Проектная работа "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"
методическая разработка по теме
В данной работе рассматривается нестандартный урок как одна из самых успешных форм урока при обучении интсранному языку. В рпактической части дается описание основных видов нетрадиционных уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnyy_urok.docx | 63.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа
Нетрадиционный урок в контексте нового стандарта
Каширина Ирина Васильевна,
МБОУ Бекасовская СОШ г.Наро-Фоминск
Содержание
- Вступление ………………………………………………………….1
- Теоретическая часть…………………………………………………….5
- Особенности нестандарных уроков в контексте нового стандарта
- Признаки нетрадиционного урока
- Типы нестандартных уроков
3. Практическая часть……………………………………………………11
4. Заключение……………………………………………………………...21
5. Используемая литература…………………………………………..22
6. Приложение……………………………………………………………..23
1
Вступление
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать с его помощью свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и саморазвития.
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую и социокультурную. Для достижения заявленной цели обучения учителю, в первую очередь, необходимо понимать специфику самого учебного предмета «иностранный язык», которая заключается в том, что: 1) иностранный язык служит средством общения в типичных ситуациях; 2) изучая иностранный язык, учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах, явлениях посредством нового для них языка; 3) при изучении иностранного языка учащиеся не ставят своей целью узнавать что-то новое об окружающей их действительности, как это происходит при изучении ими других школьных предметов, а формируют свое представление о культуре других стран через язык.
Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Говоря о личностно-ориентированном подходе, подразумевают, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий, умений может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы, способы работы. Во всех темах курса
2
иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, - помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы. Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, но не выдуманных задач и проблем. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время нахождение такого материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с иностранцами. Все это можно сделать вместо того, чтобы писать письма несуществующим людям, работать с текстами, которые чаще всего не несут никакой информационной ценности, слушать и пытаться понять вымышленную информацию.
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка.
Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера самой языковой проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности как для учителя, так и для учащихся. Для
того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки иностранного языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия французским языком одинаково полезны? Что мешает детям использовать полученные знания по иностранному языку на практике? Как провести урок иностранного языка, который был бы не только логично построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?
Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих их активность.
Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере
3
успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
Факторами, влияющими на формирование и поддержание положительной мотивации школьников к изучению французского языка как общеобразовательного предмета, на мой взгляд, являются:
1) содержание учебного материала, предполагающего:
— новизну учебного материала, повышающую интерес к изучению;
— достаточную сложность, способствующую активизации познавательных процессов;
— явную практическую значимость получаемых знаний и умений;
2) организация учебной деятельности, которая заключается:
— в подведении учащихся к пониманию и принятию ближних и дальних целей и задач учебно-познавательной деятельности, необходимости получения данной информации;
— в создании проблемных ситуаций, использовании проблемных, поисковых и творческих заданий (кроссворды, коллажи, тесты, кластеры), нетрадиционных форм обучения, нестандартных уроков (викторина, аукцион, конференция, театрализация, дискуссия, экскурсия и т.д.) ;
— в стимулировании самостоятельного решения проблемных задач;
— в использовании коллективных форм учебной деятельности, в осуществлении совместных проектов, где каждый учащийся выполняет определенную функцию
— в использовании соревновательных моментов в процессе обучения;
— в чередовании форм и методов обучения;
3)наглядные средства обучения:
— демонстрация предметов-реалий изучаемой культуры, схем, таблиц;
— видео- и телеверсии учебного материала;
— использование компьютерных технологий;
4) оценка учебной деятельности:
— использование морального и материального (оценка) поощрения;
— качественный анализ учебной деятельности;
— выявление причин имеющихся недостатков;
— участие школьников в оценке результатов своей деятельности и результатов своих одноклассников;
5) профессиональное мастерство преподавателя:
— знание предмета, умение объяснять материал;
— демократический стиль общения со школьниками
6) использование разнообразных форм внеаудиторной деятельности: олимпиады, конференции, конкурсы, подготовка к ним, написание рефератов, выступление с докладами, сбор материалов и т.д.
4
7) учет возрастных психологических особенностей детей, их интересов, склонностей,потребностей
Все многообразие перечисленных нами способов повышения мотивации не является ни полным, ни исчерпывающим. Целью проектной работы является рассмотрение одного из факторов, положительно влияющих на отношение школьников к французскому языку, — нестандартные формы организации уроков иностранного (французского) языка в школе, которые способны повысить интерес школьников к изучению французского языка
5
2. Теоретическая часть
1) Особенности нестандарных уроков в контексте нового стандарта
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.
