Методические ресурсы для формирования дискурсивной компетенции обучающихся на основе технологии «мозговой штурм»
статья по английскому языку
Данная работа представляет собой отчёт о результатах работы в группе учителей Московской области по апробации региональной модели Федеральной концепции преподавания иностранных языков. Объект исследования - формирование дискурсивной компетенции обучающихся на основе технологии "мозговой штурм".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические ресурсы для формирования дискурсивной компетенции обучающихся на основе технологии «мозговой штурм»
Учитель английского языка Полякова Ирина Владимировна,
МБОУ «Гимназия 16» г.о. Мытищи
Московской области
Работа по апробации региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков, а именно по проблеме формирования дискурсивной компетенции обучающихся на основе технологии «мозговой штурм», проводилась мною в МБОУ «Гимназия №16» городского округа Мытищи на уроках английского языка в 9-х классах основной школы и 10-х классах старшей школы. Мною было проведено 8 уроков: четыре урока в 9-х классах и четыре урока в 10-х классах как в рамках базовой (по УМК «Английский в фокусе / Spotlight»), так и углублённой программы («Звёздный английский / Starlight») изучения английского языка.
Объектом моего педагогического наблюдения и методического управления была устная речевая деятельность на уроке английского языка. В фокусе моего исследования были такие познавательные и коммуникативные УУД, как адекватное использование речевых средств для обсуждения проблемы и аргументации своей позиции, умение обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции; а также следующие метапредметные компетенции: умение аргументировать свою позицию и точку зрения, анализировать и обобщать, видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях и явлениях, познавать себя и других, проявлять толерантность и внимание к собеседнику.
Основным дидактическим ресурсом апробационных уроков мною была выбрана технология «мозговой штурм» («мозговая атака», «брейнсторминг»). Я считаю, что данная технология является в некоторой мере универсальной для реализации речевой деятельности учащихся, так как в её основе заложен как интерактивный метод обучения иностранному языку, так и значительный потенциал для стимулирования творческой деятельности.
Традиционно участникам обсуждения актуальной проблемы предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. При моделировании уроков в рамках апробации региональной модели мною был поставлен акцент на вопросах формирования и развитие в первую очередь дискурсивной компетенции, а именно на умении учащихся понимать и самим создавать связные иноязычные высказывания, логично, последовательно и убедительно выстраивать свою речь, умение выбирать верную стратегию общения.
В ходе апробации я пришла к выводу, что при использовании технологии «мозговой штурм» на начальном и предтекстовом этапах урока достаточно сложно достичь конечной цели применения технологии – принятия коллективного решения. Это происходит ввиду нехватки времени, отводимого на эти этапы работы. Кроме того считаю, что важно не то, чтобы учитель смог увидеть насколько хорошо или плохо ученики усвоили пройденный материал или как много креативных идей они могут предложить. А важно, чтобы обязательно присутствовало обсуждение этих идей с высказыванием своей точки зрения и итоговое выявление наиболее перспективной или перспективных из их числа. Для этого необходимо заранее выработать критерии оценивания предложенных в ходе «мозгового штурма» идей. Так, например, при обсуждении вопроса “How can people reduce consumer waste?” в 9 классе учащиеся для оценивания перспективности и актуальности предложенных идей использовали следующие вопросы:
• How fast can we do it?
• How great is the benefit?
• How easy is it to do?
• How cheap is it?
• How risky is it?
• How do I feel about the idea?
Критерии в форме вопросов в свою очередь способствовали вовлечению учащихся в обсуждение идей на втором этапе и подвели к принятию итогового коллективного решения.
Хотелось бы отметить следующее наблюдение: формированию и развитию дискурсивной компетенции учащихся особенно способствовали такие виды «мозгового штурма», как реверсивный, негативный, двойной и игровой. Для сравнения:
«Классический мозговой штурм»
- How can people reduce consumer waste?
- Find advantages in the project/ idea and discuss them.
«Реверсивный мозговой штурм»
- How can people increase consumer waste?
- Give as many ideas as possible.
Применение реверсивного мозгового штурма особенно эффективно, в случае, когда трудно определить решение проблемы напрямую.
«Негативный мозговой штурм»
- Find disadvantages and drawbacks in the project/ idea.
Цель - составление наиболее полного списка противоречий, дефектов, недостатков, пробелов и ограничений реально существующих объектов или идей.
«Двойной мозговой штурм»
После классического мозгового штурма, участники делают перерыв на 2-3 дня, а затем повторяют его снова. В перерыве подсознание участников активизируется и генерирует новые неожиданные и фундаментальные идеи.
«Игровой мозговой штурм»
Победителем игры станет тот, кто придумывает больше самых неожиданных решений. Проводиться форме игры - соревнования.
Именно в ходе применения данных видов «мозгового штурма» на уроках была достигнута значительная раскрепощённость учащихся, проявилось их искреннее желание участвовать в работе. В итоге было зафиксировано повышение эффективности урока, рост активности учащихся и их мотивации к изучению иностранного языка. Также следует отметить потенциал практического применения технологии для подготовки к составлению письменного высказывания (эссе) в формате ГИА.
В заключении хотелось бы порекомендовать учителям следующее: используйте в своей работе технологию «мозговой штурм», которая позволяет формировать такие компетенции учащихся, как познавательные, ценностные и коммуникативные, но обязательно адаптируйте её с учетом следующих факторов:
- «мозговой штурм», всегда должен быть выстроен на основе обсуждения актуальной для подростков или нашего общества проблемы, а не просто на любом учебном материале;
- следует учитывать, что продуктивность использования технологии зависит от этапа обучения (продуктивность выше в 8-11 классах) и от уровня группы, и может быть разной в разных классах;
- учителю нужно будет вносить коррективы в календарно-тематическое планирование, поскольку авторы УМК не выделяют должного времени на проведение подобного вида работы на уроке.
Надеюсь, что технология «мозговой штурм», как и другие интерактивные технологии, пройдя модернизацию и обновление, займут достойное место в новой региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование ключевых компетенций обучающихся на основе ИКТ и проектной методики
Обобщение опыта...
Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики
Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...
«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...
Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...
Статья "Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики".
Статья основана на личном опыте работы. Готовилась для проведение методического семинара городского уровня. Содержит виды работы с детьми, спомощью которых можно развивать коммуникативные компетенции....
Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".
Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе межведомственного взаимодействия
Выбор профессии решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе каждого человека. Поэтому очень важно ребенку знать о своих психо-физиологических хара...