Сравнение требования стандарта к базовому и профильному уровню изучения физики по содержанию и требованиям к знаниям и умениям выпускников 11 класса.
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) по теме
Данный материал полезен для учителей физики, работающих со старшими школьниками при подготовке к ЕГЭ. Он поможет освоить инструктивно-методическую базу ЕГЭ по физике и проанализировать структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике за последние три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_tablitsa_standartov_po_fizike.doc | 93.5 КБ |
sootvetstvie_zadanii_standartam_za_3_goda_po_variantam-1_2_1.xls | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнение требования стандарта к базовому и профильному уровню изучения физики по содержанию и требованиям к знаниям и умениям выпускников 11 класса.
Базовый уровень | Профильный уровень |
Физика и методы научного познания. | |
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины мира. | Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы и теории, границы их применимости. Физическая картина мира. |
Механика | |
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. | Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов динамики, закона всемирного тяготения и законов сохранения импульса и механической энергии. Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств. |
Молекулярная физика | |
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды. | Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Модель строения жидкостей. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики. Проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда и экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ; для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления. Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника. |
Электродинамика | |
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой. | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Электромагнитное поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Полная энергия. Энергия покоя. Дефект массы и энергия связи. Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции, электромагнитных колебаний, излучения и приема электромагнитных волн, отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света и объяснение этих явлений. Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи, ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, индуктивности катушки, показателя преломления вещества, длины световой волны и экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного и переменного тока, явлений отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода, электромагнитного реле, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора, лупы, микроскопа, телескопа, спектрографа. |
Квантовая физика | |
Фотоэффект. Фотон. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Наблюдение и описание небесных тел. Проведение исследований процессов излучения и поглощения света. Явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров. | Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности и объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра. Проведение экспериментальных исследований явления фотоэффекта, линейчатых спектров. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: фотоэлемента, лазера, газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры. |
Требования к уровню подготовки выпускников | |
знать/понимать
| знать/понимать
|
Уметь
| уметь
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
1.Из представленной таблицы хорошо видно, что стандарты на профильном уровне позволяют более углублено изучать физику теоретически и дополнить её практическими наблюдениями, исследовательскими экспериментами с выходом на учебные исследовательские работы и проекты, тем самым формируя новые умения и расширяя понятийный запас физических терминов и законов. Умение моделировать и объяснять причинно-следственную связь физических явлений, позволяет выпускникам успешно сдать ЕГЭ.
Стандарты на базовом уровне дают возможность школьниками узнать основные законы физики, познакомиться с областью их применения в природе, повседневной жизни человека, технике. Формируют умение наблюдать и объяснять причинно-следственную связь физических явлений, делать расчеты по формулам. Данного уровня не достаточно чтобы выпускники успешно сдали ЕГЭ.
2.Сравните разделы образовательных стандартов базового и профильного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
карточки для проверки знаний и умений 11 класса по географии
карточки с заданиями для проверки усвоения знаний и умей у учащихся 11 классе по учебнику Максаковского. В карточках предлагаются разные задания: заполнить схему, таблицы или ответьть развернутыми отв...
Анализ УМК: Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия 10-11 кл. (базовый и профильный уровни)
Производится анализ учебника, представлены различные варианты планирования...
внеклассное мероприятие "Элективные курсы как средство достижения повышенного уровня изучения физики"
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по теме "Элективные курсы как средство достижения повышенного уровня изучения физики"...
Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового и профильного уровней с элементами содержания и требо
Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового...
Методические рекомендации по содержанию контрольно-измерительных материалов для выявления уровня знаний и умений в ходе изучения дисциплин математика, русский язык, чтение, обществознание, география, история, биология, СБО, трудовое обучение, для
Контроль знаний-это выявление соответствия сформированного объема знаний обучающимися программы, а также определения уровня владения умениями и навыками.Цели контроля знаний и умений: диагностирование...
Программа по русскому языку 11 класс базовый и профильный уровни (учебник С.И. Львовой)
Настоящая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в авторской программе: Льв...
Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ...