Создание условий для поликультурного воспитания в пришкольном интернате сельского лицея.
статья по теме
Статья о том, как создать условия для поликультурного воспитания детей, проживающих в пришкольном интернате
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovyh_i.g._statya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовых Инна Геннадьевна, воспитатель
МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия
Создание условий для поликультурного воспитания в пришкольном интернате сельского лицея
В последние десятилетия учеными многих специальностей изучаются проблемы полилингвального воспитания, потому что в процессе овладения языком человек не только приобретает языковые знания, умения и навыки, но и воспитывается. Поэтому обучение языку составляет самую важную часть всего процесса воспитания.
Результат полилигвального образования предполагает становление полилингвальной личности, поэтому основной целью учебно-воспитательного процесса является подготовка молодого поколения к жизни в демократическом, поликультурном государстве. А основной задачей современной школы становится обучение школьников многоязычию, так как именно от способности владеть родным и иностранными языками во многом зависят личная и профессиональная карьера граждан нового тысячелетия.
Воспитательная система Аскизского пришкольного интерната, основанная на взаимодействии педагогов, детей, их родителей, социальных партнёров, закономерно приводит воспитанников к мысли о том, что знание языков полезно и для отдельных личностей, и для всего общества.
Педагоги пришкольного интерната обоснованно считают, что чем больше языков, в т.ч. родной, знает выпускник лицея, тем больше он познает историю, обычаи и традиции, культуру хакасского и других народов. На современном этапе мы наблюдаем общую тенденцию к изучению нескольких языков. Хакасия – республика с разноязычным населением, и хакасский язык является родным по отношению к титульной нации РХ, представляющей небольшую часть жителей республики. Поэтому во многих сельских национальных школах Аскизского района учебный план включал в себя изучение родного (хакасского), русского (как неродного) и одного из иностранных языков (обычно английского или немецкого) уже много лет назад. В школьные курсы включены национально-региональный и культурный компонент, изучение языка в контексте национальной культуры.
В условиях реформирования системы образовании особое значение приобретает проблема филологического образования. Процесс обучения русскому, родному (хакасскому) и иностранному языкам имеет личностно-ориентированную направленность – в центре системы обучения предмету поставлен ученик, его мотивы, потребности, интересы. Суть данного подхода в том, чтобы максимально передать инициативу учения самому ученику. Модернизация и реформирование российского образования приводит к формированию функциональной грамотности языковой личности.
Процесс полилингвального образования реализуется через использование разных форм воспитательной работы – помощь на занятиях самоподготовки, привлечение в систему дополнительного образования (педагоги Аскизского районного Центра детского творчества ведут занятия по филологическим направлениям), поощрение участия детей в дистанционных и очных конкурсах по краеведению, по гуманитарным предметам, истории Хакасии и др. Воспитанники принимают участие в организации и проведении национальных праздников, где звучит родная (хакасская) речь – «Чыл пазы», «Тун Пайрам», «Тынаг кунде» и пр.
Модель современного выпускника средней школы предполагает владение как минимум тремя языками – родным, русским и одним из иностранных. Воспитатели Аскизского пришкольного интерната всеми силами содействуют получению выпускником интерната качественного лицейского образования, включающего в себя и владение несколькими языками.
Список литературы
- Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...
Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната
В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...
Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе
"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...
Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе
"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...
Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната
В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...
Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"
Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации дет...
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...