Обучение произношению учащихся в курсе английского языка для 2 класса.
статья на тему

Мезенцева Светлана Владимировна

Система тренировочных  упражнений в восприятии и произнесении звуков и слов, а также упражнения на развитие у учащихся фонетического слуха. Эти упражнения и приемы обеспечивают учащимся вполне приличное аппроксимированное произношение, т. е. такое произношение, которое необходимо, чтобы общение состоялось.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение произношению учащихся в  курсе английского языка для 2 класса.

На первом году обучения английскому языку  предусматривается овладение артикуляционной базой и интонационным оформлением речи. Как известно, произносительные данные  навыки включают в себя слуховые,  артикуляционные и интонационные.

Возраст учащихся предполагает включение в контекст игровой деятельности. В её основе — звукоподражательная игра с интересными и занимательными сюжетами, постоянным персонажем, которого является веселый английский язычок - Mr. Tongue. Дети знакомятся с этим персонажем на своем первом уроке английского языка.

Учитель: Алиса рассказала мне нечто  удивительное. У нас во рту живет язычок. Его имя Mr.Tongue. Наш рот - его уютный домик, а зубы — заборчик. Когда Mr. Tongue встает, он смотрит в окно и радуется хорошей погоде: [ כּ:- כּ:- כּ:].(Дети повторяют звуки.) Потом он проводит уборку в домике, выбивает пыль из ковриков: [d-d-d].(Дети повторяют звуки.) Поместите кончик язычка на бугорки за верхними зубами. Хорошо получается:[gud].(Дети повторяют звуки.)

Потом Mr.Tongue звонит в колокольчик и зовет соседей вот так:[niŋ - niŋ].(Дети повторяют.) А теперь, когда все пришли, Mr.Tongue здоровается:[gud 'm כּ:niŋ].(Дети повторяют.)

Так малыши учатся произносить звуки, нужные для приветствия.

Для того чтобы обучить детей хорошему произношению  на английском  языке, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего начального курса произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков. Я предлагаю систему тренировочных упражнений включающих в себя две группы упражнений:

  1. Упражнения на тренировку детей в восприятии и произнесении звуков и слов, образцов общения, содержащих их.
  2. Упражнения на развитие у детей фонетического слуха.

Рассмотрим их.

1.При тренировке детей в восприятии и произнесении звуков используются приемы осознанной (пример а) и неосознанной (пример б, в) имитации. Неосознанная имитация — это усвоение звукового строя путем повторения за учителем. Именно так усваиваются звуки первой группы. Осознанная имитация предполагает сообщение детям правил произношения. Например, учитель объясняет ребятам, куда поднять кончик языка при произнесении звуков [t,d,r]. Осознанное усвоение особенно важно при постановке звуков, сходных в иностранном и родном языках.

а) Учитель: Будем готовиться к спортивному празднику. (Детям предстоит употреблять слова-команды). Mr.Tongue поможет нам потренировать наши язычки. Вы слышали, как рычат собаки? Порычите! А собачка у веселого английского язычка рычит не так: язычок у нее застревает на бугорках за верхними зубами. Потрогайте бугорки язычком, скажите: [r-r-r].

б) Учитель: Mr.Tongue ходил в зоопарк и смотрел, как кормят зверей.(Дети будут употреблять слова — названия продуктов: sausage, sweets, potatoes, cakes, apples.)

Звери благодарили за еду так.

Лев:[ כּ:- כּ:-s כּ :-'s כּ:sidʒ]

Мартышки:[w-w-swi:-swi:t-swi:ts]

Слоны:[ei-pə-pə'teitou- pə'teitouz-keik-keiks].

Попугаи:[æ - æ 'æpl - 'æplz].

Какие вежливые звери и птицы!

в) (Дети учатся употреблять слова: water, coffee, tea, drink.)

Учитель: Когда чай или кофе горячий, Mr.Tongue дует на них, чтобы они остыли:[w-w כּ -'w כּ:tə].

Кофе остывает так:[כּ- כּ-k- כּ'k כּ fi]

Чай — совсем по-другому:[t-t-ti:-ti:].

Когда собачка хочет пить, Mr.Tongue дает ей воду, и собака тихо рычит от удовольствия:[r-r-dr-driŋk].

2.Вторая группа упражнений, как было отмечено выше, направлена на формирование речевого слуха. Речевой, или фонематический, слух — это способность различать звуковой состав речи синтезировать значение при восприятии речи. Эта группа включает упражнения на 1) дифференциацию звуков (долгих и кратких гласных, межзубных, свистящих и т.д.), слов и образцов общения, содержащих их, на слух; 2) на звуковой анализ слов.

1.Рассмотрим упражнения на дифференциацию звуков.

а) когда дети знакомятся с определенным артиклем the, мы учим их различать на слух звуки [ð] и [z].

Учитель: К веселому язычку в окно залетают комары  и жужжат[z-z-z]. И тогда он закрывает окно. Иногда к нему прилетает знакомая пчела. Она жужжит так:[ ð - ð - ð]. Просуньте язычок между зубами и пожужжите. И тогда  Mr.Tongue  открывает окно: пчела приносит ему мед.

Послушайте, кто прилетел. Если прилетел комар[z], закройте окно (дети выполняют соответствующее действие), а если пчела [ð], откройте окно(следует соответствующее движение). Пожужжите, как пчелки, а теперь — как комарики.

б) Упражнения на дифференциацию звуков [i:] и [i].

