Парковая лаборатория как форма внеклассной работы
методическая разработка по теме
Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parkovaya_laboratoriya_kak_forma_vneklassnoy_raboty_.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Парковая лаборатория как форма внеклассной работы
(из опыта работы)
Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес. В работе лаборатории принимают участие ребята разного возраста. В ходе занятия учащиеся включаются в активную деятельность, направленную на решение какой-то проблемы. Эффективность парковых лабораторий заключается в том, что они создают условия для самореализации каждого ученика. Выбор парковых лабораторий зависит от интереса ребенка, его желания. Он может переходить из лаборатории в лабораторию в поисках самого себя, в поисках того, чем ему хотелось бы заниматься.
Работа в лаборатории организуется так, что ученик оказывается в позиции исследователя, творца. Это дает ему возможность раскрыть свои способности: интеллектуальные, творческие, организаторские. Кроме того, работа в команде помогает накапливать социальный опыт, который пригодится во взрослой жизни.
Далее приводится описание нескольких занятий парковой лаборатории «Журналистика».
Занятие 1.
Тема: «Журналистом быть хочу. Пусть меня научат!»
Цель занятия: познакомить учащихся со спецификой работы журналистов, создать условия для творческого роста начинающих корреспондентов.
Это первая парковая лаборатория. В ней приняли участие 16 человек.
1 этап. Сопричастность. В ходе беседы было выявлено, что побудило ребят выбрать именно эту парковую лабораторию. В основном это редакторы классных стенных газет, желающие участвовать в издании школьной печатной газеты «Образ», а среди старшеклассников – те, кто хочет связать свою будущую профессию с журналистикой. Участники лаборатории хотели поближе познакомиться с особенностями работы журналиста, подробнее узнать о газетных жанрах.
2 этап. Сотрудничество. На этом этапе корреспондент районной газеты «Целинник» Л.В.Тарасенко провела для участников лаборатории мастер-класс. Она ответила на все вопросы ребят, рассказала о специфике профессии журналиста, познакомила с такими газетными жанрами, как статья, заметка, интервью, очерк. Работая с отдельными номерами районной газеты, будущие журналисты определяли жанры публикации, обосновывая свой выбор.
3-4 этапы. Самостоятельность. Сотворчество.
Поскольку это первые парковые лаборатории, было интересно узнать, чем занимаются ребята в других лабораториях, чтобы рассказать об этом в школьной печати.
С этой целью «журналисты», получив задание, разошлись по работающим лабораториям индивидуально, в паре или небольшой группой. Результатом их самостоятельной деятельности должна стать работа, выполненная в любом газетном жанре.
5 этап. Согласование.
На этом этапе зачитывались и обсуждались творческие работы ребят. Лучшие работы были предложены для опубликования в школьной газете «Образ».
6 этап. Саморефлексия.
Анализируя собственную деятельность, ощущения в процессе работы в лаборатории, все ребята выразили свое удовлетворение от того, чем они занимались, считая, что работа была полезной, плодотворной, полученные знания и определенный опыт пригодится в их редакторской деятельности.
Занятие 2.
Тема: Человек - царь природы или часть природы?
Цель: обучать учащихся навыкам исследовательской деятельности.
Форма занятия: журналистское расследование.
Работали в лаборатории учащиеся 5, 6, 7-х классов. Поскольку ребята этого возраста не совсем четко представляют, что такое исследовательская работа, как выбрать тему для нее и как организовать исследование, то в ходе практической деятельности в лаборатории я попыталась показать ученикам один из вариантов такой работы.
Решая проблему «Человек – царь природы или ее часть», каждый должен был определиться в своей точке зрения и найти какие-либо доказательства ее (это было предварительное домашнее задание).
Приступая к исследованию, сначала выяснили значение ключевых слов «человек», «царь», «природа», «часть».
По-разному в словарях толкуется слово «человек». Так, в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (современная версия) читаем: «Человек – (Homo sapiens) в зоологическом отношении составляет отдельное семейство отряда приматов класса млекопитающих». Словарь С. И. Ожегова дает такое толкование: «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Определяя, что такое природа, ребята высказывали свое понимание ее:
• это растения, животные.
• это вся биосфера
• природа — не только то, что на земле, но это и солнце, звезды, небо, т.е. космос.
Со словом «царь» ученики связывали такие действия, как властвовать, приказывать, управлять, насиловать, подчинять своей воле.
Затем каждый высказал свое решение проблемы, привел доказательства. Большая часть ребят считают, что человек — это часть природы. Вот какие были приведены обоснования:
Мухаммед Б.: То, что человек часть природы, доказывают мифы. В мифах люди пытались объяснить окружающий мир, природу. И вот в мифах человек и природа очень тесно связаны, даже в мифах о происхождении человека у многих народов дается сходное объяснение: рождение человека связано с солнцем, землей (у древних славян), в древней Индии тоже считали, что рождение человека связано с космосом.
