7 шагов к успешному эссе - формирование дискурсивной компетенции
материал для подготовки к егэ (гиа, 10 класс) по теме
На экзамене в форме ЕГЭ обучающиеся выполняют задание С2 – написание развернутого высказывания с элементами рассуждения социально-бытового либо социально-психологического характера на заданную тему. В этом материале я рассказала как поэтапно веду работу по формированию дискурсивной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_shagov_k_uspeshnomu_esse_-_formirovanie_diskursivnoy_kompetentsii.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
7 ШАГОВ К УСПЕШНОМУ ЭССЕ –
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Стрекалова Елена Сергеевна, учитель английского языка
Ухтинского технического лицея им.Г.В.Рассохина
Развитие коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности является целью любого УМК по иностранному языку:
Согласно программным требованиям на экзамене в форме ЕГЭ обучающиеся выполняют задание С2 – написание развернутого высказывания с элементами рассуждения социально-бытового либо социально-психологического характера на заданную тему.
В задании приводится высказывание проблемного характера. Надо высказать свое отношение к предложенной в задании точке зрения и обосновать его, в том числе с предвосхищением возможных контраргументов.
Цель задания:
- проверить владение когнитивными стратегиями письменной речи:
- способность определять суть заданной проблемы;
- определить свою позицию по заданной проблеме и аргументировать свою точку зре ния;
- анализировать заданную коммуникативную ситуацию с различных позиций и точек зрения, выдвигать контраргументы;
- делать выводы.
- проверить речевые умения письменной речи:
- логически выстраивать письменное высказывание определенного объема, используя необходимые средства связи;
- грамотно структурировать текст;
- выбирать нейтральный стиль речи;
- использовать разнообразные речевые модели и структуры для реализации коммуникативной задачи (передавать информацию; описывать людей или ситуацию; сравнивать или сопоставлять факты, мнения или суждения; аргументировать свою точку зрения и т.д.);
- грамотно использовать языковой материал (лексику и грамматику) для решения поставленных коммуникативных задач;
Поделюсь опытом подготовки учащихся к написанию такого вида эссе.
Во-первых, знакомлю обучающихся с требованиями и структурой написания эссе.
Требуемый объем текста для данного задания — 200—250 слов. Объясняю, как ведется подсчет слов и как влияет на оценку несоблюдение объема. Предупреждаю об использовании полуофициального стиля речи.
Параметрами оценивания данного задания являются:
- точность и полнота выполнения поставленной коммуникативной задачи (содержательная сторона речи);
- соблюдение заданных требований к объему текста;
- структурная организация текста;
- лексическое разнообразие речи и лексическая грамотность;
- грамматическая правильность речи;
- орфографическая грамотность;
- соблюдение норм пунктуации, принятых в английском языке.
На экзамене работа может быть оценена максимум в 14 баллов.
Следует обратить внимание на то, что в данном задании должно быть пять частей, каждая начинается с новой строки:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
- Express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
- Explain why you don`t agree with the opposing opinion
- Make a conclusion restating your position
Объясняю ученикам, что абзац включает такие типы предложений, как главное предложение (topic sentence), содержащее основную идею; предложения, которые подтверждают, объясняют, детализируют главную мысль (supporting sentences). В данном типе задания это мнение автора и других людей с примерами; заключительное предложение (concluding sentence), в котором формулируется иначе главная мысль абзаца.
Во-вторых, вниманию обучающихся предлагается следующий алгоритм
- Внимательно изучить текст-стимул.
- Понять какие две точки зрения на проблему необходимо рассмотреть. При неправильном выполнении этого задания есть вероятность отклониться от темы и получить 0 баллов за решение коммуникативной задачи и эссе в целом.
- Обдумать аргументы в пользу обеих точек зрения.
- Выбрать как свою более выгодную для защиты и имеющую более веские аргументы точку зрения.
- Создать базу слов и выражений, связанных с этой темой.
- Приступить к написанию эссе, соблюдая правильную структуру.
В-третьих, предлагаю воспользоваться разработанным мною опорным конспектом с вариантами вводных/связующих фраз, они различаются по длине, обучающиеся делают выбор, исходя из того - нужно ли им сократить или увеличить объем их эссе.
- Introduction
Everybody would agree,/ It goes without saying/ The problem of….. is urgent nowadays/ …. Is an integral part of our life. /Today the question of … is becoming more and more widely discussed/
While some people think/are sure/ believe/ consider/ admit/ suppose that…. others claim…..
