ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
статья

Кожина Ирина Викторовна

Основным дидактическим ресурсом для обучения навыкам говорения (дискурсивным навыкам)  мною  была  выбрана  технология дискуссий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskurtivnaya_kompetentsiya.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Кожина Ирина Викторовна

МБОУ « Гимназия №16» г. о. Мытищи

Московская область

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Умение четко выразить свою мысль, корректно отстаивать  мнение, говорить и договариваться с представителями различных национальностей и культур сейчас как никогда актуально. И это требование заложено в Федеральные Государственные Образовательные стандарты. Следовательно, задача учителя не только предоставить ученикам языковую базу для формулировки своих идей, но и научить их правильно действовать в ситуациях общения  при решении различных коммуникативных задач. Основным дидактическим ресурсом для обучения навыкам говорения (дискурсивным навыкам)  мною  была  выбрана  технология дискуссий. Именно в дискуссии можно научить слушать и слышать противоположную точку зрения, подобрать аргументы и контраргументы, выразить их с использованием правильных, подходящих к ситуации, речевых штампов.  Для того, чтобы дискуссия смогла состояться, учащиеся должны иметь лексическую базу по теме, языковые навыки и, прежде всего, интерес к рассматриваемому вопросу. Кроме того, решение спорных вопросов требует определенных социо–культурных знаний и даже жизненного опыта. Поэтому полноценная дискуссия «по всем правилам» - это работа для старшего звена школы. С моей стороны я ввела «подготовительный комплекс», состоящий из ряда упражнений, требующих глубокого анализа того, что произносится в социализированной речи. Эта форма работа была включена в плановые уроки фрагментарно. На нее выделялось 5- 10 минут от урока.

 На первый взгляд, элементарное задание – дать определение слову, встретившемуся в аудио файле или прочитанном тексте, например, словам pollution, overpopulation, ambition, civilization, discrimination…Казалось бы, минутное задание требует большой концентрации, осмысления, рассмотрения ситуации с различных точек зрения и обобщения. На первом этапе это ставит учеников «в тупик». В лучшем случае, определение начиналось со слов «… it is when ... ». Поэтому, чтобы решить данную задачу, позволяла высказаться на русском языке, но при этом надо было дать определение в обобщенном смысле и с учетом различных оттенков слова. Далее мы переводили полученное в процессе обсуждения на английский язык. Оказалось, что требуется время, чтобы учащиеся начинали определение со слов  «it’s a thing / process / way of … / man’s trait …» и т.д. На мой взгляд, это упражнение также развивает критическое мышление школьника, чего особенно не хватает в настоящее время. Другое задание – «провокационный вопрос». Например,

‘Childhood is the safest  period of human life’, ‘It is important for high school  students to study compulsory subjects’ , ‘Making money is a hobby that will complement any other hobbies to make their free time more enjoyable’. Здесь уже потребуется больше времени – 15 – 20 минут, чтобы заслушать каждого, оспорить, сделать вывод.

Насыщенность программы не позволяет часто проводит дискуссии в их традиционном виде, поэтому мини – дискуссии могут стать выходом для развития коммуникативной, а именно дискурсивной компетенции учащихся. Одной из составляющих дискурсивной технологии является коллективное сотрудничество, вызывающее активную напряженную мыслительную деятельность. Процесс подготовки и проведения дискуссионных уроков состоит из следующих этапов: подготовительный, исполнительский (основной), заключительный (рефлексивный). В качестве характерных признаков метода выделяю: 1) групповую работу участников, 2) активное взаимодействие участников в процессе обсуждения работы, 3) упорядоченный и направляемый обмен мнениями на основе самоорганизации участников, 4) направленность на достижение учебных целей. Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер.

Выбранную технологию я варьирую и совмещаю с различными приемами, так как в разных классах обучающиеся имеют не всегда достаточный или высокий уровень владения языком, а также мотивацию.

Дискуссия в мини-группах. На примере темы “Экология” (10-11 класс). До начала урока учитель вывешивает списки: группа делится на 4 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы: I этап: каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения: экология  в твоём регионе, экология и цивилизация: возможна ли гармония между ними, экология будущего. Обсуждение занимает 3-4 минуты. II этап: лидеры каждой мини-группы берут свои задания и переходят в другие мини-группы, чтобы обсудить предложенную проблему с ними, т.е. каждая мини-группа должна обсудить все проблемы и предложить своё резюме. III этап: лидеры групп возвращаются и рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы другими группами (примерно 3 – 4 мин.); IV этап: учащиеся каждой группы составляют и пишут или представляют устно итоговое резюме (каждый член мини-группы – своё, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения). Очевидно, чем больше лексический запас учащихся, тем шире его возможность для самореализации, раскрытия своего творческого потенциала посредством иностранного языка и участия в дискуссии. Продемонстрирую   ряд упражнений по организации работы над лексикой при подготовки дискуссии. Например, тема «Школа». Первые попытки дискуссии проявляются при комментировании учащимися пословиц, поговорок, высказываний великий людей с позиции изучаемой тематики, которые представляет учитель на следующем этапе:

