Учебные Интернет-материалы в обучении иностранному языку
статья по теме
В статье рассматриваются виды учебных Интернет-материалов, способы их создания и примеры их использования студентами вуза в работе над проектами по английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
educational_internet.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебные Интернет-материалы в обучении иностранному языку
Актуальность
Отличительная черта современного этапа развития общества – стремительное проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни. Информатизация образования – ключевое условие подготовки будущих специалистов.
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм Интернет-коммуникации – электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. – на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Интернет становится повседневной реальностью для большинства российских студентов. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В педагогике, в дидактике всегда следует проявлять особую осторожность и принцип целесообразности и искать место наиболее продуктивным способам достижения поставленных целей [2].
Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, методисты говорят об острой необходимости в разработке новых учебных Интернет-материалов, направленных на комплексное формирование и развитие:
- аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного);
- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
- умений использовать ресурсы сети Интернет для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;
- умений использовать ресурсы сети Интернет для удовлетворения своих информационных интересов и потребностей [4].
Определение понятий
В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.
К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку. Большинству студентов и преподавателей хорошо знакомы многие из этих форм Интернет-общения.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы студенты не “захлебнулись” в потоке информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-материалов, направленных на обучение студентов работать с ресурсами сети Интернет. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-материалы созданы исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.
Использование в учебном процессе ресурсов сети Интернет способствует развитию познавательной деятельности студентов и достижения основных целей обучения предмету.
Учебные Интернет-ресурсы
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-материалов: hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, и webquest [7]. П.В.Сысоев и М.Н.Евстигнеев предлагают использовать транслитерацию при переводе этих терминов на русский язык (хотлист, трежа хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрэпбук, вебквест), т.к., “во-первых, именно с помощью транслитерации в русский язык вошли все другие компьютерные термины (например, ноутбук, мультимедиа, чат, блог, сайт и т.п.), во-вторых, использование транслитерации поможет избежать понятийной путаницы при работе с зарубежными методическими материалами”. [4] Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-материалов.
Хотлист от английского “hotlist” – «рабочий список» (например, адресов) представляет собой список Интернет-страниц по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно – это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета, и вы получите нужный хотлист. Например*:
Hotlist on the topic: “History of the USA”
http://en.wikipedia.org/wiki/USA
http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_USA
http://www.multcolib.org/homework/amhsthc.html
http://americanhistory.about.com/
http://vlib.iue.it/history/USA/
(и т.д. – на практике количество сайтов может быть значительно больше)
* указанные сайты были использованы для подготовки проектов со студентами II курса при изучении темы “США”
Мультимедийный скрэпбук (англ. “scrapbook” – «альбом для газетных или журнальных вырезок, картинок, фотографий») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны студентами и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы. Пример:
Scrapbook on the topic “History of the USA”
Текстовые сайты:
http://en.wikipedia.org/wiki/USA
http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_USA
http://www.multcolib.org/homework/amhsthc.html
http://americanhistory.about.com/
http://vlib.iue.it/history/USA/
Фото- и графические материалы:
http://www.kidport.com/RefLib/USaHistory/UsaHistoryIndex.htm
http://americanhistory.si.edu/
http://www.america.gov/multimedia/photogallery.html
http://www.lib.utexas.edu/maps/histus.html#early.html
Аудио- и видеоматериалы:
http://www.metacafe.com/watch/1270075/a_history_of_the_united_states_in_3_minutes/
http://www.youtube.com/watch?v=RgcdRCWEt4Q&hl=ru
Интерактивный сайт
http://www.learner.org/interactives/historymap/index.html
Treasure hunt (англ. “охота за сокровищами”) – во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность студентов. В конце трежа ханта студентам может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы. Например:
Treasure hunt for US Geography
Introduction
For this class you will need to learn about the Geographical Background of the United States: geographical position, relief, rivers and lakes, mineral resources, climate and weather. The Web allows you to discover way more than you may have ever thought possible and is a great complement to the materials found in the library. Below is a list of questions about the topic of the seminar. Surf the links on this page to find answers to the questions.
Questions
- Where is the USA located? What countries does the USA border on? Where are three main mountain ranges located? What are the main rivers in the USA? Where is a region of five Great Lakes? Name all of the lakes.
- What climatic zones can be found in the USA?
- How does the US relief affect the climate in the country?
- Where is coal, oil, natural gas deposited? What other mineral resources are in the USA?
- What are the most and least populous areas in the USA?
Internet Resources
http://en.wikipedia.org/wiki/USA#Geography (US Geography)
http://www.southtravels.com/america/usa/weather.html (Climate)
http://www.cdc.noaa.gov/USclimate/states.fast.html (Climate Map)
http://www.geology.enr.state.nc.us/Mineral%20resources/mineralresources.html (Mineral Resources)
http://en.wikipedia.org/wiki/Image:USA-2000-population-density.gif (Population Density)
The Big Question
Now that you have learned all this information about Geographical background of the United States, try to explain the reasons of the different population density in various parts of the US. Support your argument.