- My opinion
Personally, I think…./ In my opinion,/
+ 2-3arguments
Firstly,/ First of all,/ To begin with,/ To start with,/ The first idea that comes into my mind is…/
Secondly,/ Moreover,/ What is more,/ Furthermore,/ In addition,
Thirdly,/Finally,/ Last but not least,/ To crown it all,/ To sum up,/
- Opposing opinion
However,/ Meanwhile,/ Nevertheless,/ Another point of view is…/ There is another opinion
- Why I disagree
However, other people`s arguments do not sound convincing/ I do not find other people`s arguments convincing/ I cannot agree with other people`s arguments/ I do not think those people are right/….
- Conclusion
In conclusion, I would like to say that/ I still stick to my point of view/ To conclude,/….
В-четвертых, На мой взгляд, большую трудность вызывает написание вступления, так при постановке проблемы необходимо перефразировать текст-стимул. Примеры того, как можно начать сочинение:
- с риторического вопроса: Does our planet really need urgent help?
- с прямого обращения к читателю: If you stay passive our planet will not survive;
- с цитаты: As a Chinese proverb says, “Experience is a comb which nature gives us when we`re bald.” Необходимо отметить, что используя цитату, следует писать имя автора;
Предлагаю учащимся потренироваться в перефразировании задания к сочинению, а именно в виде риторического вопроса или объяснения данной ситуации. Для того чтобы избежать повторения одних и тех же слов, прошу подобрать синонимы к некоторым словам и выражениям, которые наиболее часто встречаются в заданиях.
- many people/ a lot of people/ most people
- teenagers/ teens/ young people/ the youngsters/ the young
- parents/ fathers and mothers/ older generation
- be worried/ be concerned/care
- / disagreement/ dispute/ debate/ argument
В-пятых, важной задачей в работе над сочинением считается обучение учащихся правильному использованию средств логической связи. Существует множество упражнений, развивающих такие умения. Рекомендую ученикам заполнить таблицу.
- Complete the table using the words and phrases:
In the first place, secondly, firstly, furthermore, on the other hand, as far as I am concerned, in my view, however, also, moreover, first of all, to start/begin with, but, on the contrary, in addition, what is more, therefore, it is said that, thus, as a result, in contrast to this, although
To list points | |
To add more points | |
To introduce opposing view points | |
To express result | |
To express your/ someone else`s opinion |
- Join the following sentences using the linking phrases in brackets.
- 1. She was in Moscow in July. Now she is in Saratov (but). 2. The TV programme was not interesting. It was not amusing, (neither... nor). 3. Revise these grammar rules. You will fail your exams, (or) 4. The teacher told him to prepare the report. He won’t take part in the conference, (either... or) 5. She bought a new text-book for her friend. She bought a text-book for herself, (both ... and) 6. She learned grammar rules. She did some grammar exercises, (not only... but). 7. She helped her mother about the house. She went for a walk with her friends. (So... and) 8. I prepared my homework
properly. I didn’t get a mark, (but)
- 1. I couldn’t answer you earlier. I was busy with my exams, (because) 2. You have not understood the grammar rule. I will explain it to you. (since) 3. It is snowihg. We’ll go for a walk, (as) 4. He is sure to win the contest. He has prepared properly, (since) 5. I didn’t take part in the
competition. I was ill. (because)
- 1. I trained a lot. 1 didn’t win in the competition, (although) 2. He wanted to take part in the competition. It took place in Moscow and he had to go there, (even though) 3. I don’t attend dance classes. I am good at dancing. (although) 4. She had to do her homework. She explained me some formulas, (although) 5. I think that the film is boring. A lot of people enjoy it. (even though)
В-шестых, обучающимся предлагается выполнить ряд заданий, которые способствуют формированию навыка написания эссе. Вот примеры заданий такого рода.
1. - Read the task. Decide if these statements are True (T) or False (F).
When you write your composition, you should:
- make sure you answer the question.
- make a plan before you start writing.
- copy whole sentences from the question.
- use informal grammar and vocabulary.
- use words and phrases such as ‘however’, ‘such as’, etc.
- express your own opinion in the conclusion.
- give examples where possible.
- present a logical argument.
- always use very short and simple sentences.
- make sure your handwriting is readable.
- check your work carefully for mistakes at the end.
2. - Look at the task: “Some people believe that animals without owners should have the right to live on the streets in cities. Others say that they could be dangerous and should be collected and found new homes, or even put down.”
Decide if the following is a point for (F) or against (A) allowing stray animals to live on the streets. Write F or A on the line provided.