- общекультурное развитие;
- личностное развитие;
- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
- формирование умения учиться;
развитие коммуникативной компетентности и культуры.
Кроме того, можно выделить целый ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:
- обучающая — развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;
- развлекательная — создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
- коммуникативная — сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
- развивающая — гармоничное развитие личностных качеств;
- воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
- релаксационная — снятие эмоционального напряжения.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки по-прежнему занимают значительное место. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не
6
только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Именно нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к выявлению скрытых возможностей каждого учащегося, а это способствует повышению положительной мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности в овладении иностранным языком.
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие характеристики нестандартных уроков:
1. Изменение временных рамок — нерегламентированный урок.
2. Место проведения — музей, лес, актовый зал.
3. Использование непрограммного материала, углубленное проблемное рассмотрение данной темы.
4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и самого учителя.
5. Создание у учащихся эмоционального подъема, ситуаций успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
6. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
7. Создание временной инициативной группы, группы «специалистов» из числа учащихся при подготовке к уроку.
8. Обязательное участие всех учеников группы (класса).
9. Использование средств аудио- и видеонаглядности (музыкальное и художественное оформление, бутафория, декорации, костюмы и т.д.).
2) Признаки нетрадиционного урока
- Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
- Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
- Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
- Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
7
- Выполняются творческие задания.
- Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
- Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
- Планируется урок заранее.
- Определять чётко три дидактические задачи.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:
а) авторские
б) авторизованные
в) новаторские
г) традиционные
д) использовать нетрадиционные уроки.
Нестандартные уроки имеют определенные преимущества перед традиционными уроками. Так, например, нестандартные уроки иностранного (французского) языка позволяют:
1) формировать у учащихся целостное представление об обсуждаемой теме;
2) объяснять наиболее трудные вопросы данной темы;
3) реализовать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;
4) активизировать познавательную деятельность учащихся;
5) повышать качество усвоения изучаемого материала;
6) создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;
7) выявлять и развивать способности каждого;
8) улучшать контакт учителя с учащимися;
9) формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;
10) учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;
11) повышать интерес учащихся к общению на иностранном языке;
12) обогащать знания учащихся новыми сведениями.
При выборе формы нестандартного урока необходимо помнить, что решение методических проблем должно осуществляться с точки зрения активизации деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса — и учителя, и учащихся. Учитель должен выбирать из множества
8
организационных форм урока те, которые наилучшим образом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту и желаниям. При этом он должен учитывать особенности, интересы, способности, увлечения детей в каждом конкретном классе.
3) Типы нестандартных уроков
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения”
2. Уроки-деловые игры
3. Уроки - пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Компьютерные уроки
8. Уроки с групповыми формами работы
9. Уроки взаимообучения учащихся
10. Уроки творчества
11. Уроки-аукционы
12. Уроки, которые ведут учащиеся
13. Уроки-зачеты
14. Уроки-сомнения
15. Уроки - творческие отчеты
16. Уроки-формулы
17. Уроки-конкурсы
9
18. Бинарные уроки
19. Уроки-обобщения
20. Уроки-фантазии
21.Уроки-игры
22. Уроки-“суды”
23. Уроки поиска истины
24. Уроки-лекции “Парадоксы”
25. Уроки-концерты
26. Уроки-диалоги
27. Уроки “Следствие ведут знатоки”
28. Уроки - ролевые игры
29. Уроки-конференции
30. Интегрированные уроки
31. Уроки семинары
32.Уроки – “круговая тренировка”
33. Межпредметные уроки
34. Уроки-экскурсии
35. Уроки-игры “Поле чудес”.
Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
10
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
11
3. Практическая часть
К нестандартным урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведу конкретные примеры
1. Урок-проект
Создание различных проектов на уроках иностранного языка способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, которая требует для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. В своей работе я часто использую метод проектов, например, на уроках французского языка в 5 классе по теме «Моя семья», «Моя школа». Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта. Учащиеся с интересом включаются в работу по созданию проекта, а роль учителя сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
2. Урок-экскурсия.
