Родительское собрание в 8 классе "В лаборатории нерешённых проблем"
методическая разработка (8 класс) по теме
Выступление детей перед родителями с постановкой по сказке "Отец-пенсионер и три сына" создаёт проблемную ситуацию: сыновья выбирают свой жизненный путь, отец поставлен в затруднительное положение, т.к. не всё в его руках, возможности родителей часто ограничены. Обсуждается постановка, рейтинг учащихся (класс разбит на звенья, работает самоуправление), потенциал качества знаний учащихся звена. Учащиеся вместе с родителями принимают решение собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "В лаборатории нерешённых проблем" | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание – деловая игра
«Лаборатория нерешённых проблем»
(проводится вместе с детьми. 8 класс).
Цели.
- Выявить причины спада учебной мотивации учащихся.
- Способствовать возникновению доверительного диалога между подростками и их родителями.
Подготовка к собранию.
- Работа психолога – тестирование учащихся на выявление уровня тревожности.
- Работа спецкоров – блиц-опрос «Мнение со стороны» учителей-предметников:
- Как вы считаете, почему учениками нарушается дисциплина в школе, в классе?
- Что нам нужно для того, чтобы повысить дисциплину и успеваемость в классе?
- На ваш взгляд, сколько процентов ребят от всех, обучающихся в нашем классе, занимаются в полную силу?
- Что нам нужно, чтобы учиться лучше?
3. Подготовить рейтинг успешности учащихся по звеньям, во время собрания эта информация разложена по «зонам» работы звеньев.
4. С учащимися класса сделать постановку придуманной сказки «Три сына и отец-пенсионер».
5. Оформить зал:
* определить три рабочих «зоны» (столы поставлены в центр, вокруг – стулья, учащиеся каждого звена и их родители размещаются соответственно в своей «зоне»).
* на каждом столе лежит свёрнутый рулончик бумаги, на котором написана пословица. С этим свёрточком выходят выступать в конце собрания эксперты. После оглашения проекта читается пословица. Звенья-слушатели определяют, соответствует ли суть проекта пословице.
ЗАДАНИЯ для звеньев (проект):
1 звено – «Сможем ли мы наладить дисциплину в классе? Как? Что для этого надо сделать?» Пословица: Без дисциплины и сильная рать погибает.
2 звено – Выработать рекомендации по максимальному использованию рабочего времени на уроке. Пословица: Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.
3 звено – Чем и как можно помочь в учёбе каждому ученику? Какие бы советы (или правила) вы предложили? Пословица: Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.
Данные задания (проекты) группы выполняют письменно, т.к. они идут в решение родительского собрания.
Кроме того, даются на обсуждение ещё три вопроса:
1) Почему ребята более дисциплинированны дома, чем в школе?
2) Назовите причины «потерянного» времени на уроке.
3) Учатся ли ребята нашего класса в полную меру своих сил и возможностей?
* Оформить сцену. Декорации – интерьер комнаты.
* Расставить скамьи перед сценой, где учащиеся сядут вместе со своими родителями.
* Написать плакат или проецировать на экран слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». Это высказывание – эпиграф к собранию, в ходе работы будем к нему обращаться.
6. На собрание всем прийти с ручками и тетрадями.
ХОД СОБРАНИЯ.
1 этап.
- Всем добрый вечер!
Ребята, чтобы родителям было уютно в нашем большом зале (место проведения – актовый зал), сядьте, пожалуйста, каждый рядом со своими папами или мамами.
Чтобы завладеть вашим вниманием, начну сразу с вопросов к родителям, а потом задам несколько вопросов детям.
- Сколько ваших лет связано со школой? (верный ответ: свои годы обучения + школьные годы их детей).
- Можно ли время увеличить вдвое, втрое, если в семье не один, а два, три ребёнка? Почему?
