Программа "Театральная лаборатория".
методическая разработка по немецкому языку по теме
Программа «Театральная лаборатория» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения.
Особенность данной программы заключается в синтезе типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий обучения немецкому языку.
Театр на немецком языке- это волшебный мир искусства, где раскрываются самые разные способности. Можно не только развивать эти способности, прививать любовь к театральному искусству, но и знакомиться с культурой, традициями и обычаями Германии, изучать немецкий язык с удовольствием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Theater Labor | 46.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная лаборатория
Составитель:
Учитель немецкого языка высшей
квалификационной категории
Пономарева Ю.В.
г. Томск
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Театральная лаборатория» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения.
Особенность данной программы заключается в синтезе типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий обучения немецкому языку.
Театр на немецком языке- это волшебный мир искусства, где раскрываются самые разные способности. Можно не только развивать эти способности, прививать любовь к театральному искусству, но и знакомиться с культурой, традициями и обычаями Германии, изучать немецкий язык с удовольствием.
Классическая учебная организация, интегрируемая в единое обучающее целое с помощью административных методов, конструирующая среду обучения школьного типа не отвечает требованиям, предъявляемым к современной школе. Классическое кабинетное обучение испытывает кризис. Все большее распространение в педагогике получают идеи образовательной среды. Чтобы информация стала знанием, она должна быть переработана каждым человеком на основе его личностного опыта. И задачей педагога становится создание условий для приобретения этого опыта – познавательного, социального, коммуникационного, творческого и т.п. Таким образом, образовательной деятельности требуется выйти за стены класса, школы, микрорайона, города и даже страны.
Внеурочная деятельность познакомит ребят с позицией творца, позволит накопить их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развить его. Деятельность в рамках кукольного театра усилит мотивацию к изучению немецкого языка. В театральной лаборатории каждый имеет право на свободу самовыражения во благо творчества. Главный принцип работы – не навреди себе и окружающим. Театральное творчество научит видеть прекрасное в жизни и в людях, разбудит стремление самому нести в жизнь доброе и благое. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни ученика. Одновременно произойдет расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения.
«Театральная лаборатория» посвящена деятельности творческих учащихся, в которой формируется целая система ключевых компетенций, необходимых для развития личностных качеств школьников, и позволяющий педагогу осуществлять воспитательный и образовательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов.
Программа внеурочной деятельности «Театральная лаборатория» осуществляются на стыке методологической практики, театрального искусства, знаний и умений в немецком языке. Самореализация и саморазвитие участников проекта осуществляются по нескольким направлениям, но в неразрывной связке.
Ведущую педагогическую идею программы можно обозначить как, «Учение без принуждения, основываясь на достижении успеха, на переживании радости познания мира и на подлинном интересе к немецкому языку».
Подготовка спектакля процесс длительный, но очень важный. Во время подготовки происходит написание сценария, изготовление кукол и декораций. Психологически комфортная атмосфера занятий способствует тому, то ребята обмениваются своими мыслями, умениями и знаниями. Методы, формы и содержания театральных упражнений реализую одновременно несколько целей: погружают в стихию игры, развивают такие психологические структуры как внимание, воображение, мышление, воля и память. Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Артикуляционные упражнения дают возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы. Игровые исполнительские задания, где каждый может предложить свой вариант исполнения в соответствии со своим пониманием и выдумкой, служат раскрытию «Я» личности ребенка.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Упражнения голосом и речью служат для тренировки воображения. Управлять голосом оказывается очень трудно. Отличительная особенность театра кукол от других театров, акцент делается не на мимической игре и игре всем телом (зрителям актера не видно), актеру необходимо играть голосом так, что зритель поверил в реальность происходящего. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (звать, объяснять, просить, удивляться, узнавать, приказывать, упрекать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, ребята учатся слышать психологическую выразительность речи.
В процессе работы у ребят формируется не просто мотивация к изучению немецкого языка, как средства общения, но потребность говорить и слышать этот язык ежедневно. Учащиеся не испытывают стресс общаясь на немецком языке. Страх публичных выступлений также исчез. Развитие креативных качеств ребят влечет за собой раскрытие горизонтов человеческих ценностей. В сознании ребят доминирующими ценностями становятся гуманистические и прагматические. Работа в школьном театре кукол влияет на отношение ребят к людям. Человек воспринимается в большей мере как существо самобытное, как творец культуры и субъект истории. Ребята учатся заботливому отношению друг к другу и к другим людям, в них ненавязчиво воспитывается гуманность и альтруизм, стремление к свободе и знанию, труду и творчеству. Ребята понимают ценность делового успеха, профессионального и карьерного роста. Ребята уважительно относятся к чужому успеху и достижениям, им знакомо чувство здоровой конкуренции. Эти ребята открыты конструктивному взаимодействию.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики с целью развития личности ребёнка, актуализации знаний немецкого языка, оптимизации процесса развития иноязычной речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно мотивацией на изучение немецкого языка, с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является развитие межкультурной коммуникации в процессе непрерывного обучения немецкому языку через технологию театральной педагогики.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- мотивация на изучение немецкого языка.
