Роль общеобразовательных дисциплин в контексте новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО
статья по теме

Горская Людмила Леонидовна

В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений как никогда возрастает наша роль, роль педагогов-практиков. На сегодняшний момент главным для нас с вами становится  вопрос о необходимости переосмысления ключевых методологических подходов к организации учебного процесса и профессиональной подготовки молодёжи в динамично изменяющихся рыночных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_obshcheobrazovatelnyh_predmetov_dlya_fgos.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Горская Людмила Леонидовна,

преподаватель истории,

специалист высшей категории

Роль общеобразовательных предметов в контексте

новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО.

Профессиональное образование является базисом социально-экономического развития общества, основой совершенствования экономики и ускорения научно-технического прогресса. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей личности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах, что определяет приоритетность профессионального образования в политике государства.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта в учреждения системы НПО и СПО предполагает освоение учащимися основной профессиональной образовательной программы, в основе содержания и построения которой заложен модульно-компетентностный подход. Ключевым принципом данного подхода является ориентация на результаты обучения – достижения учащихся, в особенности, компетенции и умения, отражающие интеграцию интересов государства, общества, образовательных институтов, работодателей и потребителей услуг.

 Происходящие в экономической жизни современного российского общества изменения требуют качественного преобразования характера и содержания труда в сфере производства, в том числе повышения уровня социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности, активности работников в различных сферах производственной деятельности.  

В настоящее время в условиях экономического развития такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург, безусловно, возрастает роль  профессионального образования. Система начального и среднего профессионального образования являются одним из важнейших факторов устойчивого  развития всей социально-экономической структуры нашего региона.

В то же время невозможно не признать, что настоящий период развития общества характеризуется неустойчивостью социально-экономической ситуации, неотработанностью организационно-правового обеспечения социального партнерства. Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребности рынка труда, конкретных работодателей, что обусловлено рядом причин:

- ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов;

-ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий;

-изменением характера экономических и социальных факторов;

-несоответствием действующих образовательных стандартов   современным тенденциям развития производства, требованиям работодателей  к уровню подготовки специалистов.

В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений, содержание профессионального образования не успевает за изменениями региональной экономики. Социальное партнерство в образовании реализуется недостаточно успешно, поскольку объединение работодателей слабо вовлечено в разработку и реализацию государственной образовательной политики.

Поэтому, как никогда, возрастает наша роль, роль педагогов-практиков. На сегодняшний момент главным для нас с вами становится  вопрос о необходимости переосмысления ключевых методологических подходов к организации учебного процесса и профессиональной подготовки молодёжи в динамично изменяющихся рыночных условиях. Возрастает значимость долговременной стратегии региональной политики в области начального и среднего профессионального образования. Вот почему особую роль в этих условиях приобретают повышение качества профессионального образования на основе внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения и развитие форм социального партнерства между работодателями и учреждениями  профессионального образования. И здесь большая нагрузка здесь ложится на преподавателей спецпредметов. Но в свою очередь, разработчики стандартов также напоминают и преподавателям общеобразовательных предметов, что «основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». И в этом контексте общеобразовательные предметы ни в коей мере не должны приумалять своего значения: ведь основной задачей обучения и воспитания по-прежнему остается формирование гармонично развитой, успешной в своих начинаниях личности, да и в новых стандартах в разделе общих компетенций разработчики и работодатели прямо провозглашают об этом, добавляя еще такие качества как коммуникативность, целеустремленность и релевантность.

 С какими же основными проблемами чаще всего сталкиваемся мы в своей повседневной профессиональной деятельности?

Неосознанная или, правильнее сказать, несознательная и зачастую попустительская позиция родителей по отношению к образованию своих детей, да и нередко к самим детям;

-Недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности;

-Низкий потенциальный уровень обучающихся;

-Недостаточный материально-технический ресурс;

-Устойчивая тенденция к снижению уровня здоровья в микросоциуме.

-О каждой из вышеперечисленных мы с вами знаем не понаслышке, каждая достойна стать тематикой педсоветов и совещаний, но реалии сегодняшнего дня таковы, что на первое место выходит результат. Причем результат, который устроит не только и не столько нас, но прежде всего работодателей. И наша задача в соответствии с требованиями ФГОСов -  сделать наши рабочие программы по учебным дисциплинам таким образом, чтобы в них был отражен не только учебный процесс, но и его результаты, четко прописаны виды контрольных, практических, лабораторных и самостоятельных работ, ориентированных на данный вид проверяемых умений и знаний. Для преподавателей общеобразовательных дисциплин это будет нелегко сделать, так как разработчики стандартов не поскупились дать более-менее четкие  формулировки для преподавателей спецдисциплин, а на предметы общеобразовательного цикла, видно, времени не хватило, либо полностью полагаются на нашу компетентноть и профессионализм. Что ж, в таком случае спасибо за доверие, уверена, что мы его оправдаем. Конечно, для этого понадобиться немало усилий и времени и от педагогических коллективов, и от индивидуального мастерства каждого педагога. Но нам не привыкать, а новые общеобразовательные стандарты предполагают как никогда тесное сотрудничество, соратничество и взаимопонимание между преподавателями общеобразовательных и спецдисциплин, дают широкие возможности для творчества, смелого ведения инновационной деятельности и самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Преподавание математики в контексте новых образовательных стандартов

Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований...

Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов

Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...

Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов

Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов...

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и ...