Тема урока: «Лица и маски М.М.Зощенко. В творческой лаборатории писателя».
методическая разработка по литературе по теме
Урок разработан для учащихся 2 курса НПО. В ходе урока применяются различные способы и приёмы активизации учащихся: опорный конспект, исценирование рассказа Зощенко, тестирование, работа "малых групп".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_zoshchenko.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Лица и маски М.М.Зощенко.
В творческой лаборатории писателя».
Цели урока:
- помочь учащимся сформировать представление о художественном своеобразии творчества М. Зощенко, понять творческий замысел писателя, увидеть современность и актуальность его рассказов,
- развивать навыки анализа прозаического произведения, умение выявлять особенности стиля и речевую образность языка героев; творческие способности учащихся,
- воспитывать у учащихся устойчивый интерес к творчеству писателя и к литературе, формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самореализации каждого учащегося.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний учащихся.
Форма работы учащихся: работа в «малых группах».
Межпредметные связи: История «Тоталитарный режим: Формирование и развитие (1927-1939 гг.)», Русский язык «Стили русского языка», «Лексика».
Методическое обеспечение: плакаты-лозунги, отражающие дух времени, скамья, стол, стул, костюмы, опорный конспект, эталоны ответов, стенд «Литературная страничка», оформленный материалами биографии писателя и интересными фактами.
Ход урока.
I.Организационный момент:
– приветствие,
- проверка наличия учащихся,
- объявление темы, цели, хода урока, критерия оценок за работу в «малых группах» и индивидуально по результатам выполнения теста по биографии и творчеству писателя.
II.Актуализация материала домашнего задания (работа по тестам в 3-х вариантах) – 10 минут.
Преподаватель: Чтобы попасть к писателю в «гости», тем более в творческую лабораторию, нужно приглашение, своеобразным «пропуском» в «святая святых» творческих замыслов М.М.Зощенко для каждого из вас станет положительно выполненный тест.
Работа «малых групп» по тестам.
Тест по творчеству М.М.Зощенко.
Вариант – I.
- Профессия отца М.М. Зощенко - … .
- Мать писателя печатала свои рассказы :
а) в журнале «Современник», б) В газете «Новая жизнь»,
в) в журнале «Отечественные записки», г) в газете «Копейка».
3. Прервав учёбу в университете, Зощенко в … лет ушёл на фронт.
4. В годы первой мировой войны Зощенко за личную храбрость был награждён: а) один раз, б) два раза, в) три раза, г) четыре раза .
5. Во время войны Зощенко был ранен, отравлен газами, получил (болезни) … .
6. После Октябрьской революции Зощенко служил … в Стрельне и Кронштадте.
7. В 20-е годы Зощенко вошёл в группу писателей «…».
8. Зощенко воспринял революцию как «…», «…».
9. Автобиографическая повесть М.М. Зощенко называется «…».
10. В 1921- 1922 годах М.М. Зощенко пишет «Рассказы Назара Ильича, …».
Тест по творчеству М.М.Зощенко.
Вариант – II.
- Мать М.М.Зощенко по роду занятий - … .
- В семье родителей Зощенко было:
а) 5 , б) 6, в) 7, г) 8 детей.
3. В 1913 году Зощенко поступил в Санкт-Петербургский университет на … факультет.
4.Прервав учёбу в университете, М.М. Зощенко в … году ушёл на фронт.
5. За личную храбрость М.М. Зощенко в годы первой мировой войны был награждён редчайшей наградой - … .
6. При Временном правительстве Зощенко работал начальником … .
7. Демобилизовавшись после гражданской войны, Зощенко попробовал себя во множестве профессий:
а)…, б) …, в) …, г) … .
8. В 20-е годы Зощенко вошёл в группу писателей:
а) РАПП, б) «Серапионовы братья», в) ЛЕФ, г) «Перевал».
9. В середине 20-х годов М.М. Зощенко перешёл на краткую форму рассказов в … или … строчек.
