Родительское собрание в 8 классе "В лаборатории нерешённых проблем"
методическая разработка (8 класс) по теме

Голова Нина Анатольевна

Выступление детей перед родителями с постановкой по сказке "Отец-пенсионер и три сына" создаёт проблемную ситуацию: сыновья выбирают свой жизненный путь, отец поставлен  в затруднительное положение, т.к. не всё в его руках, возможности родителей часто ограничены. Обсуждается постановка, рейтинг учащихся (класс разбит на звенья, работает самоуправление), потенциал качества знаний учащихся звена. Учащиеся вместе с родителями принимают решение собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание – деловая игра

«Лаборатория нерешённых проблем»

(проводится вместе с детьми. 8 класс).

Цели.

  1. Выявить причины спада учебной мотивации учащихся.
  2. Способствовать возникновению доверительного диалога между подростками и их родителями.

Подготовка к собранию.

  1. Работа психолога – тестирование учащихся на выявление уровня тревожности.
  2. Работа спецкоров – блиц-опрос «Мнение со стороны» учителей-предметников:

- Как вы считаете, почему учениками нарушается дисциплина в школе, в классе?

 - Что нам нужно для того, чтобы повысить дисциплину и успеваемость в классе?

 - На ваш взгляд, сколько процентов ребят от всех, обучающихся в нашем классе, занимаются в полную силу?

 - Что нам нужно, чтобы учиться лучше?

3. Подготовить рейтинг успешности учащихся по звеньям, во время собрания эта информация разложена по «зонам» работы звеньев.

4. С учащимися класса сделать постановку придуманной сказки «Три сына и отец-пенсионер».

5. Оформить зал:

* определить три рабочих «зоны» (столы поставлены в центр, вокруг – стулья, учащиеся каждого звена и их родители размещаются соответственно в своей «зоне»).

* на каждом столе лежит свёрнутый рулончик бумаги, на котором написана пословица. С этим свёрточком выходят выступать в конце собрания эксперты. После оглашения проекта читается пословица. Звенья-слушатели определяют, соответствует ли суть проекта пословице.

ЗАДАНИЯ для звеньев (проект):

1 звено – «Сможем ли мы наладить дисциплину в классе? Как? Что для этого надо сделать?»  Пословица: Без дисциплины и сильная рать погибает.

2 звено – Выработать рекомендации по максимальному использованию рабочего времени на уроке.  Пословица: Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

3 звено – Чем и как можно помочь в учёбе каждому ученику? Какие бы советы (или правила) вы предложили?  Пословица: Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.

Данные задания (проекты) группы выполняют письменно, т.к. они идут в решение родительского собрания.

Кроме того, даются на обсуждение ещё три вопроса:

1) Почему ребята более дисциплинированны дома, чем в школе?

2) Назовите причины «потерянного» времени на уроке.

3) Учатся ли ребята нашего класса в полную меру своих сил и возможностей?

* Оформить сцену. Декорации – интерьер комнаты.

* Расставить скамьи перед сценой, где учащиеся сядут вместе со своими родителями.

* Написать плакат или проецировать на экран слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». Это высказывание – эпиграф к собранию, в ходе работы будем к нему обращаться.

6. На собрание всем прийти с ручками и тетрадями.

ХОД СОБРАНИЯ.

1 этап.

- Всем добрый вечер!

Ребята, чтобы родителям было уютно в нашем большом зале (место проведения – актовый зал), сядьте, пожалуйста, каждый рядом со своими папами или мамами.

Чтобы завладеть вашим вниманием, начну сразу с вопросов к родителям, а потом задам несколько вопросов детям.

- Сколько ваших лет связано со школой? (верный ответ: свои годы обучения + школьные годы их детей).

- Можно ли время увеличить вдвое, втрое, если в семье не один, а два, три ребёнка? Почему?