Уроки-экскурсии проводятся мной при завершении одной из разговорных тем (например, по темам «В музее», «Экскурсия по городу»). Сегодня, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и городами, знакомство с культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям об особенностях родной культуры, исторических местах своего города. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. В ходе таких уроков учащиеся с интересом составляют план-маршрут экскурсии с посещением интересных в городе мест, выступая при этом в роли экскурсовода, создают презентации, показывающие красоту и привлекательность родного края. При изучении темы «Книги» учащиеся с
12
удовольствием примеряют на себя роли «библиотекаря» и «гостя из Франции», который интересуется любимыми книгами школьников и рассказывает о своих любимых книгах. С помощью такой формы организации урока учащиеся понимают, что они на практике могут применять полученные знания.
3. Урок-семинар.
Подобные формы проведения уроков более характерны для процесса обучения в вузе. Но, на мой взгляд, организация урока-семинара возможна и в старших классах школы. При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных иноязычных источников: сайтов, газет, журналов, справочников, интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в обсуждении работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов. На уроке-семинаре мы обычно рассматриваем 3–4 вопроса. Так, например, на уроке в 11 классе на тему «Природа нашего края» рассматривались такие темы, как: 1. Красота родного края. 2. Богатства Московской области. 3. Кто, если не мы?! 4. Мир завтрашнего дня.
Такой вид работы приучает учащихся выделять главное из большого объема информации, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.
4. Музыкальный урок.
Песня на уроках иностранного языка способствует развитию творчества учащихся. Благодаря музыке на уроках создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус. Музыка помогает снять усталость, восстанавливает работоспособность, выступает как своего рода релаксация в середине или в конце урока.
Кроме всего вышеперечисленного, пение на уроках иностранного языка позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Первая задача — развитие артикуляционного аппарата. С помощью звукоподражательных напевок, народных детских песенок страны изучаемого языка отрабатывается дыхание при артикуляции труднопроизносимых звуков и звукосочетаний, непривычных для русскоязычного ребенка. Несложные детские песенки я использую в начальной школе, когда учащимся проще запомнить произношение звука в определенной рифмовке, в песне. А в конце четверти или года устраивается «Музыкальный урок», на котором учащиеся с интересом демонстрируют изученные песни или инсценируют некоторые из них.
13
Вторая — обогащение словарного запаса, активное усвоение иноязычной лексики, развитие долговременной памяти.
Третья — совершенствование навыков иноязычного произношения. Использование песен и музыки как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Можно выделить следующие основные функции музыки, лежащие в концепции обучения иностранным языкам:
- психологическая (укрепляет память);
- функция настроения, выражения эмоций и чувств;
- социопсихологическая (усиливает сплоченность в группах);
- функция бессознательного изучения ИЯ;
- функция решения коммуникативных задач.
При использовании песен в классах среднего и старшего звена лучше усваиваются грамматические конструкции, которые при традиционном объяснении и закреплении нередко вызывают трудности. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.
В ходе работы я провела анкетирование среди учащихся с целью определения роли песни в изучении иностранного языка. Учащимся было задано четыре вопроса:
- Любишь ли ты слушать песни на иностранном языке? (Да, нет, иногда)
- Понимаешь ли ты текст? (Да, нет, иногда)
- Помогает ли прослушивание песен на иностранном языке обогащению твоего словарного запаса? (Да, нет, иногда)
- Знаешь ли ты хотя бы одну песню наизусть на английском языке? (Да, нет).
По результатам анкетирования: — 100 % учащихся любят слушать песни на иностранном языке; — почти 40 % понимают текст песни; — по данным последнего вопроса 14 % считают, что с помощью иностранных песен у них обогащается словарный запас.
Учащиеся постоянно слышат англоязычные песни по радио, телевидению. Они им нравятся, поэтому они любят сами их петь, повторять, тем самым
14
учатся хорошо выговаривать иностранные слова, понимают смысл песен, если что-то непонятно, смотрят в словари и узнают, о чем идет речь, тем самым учатся иностранному языку.
5. Урок с использованием интернет-ресурсов
В последнее время актуальным стал вопрос применения новых информационных технологий на уроке. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое. Учащиеся могут как самостоятельно, так и под руководством учителя принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность.
Использование интернет-ресурсов делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным, так как:
- Материал озвучен и анимирован, что делает его более наглядными и привлекательными;
- Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении иностранному языку;
- Ученики могут работать в подходящем для них режиме;
- Компьютер проводит анализ ошибок и объективно оценивает выполненные задания.