- знакомство детей с кукольным театром.
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место программы в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 1-11 класса.
На реализацию театрального курса «Театральная лаборатория» в учебном году отводится 66 ч ( 2 часа в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. 30% содержания распределено на проведение тематических бесед, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей и мастер-классов действующих актеров театра «Скоморох».
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео и аудио материалы.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе учащихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
- Сказка и театр;
- Музыка и театр;
- Художественная мастерская;
- Театральные пробы;
- Постановка спектакля
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музеи,
- спектакли
- праздники.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста на немецком языке, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр куклы и актера «Скоморох», где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
- Знакомство с литературным произведением немецкого автора, обсуждение его с детьми.
- Написание пьесы по мотивам прочитанного произведения.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок на немецком языке;
- наизусть стихотворения немецких авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст на немецком языке в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие на немецком языке;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст на немецком языке, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить импровизированный диалог с партнером на заданную тему на немецком языке;
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать на немецком языке, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по литературным произведениям немецких авторов;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
3.Учебно-тематический план на год
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | Вводные занятия | 3 | 1 | 2 |
2 | Театральная игра | 8 | 4 | 4 |
3 | Культура и техника речи | 8 | 2 | 6 |
4 | Ритмопластика | 8 | 3 | 5 |
5 | Основы театральной культуры | 8 | 4 | 4 |
6 | Работа над спектаклем, показ спектакля | 29 | 10 | 19 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
Итого: | 66 | 26 | 40 |
4.Содержание программы (66 часов)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 3 часа) Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г. Томска, России, Германии (презентация)
2 раздел. ( 8 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. ( 8 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 8 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развтие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 8 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. ( 29 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой детского немецкого автора, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 2 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Компьютер;
- Интернет;
- Проектор;
- Интерактивная доска;
- Множительная техника в свободном доступе;
- Комплекты дидактических материалов для каждого урока (2-11 классы);
- Комплект таблиц, схем;
- Комплект контрольно-измерительных материалов;
- Комплекты компьютерных презентаций и обучающих программ по параллелям;
- Учебная и методическая литература.
6. Календарно - тематическое планирование программы «Театральная лаборатория»
(См. приложение)
7.Литература
Список литературы, рекомендуемой для педагога
- Деммени Е.С. Школьный кукольный театр./Е.С. Деммин – М.: Детгиз, 1960.
- Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя./П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов–М.:Московский психолого – социальный институт,Флинта, 1998.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Макарова Л.П. Организация эксперементальной работы в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Цукасова Л.В., Волков Л.А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы/ Ред.С.В. Цукасов. – Предисл. В.И. Михеева. Вступ. Ст. А.С. Тимофеевой. Изд. 2-е, испр. И доп. М.: Издательство ЛКИ, 2007.
- Аксенова. Э.А. Диалог как феномен системы школьного образования северных стран// Школьные технологии.2011.-№2
- Alice Herberger, Sigrid Unterstand. Neue Wege gehen //Frühes Deutsch.2006.-№8.S.20-23.
- Angela Akaewa, Wie eine Spielfassung entsteht // Frühes Deutsch.2006.-№8.S.12-14.
- Dieter Kirsch, Die Sprechmottete als Theaterform des Sprechens// Frühes Deutsch.2006.-№8.S.43 - 45.
- Dieter Kirsch, Szenisches Lernen// Frühes Deutsch.2006.-№8.S.4 - 11.
- Hans-Georg Schröder, Spiel emit der Sprache – Sprache zum Spiel// Frühes Deutsch.2006.-№8.S.29 - 32 .
- http://www.lebendiges-handpuppenspiel.de/
Список литературы, рекомендуемой для детей
- Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006
- Alice Herberger, Sigrid Unterstand. Neue Wege gehen //Frühes Deutsch.2006.-№8.S.20-23.
- http://www.lebendiges-handpuppenspiel.de/
Календарно - тематическое планирование программы
«Театральная лаборатория».