Вопрос к детям:

- Сколько лет вы проучились в школе? А сколько это будет месяцев, если один учебный год длится 9 месяцев? (ответ: девятью семь равно 63 месяцам, да ещё 3 месяца, т.к. собрание проходило в ноябре, так что на сегодняшний день сумма полных лет, отданных школе, равна 5(66:12=5,4). Много это или мало, на ваш взгляд?

Оказывается , школьных лет не так уж и много.

Обратим внимание на два главных момента школьной жизни: «Первый звонок» и «Последний звонок».

«Первый звонок» - первый класс. Ребёнок – родители. Чья роль определяющая? Почему?

«Последний звонок» - 11 класс. Ребёнок – родители. Чья роль определяющая? Почему? Почему последний звонок называют «»звонком надежды»?

- Ребята, сколько вам месяцев осталось учиться до окончания школы? (24) А сколько лет? (2 года). Это много или мало? Конечно, вы можете учиться и самостоятельно, в летнее время с репетиторами. Так поступил Серёжа С., потому что из-за болезни много было пропущено материала. Так поступил Артём Л., потому что хотелось ему стать ударником. И он, вы знаете, им стал. Дополнительно занималась летом английским языком Майя Х. А зачем? Ведь у неё и так по этому предмету одни «5»? Для чего группа наших ребят поступила в школу при МФТИ? Кому-то не спится по воскресеньям: в ДЭБС (экологическая станция) спешат заниматься. А сколько среди вас не равнодушных к судьбе класса ребят!

2 этап.

Мы приготовили для вас инсценировку сказки «Три сына и отец-пенсионер». (Просмотр сказки).

Обсуждение её.

 «Сказка – ложь, да в ней намёк»…

- О каком намёке идёт речь? (выслушать все мнения).

- Какие ключевые фразы можно выделить? Если затрудняются, подсказать:

1. Чем бы нам сейчас заняться,

Чтоб с тобою не ругаться?

2. Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ.

- Кто бы из вас, ребята, хотел оказаться на месте сыновей?

- Кто бы из вас, родители, хотел оказаться на месте отца?

- Чью беду увидели? (Обратить внимание на эпиграф к собранию). Определите ключевые слова в высказывании. (К детям): Дайте собственный комментарий.

3 этап.

Вы приглашены сегодня на деловую встречу, которую я назвала «Лаборатория нерешённых проблем».

Лаборатория – это учреждение. Отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы (определение из словаря С. И. Ожегова). Лаборатория может быть учебная, может быть проблемная, классифицируют, исходя из ситуации и задачи.

Ситуация:

В последнее время у нас в классе обострились проблемы дисциплины и учёбы. Ежедневно выслушиваю претензии учителей: плохая дисциплина на уроках, отдельные ребята не выполняют домашних заданий, кого-то  устраивает «слепое» списывание из решебников.

- В какой лаборатории нам придётся работать?

- Какие проблемы решать?

В ходе работы и при составлении решения вам потребуется специальная лексика. Запишите в столбик слова:

Приоритетный

Дисциплина

Дисциплинарный

Авторитет

Авторитарный

Дискомфорт

Консолидация

Конструктивный

Эксперт.

Классный руководитель раздаёт звеньевым конверты с заданием, приглашает разойтись по «зонам». После того, как дети и родители расселись по «зонам», объяснить ход работы.

- Обратите внимание на то, что лежит на столе: рейтинг вашего звена, толковый словарь, чтобы знать значение специальной лексики, бумажный рулончик – содержимое его можно прочитать только перед записью вынесенного вами решения. В индивидуальном пакете – 4 вопроса: 1-3 устное обсуждение, на 4-й – дать письменный ответ.

Обговариваем регламент. Ставим будильник.

(В каждой рабочей группе, состоящей из детей определённого звена и их родителей, присутствуют члены родительского комитета, которые были заранее приглашены на обсуждение проекта и теперь они должны направлять работу в группах). Задача родителей – настроить детей на доверительный разговор, обсудить успеваемость и поведение учеников данного микро-коллектива, выявить потенциальный резерв звена.

4 этап. Выступления звеньевых. Принятие решения.