Subject sampler (англ. “тематический сборник образцов”) стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы студентам необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью сабджект сэмплера является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу. Активность студентов здесь довольно велика. Возможно обсуждение мнений с другими студентами. Например:
Topic: Formation of the United States of America (1776-1789):
Resources:
http://en.wikipedia.org/wiki/American_Revolution (American Revolution for Independence )
http://www.americanrevolution.com/ (American Revolution)
http://www.foundingfathers.info/ (Founding Fathers)
Questions:
1. What events led to proclamation by the US its independence from the British Crown?
2. Who were Founding Fathers and why are they called that way?
3. Some historians call American Revolution a coup. Do you agree or disagree with this point of view? Support your argument.
При групповой работе необходимо будет разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения своего аспекта в группе учащиеся могут представить результаты своего обсуждения всему классу.
Веб-квест (англ. “web-quest” – “сетевой поиск”) – самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех студентов. Веб-квест в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. [6, 7]
Перед разделением студентов на подгруппы вся группа знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Преподаватель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая подгруппа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе студенты перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все студенты узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении студенты должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения веб-квеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Не имея возможности опубликовать весь веб-квест по причинам объема статьи, приведем ссылки на уже составленные веб-квесты по теме «США».
US History webquest
http://www.kn.att.com/wired/fil/pages/webushistosy.html
How the USA got started
http://www.kn.att.com/wired/fil/pages/web13origiat.html
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Технический аспект создания учебных Интернет-ресурсов
Учебные Интернет-ресурсы можно разработать двумя способами: (1) линейно на бумажном носителе и (2) разработав и разместив в сети Интернет, используя специальное программное обеспечение. Рассмотрим подробнее каждый из этих способов.
При создании учебных Интернет-материалов на бумажном носителе преподавателю необходимо лишь четко следовать структуре выбранного формата материала (хотлист или вебквест). Преподавателю необходимо будет осуществить поиск и отбор необходимых Интернет-ресурсов и указать на бумажном носителе точные Интернет-адреса выбранных информационных ресурсов. При работе с такими материалами студентам необходимо будет самостоятельно вводить в Интернет-браузер адреса сайтов из хотлиста или вебквеста, знакомиться с информацией сайтов и выполнять соответствующие задания.
Для создания учебных Интернет-ресурсов с помощью специального программного обеспечения (для более продвинутых пользователей сети Интернет) необходимо зайти на сайт http://www.kn.pacbell.com/wired/fil/lognew.html и следовать инструкциям по созданию конкретного типа учебных Интернет-ресурсов. В этом случае вновь созданный материал будет автоматически размещен в сети Интернет. Для выполнения задания студентам необходимо будет зайти на конкретный сайт разработанного Вами учебного материала в сети Интернет и использовать Ваши ссылки для навигации. [5]
Использование учебных Интернет-материалов в процессе обучения
Всегда ли можно использовать учебные Интернет-материалы, и способны ли они полностью заменить печатные учебные пособия? Стремительное развитие цивилизации и технических средств коммуникации позволяет сделать предположение, что через несколько лет соотношение книжных и электронных учебных изданий значительно изменится в пользу последних. На современном же этапе более реалистично говорить об использовании учебных Интернет-материалов наряду с традиционными печатными учебными изданиями (не выстраивая иерархическую зависимость между ними).
Учебные Интернет-материалы несомненно обогащают занятия иностранного языка. Естественно, сложность материала и его объем должны соответствовать уровню развития студентов. Частота использования учебных материалов и их набор могут варьироваться в зависимости от уровня владения иностранным языком, общим уровнем развития информационной компетенции, интересами и образовательными потребностями студентов. Например, в одной группе преподаватель решает использовать только хотлист или скрэпбук один раз по каждой изучаемой теме, а в другой – еженедельно вебквест.
* (указанные сайты были использованы со студентами II курса при изучении темы “США” для подготовки проектов)
Литература
- Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка). // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 16 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm.
- Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал "Эйдос". – 1998. – 11 ноября. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-07.htm.
- Портал TeAchnology. http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/webquest/
- Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США). // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm.
- Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Создание авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку. // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 16 мая. http://www.eidos.ru/journal/2008/0516-4.htm.
- Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. – 1995-1997. – http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html.
- March T. Working the Web for Education: Theory and Practice on Integrating the Web for Learning – 2005. http://www.ozline.com/writings/theory.php
- November A. Teaching Zach to think // High School Principal. – 1998. Retrieved from World Wide Web from http://novemberlearning.com/resources/archive-of-articles/teaching-zack-to-think/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку
Краткий доклад по теме "Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку"....
статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....
Театрализованная игра (драматизация) как метод развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет при обучении иностранному языку
В статье рассматривается такая форма работы как театрализованная игра, которая способствует формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, анализируется опыт внед...
Статья "Учебные интернет ресурсы в обучении иностранному языку"
Сатья может быть интересна учителям старших классов....
Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам
Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....
Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс «British History» на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных презентаций
Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс "British History" на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных през...
Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку
Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...