Статья "Текстовый подход к интерпретации односоставных предложений при обучении немецкому языку в школе и вузе"
статья по теме
В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникают при изучении односоставных предложений в школе и вузе, а также предлагаются некоторые виды заданий, которые смогут помочь школьникам и студентам справиться с трудностями при изучении данного грамматического явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinyugina_e.a._statya_2.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Синюгина Екатерина Алексеевна
Текстовый подход к интерпретации односоставных предложений при обучении немецкому языку в школе и вузе
В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникают при изучении односоставных предложений в школе и вузе, а также предлагаются некоторые виды заданий, которые смогут помочь школьникам и студентам справиться с трудностями при изучении данного грамматического явления.
Ключевые слова: односоставные предложения, функции односоставных предложений, текстовый подход, задание.
На сегодняшний день изучение односоставных предложений в школах и университетах занимает незначительное место. Во-первых, это связано с тем, что многие учебники и учебные пособия написаны с учетом мнения лингвистов традиционного подхода в синтаксисе. Во-вторых, учебные программы рассчитаны так, что на изучение односоставных предложений как грамматического явления просто не отводится дополнительных часов. Поэтому изучение данных видов предложений сводится к тому, что преподаватель лишь говорит об их существовании и не дает более широкого определения, не говоря уже об их функциях в речи.
В связи с этим, в ходе прохождения научно-педагогической практики в 10 классе на базе МБОУ «СОШ № 32» города Курска нами был проведен эксперимент, целью которого было развить компетенции, направленные на понимание участия односоставных предложений в смысловой, композиционной и ритмической организации художественного текста.
Основными задачами эксперимента являлись:
- Установить, как представлены односоставные предложения в учебниках И.Л. Бим и Д.А. Паремской;
- Провести констатирующий эксперимент, для чего разработать контрольные задания;
- Составить обучающую программу по исследуемой проблематике и провести контрольное тестирование;
- Сделать выводы по результатам работы.
Так, при анализе учебника 10 класса И.Л. Бим было выяснено, что в нем не представлена классификация предложений на односоставные и двусоставные. Однако в текстах для домашнего чтения такие предложения встречаются.
В отличие от И.Л. Бим, в учебном пособии Д.А. Паремской представлена классификация предложений [Практическая грамматика (немецкий язык): учеб. пособие: 2006; c.313], в которой односоставные предложения делятся на именные (Feuer! Ende August.) и глагольные (Nicht weinen! Abgemacht. Nicht schlecht.). Также разработаны упражнения на закрепление теоретического материала [Практическая грамматика (немецкий язык): учеб. пособие: 2006; c.185].
- Teilen Sie folgende Sätze in eingliedrige und zweigliedrige ein.
- Rauchen verboten! 2. In der Klasse fehlt ein Schüler. 3. Es werden Fragen gestellt. 4. Später Abend. 5. Zwei Brötchen, bitte!
В выше представленном упражнении обучающимся предлагается найти односоставные и двусоставные предложения. Однако предложения даны изолированно от текста.
В связи с этим нами были разработаны контрольные задания, с помощью которых был определен уровень владения обучающимися данным грамматическим материалом. Вот некоторые примеры контрольных заданий:
Задание №1. Прочитайте отрывки из произведения Э.М. Ремарка «Три товарища» и произведения М. Фриша «Вынужденная посадка»! Какие из выделенных предложений являются односоставными, а какие эллиптическими? В чем их отличие?
1. Sie lachte. „Das darfst du nicht. Deine Ehre als Motorenfachmann erlaubt das nicht. Du musst geschickt sein.“ Sie ergriff den Henkel einer Kanne. „Willst du Tee oder Kaffee?“
„Tee oder Kaffee? Gibt es denn beides?“ (E.M. Remarque „Drei Kameraden“, c.65).
2. Ohne unsere Verspätung wegen Schneesturm in den nördlichen Staaten wären wir jetzt in Mexico-City gelandet, ich sage es meinem Düsseldorfer – bloß um zu reden. Ich hasse Feierlichkeit.
Keine Antwort.
Ich frage nach seiner genauen Zeit –
Keine Antwort (M.Frisch “Notlandung”, c.207).
При ответе обучающиеся должны установить, что в первом случае представлен эллипсис, а во втором случае представлены односоставные субстантивные предложения.
Также они должны написать, что односоставные отличаются от эллиптических предложений тем, что односоставные предложения являются самостоятельными предложениями, в которых нет двух взаимосвязанных, сопряженных друг с другом главных членов предложения. Односоставность является для таких предложений нормой, обусловленной спецификой коммуникативной ситуации или особенностями передаваемой мысли.
Задание №2.Прочитайте отрывок из произведения Кристины Нестлингер «О, проклятье!»! Какие виды односоставных предложений представлены в тексте? Какова роль односоставных предложений в ритмической организации данного текста?