В своей работе я широко использую ресурсы сети Интернет. Например, для получения различной страноведческой информации, так как нередко в учебниках этого материала недостаточно либо он преподносится не так интересно и красочно. Прекрасная возможность посмотреть достопримечательности городов дают различные онлайн-экскурсии, что несомненно повышает интерес к стране изучаемого языка и, соответственно, к изучению иностранного языка. Интернет является эффективным средством для формирования навыков чтения. Чтение иноязычных онлайн-газет и
15
журналов, это достаточно трудный вид деятельности, поэтому я использую его на уроках в старшем звене. Предлагаю ученикам работать в парах или группах по трое, изучить статьи, охватывающие разные стороны жизни: спорт, образование, работу, погоду, культуру. Преимуществом такой работы является вовлеченность всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются изучением более трудных статей, а менее сильные анализируют отчет о погоде или информацию из области культуры.
В ходе работы над навыками чтения учащиеся пополняют словарный запас. Для этого они составляют словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы становится создание своей презентации, посвященной одному конкретному событию, где учащиеся передают свое видение проблемы, основываясь на анализе различных источников информации.
Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке просто незаменимо. Это на самом деле средство коммуникации. Виртуальное общение может осуществляться с помощью электронной почты, различных социальных сетей, Skype, которые сейчас очень популярны среди молодежи. Так как стаж моей педагогической деятельности небольшой, не все еще удалось попробовать. В будущем планируется установление дружеской переписки с носителями языка. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Использование сети Интернет существенно повышает интерес к самому процессу изучения языка.
В своей работе я использую различные учебные интернет-ресурсы, как готовые так и созданные мною лично. Например, такой учебный интернет-ресурс, как хотлист (от англ. “ hotlist ” — «список по теме»). Хотлист представляет собой список интернет-сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Использование таких списков значительно сокращает время на поиск нужной информации. Иногда я даю такое задание учащимся, и они с интересом с ним справляются, получают при этом новую информацию, обогащают словарный запас и отрабатывают навыки чтения.
6. Урок – пресс-конференция.
Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как
16
правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Например, в 10 классе, по теме “ Le système politique en Russie”. После закрепления и активизации в речи лексики и повторения всех типов вопросов, делимся на группы. Одна группа является представителями политической системы России, другая – представители зарубежной прессы. Все готовятся дома основательно, особенно россияне, т.к. их ответы должны быть полными, понятными. Кроме того, готовятся карточки, на которых написаны названия газет. На уроке группы садятся напротив друг друга. Начинается пресс-конференция. Корреспондент может начать так: “J’ai une question a poser...”,Puis-je demander a...?”, “Pouvez-vous repondre a ma question svp? “ “Quelle est votre opinion a propos de…”и т.д. Затем идет непосредственно вопрос, на который отвечает тот, кому он адресован. Детям нравятся такие уроки, т.к. они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. После урока, как правило, делимся впечатлениями, определяем, что удалось, а что не очень, планируем, по какой теме можно провести такой урок.
7. Урок- соревнование.
Я думаю, любой коллега согласится со мной, что работа над грамматикой всегда вызывает трудности. Детям бывает иногда очень сложно понять, почему во французском языке столько времен, как они образуются, как правильно их применять. Для того, чтобы учащимся было легче понять употребление того или другого времени, я использую на своих уроках прием моделирования, много игровых моментов, соревнования, которые повышают познавательную активность и стимулируют детей.
Например, в 5 или 6 классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.
17
8. Урок с применением элементов проектной методики и информационных технологий.
Проектная методика при обучении иностранному языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника (“Человек и его окружение”).
В ходе выполнения ряда проектных тем, предлагаемых учебником французского языка для 10 – 11 классов (Григорьева.) представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках французского и информатики. Приведу пример осуществления таких связей с использованием метода проектов на некоторых этапах работы по теме “Легко ли быть молодым”. Так, на этапе проведения интервью с целью выяснения того, каково им быть молодым, работа начинается на уроке инотсранного языка. Вопросы подбираются таким образом, чтобы при ответах на них учащиеся отразили свои мнения по данной проблеме. Затем, работая небольшими группами и переходя из одной группы в другую, учащиеся проводят интервью по составленной анкете. Далее работа над проектом проходит в кабинете информатики. В процессе обработки числовых данных, полученных в результате анкетирования на уроке английского языка, учащиеся используют знания о работе Мастера функций и мастера диаграмм в электронной таблице Excel. Учащиеся имеют возможность освоить принцип работы электронной таблицы, имея дело не с абстрактными упражнениями из учебника, а при решении конкретной, интересной для них задачи.