В роли экспертов по очереди выступают звеньевые. Они зачитывают проект, один из родителей каждой группы демонстрирует на обозрение пословицу. Затем путём голосования проекты засчитываются в решение.

5 этап. Мер класса знакомит с анализом блиц-опроса учителей «Мнение со стороны». Результат обработан в процентном отношении, интересные суждения зачитываются.

ИТОГИ.

Заполнение анкеты:

1.Понравилась ли встреча?

2.Было ли тебе комфортно или испытывал дискомфорт?

3. Какой момент самый удачный?

4. Что тебе не понравилось?

5. Нужны ли подобные формы общения?

(Родители приглашаются в класс. Дети под руководством одного из членов родительского комитета приводят в порядок актовый зал).

ПРИЛОЖЕНИЕ. Сказка о трёх сыновьях и отце-пенсионере.

Ведущий:

За горами, за лесами, за широкими морями,

Скажем к слову, например,

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына:

Старший был почти мужчина,

Был подростком средний брат.

Младший – был акселерат.

(выходят братья)

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом, жизнь – сказать не грех –

Не труднее, чем у всех.

Сыновья как сыновья,

Жизнь у каждого своя.

Старший бицепсы качает,

Средний ночи коротает,

Оседлав мотоциклет.

Младший с самых ранних лет

Грудь цепями обмотал

И давно уж распевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви-металл  среди ночи.

Как-то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок.

Вдруг отец:

Постой, дружок!

Для чего тебе, Данила,

Эта мускульная сила?

Прекрати свои занятья,

На тебя же смотрят братья!

И куда ты дел пятёрки,

В дневнике четвёрки, тройки?

Хочешь быть ты не у дел?

И когда я просмотрел,

Ведь дневник ты заполнял

И подписывать давал?

Ведущий:

А пока отец в сенях

Перед старшим распинался,

Средний к двери пробирался,

Да на грех впотьмах споткнулся,

Бах с крыльца! И растянулся!

И отец ему тогда:

Стой, Гаврила, подь сюда!

Кой же чёрт мне угодил

Я и рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебе в 15 лет

Уж живого места нет!

Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку!

Чем мотоциклет гонять –

Иди двойки исправлять.

От звонков из школы разных

Телефон, гляди ,уж красный!

 Ведущий:

Рокер голову повесил.

В это время бодр и весел.

Весь в заклепках и в цепях,

Младший сын возник в дверях.

Отец:

Что я вижу: свет-Ванюша!

Измотал ты мою душу.

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.

Размечтался! Пристаёшь,

Чтоб купил тебе РОК-группу!

НЕ УВИДИШЬ ТЫ И В ЛУПУ!

Ведь не баксы, а рубли

В пенсион мне принесли!

Ведущий:

А они лишь отвечали:

Батя, выбор был за нами:

Как уроки нам учить,

В какую секцию ходить.

Школу кончим мы не скоро,

Хотим нагуляться вволю.

Можем даже и сейчас

Двойки все исправить враз!

Ты, отец, веди расходы минимально,

А доходы на наследство нам копи.

Чем бы нам сейчас заняться,

Чтоб с тобою не ругаться?

Ведущий:

Тут старик наморщил лоб.

Долго он в затылке скрёб,

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 9 класс

Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......

Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"

Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Воспитательное занятие "Лаборатория нерешённых проблем:интересно ли учиться?""

Разработка классного часа может быть использована в 8-9 классах, а также в работе воспитателей с подростковой аудиторией. Тема актуальна для многих классов современной школы, где дети теряют интерес к...

Внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса "Лаборатория нерешенных проблем"

Одно из заседаний «Лаборатории нерешенных проблем». Наша лаборатория – это своего рода деловая игра между обучающимися, педагогами и родителями, которая позволяет научиться принимать и решать проблемы...

Родительское собрание 9 класс (организационное - "Первый раз в 9 класс)

Родительское собрание 9 класс (организационное - "Первый раз в 9 класс")...