10. Научно-художественное исследование болезненной психики, подсознания человека проведено М.М. Зощенко в повести «…».
Тест по творчеству М.М. Зощенко.
Вариант – III.
- Сложные отношения родителей писателя отразились в повести «…».
- Первый рассказ М.М. Зощенко называется … .
- В … году М.М. Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «…».
- «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого», - писал о М.М. Зощенко … .
- В сборниках 20-х годов М.М. Зощенко использует «…» творческую манеру письма,
- В … году М.М. Зощенко участвует в поездке писателей по …, организованной в пропагандистских целях.
- В 30-е годы М.М.Зощенко работает над книгой, которую считал главной в своей жизни. Это:
а) «Перед восходом солнца», б) «Голубая книга», в) «Возвращённая молодость», г) «Уважаемый товарищ».
8. В 1943 году научно-художественное исследование Зощенко о подсознании человека печатается в журнале «…».
9. Поводом для публичной травли Зощенко стал детский рассказ «…».
10. М.М. Зощенко умер в … .
III. Вступительное слово преподавателя: Пока жюри проверяет, кого можно пропустить в творческую лабораторию, а кого оставить дожидаться остальных, чтобы ещё раз повторили биографию писателя, мы с вами на основании рассказа преподавателя, домашнего чтения рассказов М.М. Зощенко должны будем составить опорный конспект «Художественные особенности рассказов М.М.Зощенко».
Преподаватель: Порвав со своим классом ещё до революции, Зощенко воспринял революцию как «гибель старого мира», «рождение новой жизни, новых людей, страны».
Вопрос группам: К какому социальному классу принадлежал Зощенко по своему рождению?
Преподаватель: «Значит - новая жизнь, - писал он в автобиографической повести «Перед восходом солнца». – Новая Россия. И я – новый, не такой, как был… Вероятно, нужно работать. Вероятно, нужно все свои силы отдать людям, стране, новой жизни». Сознание того, что человек создан для больших дел, для большого труда, некогда заставившее Чехова вмешаться в обыденную, мелочную сторону жизни, выросло в творчестве Зощенко, пережившего революцию и соизмеряющего с революцией человеческую жизнь, в не знающий компромиссов нравственный максимализм. Но практическая работа столкнула писателя с такими сторонами жизни, о которых он и не подозревал. Так родилась проза Зощенко.
«В начале моей литературной деятельности, в 1921 году я написал несколько больших рассказов, это: «Любовь», «Война», «Рыбья самка». Мне показалось в дальнейшем, что форма большого рассказа, построенная на старой традиции, так сказать, чеховская форма, менее пригодна, менее гибка для современного читателя, которому , мне показалось, лучше давать краткую форму, точную и ясную, чтобы в 100 или 150 строках был весь сюжет и никакой болтовни. Тогда я перешёл на краткую форму, на маленькие рассказы».
Поразивший М.Зощенко с первых же шагов его творчества разрыв между масштабами революционных событий и консерватизмом человеческой психики сделал писателя особенно внимательным к инертности человеческой природы, косности нравственной жизни, быту, где, как он писал, деформируются высокие идеи и эпохальные события.
Пафос творчества Зощенко – борьба с чёрствостью человеческих отношений, «социальная педагогика» (М.Горький): «при помощи смеха перестроить читателя, заставить читателя отказаться от тех или иных мещанских и пошлых навыков – вот это будет правильное дело для писателя» (М.Зощенко).
Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но всё это было временно. Писатель так безошибочно угадывал всё, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.
Историческая справка : «…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляют самокритику через партийные чистки, через действенный контроль, …нужна ли сатира?»
И в 1946 году вышло постановление партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко был заклеймён, как пошляк, «хулиган» и «подонок» литературы, глумящийся над советскими людьми. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов ХХ века, в эпоху гласности, его творчество было возвращено нам. Был ещё один момент, о котором и не подозревали.
Историческая справка: В 30-е годы Сталин вместо идеала революционера – разрушителя провозгласил героем «простого, обычного человека», «винтика, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм».