С полученными диаграммами и таблицей учащиеся ведут обсуждение результатов на уроке французского языка, завершающееся дома написанием выводов, где предлагается использовать предложенные учителем клише, слова и выражения. После проверки учителем учащиеся обрабатывают свои выводы в кабинете информатики, где проходит урок английского языка. Там они с помощью программы редактора текстов Word создают на французском языке документ, включающий текст, таблицу и диаграмму.
Такой же вид работы был использован при изучении темы “Ma planète à moi” в 11 классах. Здесь им был предложен проект “Пути решения экологических проблем ”, где одним из пунктов проекта были собственные предложения правительствам стран по решению предотвращения экологических катастроф . Сначала ученики обсудили проблему в группах, затем на уроке в кабинете информатики с помощью программы Excel сделали графики и диаграммы, которые затем вошли в проект.
18
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Примером применения ресурсов Интернет является создание учениками 10- 11 классов проекта “Мы против наркотиков ”, “Мой родной край” и другие. ”.
9.Урок - ролевая игра.
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:
Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации.
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера.
Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.
Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.
Приведу несколько примеров использования ролевой игры в 10-м и 11-м классе.
10-й класс, тема “Qui est coupable?” Ученики жалуются на учителей по поводу большого количества задаваемого домашнего задания.
Предварительно на уроке мы обсудили проблему, выбрали судей, прокурора, адвоката, остальные стали обвиняемыми и истцами, повторили образование различных типов вопросов, обсудили проблему на русском языке.
Дома каждой группе нужно было обдумать вопросы, варианты своих ответов, вступительную и заключительную речь. Следует сказать, что ученики отнеслись к заданию ответственно, так как следующий урок, на котором прошла игра, удивил не только участников процесса, но и учителя. Вопросы были разнообразными, речи выступающих интересными. Дети были настолько увлечены игрой, что совершенно не боялись говорить. Решение судей стало неожиданностью для всех. Они вынесли свой вердикт и назначили наказание обвиняемым (не задавать домашнего задания в течение месяца).
19
11-й класс, тема “Изобретения”.
Домашним заданием учащихся было создание рекламы какого-либо предмета бытовой техники.
На следующем уроке из числа учащихся был выбран директор, который слушал рекламу, задавал вопросы, если возникала необходимость, интересовался скидками, ценой и т.д. Хочется сказать, что учащиеся постарались. Проекты были разными: две группы рассказали о своем товаре, продемонстрировали его действие, даже дали его директору. Третья группа представила свою рекламу в виде презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Она была настолько яркой, полной, что директор выбрала именно эту группу для работы в своем агентстве. Все учащиеся отнеслись творчески к своему домашнему заданию, поэтому участвовать в игре им всем было интересно.
10. Урок с использованием компьютерного тестирования.
Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
- быстрое получение результатов;
- объективность в оценке знаний;
- позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
- дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести - - своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
- компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.
Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки. В своей работе я использую тестовые оболочки “Тест 2000”, Test System 2.0, язык программирования Delphi, а также различные он-лайн тесты.
Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и
20
обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Тесты составляю тематические на знание культурных, социокультурных, исторических, географических, политических и других сведений о стране изучаемого языка и о своей собственной; грамматические; с помощью Delphi делаю тесты с целью проверки полученных навыков чтения.
Практически по каждой изучаемой теме о стране изучаемого языка, можно составить подобные тесты.
11. Видеоурок.
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
15. Уроки КВН.
Эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно
21
продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Заключение.
Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
22
Литература
1. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Мангутова О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru
3. Сафонова В. П. Современный урок иностранного языка. М.: Учитель, 2011.
4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005.
5. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс]. URL:
http://eidos.ru
6.Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/527236/
7.Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам. Современные проблемы науки и образования. – 2006 – N1
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль общеобразовательных дисциплин в контексте новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО
В условиях становления современного рынка труда, предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений как никогда возрастает наша роль,...
Презентация к проектной работе "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"
В данной презентации в тезщисной форме дается краткое определение нестандартного урока, его виды...
Преподавание математики в контексте новых образовательных стандартов
Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований...
Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов
Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...
Проблема планирования урока в контексте новых ФГОС.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»...
"Модель современного учителя в контексте новых стандартов".
quot;Модель современного учителя в контексте новых стандартов" в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Советского городского округа "Языковая экологи...
Требования к современному уроку в контексте внедрения стандартов второго поколения
Анализировать свои действия;Самостоятельно примать решения, прогнозируя их возможности последствия;Отличатся мобильностью;Быть способным к сотрудничеству;Обладать чувством ответственности за судьбу ст...