Der Stefan benimmt sich sonderbar. Er sagt, er ist froh, dass er bald nach Spanien fahren wird und dass ich bald nach Italien fahren werde. Und dann seufzt er und nimmt meine Hand und küsst sie und sagt, dass er mich liebt und das jemanden lieben Verantwortung haben heißt, und dass ich leider erst vierzehn Jahre alt bin. Kurz und gut, ungefähr so: Ich führe ihn in Versuchung, der er kaum widerstehen kann, und darum ist es besser, wenn zwischen ihm und mir tausend Kilometer Meer und Landschaft liegen. Und kaum hat er das gesagt, umarmt er mich und drückt mich so fest, dass mir fast die Luft wegbleibt. Und dann lässt er mich plötzlich wieder los und seufzt und sagt, dass er froh ist, bald nach Spanien zu fahren… Das haben wir heute Vormittag x-mal durchgespielt.
Oh, du Hölle! Ein Blödsinn! Er hat keine Verantwortung für mich! Die Verantwortung für mich übernehme ich schon selbst. Er kann nicht einfach beschließen, wofür ich noch zu jung bin.
При ответе обучающиеся должны отметить, что в первом случае (Kurz und gut, ungefähr so) представлено адвербиальное односоставное предложение, функцией которого является текстовая катафора, указывающая на последующую информацию в тексте. С помощью данного предложения создается ритмическая короткая пауза на фоне предшествующих сложных предложений с придаточными дополнительными с союзом dass, содержащими ритмические синтагмы с повышающейся интонационной структурой, ориентированные на раскрытия темы текста.
Во втором случае представлены эмоционально окрашенные субстантивные односоставные предложения (Oh, du Hölle! Ein Blödsinn!), которые выступают в роли номинатива темы, раскрываемой в последующих предложениях. Они также выступают в роли оценочного экспрессива, так как с их помощью автор передает некоторую оценку представленной ситуации.
При первичном тестировании обучающихся лишь 60 % справились с предлагаемыми заданиями, у 10 % обучающихся вызвали трудности определить вид односоставного предложения, 30 % обучающихся не смогли определить коммуникативную направленность данных видов предложений.
В связи с этим нами была разработана и предложена обучающая программа «Односоставные предложения в языке и речи», в которой были представлены правила и практические задания для усвоения учебного материала.
После объяснения школьникам теоретического материала по данной проблематике, а также детального разбора отрывков художественных произведений, которые были представлены в заданиях, обучающимся еще раз было предложено выполнить текстовые задания. 90 % обучающихся успешно справились с данным заданием.
Что касается изучения односоставных предложений в университете, здесь также возникает множество проблем. С одной стороны, на данном этапе изучения иностранных языков многие студенты отлично различают односоставные предложения от двусоставных и могут без особых проблем определить вид односоставных предложений. Замечательный теоретический материал представлен в работах В.Г. Адмони [Адмони: 1973], Е.И. Шендельс [Шендельс: 1979], М.М. Васильевой [Васильева: 1988], В.Г. Чуваевой [Чуваева: 1970] и др. С другой стороны, несмотря на колоссальные теоретические знания, студенты также как и школьники часто не могут понять, для какой цели были использованы те или иные виды односоставных предложений, т.е. какую роль они выполняют в речи. В связи с этим похожие задания, разработанные для школьников старшей школы, могут использоваться как в курсе теоретической грамматики при закреплении пройденного материала, так и в практическом курсе интерпретации текста. Вот некоторые примеры таких заданий:
Задание № 3. Прочитайте отрывок из произведения У. Карбовиака «Чужие гости молодого господина М. и его прекрасной жены Елизаветы»! Какова функция использования выделенных односоставных предложений в данном тексте?
Zwischen wenigen Bäumen, in der sommerlichen Pracht des Gartens, steht das helle Haus.
Ein Blick aus dem Fenster: Morgenstimmung am Tegernsee. Noch steht keiner der fremden Gäste draußen, es ist still, auch im Haus regt sich nichts.
Eine rosa Azalee. Eine zweite rosa Azalee.
Gleich hinter dem Küchenfenster, kaum erkennbar, steht das alte Gewächshaus, Wäsche hängt hinten im Garten, daneben spielen Kinder am Brunnen. Leute stehen an der Gartenmauer, Spaziergänger, ein Gruß vom Balkon. Ein Kind im Garten, ein blondes Mädchen mit einer Puppe nicht im Garten. Weiter hinten: Elisabeth mit Walterchen, im Gras.
При ответе студенты должны сказать, что в тексте представлены субстантивные односоставные предложения, выступающие в роли динамических репрезентативов, которые отображают пересечение перспективы автора и героя (Предложение Ein Blick aus dem Fenster: Morgenstimmung am Tegernsee также выступает в роли экспозиционного репрезентатива). Данные предложения также служат для передачи скользящего взгляда, отдельных кадров происходящего.
Задание № 4. Прочитайте отрывок из произведения Т. Манна «Тристан»! Какова роль односоставных предложений в ритмической организации данного текста?
Er saß neben ihr, vornübergebeugt, die Hände zwischen den Knien gefaltet, mit gesenktem Kopfe. Sie spielte den Anfang mit einer ausschweifenden und quälenden Langsamkeit, mit beunruhigend gedehnten Pausen zwischen den einzelnen Figuren. Das Sehnsuchtsmotiv, eine einsame und irrende Stimme in der Nacht, ließ leise seine bange Frage vernehmen. Eine Stimme und ein Warten. Und siehe, es antwortet: derselbe zage und einsame Klang, nur heller, nur zarter. Ein neues Schweigen. Da setzte mit jenem gedämpften und wundervollen Sforzato, das ist wie ein Sich-Aufraffen und seliges Aufbegehren der Leidenschaft, das Liebesmotiv ein, stieg aufwärts, rang sich entzückt empor bis zur süßen Verschlingung, sank, sich lösend, zurück, und mit ihrem tiefen Gesange von schwerer, schmerzlicher Wonne traten die Celli hervor und führten die Weise fort…
При ответе на данное задание студенты должны указать вид односоставного предложения. В данном случае представлены субстантивные односоставные предложения, выступающие в роли идентифицирующих репрезентативов, которые интерпретируют музыкальные паузы.
Задание № 5. Прочитайте отрывок из произведения Флигера «Свадебное путешествие с Катрин»! Какова роль односоставных предложений в ритмической организации данного текста?
Der erste Tag…
Ein Schilfvenedig? Ein Dorf im Wasser? Sonne ohne Ende? Wer es uns verriet im Delta? Ja…
Nehmt das Boot, hieß es, fahrt eine Stunde, dann steigt aus. Mit wenigen Frauen kann man das manchen, aber immer mit Kathrin. Man packt einen Seesack, dann fährt man und fährt, sieht nur Wasser und Schilf, endlich eine Insel am Schilfrand mit einem Haus, mit einem Steg. Wir sehen auf die Uhr und steigen aus dem Boot.
Drei Männer sitzen und flicken Netze, keiner will uns verstehen. Das Boot fährt ab. Vielleicht ein Dialekt, flüstert Kathrin, den wir nicht kennen. Einmal im Kaukasus war es so, in einem Bergdorf.
Also, kein Zimmer fürs erste. Die Häuser stehen verstreut auf kleinen Erdschollen. Zum nächsten geht es durchs Wasser, bis zu den Hüften, auch tiefer und immer so weiter, wir lachen. Nur, es gibt kein Quartier. Wir heben den Kopf zur Sonne.
При ответе на данное задание студенты должны сказать, что в данном тексте представлены субстантивные односоставные предложения. В первом случае данные предложения выступают в роли идентифицирующих декларативов, с помощью которых представлены отрывистые мысли.
Во втором случае представленное односоставное предложение выступает в роли корректирующе-оценочного экспрессива. С помощью данного предложения автор также отображает короткий вывод.
Таким образом, в результате использования текстовых заданий и объяснения теоретического материала у обучающихся старших классов и студентов факультета иностранных языков, изучающих немецкий язык, можно развить компетенции, направленные на понимание смысловой, композиционной и ритмической организации текста.
Библиографический список
Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка (система отношений и система построения). – Ленинград: Издательство «Наука», 1973
Васильева М.М. Практическая грамматика немецкого языка, Государственное издательство «Высшая школа», Москва, 1988
Бим И.Л. Немецкий язык. 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева; Рос. акад. наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009
Практическая грамматика (немецкий язык): учеб. пособие / Д.А. Паремская. – 5-е изд. – Мн.: Высш. шк., 2006
Чуваева В.Г. Практическая грамматика немецкого языка (для студентов неязыковых вузов), Издательство «Высшая школа», Москва, 1970
Schendels E.I. Deutsche Grammatik. – Moskau: Universitätsverlag, 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.
Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления с основными приемами обучающих технологий, которые можно использую в обучен...
Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»
Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...
Системно-деятельностный подход к обучению немецкому языку через игровую технологию. Из опыта работы.
Доклад....
Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение
Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....
Реализация личностно - ориентированного подхода в обучении немецкому языку в начальной школе
Задания, предоставляющие возможность для самовыражения: на примере поэтических произведений из УМК под редакцией И. Л. Бим для 3-4 класса...
Системно-деятельностный подход в обучении немецкому языку. Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка.
обобщение опыта...
ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ. ТРУДНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Обобщение педагогического опыта по второму иностранному языку...