"Модель современного учителя в контексте новых стандартов".
методическая разработка по теме

Романец Оксана Петровна

"Модель современного учителя в контексте новых стандартов" в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Советского городского округа "Языковая экология как важнейшая проблема современности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon model_sovremennogo_uchitelya.zip978.59 КБ

Предварительный просмотр:

Модель современного учителя  в зеркале стандартов.

Цель: рассмотреть компоненты модели современного учителя.

Школа XXI века диктует новые требования к работе учителя. Главными профессиональными качествами  педагога всегда были и остаются: знание предмета, владение  методикой преподавания, хорошие взаимоотношения с учащимися, умение правильно оценивать их знания, готовность к переменам, ответственность и самостоятельность в принятии решений. А также  постоянное самообразование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность, овладение новыми современными технологиями,  увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство,  организаторские умения и навыки, педагогический такт, владение технологиями общения. Среди личностных качеств учителя считаю:  целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, ораторских способности, готовности к эмпатии. (Слайд).   

В рамках стандартов важно, чтобы педагог: 

Формировал и развивал универсальные учебные действия,  ключевые компетенции. Владел психолого-педагогическими технологиями. Эффективно управлял классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Эффективно регулировал поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.    Умел общаться с детьми, признавал достоинство и интересы учащихся.  Помогал детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. Поддерживал в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Существует система профессиональных компетенций учителя:  (Слайд).

1. Социально-психологическиая компетенция. 2. Предметная компетенция  знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. 3.Общепедагогическая профессиональная компетенция,  включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

3. Управленческая компетенция,  умение проводить  анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. 4. Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности, обобщать свою работу.

5. Компетенция в сфере инновационной деятельности (учитель  экспериментатор): организовать, провести и проанализировать эксперимент. 6. Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

8. Профессионально-коммуникативная компетенция,  степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.       9.  Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере  ИК-технологий (информационно-коммуникационных технологий и интернет). 

Остановлюсь только на  некоторых из них.  Коммуникативная компетенция важна. Нужно уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои  мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет. Эта компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе. 

Общепредметные (базовые) компетенции учителя связана с владением современными педагогическими технологиями (коммуникация, получение информации, преобразование её и передача другим). Также необходимо владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.  

Основные компетенции современного учителя. Он должен  уметь: (Слайды). 

Учиться вместе со своими учениками. Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и результаты на языке умений (компетенций). Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности. Сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности. Владеть проектным исследовательским мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной исследовательской деятельностью учащихся.    Для обучаемых - это возможность проявить творческую активность, что поможет развить недостающие навыки и умения, получить опыт применения знаний в реальной жизни.  (Слайд). 

Ведь главная задача учителя - мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности, на достижении в открытии новых знаний. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы,  то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок.  У учеников появляется интерес к новому материалу,  познавательная мотивация и достигается подлинное понимание материала учениками. Ученик лучше усвоит и поймёт материал, когда он сам сравнивает, ищет оптимальный вариант, причину; решает проблему. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учеников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, желание вместе думать и дискутировать, проявлять мышление, высказывать точки зрения, ставить оригинальные вопросы.  Он создаёт условия, в которых становится возможным приобретение каждым учеником определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний. (Слайд).

На   уроках использую информационно-коммуникативную технологию (презентации, тестовые задания (карточки); работая в паре по карточкам-вопросникам,  ученик не только учится сам, но и помогает учиться  другому. Такое сотрудничество учащихся на практике показало, что  ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим. В коммуникативную технологию входит (дискуссия, диалог, игра). Игра создаёт благоприятных условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников; развивают фантазию, воображение и речь, мышление. Для снятия умственного перенапряжения обучающихся использую технологию в области здоровьесбережения. Дидактические игры, викторины в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. 

В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, консультирует и корректирует действия учащихся, находит способы включения в работу каждого ученика, создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Отличительными чертами профессионального роста современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда, самообразовательная потребность. (Слайд).  Далее представляю вам модели современного учителя. (Слайды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проектной работе "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"

В данной презентации в тезщисной форме дается краткое определение нестандартного урока, его виды...

Проектная работа "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"

В данной работе рассматривается нестандартный урок как одна из самых успешных форм урока при обучении интсранному языку. В рпактической части дается описание основных видов нетрадиционных уроков...

Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».

Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который  планируется к введению...

Педагогическая студия «Модель методического маршрута как форма организации деятельности учителя в контексте новых требований ФГОС»

Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, явл...

Работа учителя в современных условиях и по новым стандартам.

В статье показана роль современного учителя, а также как преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью педагога....

Требования к современному уроку в контексте внедрения стандартов второго поколения

Анализировать свои действия;Самостоятельно примать решения, прогнозируя их возможности последствия;Отличатся мобильностью;Быть способным к сотрудничеству;Обладать чувством ответственности за судьбу ст...