- Stray dogs sometimes bite people. ______
- Cats and dogs can receive medical treatment if they are taken off the streets.______
- Animals should have the right to live where they want. ______
- It’s cruel to take an animal off the streets and then possibly put it down. ______
- There are lots of people who would be glad to give a stray animal a home. _______
- People’s pets might be taken by mistake and that could be a tragedy. _______
- Discuss which of the statements above you agree or disagree with. Explain why.
3. - “Some people believe that teenagers today are generally rude, lazy and badly behaved. Other people, however, think that teenagers have a bad reputation for no reason.”
Read the task. Decide whether the statements below are: arguments supporting the behaviour and attitude of teenagers (S), arguments against teenagers’ behaviour and attitude (A) or irrelevant arguments (I).
- In my opinion, the vast majority of teenagers are extremely hard-working.
- I personally believe that teenagers today are much more considerate and caring than young people were thirty years ago.
- Getting a part-time job is a good way for a teenager to make some extra money.
- Teenagers today are much more likely to swear in front of their parents and teachers.
- At my school, for example, there are very few discipline problems.
- Most teenagers understand that they have to work hard at school in order to get a good job when they are older.
- Teenagers nowadays often prefer to watch television and play computer games rather than do their homework.
- Those people who criticise teenagers should think back to their childhood.
- It is certainly true that many teenagers today do not get enough physical exercise; this is probably due to laziness.
- According to some experts, exams are not the best way to test how much a teenager knows about a subject.
- In pairs or as a group, discuss whether you think teenagers today are generally rude, lazy and badly behaved.
4. - Choose the correct word or phrase to complete the composition.
Almost everyone these days has a Mobile phone and many of us would be unable to live without one.(1) But / However, there are people who argue : that we should not be able to use mobile phones whenever we like.
(2)It / There is no doubt that mobile phones are extremely useful. This is particularly true when you need to contact someone and no ordinary phone is available, (3) For / By example, if your car has broken down and you need assistance, having a mobile phone might mean that you do not have to leave the car and walk a long way to find help.
On the other (4) side / hand, there are many situations when mobiles can cause problems for other people, if you are in the cinema, (5) with / for instance, a mobile ringing can be extremely annoying. There are (б) also / as well times, such (7) like / as in class at school, when it would be disrespectful to have a mobile switched on. A (8) more/ further argument that is made against mobile phones is that they damage our health.. Most scientists, (9) however / although, believe that this is not the case.
To (10) conclusion / conclude, mobile phones make our lives easier in many ways. In my (11) opinion / mind, there are occasions when using a mobile is not appropriate and we should always consider other people before deciding whether to have our phone switched on or not. (12) However / Although, some people believe that mobiles are bad for our health, / (13) individually / personally do not accept that argument, (14) because / so I do not think that should be a reason for restricting their use.
5.- Read the task: “Some scientists perform experiments on animals. However, some people say that this is cruel and unnecessary.”
Decide whether each of the following is a point for (F) or against (A) performing experiments on animals.
- We can test new medicines on animals to see if they are harmful to humans.
- A lot of the experiments have been done before and don’t need to be repeated.
- Animals have rights, just like people do.
- In most experiments on animals, the animals don’t suffer.
- It’s important to gain scientific knowledge, even if some animals suffer.
- The information we gain from testing medicines on animals is very limited.
- Discuss which of the statements above you agree or disagree with. Explain why.
6.- Below there are sentences from a paragraph in the wrong order. Decide if the sentences are topic sentences (T), supporting sentences (S),I or concluding sentences (C).
- So, I bought a bike last week for $250 in a second hand bike sale.
- The colours are bright red, white, and dark blue.
- It’s a great bike, and I’m going to have a lot of fun on it.
- Mountain bikes are really popular where I live.
- The bike is one year old but looks new.
- It looks like a bike you can ride on very rough mountains and over rocks.
- Put the sentences in the logical order. Then write the sentences into a paragraph. Give the paragraph a title.
В-седьмых, существует поговорка «На ошибках учатся». На мой взгляд, лучше учиться на чужих ошибках. Поэтому после написания эссе на заданную тему предлагаю ученикам просмотреть работы других обучающихся на эту же тему и отметить слабые и сильные стороны их работ, проанализировать ошибки и выставить баллы. Такой вид работы, когда ребенок понимает за какие ошибки и как наказывают при оценивании, стимулирует учащихся к более внимательному отношению к написанию эссе.
“Many holidaymakers would rather stay in a hotel than at a campsite. However, some say that camping is more enjoyable.”