Учитель: Дональд говорит, что его часы или спешат, или отстают:[tik-ti:k]

Как спешат часы Дональда? Вот так:[tik-tik-tik]

Как отстают? Вот так:[ti:k-ti:k-ti:k]

Хлопните в ладоши один раз, если услышите короткий звук[i], и много раз — если длинный[i:]:[ti:k-tik-ti:k-mi:t-milk]

Про продукты и про все неживое англичане говорят it- оно, это. Про животных тоже говорят it, а вот про людей — никогда. На какое слово похоже it? На слово eat — есть. Похоже, да не совсем. В слове  eat длинный звук[i:] , а в слове it короткий[i]. А вы сможете различить эти два слова? Давайте проверим. Если я скажу слово it — хлопните в ладоши один раз, а если eat, хлопайте много раз.

Эти упражнения очень эффективны для формирования у детей способности смысло-различия, а значит, и для развития речевого слуха, который, как известно, является одним из основных механизмов аудирования.

2) Предлагаемые ниже упражнения, обучающие учащихся фонетическому анализу слов, являются одновременно очень хорошей подготовкой к чтению.

 Учитель: Дональд говорит, что когда кто-то стучит в дверь его домика, он слышит:[tuk-tuk-tuk] . Дональд любит гостей, и ему нравится слышать звук [t] в словах it, eat, telephone, potatoes.

Хлопните в ладоши, когда услышите слова со звуком[t] sandwich, orange,TV set,  juice, book, tomatoes.  

Поиграем в игру «Где спрятался звук?». Алиса будет   называть свои любимые звуки. Скажите, в названиях, каких продуктов спрятались эти звуки.

Алиса                      Дети

[p]                            potatoes

                                 apple

                                pie

[s]                            sweet

                                sandwich

                                salad

Тренировку ребят в произношении можно по усмотрению учителя дополнить интересными упражнениями «Подражание английскому попугаю». В основе таких упражнений прием осознанной имитации, постановки английского акцента на русскоязычном материале. Он позволяет добиться автоматизма в произнесении звуков несколько отличающихся от аналогичных в родном языке, сделать так, чтобы звуки[t], [d] и т.д. всегда были английскими. Например, дети подражают английскому попугаю, который произносит русские слова и целые фразы с английскими звуками. Например:

[d]: dача, dом, Dима на dаче, dятел dома.

[r]: rыба, rак, rыба на rаботе.

Этот прием можно использовать и для отработки звуков, не встречающихся в родном языке.

[θ]: θаша на  θанках,  θлон,  θъешь θуп.

[ð]: у ðайки  ðаболели  ðубки,  ðина  ðабыла  ðонтик.

Для освоения произнесения слов эффективны упражнения в виде зарядки. Приведу примеры

Слова: read, draw, can, write.

Учитель: Ваш веселый английский язычок решил путешествовать на машине. Он долго разогревал мотор:[r-r-ri:-ri:d]. Потом, наконец, поехал: [dr-dr-dr כּ:]. Но дорогу  переходила кошка:[æ-æ-kæt- kæt].Ох, как трудно было снова завести машину! Мотор работал  с перебоями [d-t-d-t-ri:d-rait,ri:d-rait]. Наконец мотор заработал, и Mr.Tongue поехал:[dr-dr-dr כּ:].

Числительные.

Учитель: Будем учить зверюшек считать. Но сначала потренируем язычки. Mr.Tongue дует на свечку: [w-w-wʌ-wʌn]. Mr.Tongue едет на машине и гудит: [t-t-tu:-tu:]. Вдруг машина остановилась.  Mr.Tongue заводит ее. Вот какой звук издает мотор:[ θ- θ- θ]. (Поместите язычок между зубами.) Наконец машина завелась:[θr- θr- θri:]. Еще раз заведем её:[ θ- θ- θri]. Теперь ваши язычки готовы считать по-английски: one, two, three.

Рассмотренные в данной статье упражнения и приемы обучения обеспечивают учащимся, вполне приличное аппроксимированное произношение, т.е. такое произношение, которое необходимо, чтобы общение состоялось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Новый курс английского языка. 6 класс. 2-ой год обучения. О. В. Афанасьева, И. В. Михеева.

Рабочая программа разработана наоснове федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской программы по а...

Рабочая программа. Новый курс английского языка. 8 класс. 4-ой год обучения. О. В. Афанасьева, И. В. Михеева.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской программы по ...

Рабочая программа к учебнику О.В. Афанасьевой "Новый курс английского языка" 7 класс (3 год обучения)

Настоящая рабочая программа для 7 «В» класса разработана на основе учебного курса под ред. Афанасьевой «Новый курс английского языка для российских школ. 7 класс», Базисного учебного плана. В основе п...

Рабочая программа к учебнику О.В. Афанасьевой "Новый курс английского языка" 8 класс (4 год обучения)

Настоящая рабочая программа для 8 класса разработана на основе учебного курса под ред. Афанасьевой «Новый курс английского языка для российских школ. 8 класс», Базисного учебного плана. В основе прогр...

Рабочая программа к учебнику О.В. Афанасьевой "Новый курс английского языка" 8 класс (5 год обучения)

Рабочая программа составлена на сонове 1. Федерального компонента государственного стандарта; 2. Федерального базисного плана; 3.  Примерной программы к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой «Новый ...

Программа курса "Английский язык - 5 класс: Домашнее обучение".

Программа разработана с учетом требований ФГОС и представляет методическое обоснование обучения английскому языку ученика 5 класса по УМК Ваулиной Ю.В., Дули Дж., Подоляко О.Е. Spotlight / Английский ...

Календарно-тематическое планирование. Новый курс английского языка. 6 класс. 2-ой год обучения. О. В. Афанасьева, И. В. Михеева.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа отвечает требованиям государственного стандарта, базового учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования,...