Сообщение по теме: "Деятельность учителя математики по развитию профессиональных компетентностей в соответствии с профессиональным стандартом".
материал на тему
Материал содержите рекомендации для учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Деятельность учителя математики по развитию профессиональных компетентностей в соответствии с профессиональным стандартом.
Слайд 2.
Качество системы образования
не может быть выше качества работающих в ней педагогов!
Слайд 3.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Слайд 4.
Современный учитель должен владеть:
- компетентность в области личностных качеств;
- компетентность в области мотивации учебной деятельности;
- компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- компетентность в разработке программы и принятии педагогических решений;
- компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности;
- компетентность в области организации учебной деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Слайд 5.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗОМ от 18 октября 2013 г. N 544н
УТВЕРДИЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГА,
в котором установлены в разделе «Трудовая функция».
- Трудовые действия;
- Необходимые умения;
- Необходимые знания.
К трудовым действиям относят:
- Разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- Планирование и проведение учебных занятий;
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения программы обучающимися;
- Формирование универсальных учебных действий;
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
- Формирование мотивации к обучению;
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Слайд 6.
Наиболее сложным является Формирование универсальных учебных действий.
В формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) заключается основная роль современной школы. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:
• самостоятельно ставить учебные цели;
• проектировать пути их реализации;
• контролировать и оценивать свои достижения
иначе говоря — формирование умения учиться.
Слайд 7.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия — «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия).
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия (средство), порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Слайд 8.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3)познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
На слайде находится номенклатура Универсальных учебных действий
(памятки с УУД находятся у вас на столах)
Слайд 9.
Учимся определять и находить УУД.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы по формированию УУД.
Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.
Слайд 10.
Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуацию, искать в ней разные виды УУД. В качестве предмета анализа предлагаю фрагмент урока в 6 классе по теме «Признаки делимости на 3 и на 9». Подобная работа поможет освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД.
Слайд 11.
Анализ фрагмента с позиции оценки УУД
Что я вам предлагаю сделать?
- Посмотреть фрагмент урока.
- Определить какие универсальные действия формирует учитель на данных этапах.
- Выбрать и отметить (ручкой) в памятках (на столах) эти УУД из приведенных в памятке.
(проверка)
открываю по этапам, коллеги проверяют
Этапы урока | Цель | УУД |
Самоопреде ление к учебной деятель ности (мотивация) | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» | Л- действие смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; эмоциональное восприятие; П- целеполагание; К- планирование, учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками. |
Актуализа ция знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний», и выяснение затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Актуализация знаний учащихся, необходимых для создания «ситуации успеха» | П- целеполагание; использование знаково-символических средств; Р –оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив; К- планирование учебного сотрудничества. |
Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?» ребята проговаривают цели урока и тему урока. (интеллектуальный разрыв) | Л –эмоциональное восприятие; П –постановка и формулирование познавательной проблемы ; Р-целеполагание; К-умение слушать; осуществление контроля и внесение корректив. |
Слайд 12.
Как сформировать УУД?
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
(я приготовила памятку для вас, возможно она вам поможет)
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
При подготовке занятия на системно - деятельностной основе учителю надо ответить на следующие пять вопросов:
- Какие учебные действия ученикам необходимо освоить?
- Как сформулировать учебные задачи (то есть, соединить учебные действия с учебным материалом)?
- Каков порядок действий учащихся по решению учебных задач? В какие виды и формы учебной деятельности нужно вовлечь учеников для решения ими учебных задач?
- Какие методы преподавания наиболее подходят для этого?
- Какой учебный материал для этого нужен?
Когда будет четкое представление, какие УУД, на каком этапе и с помощью чего мы формируем, тогда действительно это все вместе и будет работать на самое главное результат обучения.
Слайд 13.
«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Гербер Спенсер. ( английский философ и социолог)
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
В рамках развития профессиональной компетенции перед учителем стоят следующие задачи:
- своевременное овладение необходимой информацией, ее переработка, переосмысление и способность передать эту информацию учащимся;
- реализация карьерных устремлений ( аттестация, участие в профессиональных конкурсах, методической работе, курсах повышения квалификации);
- формирование креативного мышления и получение продукта собственного интеллектуального труда (разработка уроков, проектов, программ);
- формирование умения лично прогнозировать результаты своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики...
Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения
Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...
Сообщение на районном МО учителей математики по теме "Методическая компетентность учителя"
Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности....
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...
Проектирование профессионально- личностного развития - как необходимое условие соответствия требованиям профессионального стандарта.
Выступление на городском семинаре....
Требования к ИКТ - компетентности в соответствии с профессиональным стандартом педагога
Требования к ИКТ - компетентности в соответствии с профессиональным стандартом педагога...
Развитие профессиональной компетентности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом учителя на уроках химии.
Необходимость профессионального совершенствования и непрерывного обучения всегда актуальна для педагога. Ежедневно, ежеминутно в мире обновляется информация. В рамках развития мировой системы об...