Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам
методическая разработка на тему

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rmo.zip2.44 МБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

             Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

Выступление на РМО учителей иностранных языков на тему:

«Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам»

                                                                  Подготовила: Попова Л.П.

                                                                       учитель французского языка,

                                                                                         высшая квалификационная категория.

                           

2014-2015 учебный год

  Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетный целей школьного языкового образования и выдвижение на первый план задач развития личности учащегося.  

   Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма, нравственных качеств личности.

   И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина заключается в том, что деятельностное обучение часто подменяется исполнительским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообщение готовых знаний), а развитие - декларативным. 

  Целью российского образования в настоящее время: выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.

       В нашей школе мы основываемся на гуманистическую систему, предполагающую обучение и воспитание в тесном сотрудничестве учеников и учителя.

  Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода.

 Современный процесс обучения предполагает взаимодействие двух субъектов общения- учителя и ученика, что определяет специфику отношения учителя к детской личности, выступающей в качестве равного участника в акте коммуникации со всеми присущими данной личности особенностями и свойствами. Именно внимательное отношение учителя к личностным качествам детей, их интересам, желаниям и потребностям позволяет ему достичь необходимого для моделирования процесса общения непосредственного контакта с учащимися, основной предпосылки создания доверительной и открытой атмосферы урока и внеклассного мероприятия, где возможна дискуссия, столкновение разных точек зрения, где любое, даже, казалось бы, ошибочное мнение имеет ценность и находит достойное место в процессе познания.

   В последние годы личностно-ориентированный подход  стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирование в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко-индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации их жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

   

Что же такое  личностно-ориентированный подход? Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.  

Особенность личностно-ориентированного подхода.

Образовательный процесс должен  быть  направлен на  ученика  с его целями, мотивами, интересами, склонностями, уровнем облученности, способностями. /8 слайд/

Учителя иностранного языка  нашей школы пришли к выводу о том, что «знаниевая парадигма» уступает место «личностно-деятельностной парадигме».

Личностно-деятельнастная парадигма предполагает  развитие

-когнитивных,

-коммуникативных,

-эмоционально-волевых качеств учащихся.

Когнитивно-коммуникативная парадигма.

Это сознательный и сопоставительный метод обучения.

Цель: повышение мотивации к обучению иностранного языка.

Данная парадигма включает в себя концепт проблемности:

- Творческое усвоение языка путём решения проблемных ситуаций. Развитие способности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания.

Аутолигводидактический концепт.

То есть развитие способности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания.

Существуют важные аспекты данного подхода.

- во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

- во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

- в третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Для того,  чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить три составляющие данного подхода.

Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или делают даже невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

        - индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

        - личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

        - самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

        - самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

        - субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

        - субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

         - Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

        - выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

        - педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя. Принципами личностно-ориентированного подхода являются следующие:

- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

- Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

-Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние действия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Третья составляющая – технологическая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- Диалогичность

- Деятельностно-творческий характер

- Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка

- Предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Личностно-ориентированный образовательный процесс предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического  материала,   методических  рекомендаций   к   его использованию, типов учебного диалога, форм контроля  за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

        ·    учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

        ·    изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

        ·    в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с содержанием задаваемых знаний;

        ·    активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения  знаниями;

        ·    учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

        ·    необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

        ·    при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

        ·    необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения  т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

- Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.).

- Технология саморазвивающего обучения  ( Селевко  Г.К. ).

- Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»).

- Педагогические технологии адаптивной школы.

- Гуманно-личностная технология  Амонашвили Ш.А..

- Игровые технологии.

- Технологии развивающего обучения.

- Проблемное обучение.

- Технологии уровневой дифференциации.

- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов).

- Коллективный способ обучения.  

Здесь необходимо сформулировать основные требования к личностно-ориентированному уроку, изложенные доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской, хорошо известной российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения. Основной целью урока, по мнению И. С. Якиманской является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

-использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные;

-создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

-наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

-использование проблемных творческих заданий;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

-обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

-стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

-оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;

-при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Цель нашей адаптивной школы: состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии  поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии  поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

/19 слайд/.

Мы широко используем технологии: проектного обучения, уровневой дифференциации, игровые, коллективные способы работы.

Критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно -ориентированной: 

-задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;

-свобода выбора ребенком различных форм обучения

-выбор ребенком предметного содержания различной сложности;

-оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;

-формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;

-использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;

-изучение и формирование творческой деятельности;

-использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания.

Средства достижения основной цели: 

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

-использование в ходе деятельности дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
-поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока и внеклассного мероприятия; выбирать и осваивать наиболее рациональные;

-создание педагогических ситуаций общения , позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

  Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. Развитие способности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.

Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...

Новые подходы при организации учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе.

Школа является базовой площадкой ГОУ ДПО «Хакасского республиканского  института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: «Интегрированное воспитание детей с...

Обоснование образовательной программы и методических подходов при организации учебно-воспитательного процесса

Получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Традиционный подход к обучению  с преобладанием репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов не может...

Современные подходы в организации учебно-воспитательного процесса

В настоящее время необходимо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных ...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...

Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.

В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....

Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»

Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»...