Модель системы организации формирования метапредметных компетенций "Шаги в науку"
статья
В статье представлены наработки педагогического коллектива ГБОУ СОШ №491 с углублённым изучением математики Санкт-Петербурга по развитию метапредметных компетенций учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_shagi_v_nauku.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель системы организации формирования метапредметных компетенций «Шаги в науку»
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.
И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.
Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создание условий для его личностного роста.
Я хотела бы предложить вашему вниманию отдельные наработки нашего педагогического коллектива по развитию метапредметных компетенций учащихся.
В каждой школе существует Программа развития и формирования УУД. У нас она включает в себя 3 подпрограммы: «Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности» и «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». В основу системы работы по формированию УУД положена последняя программа, т.к. именно исследовательская и проектная деятельность включают в себя поиск и обработку информации в печатном и электронном виде, переработку информации из одной знаковой системы в другую, работу с таблицами, графиками, схемами, диаграммами, умение представить полученные результаты и т.д.
В Программе формирования УУД есть планируемые результаты, которых должны достичь учащиеся к концу 9 класса. Но нам, как учителям-предметникам более понятна схема, в которой планируемые результаты делятся по параллелям. Поэтому первое, что мы сделали, мы разделили все планируемые результаты по возрастным группам. Необходимо отметить, что в таблице представлены только самые значимые на наш взгляд результаты из перечисленных в Программе формирования УУД.
ГБОУ СОШ №491 с углублённым изучением математики Красногвардейского района Санкт-Петербурга | |||||||
Модель системы организации формирования метапредметных компетенций "Шаги в науку" | |||||||
Класс | Планируемые результаты (Ученики научатся…) | Виды проектов | Представление результатов | Оценка результатов | Количество участников | Сроки выполнения | Руководители |
5-6 класс | Планировать учебное исследование и учебный проект при помощи учителя; Отбирать и использовать методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме при помощи учителя; Ориентироваться в содержании текста, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Осуществлять фотосъемку изображений и фиксацию звуков с помощью учителя; Осуществлять комплексное редактирование текста. Грамотно строить запрос для поиска информации в Интернете | социальные, творческие, игровые, прикладные; тематические, предметные | школьная конференция "Открытие" | взаимооценка и самооценка учащимися продукта совместно с учителями; оценка деятельности учащихся руководителями проекта | весь класс | учебное полугодие | классные руководители |
7 класс | Критически относится к информации, отличать факты от суждений, мнений и оценок; Самостоятельно оценивать качество выполненного исследования, проекта по определенным критериям. Подбирать характер оформления текста в соответствии с его стилистическим содержанием. Искать информацию на тематических сайтах: пользоваться картой сайта для поиска необходимой информации | прикладные, игровые, инновационные; предметные, межпредметные | игра "Путь в науку" | взаимооценка и самооценка деятельности учащимися и руководителями проектов | малые группы | учебная четверть | учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
8 класс | Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Корректировать изображения и звуки с помощью специальных компьютерных инструментов. Осуществлять синхронный поиск информации в различных поисковых системах, сравнивать полученные данные | исследовательские, инновационные; тематические | школьная конференция | самооценка деятельности учащимися, оценка руководителя (рецензии), экспертная оценка членами жюри | пары, индивидуальная работа | три учебных четверти | учителя-предметники |
9 класс | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию. Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью. Осуществлять редактирование и структурирование текста средствами текстового редактора. Формировать собственное информационное пространство: создавать систему папок и размещать в ней нужную информацию, размещать информацию в Интернет | социальные, творческие, прикладные, исследовательские; тематические, предметные, межпредметные | защита индивидуального итогового проекта | экспертная оценка | индивидуальная работа | учебный год | учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
10-11 класс | социальные, исследовательские; тематические, предметные, межпредметные | конференции на базе вузов, Интернет-конкурсы | самооценка, оценка руководителя, экспертная оценка | пары, индивидуальная работа | учебный год | учителя-предметники, студенты и аспиранты вузов |
Существует множество различных видов проектов. Нам кажется, что наиболее простыми для учащихся являются социальные, творческие, игровые проекты. Именно с таких проектов начинается работа в 5 классах. И только в 8 классах мы переходим к учебно-исследовательским работам. Ещё одним достижением мы считаем межпредметные проекты. В прошлом году семиклассникам мы предложили на выбор несколько интегрированных работ, таких как: «физика – информатика», «физика – технология». Для осуществления проектной деятельности «физика – информатика» были написаны и согласованны программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская по физике» и «Основы программирования». Было составлено расписание таким образом, чтобы учащиеся могли посещать занятия и по физике, и по информатике, в рамках одного проекта. В этом году кроме перечисленных направлений появились также согласованные программы ВУД «математика – информатика».
Результатом проекта является компьютерная игра, выполненная в среде программирования Scratch. Игра может применяться на уроках и дополнительных занятиях по физике. Данный проект был представлен на нескольких городских и районных конференциях.
В этой же среде программирования выполнены проекты по истории и информатике, математике и информатике.
Ещё одна проблема, с которой мы столкнулись, заключается в том, что учащиеся должны иметь возможность представить результаты своей работы. Нам хотелось, чтобы само представление работ было обучающим.
В 5-6 классах мы проводим интерактивную конференцию. Работу каждого класса представляет группа учащихся (3 – 7 человек). Остальные учащиеся находятся в кабинетах. Творческие группы по очереди заходят в каждый кабинет, рассказывают о своём проекте. Слушатели заполняют листы оценивания и высказывают своё мнение о работе устно.
В 7 классах мониторинг работы проходит дважды. В первом полугодии это игра по станциям. На каждой станции после рассказа о проекте участникам предлагают творческие задания: ребусы, кроссворды, настольные и компьютерные игры, выполнение лабораторных работ. Ребята, представляющие свой проект, оценивают выполнение командой задания, команда оценивает представленный проект. Во втором полугодии — это деловая игра, которая включает стендовые доклады по проектам и творческие задания командам слушателей.
В 8 классе мы планируем провести большую конференцию, которая будет включать и обычные доклады, и стендовые доклады, и выставку проектных работ.
Кроме взаимного оценивания работ мы используем самооценку и оценивание деятельности руководителями проектов.
Мы успешно применяем данную систему организации работы в 5 – 7 классах. В 8 классах работа проводится впервые. О результатах работы можно будет судить на будущий год, когда пройдёт защита итоговых проектных работ в 9 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.
Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направл...
Формирование метапредметных результатов в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса
Данная работа освещает как формируются метапредметные результаты в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса - одной из современных технологий обучения в рамках н...
Влияние участия в региональном проекте «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» на высокое качество организации образовательного процесса
В статье показаны результаты участия педагога в региональном проекте...
Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»
Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые пози...
Творческое задание и система задач в рамках отдельного модуля как средство формирования метапредметного умения анализа.
Содержание данной статьи показывает, как можно уроки подготовки к ЕГЭ по русскому языку использовать для освения таких метапредметных умений, как целеполагание, планирование, проектирование....
Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов
Однако сегодня приоритетным становится не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели выпускника....