованного человека. Цели обучения языку предопределяют содержание, средства и методы обучения, поэтому категорию целеполагания Шатилов считает одной из ведущих в методике.

Изучение иностранного языка воспитывает чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное – формирует обучающегося как нравственно здоровую личность. Безусловно, иностранный язык как учебный предмет вносит свою лепту в воспитание социально активной личности, поскольку способствует выработке гуманистических взглядов обучающегося на место человека в природе и в обществе, на характер отношений к окружающим и к самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

Личностно -ориентированный подход в обучении иностранному языку как средство повышения качества знаний.

В работе представлены разделы: Условия формирования личного вклада, актуальность проблемы, теоретическое обоснование, цель и задачи, пути повышения качества знаний(методы, приемы), урочная и внеурочна...

Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Проектная методика в обучении иностранному языку как оптимальное средство самореализации учащегося.

Статья посвящена описанию метода проектов при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую...