Компетентно- деятельный подход в профессиональной деятельности учителя
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная
школа №9 имени П.А. Столыпина Г.Балашова
Доклад на тему:
Компетентностно-деятельный
подход в профессиональной деятельности учителя
Севидова Наталия Николаевна
учитель английского языка
2012 – 2013
учебный год
РМО учителей английского языка
Компетентность
Саму компетентность следует определять как владение комплексом специфических способностей, качеств, позволяющих оперативно осваивать новое, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям , самостоятельно выбирать методы и средства в сфере своей деятельности, принимать эффективные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения в соответствующей сфере деятельности.
Для внедрения в практику обучения компетентно-деятельного подхода важным аспектом является определение инструментария самого принципа компетентностного подхода которым могут быть основные дидактические нормативные и процессуальные функции компетентности: знание способов и приемов познания, высших образцов познавательной деятельности. Поэтому различие между просто знающим и компетентным человеком заключается в том, что компетентный человек не просто владеет обширными знаниями, но и его знания всегда определенным образом организованы для принятия эффективных решений;
быстрая актуализация знаний в нужной ситуации, умение выделить главное,
умение находить новые решения,
владение навыками самообразования
Ключевые компетенции учителя
- Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Общепредметная компетентность:
- владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.
- культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
- умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
- умением передавать свою информацию другим.
- Информационная компетенция.
- Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
- Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
- Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Общепедагогические компетенции
-повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
-быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
-самостоятельно учиться;
-принимать решения и нести за них ответственность;
-адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
-нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации
Компетенции учителя иностранного языка
- коммуникативная (языковая, речевая, социокультурная компетенции);
- дидактическая (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);
- рефлексивная (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).
Общепредметные компетенции
- повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
- быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
- самостоятельно учиться;
- принимать решения и нести за них ответственность;
- адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
- нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Пр
- Отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, повышающее риски адаптационного периода во время перехода в другую школу, а также снижающие валидность оценки результатов деятельности учителя
- Недостаточный уровень собственной компетентности в обеспечении субъектной позиции ученика (проектировании индивидуально- ориентированного, социально- направленного образовательного процесса)
Литература
1.КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендации международной научно-практической
конференции, 18-23 августа 2010 г. Горно-Алтайск 2010
2. «Компетентностно-деятельностный подход в профессиональном развитии учителя» Наталья Львовна Галеева профессор МПГУ
3. .Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009
4.О. А. Козырева Феноменология профессиональной компетентности учителя.//Образовательные технологии и общество 11(2)2008
5.Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании //Наука и школа №4.2008
6.И. И. Барахович. Коммуникативная компетентность педагога (Требования профессионального стандарта педагогической деятельности. // Интернет-ресурс
7Деятельностный подход в обучении английскому языку Гарипова Наталья Игоревна, учитель английского языка
8 Культура учителя иностранного языка в условиях компетентного подхода в обучении Антоненко Марина Ивановна, учитель немецкого языка
Антонова Виктория Валерьевна, учитель немецкого языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий
Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- - 10% от того, что они читают,
- - 26% от того, что они слышат,
- - 30% от того, что они видят,
- - 50% от того, что они видят и слышат,
- - 70% от того, что они обсуждают с другими,
- - 80% от того, что основано на личном опыте,
- - 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают,
- - 95% от того, чему они обучаются сами.
Поэтому можно утверждать, что одни формы деятельности в обучении более результативны, чем другие.
Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций
- Создание «развивающей среды».
- Блочно-модульная технология.
- Метод проектов.
Дидактические требования
- Чёткое формирование образовательных задач
- Определение оптимального содержания урока
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
- Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
- Реализация на уроке всех дидактических принципов
Психологические требования
- Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
- Особенности самоорганизации учителя
- Организация познавательной деятельности
- Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
- Организованность учащихся
- Учёт возрастных особенностей
Требования к технике проведения урока:
- Урок должен быть эмоциональный
- Темы и ритм урока должен быть оптимальным
- Полный контакт учителя и учащихся.
- Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- Смена видов деятельности
- Обеспечение активного учения каждого ученика.
Требования к гигиене урока
- Температурный режим
- Проветривание
- Освещение
- Предупреждение утомления
- Чередование видов деятельности
- Физкультминутка
- Правильная рабочая поза учащихся.
- Соответствие роста школьной мебели
Компетентностно- деятельный подход в системе профессиональной подготовки педагога следует рассматривать как деятельный подход , акцентирующий внимание на процессуальной стороне образования, способствующий ориентироваться на специализированную подготовку педагогов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, рассматривающий главным аспектом в этом процессе не обьем получаемой информации, а умение творчески находить , усваивать и пользоваться ею в различных проблемных ситуациях.
План доклада:
1Компетентностно-деятельный подход( определение)
2.Компетентность и ключевые компетенции учителя
3Проблемы школьного образования и критерии оценивания
4Что дает компетентностный подход учителю и ученику?
5Необходимы изменения
6.Организация и методы
7 Требования к уроку
8 Вывод
9Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме: "Деятельность учителя математики по развитию профессиональных компетентностей в соответствии с профессиональным стандартом".
Материал содержите рекомендации для учителя....
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения
Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...
Программа по "Информатике и Информационным технологиям в профессиональной деятельности" для специальности "Правоохранительная деятельность"
Программа по "Информатике и Информационным технологиям в профессиональной деятельности" для специальности "Првоохранительная деятельность" 2 курс....
14.10. Т3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Правовое регулирование профессиональной деятельности
1. Что такое предпринимательская деятельность? Признаки ПД2. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан3. Охарактеризуйте содержание права собственности государства4. Охарактеризуйте...
Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»
laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...
Анализ результатов профессиональной деятельности педагогического работника по должности «учитель русского языка и литературы»
Анализ результатов профессиональной деятельностипедагогического работника по должности «учитель русского языка и литературы»в целях установления высшей квалификационной категории включает ...
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...