А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Совершенно не правильно мнение о том, что Зощенко в своих рассказах отражает мироощущение только определённой социальной группы – «мещанского болота», т.е. мелкой городской буржуазии. (Такое мнение существовало в 30-40- е годы). Социальный диапазон героев писателя широк: это и рабочие, и крестьяне, и служащие, и интеллигенты, и нэпманы, и «бывшие». Мещанство у Зощенко особое качество сознания. К теме «маленького человека» Зощенко подходит по-своему. Вспомним: рассказы Гоголя вызывали жалость и сострадание к «маленькому человеку», Достоевский раскрыл сложный внутренний мир, так называемого «маленького человека», симпатии и сочувствие вызывал «маленький человек» Л.Толстого. У Зощенко раскрыты отрицательные стороны сознания «маленького человека». Он уже не хочет быть «маленьким». Он «средний человек», чьё мышление представляет причудливую комбинацию старых и новых взглядов. Это особый «отрицательный мир, который, как считал писатель, должен быть осмеян и оттолкнул бы от себя». Вчерашний раб, ещё не превратившийся в человека, обыватель во всей его неприглядной красе – главный предмет исследования писателя-сатирика.
Осип Мандельштам тонко подметил печальный парадокс личности и творчества М.Зощенко: «Зощенко, моралист по природе, своими рассказами пытался образумить современников, помочь им стать людьми, а читатели принимали всё за юмористику и ржали как лошади. Зощенко сохранял иллюзии, начисто был лишён цинизма, всё время размышлял, чуть наклонив голову набок, и жестоко за это расплатился. Чистый и прекрасный человек, он искал связи с эпохой, верил широковещательным программам, сулившим всеобщее счастье, считая, что когда-нибудь всё войдёт в норму, так как проявление жестокости и дикости – это случайность, рябь на воде».
К.И.Чуковский писал: « Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделён такой печальный человек».
В статьях и беседах, интервью и анкетах М.Зощенко настойчиво повторял, что считать его рассказы юмористическими – не совсем правильно. «Под юмористическими мы понимаем рассказы, написанные ради того, чтобы посмешить». Это слишком мало для рассказов Зощенко. В них едва уловимый намёк на присутствие философствования о жизни, даже подспудная печаль. Сам Зощенко говорил о себе: «Мой характер сделан так, что я человек несколько иронический, мой глаз устроен так, что я вижу некоторые недостатки человека». Таким образом, сатирический склад личности писателя явился основой его таланта.
Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.
ВОПРОСЫ ГРУППАМ: 1. Чем отличаются юмор и сатира? 2. Из всего многообразия рассказов Зощенко, чтобы представить его творческую манеру письма, художественные особенности стиля, мы на уроке остановимся на трёх рассказах, о названиях которых говорят предметы перед
Вами: пирожное, шуба, милицейская фуражка. Назовите, о каких рассказах идёт речь?
Преподаватель: Перед вами опорный конспект, отражающий художественные особенности рассказов Зощенко, который мы составили.
Ваша задача увидеть, выделить особенности стиля писателя, подробно остановившись на предмете сатиры (пороках героев, которые высмеивает автор), на речевой образности языка рассказов ( К.И.Чуковский заметил, что Зощенко ввёл в литературу «новую, ещё не вполне сформированную, но победительно разлившуюся по всей стране внелитературную речь и стал свободно ею пользоваться как своей собственной речью»), инсценировки которых вы подготовили сами и увидите в исполнении других групп.
IV. Инсценировки рассказов «Любовь», «Баба», «Аристократка», подготовленные в качестве домашнего задания каждой группой.
(На сцене появляется герой)
Григорий Иванович: Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели она в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место. А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Встретился я с ней во дворе дома. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золочёный. И сразу как-то она мне понравилась. Зачастил я к ней. Сначала ходил как лицо официальное, узнать в смысле порчи водопровода и уборной. Дальше – больше, стали по улицам с ней гулять. Выйдем, она велит себя под руку принять. Приму её под руку и волочусь, что щука. Чего сказать не знаю и перед народом совестно. Ну а раз она мне говорит:
Дама – аристократка: Что это Вы меня по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, как кавалер, и у власти, сводили бы меня, например, в театр.