Вопрос к детям:
- Сколько лет вы проучились в школе? А сколько это будет месяцев, если один учебный год длится 9 месяцев? (ответ: девятью семь равно 63 месяцам, да ещё 3 месяца, т.к. собрание проходило в ноябре, так что на сегодняшний день сумма полных лет, отданных школе, равна 5(66:12=5,4). Много это или мало, на ваш взгляд?
Оказывается , школьных лет не так уж и много.
Обратим внимание на два главных момента школьной жизни: «Первый звонок» и «Последний звонок».
«Первый звонок» - первый класс. Ребёнок – родители. Чья роль определяющая? Почему?
«Последний звонок» - 11 класс. Ребёнок – родители. Чья роль определяющая? Почему? Почему последний звонок называют «»звонком надежды»?
- Ребята, сколько вам месяцев осталось учиться до окончания школы? (24) А сколько лет? (2 года). Это много или мало? Конечно, вы можете учиться и самостоятельно, в летнее время с репетиторами. Так поступил Серёжа С., потому что из-за болезни много было пропущено материала. Так поступил Артём Л., потому что хотелось ему стать ударником. И он, вы знаете, им стал. Дополнительно занималась летом английским языком Майя Х. А зачем? Ведь у неё и так по этому предмету одни «5»? Для чего группа наших ребят поступила в школу при МФТИ? Кому-то не спится по воскресеньям: в ДЭБС (экологическая станция) спешат заниматься. А сколько среди вас не равнодушных к судьбе класса ребят!
2 этап.
Мы приготовили для вас инсценировку сказки «Три сына и отец-пенсионер». (Просмотр сказки).
Обсуждение её.
«Сказка – ложь, да в ней намёк»…
- О каком намёке идёт речь? (выслушать все мнения).
- Какие ключевые фразы можно выделить? Если затрудняются, подсказать:
1. Чем бы нам сейчас заняться,
Чтоб с тобою не ругаться?
2. Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ.
- Кто бы из вас, ребята, хотел оказаться на месте сыновей?
- Кто бы из вас, родители, хотел оказаться на месте отца?
- Чью беду увидели? (Обратить внимание на эпиграф к собранию). Определите ключевые слова в высказывании. (К детям): Дайте собственный комментарий.
3 этап.
Вы приглашены сегодня на деловую встречу, которую я назвала «Лаборатория нерешённых проблем».
Лаборатория – это учреждение. Отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы (определение из словаря С. И. Ожегова). Лаборатория может быть учебная, может быть проблемная, классифицируют, исходя из ситуации и задачи.
Ситуация:
В последнее время у нас в классе обострились проблемы дисциплины и учёбы. Ежедневно выслушиваю претензии учителей: плохая дисциплина на уроках, отдельные ребята не выполняют домашних заданий, кого-то устраивает «слепое» списывание из решебников.
- В какой лаборатории нам придётся работать?
- Какие проблемы решать?
В ходе работы и при составлении решения вам потребуется специальная лексика. Запишите в столбик слова:
Приоритетный
Дисциплина
Дисциплинарный
Авторитет
Авторитарный
Дискомфорт
Консолидация
Конструктивный
Эксперт.
Классный руководитель раздаёт звеньевым конверты с заданием, приглашает разойтись по «зонам». После того, как дети и родители расселись по «зонам», объяснить ход работы.
- Обратите внимание на то, что лежит на столе: рейтинг вашего звена, толковый словарь, чтобы знать значение специальной лексики, бумажный рулончик – содержимое его можно прочитать только перед записью вынесенного вами решения. В индивидуальном пакете – 4 вопроса: 1-3 устное обсуждение, на 4-й – дать письменный ответ.
Обговариваем регламент. Ставим будильник.
(В каждой рабочей группе, состоящей из детей определённого звена и их родителей, присутствуют члены родительского комитета, которые были заранее приглашены на обсуждение проекта и теперь они должны направлять работу в группах). Задача родителей – настроить детей на доверительный разговор, обсудить успеваемость и поведение учеников данного микро-коллектива, выявить потенциальный резерв звена.