 ‘He that nothing asks nothing hears’, ‘All I know is that I know nothing’, 'The roots of education are bitter, but the fruits are sweet’/Aristotle/. Далее идут задания, направленные на формирование навыков разговорной речи, необходимых  для  дискуссии: определение главного и обсуждения результатов (учащиеся обычно работают в парах и группах). Пример задания на формирование дискуссионного навыка: Study the list of qualities. Rank them in order of importance. Discuss the results.  


A GOOD SCHOOL TEACHER  has a lot of new ideas/ encourages the children to learn happily/ keeps in contact with the parents of his/her pupils/ works hard to remain up-to- date in his/her subject/ sets high standards/ has a lot of patience and energy….
Выполните следующее задание: Explain the difference between: to take an exam and to pass an exam; compulsory and voluntary; to educate and to bring up; a pupil and a student. Упражнение, которое я назвала «Немая презентация».  Нужно в группе в течение  2-3 минут предъявить комментарий к слайду презентации: активно использовать  изученную лексику и определить  тему/ проблему и возможные способы её решения. Апробировала эту технологию по предметным темам: «Экология. Природа», «Чтение», «Свободное время», «Работа. Профессии», «Права и обязанности дома, в школе, в обществе».

Дискурсивная компетенция является универсальной, т.к. подходит не только для устной речи. Обучение написанию эссе «Свое мнение» - тоже в определенной степени дискуссия, где учащийся сам предполагает аргументы своих оппонентов и ищет им опровержение. Практика показывает, что выпускники при написании эссе в рамках ЕГЭ по иностранному языку часто не понимают заданную тему и уходят от решения коммуникативной задачи. Часто путают причину и следствие. Приведение контраргументов – еще одно «слабое место». Зачастую аргументы противоположной стороны и контраргументы никак между собой не связаны. Поэтому есть смысл обсуждать с учащимися отдельные темы, просить высказаться, о чем они будут писать, выразить свою точку зрения, привести возможные аргументы, сопоставить с контраргументами.

Недостатки технологии дискуссии в том, что занятия имеют условные ситуации, учебные цели задают определённые условия, которые несут в себе элемент искусственности. При обучении иностранным языкам мы вынуждены ограничиться условно-речевыми упражнениями и ситуациями, с помощью которых создаётся мотивация для иноязычного высказывания. В учебных условиях возможно погружение в язык только на специально отобранном и методически организованном языковом и речевом материале. Отбор последнего осуществляется с учетом трудностей в усвоении этого материала и важности его для коммуникации. Поэтому, используя дискуссию в учебном процессе, особое значение приобретает подготовительный этап. Не умаляя значения второго этапа – собственно дискуссии, которая является кульминацией занятия.

Литература:

1. Кучеренко О. И. «Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения» -  М., 2000. 

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. –214с.

3. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 2010. – 216с.

4. Руденко А.П. «Формирование дискурсивной компетенции в системе обучения межкультурной коммуникации» -  Владикавказ, издательство СОГУ, 2004

5. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции. – М.: Лабиринт, 2004. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

примеры упражнений для формирования дискурсивной компетенции у учащихся...

7 шагов к успешному эссе - формирование дискурсивной компетенции

На экзамене в форме ЕГЭ обучающиеся выполняют задание С2 – написание развернутого высказывания с элементами рассуждения социально-бытового либо социально-­психологического характера на заданную тему. ...

Образовательный проект по теме: "Формирование тестовой компетенции к достижению метапредметных результатов обучения".

  Введение метапредметного подхода в образование. Особенности оценки метапредметных результатов .  Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества зн...

Формирование тестовой компетенции к достижению метапредметных результатов обучения.

·        Особенности оценки метапредметных результатов ....

Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов при обучении письменной речи

Данная статья направлена на ознакомление с одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции - дискурсивным....

Методические ресурсы для формирования дискурсивной компетенции обучающихся на основе технологии «мозговой штурм»

Данная работа представляет собой отчёт о результатах работы в группе учителей Московской области по апробации региональной модели Федеральной концепции преподавания иностранных языков. Объект исследов...