Григорий Иванович: Можно. У меня как раз два билетика имеется. Один я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал. Ну, правильно, ейный билет – внизу сидеть, а Васькин – аж на самой галёрке. Сижу я на верхотуре и ни черта не вижу. Тут звонки какие-то зазвенели, и тихо стало…
(На сцене группа № 2 показывает сценку из рассказа «Баба».
Входят три героя: муж и жена – самогонщики, милиционер)
Милиционер: Так, что у нас сегодня опять (перебирает листы). Дело о самогонщиках. Ага, муж и жена. Виновата она, Мария Васильевна Пестрикова, муж проходит как свидетель. Ну что ж, послушаем. Введите, пожалуйста, подозреваемых.
Жена: Здравствуйте, гражданка начальница…
Милиционер: Присаживайтесь. Так как же, обвиняемый, значит, Вы не признаёте себя виноватым?
Муж: Нету…не признаю…Она во всём виновата. Она пущай и расплачивается. Я ничего не знаю про это…
Милиционер: Позвольте, как же так? Вы живёте с женой в одной квартире и ничего не знаете? Не знаете, чем занимается ваша жена?
Муж: Не знаю, начальник… Она во всём…
Милиционер: Странно, подозреваемая, что Вы скажете?
Жена: Верно уж, гражданка начальник, верно…Я во всём виновата… Меня и казните… Он не касается…
Милиционер: Гражданка, если Вы хотите выгородить своего мужа, то напрасно… Вы сами посудите: не могу же я вам поверить, что муж живёт в одной квартире и ничего не знает… Что же Вы не живёте с ним что ли?
(Жена молчит, муж кивает головой).
Муж: Не живу я с ней, вот именно. Не живу. Некоторые думают, что живу, а я нет… Она во всём виновата…
Милиционер: Верно это?
Жена: Уж верно. Меня одну казните, он не причастен.
Милиционер: Вот как? Не живёте…Что же вы, характером не сошлись?
(Муж кивает головой).
Муж: Характером, гражданка начальник…И вообще…Она и старше меня, и…
Жена: То есть как это старше? Ровесники мы с ним. На месяц-то всего я и старше.
Муж: Это верно, на месяц только… Это она правильно, гражданка начальница, только… для жены моей каждый месяц, что год…и вообще…
Жена: Что вообще? Ты договаривай! Нечего меня перед народом страмить! Что вообще?
Муж: Ничего, Марусечка…Я только так. Я говорю вообще, и кожа у тебя уж не та, и морщинки, ежели скажем…(Решительно). Не живу я с ней, гражданин судья!
Жена: Ах вот как! (Кричит). Кожа тебе моя не по скусу? Морщинки тебе не ндравятся? Перед народом меня страмить вздумал… Врёт он, люди добрые, живёт он со мной, ирод такой! Живёт! И самогонный аппарат сам покупал…Я же для него кровь порчу свою, спасаю его, а он вот что! Страмить…Пущай вместе казнят…
(Подсудимая громко сморкается в платок, утирает слёзы. Муж смотрит на жену оторопело, а потом с отчаянием машет рукой).
Муж: Баба, и есть баба чёртова…Пущай уж, начальник, гражданин…Я тоже…И я виновный. Пущай уж..у-у…
Милиционер: Ну что ж, граждане самогонщики, пройдёмте со мной…
(Звонок. Начинается антракт. Аристократка встаёт и ходит)
Буфетчица: Покупайте пирожные, вкусные пирожные…
Григорий Иванович: Здравствуйте.
Дама-аристократка: Здравствуйте.
Григорий Иванович: Интересно, действует ли тут водопровод и уборная?
Дама-аристократка: Не знаю. (Сама смотрит на блюдо. Григорий Иванович перехватывает её взгляд).
