"Модель современного учителя в контексте новых стандартов".
методическая разработка по теме
"Модель современного учителя в контексте новых стандартов" в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Советского городского округа "Языковая экология как важнейшая проблема современности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sovremennogo_uchitelya.zip | 978.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель современного учителя в зеркале стандартов.
Цель: рассмотреть компоненты модели современного учителя.
Школа XXI века диктует новые требования к работе учителя. Главными профессиональными качествами педагога всегда были и остаются: знание предмета, владение методикой преподавания, хорошие взаимоотношения с учащимися, умение правильно оценивать их знания, готовность к переменам, ответственность и самостоятельность в принятии решений. А также постоянное самообразование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность, овладение новыми современными технологиями, увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, организаторские умения и навыки, педагогический такт, владение технологиями общения. Среди личностных качеств учителя считаю: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, ораторских способности, готовности к эмпатии. (Слайд).
В рамках стандартов важно, чтобы педагог:
Формировал и развивал универсальные учебные действия, ключевые компетенции. Владел психолого-педагогическими технологиями. Эффективно управлял классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Эффективно регулировал поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Умел общаться с детьми, признавал достоинство и интересы учащихся. Помогал детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. Поддерживал в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Существует система профессиональных компетенций учителя: (Слайд).
1. Социально-психологическиая компетенция. 2. Предметная компетенция знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. 3.Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
3. Управленческая компетенция, умение проводить анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. 4. Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности, обобщать свою работу.
5. Компетенция в сфере инновационной деятельности (учитель экспериментатор): организовать, провести и проанализировать эксперимент. 6. Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
8. Профессионально-коммуникативная компетенция, степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса. 9. Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий (информационно-коммуникационных технологий и интернет).
Остановлюсь только на некоторых из них. Коммуникативная компетенция важна. Нужно уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет. Эта компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя связана с владением современными педагогическими технологиями (коммуникация, получение информации, преобразование её и передача другим). Также необходимо владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Основные компетенции современного учителя. Он должен уметь: (Слайды).
Учиться вместе со своими учениками. Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и результаты на языке умений (компетенций). Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности. Сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности. Владеть проектным исследовательским мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной исследовательской деятельностью учащихся. Для обучаемых - это возможность проявить творческую активность, что поможет развить недостающие навыки и умения, получить опыт применения знаний в реальной жизни. (Слайд).
Ведь главная задача учителя - мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности, на достижении в открытии новых знаний. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок. У учеников появляется интерес к новому материалу, познавательная мотивация и достигается подлинное понимание материала учениками. Ученик лучше усвоит и поймёт материал, когда он сам сравнивает, ищет оптимальный вариант, причину; решает проблему. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учеников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, желание вместе думать и дискутировать, проявлять мышление, высказывать точки зрения, ставить оригинальные вопросы. Он создаёт условия, в которых становится возможным приобретение каждым учеником определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний. (Слайд).
На уроках использую информационно-коммуникативную технологию (презентации, тестовые задания (карточки); работая в паре по карточкам-вопросникам, ученик не только учится сам, но и помогает учиться другому. Такое сотрудничество учащихся на практике показало, что ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим. В коммуникативную технологию входит (дискуссия, диалог, игра). Игра создаёт благоприятных условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников; развивают фантазию, воображение и речь, мышление. Для снятия умственного перенапряжения обучающихся использую технологию в области здоровьесбережения. Дидактические игры, викторины в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.
В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, консультирует и корректирует действия учащихся, находит способы включения в работу каждого ученика, создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Отличительными чертами профессионального роста современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда, самообразовательная потребность. (Слайд). Далее представляю вам модели современного учителя. (Слайды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проектной работе "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"
В данной презентации в тезщисной форме дается краткое определение нестандартного урока, его виды...
Проектная работа "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"
В данной работе рассматривается нестандартный урок как одна из самых успешных форм урока при обучении интсранному языку. В рпактической части дается описание основных видов нетрадиционных уроков...
Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который планируется к введению...
Педагогическая студия «Модель методического маршрута как форма организации деятельности учителя в контексте новых требований ФГОС»
Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, явл...
Работа учителя в современных условиях и по новым стандартам.
В статье показана роль современного учителя, а также как преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью педагога....
Требования к современному уроку в контексте внедрения стандартов второго поколения
Анализировать свои действия;Самостоятельно примать решения, прогнозируя их возможности последствия;Отличатся мобильностью;Быть способным к сотрудничеству;Обладать чувством ответственности за судьбу ст...
Семинар- практикум: " Модель современного урока в контексте ФГОС СПО"
семинар- практикум...