Today the problem of choice of the way to spend your holidays is becoming more and more popular. It is not a surprise because the variety is growing. Some people prefer staying in a hotel. But others including me claim that camping is better. Who is right?
I believe that staying in a camp is more pleasant. First of all, it is more exciting because you spend all the time with people of your age, you find friends very quickly and it makes your holidays more interesting. However, being without parents is a good experience – it makes you more independent and it is amazing to feel freedom too.
However, some people prefer hotels. It is better because you can do anything you want, you can go anywhere, you do not have to get up early and nobody controls you and tells you what to do.
Nevertheless, I still think that camping is the best variant because holidays with friends are the most interesting and exciting time. There is a lot of animations and competitions to entertain children.
To conclude, I would like to say the choice of a holiday is a matter of opinion. Today the variety is enormous and everybody can choose something according to his taste. But I will always choose something more exciting, cheerful and interesting. It is camping.
222 слов
Эссе будет оценено в 0 баллов, так как автор неправильно понял текст-стимул и отошел от темы, перепутав понятия отдых в палатках на природе и отдых в пионерском лагере.
“Many holidaymakers would rather stay in a hotel than at a campsite. However, some say that camping is more enjoyable.”
Nowadays travelling and rest have become more available and convenient. So, the decision where to stay is one of the most important things.
In my opinion, it is better to stay in a hotel. Firstly, you feel safer and more protected. If something happens, you know that you will be helped. A doctor is in a hotel round the clock, the territory is protected by the police. Secondly, there are more entertainments and facilities in a hotel. You live in a comfortable and cosy room, relax on an equipped beach and eat delicious food in the dining room. And last but not least, a lot of interesting excursions are organized by a hotel. You can enjoy the beautiful places and sights of the city in which you are staying. So, in a hotel you will never be bored.
Other people prefer a campsite. It gives them an opportunity to spend much time in the open air, which is good for their health. What is more, adventurous people are always looking for challenges, and staying at a campsite is a great chance to overcome difficulties.
However, these people`s arguments do not sound convincing, I still stick to my point of view. I prefer a more comfortable and safer rest at a hotel.
In conclusion, I would like to say that people choose the way to rest by themselves, tastes differ. For me there is nothing better than staying in a hotel.
240 слов
Содержание – 2 балла – не представлены 2 точки зрения на проблему выбора места отдыха во вступительной части, в заключении нельзя принимать чужую точку зрения
Организация – 3 балла
Лексика – 3 балла
Грамматика – 3 балла
Орф./пункт. – 2 балла
Итого – 13 (из мах. 14) баллов
Написание эссе – задание высокого уровня сложности, требует повышенного внимания, тщательной отработки, непрерывной тренировки.
«Success is the result of perfection, hard work, learning from failure, loyalty, and persistence.»
Colin Powell
Литература
1 .Афанасьева О. В., Эванс В., Копылова В. В. Английский язык. Единый государственный экзамен. Тренировочные задания. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка.— М., Express Publishing, Просвещение, 2010.
- Клековкина Е. Е. Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Письмо. — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
- Zemach Е D., Islam С. Paragraph Writing from Sentence to Paragraph. — Macmillan, 2009.
- Zemach E D.,Rumisek A L. Academic Writing from Paragraph to Essay. — Macmillan, 2009.-
- Понасенко И. И. Как написать сочинение-выражение мнения. Все для учителя. Английский язык. Ноябрь 2012 г.
- Бодоньи М.А. Подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ. Задания с развернутым ответом: личное письмо, эссе (С1,С2). Учебно-методический комплекс «Английский язык. Подготовка к ЕГЭ» - Легион, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов
Методическая разработка по теме "Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов"...
Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов
Методическая разработка Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов...
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
примеры упражнений для формирования дискурсивной компетенции у учащихся...
Модель системы организации формирования метапредметных компетенций "Шаги в науку"
В статье представлены наработки педагогического коллектива ГБОУ СОШ №491 с углублённым изучением математики Санкт-Петербурга по развитию метапредметных компетенций учащихся....
Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов при обучении письменной речи
Данная статья направлена на ознакомление с одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции - дискурсивным....
Методические ресурсы для формирования дискурсивной компетенции обучающихся на основе технологии «мозговой штурм»
Данная работа представляет собой отчёт о результатах работы в группе учителей Московской области по апробации региональной модели Федеральной концепции преподавания иностранных языков. Объект исследов...
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Основным дидактическим ресурсом для обучения навыкам говорения (дискурсивным навыкам) мною была выбрана технология дискуссий....