Дифференциация требований базового и повышенного уровней
статья по теме
Дифференциация требований базового и повышенного уровней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_trebovaniy_bazovogo_i_povyshennogo_urovney.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация требований базового и повышенного уровней.
Одной из форм дифференциации обучения, нашедшей широкое применение в практике отечественной школы, является уровневая дифференциация. Ее основные идеи и принципы реализации были обоснованы в работах В.В. Фирсова, В.М. Монахова, В.А. Орлова, которые рассматривают уровневую дифференциацию как педагогическую технологию13.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, что, обучаясь в школе по единой программе в гетерогенном коллективе, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной (базовой) подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником необходимых требований к усвоению предметного содержания, на основе которого формируется более высокое овладение учебным материалом. При этом учащиеся имеют возможность многократного изменения уровня усвоения изучаемого материала в течение учебного года.
Уровневая дифференциация предполагает вариативность содержания и форм обучения, чтобы каждый ученик имел возможность выбирать свой путь освоения учебного материала. Уровневая дифференциация позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого школьника как на отдельном уроке, так и в процессе всего обучения.
Назовем основные положения уровневой дифференциации:
– отказ от «селекции» школьников, их обучение в едином разнородном коллективе;
– формирование опоры, обеспечивающей всем учащимся, независимо от их способностей, овладение базовой системой знаний, умений;
– выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки по типу «ученик должен» как основы дифференцированного обучения;
– введение повышенного уровня требований по типу «ученик хочет и может»;
– явное, а не искусственно-формальное признание права ребенка на выбор уровня усвоения материала и отчетности;
– соответствие содержания, контроля и оценивания достижений учащегося уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки, дополненной проверкой усвоения материала на более высоком уровне. Эффективным способом организации контроля в данном случае выступает зачетная система.
Сохраняя многие черты традиционного обучения, уровневая дифференциация в то же время содержит и ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является явное введение в дополнение к уровню преподавания, на котором ведется обучение, базового уровня обязательной подготовки по учебному предмету.
В базовый уровень обязательной исторической подготовки включаются те знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся. При этом на обозначенном уровне важно обеспечивать непрерывную логику изложения содержания и способствовать освоению учащимися основных научных представлений образовательной дисциплины. Поэтому значительная часть времени уделяется их отработке на основе блочной подачи материала. Деление его на части осуществляется учителем мысленно и ставит при этом цель сформировать у школьников систему способов деятельности с учетом индивидуально-психологических черт учащихся, связанность и последовательность которых при этом не нарушается. Критерием деления является доступность содержания учебного материала.
Введение базового уровня продиктовано следующим:
– гарантированное достижение каждым школьником образовательного минимума обеспечивает эквивалентность образования, полученного в различных классах, школах;
– он задает нижнюю границу полноценного и качественного школьного образования; возможность ограничиться этим уровнем обеспечивает достаточные пределы усвоения содержания учебной дисциплины;
– является средством ликвидации перегрузки школьников; только освободив ученика от непосильной суммарной нагрузки, мы можем направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию ребенка.
Таким образом, базовый уровень становится основой для дифференциации и индивидуализации. Совокупность планируемых результатов обучения должна быть заранее известна и понятна школьникам, реально выполнима абсолютным их большинством.
С целью максимального развития каждого школьника целесообразно обозначать и уровень повышенной подготовки. Их различие определяется глубиной овладения содержанием образования.
Для эффективной реализации развивающего обучения содержание учебного материала не может быть ограничено требованиями минимума, поэтому в повышенный уровень вводятся сведения, расширяющие и углубляющие материал базового. Фактологические данные повышенного уровня иллюстрируют и конкретизируют базовые знания, обеспечивают доказательность теоретических рассуждений. Этот уровень, увеличивая объем сведений, делает более всесторонней картину основных научных представлений. Освоение школьниками повышенного уровня способствует осознанному, творческому применению знаний, предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Таким образом, уровневая дифференциация предполагает ознакомление школьников с обязательными требованиями, создающими основу для осознанного индивидуального выбора содержания образования, обеспечивает индивидуально избранную траекторию, возможно, более полного развития ученика в соответствии с его способностями и интересами.