Григорий Иванович: Ежели Вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
Дама-аристократка: Мерси. (Подходит, берёт пирожное и ест. Она ест, а он смотрит, мысленно пересчитывает деньги в кармане. Она берёт второе и ест.)
Григорий Иванович: Ого! Не пора ли нам в театр сесть! Звонили…может быть!
Дама-аристократка: Нет! (Берёт третье, а Григорий Иванович сглатывает слюну).
Григорий Иванович: Натощак – не много ли? Может вытошнить!
Дама-аристократка: Нет, мы привыкшие. (Берёт четвёртое. Григорий Иванович нервничает).
Григорий Иванович: Ложи взад! (Дама испуганно открыла рот). Ложи,
Говорю, фря этакая! Сколько с нас за скушанные три пирожные?
Буфетчица: С вас за скушанные 4 штуки – 4 рубля 84 копейки.
Григорий Иванович: Как за четыре? Когда четвёртое в блюде находится.
Буфетчица: Нету, хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято.
Григорий Иванович: Как надкус, помилуйте, это ваши смешные фантазии.
Буфетчица: Нет уж, надкус сделали, значит, скушано (машет перед носом пирожным, тычет тарелку).
(Собирается народ).
Толпа: Да вот же надкус!
Гражданин №1: Да нет никакого надкуса!
Гражданин №2: Какой стыд!
Дама: Боже мой!
Григорий Иванович: Зря, мать честная, спорил, в обрез за 4 штуки (заплатил, обращается к аристократке). Докушайте, гражданка, заплачено. (Дама не двигается, стыдится). Тут один из граждан:
-Давай я докушаю. (Берёт и ест. Григорий Иванович меняется в лице.)
Григорий Иванович: Звонили. Пора сесть в театр.
Дама-аристократка: Это свинство с вашей стороны. Которые без денег, не ездиют с дамами.
Григорий Иванович: Не в деньгах, гражданка, счастье, извиняйте за выражение. А в театр давайте сядем, звонили уже.
(Сценка из рассказа «Любовь»)
Вася Ч.: Обождите, радость моя…Обождите первого трамвая…Куда же вы, ей богу, в самом деле… Тут и посидеть можно, и обождать, и всё такое, в вы идёте. Обождите первого трамвая, а то и вы вспотевши, и я вспотевши.. Так ведь и захворать можно по морозу…
Маша: И какой вы кавалер, и даму не можете по морозу проводить.
Вася Ч: Так я вспотевши же. Какая вы неспокойная дамочка. Не будь вы, а другая – ни за чтобы не пошёл провожать. Вот ей-богу, в самом деле. Только из-за любви пошёл.
Маша: Вот ещё, скажешь тоже…
Вася Ч: Вот вы смеётесь, и зубы скалите, а я действительно, Марья Васильевна, горячо вас обожаю и люблю. Вот скажите, лягте Вася Чесноков на трамвайный путь, на рельсы, и лежите до первого трамвая, и лягу, ей богу…
Маша: Да бросьте вы, посмотрите лучше, какая чудная красота вокруг. Луна светит.
Вася Ч: Да, замечательная красота. Действительно, очень красота. Вот многие учёные и партийные люди отрицают чувство любви, а я, Марья Васильевна, не отрицаю. Я могу питать к вам чувства до самой моей смерти, ей богу…Вот скажите: ударься Вася Чесноков затылком об туую стенку – ударюсь.
Маша: Ну, поехали.
Вася Ч: Ей-богу ударюсь, а хотите – брошусь в канал. Вы мне не верите, а я могу доказать…
Маша: Вася! Что вы (появляется мрачная фигура).
Фигура: Чего разорались?...(Осмотревшись).
(Маша в ужасе прижалась к стене. Фигура подошла поближе, и потянула Васю за руку)
-Ну ты, мымра. Скидавай пальто, да живо. А пикнешь – стукну по балде, и нету тебя. Скидавай.
Вася Ч: ПА-па-..позвольте, как же так.
