Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности. Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) на тему

Куркина Инна Павловна

В статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности.

Куркина И.П.1

1Куркина Инна Павловна – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Краснодарского края 

Аннотация: в статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся.

Ключевые слова: анализ, мониторинг, обобщающее повторение, подготовка к ЕГЭ.

Одним из направлений при подготовке к государственной итоговой аттестации является организация повторения. Опыт проведения ЕГЭ убеждает в необходимости разработки технологий, позволяющих целенаправленно организовать повторение учебного материала на всех этапах учебного процесса. В своей работе считаю целесообразным использовать следующие технологии:

  • Технологии  личностно-ориентированного подхода при организации повторения (самостоятельные работы, тесты, контрольные срезы создаются трех уровней сложности: базовый, повышенный, высокий; учащиеся самостоятельно выбирают уровень заданий)
  • использование различных видов повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее);
  • использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников;
  • технологии групповых форм работы[1].

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний. Главная цель уроков обобщающего повторения – систематизировать знания, полученные учащимися в школе, выделить общие методы и приемы решения задач по определенным темам, указав в них стандартные элементы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач.

Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Для решения этой проблемы учителю необходимо организовать уроки обобщающего повторения так, чтобы учащиеся сами понимали необходимость в повторении ранее изученного материала. Положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывает перспективу учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны[1]. Необходимо  применять систему, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся. Система диагностики включает в себя следующие элементы:

  • темы для составления контрольных измерительных материалов;
  • определение видов промежуточного контроля;
  • осуществление диагностики знаний, умений и навыков;
  • планирование коррекции пробелов в знаниях;
  • определение видов итогового контроля (контрольная работа, зачет, тест).
  • тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет.

Рассматриваемая система отслеживания достижений учащихся позволяет учителю: получать информацию о том, как идет процесс обучения в целом по отдельным  показателям; своевременно выявлять затруднения  отдельных учащихся; корректировать процесс обучения. Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы. Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Широкое применение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений.

В своей практике целесообразно:

  • применять уровневую дифференциацию учащихся: различным по уровню подготовленности учащимся в ходе обучения ставить посильные учебные задачи и добиваться их выполнения с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов и другого);  
  • убеждать слабоуспевающих учащихся в  посильности задач и необходимости их выполнения[1];
  • предлагать  учащимся самостоятельно продумывать элементы самоконтроля и оценивать полученные при решении результаты[1];
  • ставить специальные задачи по обучению хорошо подготовленных учащихся на повышенном уровне с использованием нестандартной постановки вопроса.
  • все самостоятельные и проверочные работы  по объему и типам заданий необходимо приблизить к формату ЕГЭ.

Описанная система обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов  дает стабильные результаты. За период с 2014-2016 учебный год средний тестовый балл по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ по школе ежегодно превышает средний балл, полученный выпускниками России. (Таблица 1)

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за 3 года.

Год

Средний тестовый балл в школе

Средний тестовый балл в России

2014

68

57.1

2015

64.3

54

2016

72

53

Список литературы

  1. И.А. Паршутин. Методы стимулирования учебной деятельности. «Справочник классного руководителя» №4 [Электронный ресурс] URL: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/517/ (дата обращения: 29.01.2017).
  2.  «Школьные технологии» №3 2006. «Управление формирования умений»  В.В.Лебедев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"

Тематическое планирование элективного курса для 9 класса. Цель курса: проверить готовность обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сло...

Программа факультативного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса

Факультативный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов, увлекающихся химией.  Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся бо...

Элективный курс "Решение задач по химии повышенного уровня сложности" 10-11 класс

Содержание программы носит интегрированный характер и способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию, ориентации школьников на основные направления профессий связанных с химией....

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер...

Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии

методические рекомендации для учителей по проведению уроков обобщающего повторения...

Рабочая программа Факультативного курса: «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» Базовый уровень 10-11 класс

Пояснительная запискаДанный элективный курс составлен на основе программы ОС Габриеляна и  Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства  Дрофа – 2018 г. Программа рассчитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Практикум ЕГЭ по математике (профильный уровень)» Решение заданий базового и повышенного уровней сложности среднее общее образование

Данный учебный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по математике (профильный уровень) и предлагается к реализации во втором полугодии 11 класса в объёме 48 часов....