В результате исследования, проведенного А.В. Матвеевым, было предложено четыре подуровня дифференциации: репродуктивный, конструктивно-описательный, конструктивно-аналитический, творческий.
Базовый уровень раскрывается через репродуктивный и конструктивно-описательный подуровни усвоения системы знаний, умений и навыков. Конструктивно-аналитический и творческий подуровни характеризуют повышенный уровень.
На репродуктивном подуровне от учащихся требуется: пересказывать изученный материал разной степени сложности; давать определения и формулировки предметным и методологическим понятиям, законам, гипотезам. Эта деятельность выполняется по заданному алгоритму действий.
Конструктивно-описательный подуровень характеризуется самостоятельным применением имеющейся информации на основе ранее усвоенного алгоритма. От школьника требуется давать описание изучаемого явления, процесса или объекта, выявлять их особенности.
Продуктивные действия учащегося эвристического характера: анализ, систематизация, обобщение, объяснение и т.п. – раскрывают суть конструктивно-аналитического подуровня.
На творческом подуровне деятельность школьника характеризуется продуктивными действиями творческого типа: оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать, – в ходе которых «создается» новая информация.
Примеры применения.
“Снежный ком”. Учитель называет какое либо слово, ученик повторяет его, добавляя к нему еще одно, характеризующее какой-либо признак. Следующий ученик повторяет предыдущие слова и добавляет свое и т.д. При сбоях никто не подсказывает, цепочка слов продолжается с ошибками, провалами, либо точно воспроизводится. Затем рефлексируется, что было легким, трудным, идет осмысление “провалов” памяти. Упражнение направлено на развитие детализации, выработку эффективных стратегий зрительного запоминания (смыслологическая последовательность, личностная значимость образа). Иностранный язык– работа с лексикой, словесность – работа с понятиями.
Игра “Пойми фразу”. Учитель сообщает ученику на ухо какую-либо фразу, он показывает фразу пантонимически, чтобы остальные учащиеся сумели правильно ее разгадать. Допускаются уточняющие общие вопросы. Игра представляет собой тренировку навыков образного сообщения, это тренинг умения задавать вопросы, выстраивать логические цепочки, умения перерабатывать информацию с визуального канала на аудиальный. Иностранный язык – лексико-грамматические упражнения.
Игра “Интонация”. Учитель пишет на листках бумаги названия любого чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача учащихся – произнести заданную фразу с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык – работа с лексическим материалом.
Упражнение “Разговор больших пальцев”. Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, поссорились, ищут возможность помириться, помирились. Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. Иностранный язык– разучивание диалогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Повышение уровня литературного развития учащихся через дифференциацию обучения"
Данная презентация отражает основные положения обобщения педагогического опыта по теме "Повышение уровня литературного развития учащихся через дифференциацию обучения". Адресована учителям...
Сравнение требования стандарта к базовому и профильному уровню изучения физики по содержанию и требованиям к знаниям и умениям выпускников 11 класса.
Данный материал полезен для учителей физики, работающих со старшими школьниками при подготовке к ЕГЭ. Он поможет освоить инструктивно-методическую базу ЕГЭ по физике и проанализировать стр...
Комплексная работа (базовый и повышенный уровни) по изобразительному искусству 5 класс
Контрольно-измерительные материалы для выявления усвоения знаний, умений и способов деятельности учащихся. Комплексная работа (базовый и повышенный уровень) по изобразительному искусству в 5 классе по...
Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности. Подготовка к ЕГЭ
В статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся...
задания базового и повышенного уровней для 5 класса по русскому языку
В данной разработке предлагается задания базового и повышенного уровней для 5 класса по русскому языку по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...
Дифференциация обучения как способ повышения уровня математического развития учащихся.
Дифференцация обучения как способ повышения уровня математическогоразвития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Практикум ЕГЭ по математике (профильный уровень)» Решение заданий базового и повышенного уровней сложности среднее общее образование
Данный учебный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по математике (профильный уровень) и предлагается к реализации во втором полугодии 11 класса в объёме 48 часов....