4 этап. Выступления звеньевых. Принятие решения.
В роли экспертов по очереди выступают звеньевые. Они зачитывают проект, один из родителей каждой группы демонстрирует на обозрение пословицу. Затем путём голосования проекты засчитываются в решение.
5 этап. Мер класса знакомит с анализом блиц-опроса учителей «Мнение со стороны». Результат обработан в процентном отношении, интересные суждения зачитываются.
ИТОГИ.
Заполнение анкеты:
1.Понравилась ли встреча?
2.Было ли тебе комфортно или испытывал дискомфорт?
3. Какой момент самый удачный?
4. Что тебе не понравилось?
5. Нужны ли подобные формы общения?
(Родители приглашаются в класс. Дети под руководством одного из членов родительского комитета приводят в порядок актовый зал).
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сказка о трёх сыновьях и отце-пенсионере.
Ведущий:
За горами, за лесами, за широкими морями,
Скажем к слову, например,
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына:
Старший был почти мужчина,
Был подростком средний брат.
Младший – был акселерат.
(выходят братья)
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь – сказать не грех –
Не труднее, чем у всех.
Сыновья как сыновья,
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает,
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет.
Младший с самых ранних лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж распевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-металл среди ночи.
Как-то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец:
Постой, дружок!
Для чего тебе, Данила,
Эта мускульная сила?
Прекрати свои занятья,
На тебя же смотрят братья!
И куда ты дел пятёрки,
В дневнике четвёрки, тройки?
Хочешь быть ты не у дел?
И когда я просмотрел,
Ведь дневник ты заполнял
И подписывать давал?
Ведущий:
А пока отец в сенях
Перед старшим распинался,
Средний к двери пробирался,
Да на грех впотьмах споткнулся,
Бах с крыльца! И растянулся!
И отец ему тогда:
Стой, Гаврила, подь сюда!
Кой же чёрт мне угодил
Я и рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе в 15 лет
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку!
Чем мотоциклет гонять –
Иди двойки исправлять.
От звонков из школы разных
Телефон, гляди ,уж красный!
Ведущий:
Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел.
Весь в заклепках и в цепях,
Младший сын возник в дверях.
Отец:
Что я вижу: свет-Ванюша!
Измотал ты мою душу.
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл.
Размечтался! Пристаёшь,
Чтоб купил тебе РОК-группу!
НЕ УВИДИШЬ ТЫ И В ЛУПУ!
Ведь не баксы, а рубли
В пенсион мне принесли!
Ведущий:
А они лишь отвечали:
Батя, выбор был за нами:
Как уроки нам учить,
В какую секцию ходить.
Школу кончим мы не скоро,
Хотим нагуляться вволю.
Можем даже и сейчас
Двойки все исправить враз!
Ты, отец, веди расходы минимально,
А доходы на наследство нам копи.
Чем бы нам сейчас заняться,
Чтоб с тобою не ругаться?
Ведущий:
Тут старик наморщил лоб.
Долго он в затылке скрёб,
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. 9 класс
Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......
Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"
Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....
Родительское собрание 8 класс
Как добиться взаимопонимания в семье....
Воспитательное занятие "Лаборатория нерешённых проблем:интересно ли учиться?""
Разработка классного часа может быть использована в 8-9 классах, а также в работе воспитателей с подростковой аудиторией. Тема актуальна для многих классов современной школы, где дети теряют интерес к...
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса "Лаборатория нерешенных проблем"
Одно из заседаний «Лаборатории нерешенных проблем». Наша лаборатория – это своего рода деловая игра между обучающимися, педагогами и родителями, которая позволяет научиться принимать и решать проблемы...
Родительское собрание 9 класс (организационное - "Первый раз в 9 класс)
Родительское собрание 9 класс (организационное - "Первый раз в 9 класс")...