Фигура: Ну! И сапоги тоже сымай! Мне и сапоги тоже требуются.
Вася Ч (с обидой): Даму не трогаете, а меня – сапоги снимай, у неё и шуба, и калоши, а я сапоги сымай.
Фигура ( спокойно посмотрел на Машу и сказал): С неё снимешь, понесёшь узлом и засыпался, знаю, что делаю. Снял?
(Маша глядит с ужасом).
Вася Ч: У её и шуба, и калоши, а я отдувайся за всех…
(Фигура всё надела на себя).
Фигура: Сиди и не двигайся, и зубами не колоти. А ежели крикнешь или двинешься – пропал. Понял? И ты, дамочка…(ушёл)
Вася сидел и молчал, разглядывая свои белые носки.
Вася Ч: Дождались. Я же её провожай, я и имущества лишайся. Да? Караул! Грабят! (убегает).
Маша остаётся одна. Маша уходит вслед за Васей со словами:
Маша: Вася! Куда же вы?
V. Выполнение письменного задания для групп.
Преподаватель: Пока жюри будет оценивать ваши инсценировки рассказов М.М.Зощенко, группы должны будут выполнить письменное задание:
- Перечислите пороки, которые высмеивает автор в предложенном вам рассказе?
- Какие обороты речи он для этого использует? Выпишите из текста примеры встречающихся в рассказе особенностей речи героев, используя опорный конспект.
- Актуальны ли рассказы М.М. Зощенко для нашего времени? Встречаются ли в наше время люди, похожие на героев писателя?
(Учащиеся пишут ответы в одной тетради от всей группы, коллективно корректируя и дополняя их).
VI. Проверка письменных работ (чтение ответов).
VII. Итоги урока:
Преподаватель: Ещё Н.В.Гоголь, традициям которого следовал М.М. Зощенко, сказал: «О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила». Согласны ли вы с этим? Подтверждением вашего согласия , я думаю, можно считать инсценировки, подготовленные вами.
1.Рефлексия урока: Как вы считаете, мы достигли той цели, которую ставили в начале урока? Чтобы узнать ваше мнение, я раздам вам маленькие анкеты, на вопросы которой нужно ответить коротко. Анкеты не нужно подписывать.
Вопросы анкеты:
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание
2. Наиболее близки к знанию биографии и пониманию творческой манеры письма М.М Зощенко оказалась группа, набравшая наибольшее количество баллов. Слово жюри.
VIII. Домашнее задание: Чтобы проверить уровень усвоения темы, я прошу вас дома нарисовать иллюстрацию к одному рассказу М.М.Зощенко или описать смешную ситуацию, попробовав употребить характерные для Зощенко приёмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (элективный курс 10 класс) Тема: Сравнительный анализ творческой индивидуальности писателей И.С. Тургенева и И.А. Гончарова
Сравнение творческий индивидуальности писатетей М.С. Тургенева и И.А. Гончарова...
Творческая лаборатория писатель - учитель - ученик
Обращение к творческой лаборатории «Писатель - учитель - ученик как звенья одной цепи в процессе изучения классической литературы» является эффективным средством в освоении учащимися старшей школы пре...
урок русского языка на тему " Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»
урок подготовлен для учащихся, занимающихся по учебнику С.И.Львовой...
Сценарий «Литературная гостиная. Встречи с Михаилом Зощенко» (к 120-летию писателя)
Театрализованное открытое мероприятие по литературе посвящено юбилею великого русского сатирика М.Зощенко. Подготовила Поломошнова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы в...
Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихс
Статья раскрывает опыт работы учителей истории МОУ Лицей № 2 Волгограда по указанной теме...
Статья Открытый урок преподавателя Королевой Н.П. по теме «В творческой лаборатории класса ансамбля»
Открытый урок – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. Любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии и преподавателю удалось таким образом с режиссировать ...
Открытое занятие "Лицо без маски"
Расширить знания о различных типах кожи, об уходе за кожей лица. Занятие - практикум для детей 11 - 13 лет....
- Мне нравится (1)