Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов при обучении письменной речи
статья по английскому языку
Данная статья направлена на ознакомление с одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции - дискурсивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_diskursivnoy_kompetentsii_u_uchashchihsya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование
дискурсивной компетенции у учащихся
старших классов при обучении письменной речи
Основной задачей школы в области предмета «иностранный язык» является достижение учащимися определённого уровня коммуникативной компетенции в сфере устного и письменного общения. Одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции является дискурсивный.
Под дискурсивной компетенцией (ДК) понимается способность воспринимать и порождать тексты различных жанров в соответствии с коммуникативным намерением говорящего или пишущего в рамках определённой ситуации общения.
В состав дискурсивной компетенции входит прежде всего стратегический компонент, предполагающий умение субъекта речи осознать своё коммуникативное намерение и спланировать коммуникативное событие. Тактический компонент представляет собой умение проанализировать коммуникативную ситуацию и отобрать адекватные ей и оптимальные для реализации коммуникативного намерения средства и способы. Жанровый компонент ДК заключается в умении организовывать дискурс в соответствии канонами конкретного жанра, выбранного для достижения коммуникативного намерения субъекта в заданном контексте. Текстовый компонент предполагает владение умением организовывать последовательность предположений таким образом, чтобы они составляли единое целое – связный текст со всеми присущими ему свойствами.
Анализ дискурсивной компетенции как совокупности выделенных структурных компонентов позволил отметить следующие их характеристики в условиях письменной формы речи.
Стратегический компонент ДК в письменной речи может быть охарактеризован по таким параметрам, как предварительная подготовленность, осознанность, мотивированность, произвольность.
Первые два компонента предполагают, что экспрессивная письменная речь в качестве важнейшего своего этапа обязательно включает этап внутреннего продумывания, планирования, программирования высказывания. Особенность мотивационной сферы письменной речи обусловлена отсутствием непосредственного контакта с адресатом, несоответствием ситуации написания текста ситуации общения.
Специфика функционирования тактического компонента дискурсивной компетенции состоит в том, что ввиду отсутствия в письменной коммуникации непосредственной ситуации общения, необходимо эксплицитное выражение таких, например, её параметров, как образ автора и образ адресата, которые отражаются в адресованности и модальности письменных текстов.
Жанровый компонент ДК в устном и письменном общении будет различным прежде всего в том, что большинство жанров письменной речи относится к сфере официального общения.
Отсутствие прямого контакта с адресатом и непосредственной ситуации общения определяет и специфику компонента ДК в письменной речи. Развернутость, последовательность, связность, цельность, законченность относятся прежде всего именно к письменному тексту в силу его предварительной подготовленности.
Формирование ДК в процессе обучения письменной речи на английском языке должно осуществляться поэтапно. На первом этапе, вводном, учащимся необходимо научить создавать и воспринимать речевое произведение в экстралингвистическом контексте. В рамках первого этапа учащимся могут быть предложены также упражнения на формирование умений, составляющих текстовый компонент дискурсивной компетенции.
Второй этап процесса обучения является жанрово-ориентированным. На этом этапе осуществляется анализ экстралингвистических признаков жанра, происходит изучение жанровых норм, предлагаются упражнения для формирования умений строить речевое произведение в соответствии с жанровыми нормами. Таким образом, на втором этапе формируются все компоненты дискурсивной компетенции, но основное внимание уделяется жанровому и текстовому компонентам.
Третий этап обучения посвящён комбинированию и творческому применению приобретённых знаний и сформированных умений. На этом уровне дискурсивная компетенция рассматривается как целостная способность создавать речевое произведение в соответствии с коммуникативным намерением пишущего в определённой коммуникативной ситуации без разложения на составляющие её структурные компоненты – стратегический, тактический, жанровый и текстовый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.
Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...
Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов
Методическая разработка по теме "Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов"...
Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов
Методическая разработка Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов...
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
примеры упражнений для формирования дискурсивной компетенции у учащихся...
Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся старших классов.
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках и во внеурочное время.Формы работы....
Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)
В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического...
Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...