№ урока | Тема | Основное содержание занятия | Количест-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля | Примечание |
1 | Вводное занятие. | Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». | 1 | беседа | Решение организационных вопросов. | Понятие «экспромт» | |
2-3 | Здравствуй,театр! | Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Томска, России, Германии (презентация) | 2 | Фронтальная работа | Просмотр презентаций | текущий | Возможно использование Интернет-ресурсов |
4-5 | Театральная игра | Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему на немецком языке. Учимся сочинять небольшие истории на немецком языке. | 2 | Знакомство с правилами поведения на сцене | предварительный | Понятие «рифма» | |
6-7 | Фонетические игры. | Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». | 2 | Индивидуальная работа | Знакомство с артикуляционным аппаратом | прослушивание | |
8-9 | В мире пословиц. | Разучиваем пословицы на немецком языке. Инсценировка пословиц на немецком языке. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» | 2 | Индивидуальная работа | Показ презентации «Пословицы на немецком языке в картинках» | Интернет-ресурсы | |
10-11 | Виды театрального искусства | Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок на немецком языке по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. | 2 | Словесные формы работы | Презентация «Виды театрального искусства» | соревнование | Интернет - ресурсы |
12-13 | Правила поведения в театре | Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему на немецком языке | 2 | игра | Электронная презентация «Правила поведения в театре» | Ролевая игра: «Мы в театре» | Правила диалога |
14-15 | Кукольный театр. | Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. | 2 | Отработка дикции | Показ сказки | ||
16-17 | Театральная азбука. | Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание | 2 | Индивидуальная работа | соревнование | тематический | |
18-19 | Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». | Викторина по немецким языкам сказкам | 2 | Фронтальная работа | Отгадывание заданий викторины | Электронная презентация | |
20-22 | Инсценирование диалогов по книге Эрика Кестнера «Эмиль и детективы» | Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. | 3 | Фронтальная работа | Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью | Показ сценок гостям | |
23-24 | Театральная игра | Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | 2 | Групповая работа, словесные методы | Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах | итоговый | |
25-26 | Основы театральной культуры | Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения | 2 | Групповая работа, поисковые методы | Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам | фонохрестоматия | |
27-31 | Инсценирование. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 5 | Фронтальная работа, словесные методы | Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами | Отработка умения работать с пальчиковыми куклами | |
32-35 | Чтение литературного произведения немецкого автора. | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 4 | Индивидуальная работа | Конкурс на лучшего чтеца | Текущий | |
36-37 | Театральная игра | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. | 2 | Групповая работа. Методы поисковые, наглядные | Разучиваем игры-пантомимы | Что такое пантомима | |
38-41 | Ниписание пьесы по мотивам прочитанного произведения. Постановка авторской пьесы | Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции | 4 | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костюмов, реквизита | Итоговый – выступление перед гостями | |
42-45 | Культура и техника речи Инсценирование авторской пьесы | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). репетиции, показ | 4 | Словесные и наглядные методы. Групповая работа | Работа над постановкой дыхания. Репетиция пьесы | ||
46-47 | Ритмопластика | Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | 2 | Наглядные методы | Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики | текущий | |
48-50 | Просмотр пьесы в видеозаписи. | Беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров | 3 | Наглядные методы | текущий | Авторское видео | |
51-52 | Театральная игра | Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Репетиция пьесы | 2 | Наглядные методы и фронтальная работа | Создание этюдов | предварительный | Понятие «этюд» |
53-56 | Ритмопластика Чтение по ролям Инсценировка. | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. | 4 | Наглядные методы | Выполнение упражнений на расслабление мышц. Пальчиковые игры | текущий | Театр теней |
57-60 | Инсценирование авторской пьесы | репетиции
| 4 | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костюмов, реквизита | Итоговый – выступление перед гостями | |
61-62 | Ритмопластика | Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. | 2 | Наглядные методы | Разучивание упражнений под музыку | Текущий | |
63-64 | Театральная игра Инсценирование авторской пьесы. | Этюды на эмоции и вежливое поведение | 2 | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костюмов, реквизита | Итоговый – выступление перед гостями | |
65-66 | Заключительное занятие. | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. | 2 | Фронтальная работа. Словесные методы | «Капустник» - показ любимых инсценировок | Заключительный | Просмотр фото и видеозаписи выступлений в течении года |
Итого: | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...
Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»
Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...
Парковая лаборатория как форма внеклассной работы
Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес....
Тема урока: «Лица и маски М.М.Зощенко. В творческой лаборатории писателя».
Урок разработан для учащихся 2 курса НПО. В ходе урока применяются различные способы и приёмы активизации учащихся: опорный конспект, исценирование рассказа Зощенко, тестирование, работа "малых групп"...
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Практикум по использованию цифровой лаборатории «Архимед»
ПРАКТИКУМ по использованию цифровой лаборатории «Архимед» в экологическом образовании /для обучающихся разного возраста и уровня подготовки/Практикум разработн на осно...
Родительское собрание в 8 классе "В лаборатории нерешённых проблем"
Выступление детей перед родителями с постановкой по сказке "Отец-пенсионер и три сына" создаёт проблемную ситуацию: сыновья выбирают свой жизненный путь, отец поставлен в затруднительное положен...