Ксения Л.: Народные сказки тоже подтверждают, что человек — часть природы, потому что в сказках природа всегда приходит на помощь человеку: животные, птицы, даже неодушевленные предметы могут говорить человеческим голосом, а человек понимает язык животных и птиц.
Володя В., Александр П. доказывали, что человек – часть природы, используя страницы из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского», где рассказывается об обычаях и верованиях древних славян.
Павел Б., Роман Ш. В качестве доказательства привели примеры из мифологического словаря древних славян, как обожествляли наши предки воду, землю, огонь, воздух. Это те созидательные силы Вселенной, которые оказывают влияние на все живое, в том числе и человека. Это проявляется и в том, что четырем временам года соответствуют периоды жизни человека: весна (детство), лето (юность), осень (зрелость), зима (старость).
Ирина М. считает, что связь со стихиями, космосом проявляется и в гороскопах: рождение человека связано с определенным зодиаком, характер человека тоже объясняется влиянием какой-либо стихии.
Николай А. использовал в качестве доказательства учение друидов, возникшее более 2000 лет назад, согласно которому характеру человека соответствует какое-либо дерево. Ребята говорили о приметах и суевериях, приводили примеры из художественных произведений. Мысль о кровной связи человека и природы ярко выражена в стихах С.
Есенина.
Даша Л., Алена М. в пользу того, что человек-царь природы, прочитали стихотворения В. Брюсова «Хвала Человеку», высказывание Сатина о человеке из пьесы А. Горького «На дне», отрывок из оды Г. Р. Державина «Бог», стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ».
На вопрос: «Почему человека часто называют царем природы? С чем это связано?» - ребята отвечали:
- Человек стоит на высшей ступени развития. Он умеет говорить, мыслить.
- Человека возвышает интеллект, он может изменить окружающий мир. Например, в пустынях прокладывает каналы, озеленяет их.
- Человек покоряет космос, может спуститься на дно моря, исследует океаны, проник в глубь земли, добывает полезные ископаемые.
- Человеку помогают знания, научно- технический прогресс, интеллект человека ставит его на высшую ступень развития всего живого. Он не только
узнал многое об окружающем его мире, но и попытался заставить природу служить ему, использовать ее в своих интересах.
Учитель: Но можно ли сказать, что человеку подвластно все? И какова обратная сторона деятельности человека, его стремления повелевать природой? Нет ли и здесь подтверждения связи человека с природой?
Мысли ребят были следующие:
-Хотя человек научился многое делать и возвысился благодаря своим знаниям, но не всем он может управлять,
например, он не может остановить землетрясение или заставить идти дождь.
- Человек вмешивается в природу и приносит ей вред, от этого загрязняется воздух, вода, а это отражается потом на здоровье человека.
- Люди открыли атом. С одной стороны, это атомная энергия, но с другой- атомные бомбы, которые уничтожили жителей Хиросимы и Нагасаки и которые помогают держать в страхе весь мир.
- Авария на Чернобыльской АС тоже наделала много беды. Сколько людей умерло! И там сейчас никто не живет: опасно.
- Война в Ираке тоже началась из-за того, что у них якобы есть оружие массового поражения.
- Варварское отношение человека привело к тому, что в лесах меньше зверей, в реках – рыбы, вырубаются леса, дышать стало нечем в больших городах, а отсюда болезни, ядовитые отходы в реках, а мы пьем эту воду.
- Многие природные богатства бесконтрольно расходуются, продаются за границу, так можно все распродать и ни с чем остаться.
И в заключение, подводя итог, ребята попытались сделать свои выводы.
Учитель: Если допустить, что человек- царь природы, то каким он должен быть царем? (Добрым, умным, рассудительным, по-хозяйски относиться к природе, делать так, чтобы его царство богатело и др.).
Учитель: Если все-таки человек – часть природы, то как он должен взаимодействовать с ней? (Ответы учеников: человек должен заботиться о природе, приумножать ее, сохранять, потому что от этого зависит и его благополучие, и его здоровье; человек должен жить с природой в согласии, чтобы человек приносил природе только пользу, тогда и она ответит ему тем же).
Таким образом, в ходе живого диалога была решена поставленная проблема.
Подобные занятия нужны и полезны, но вызывают определенные сложности.
Одна из них заключается в том, что хотя учитель и предлагает ход исследования, но не знает, с каким запасом знаний по данному вопросу пришли ребята, какова их точка зрения и какие мысли они будут высказывать, да и сумеют ли правильно сформулировать свою мысль. Поэтому занятие идет в основном экспромтом , учителю нужно следить за ходом мыслей учащихся, помочь их правильно выразить, направить эту мысль, придать ей движение и привести к какому-то умозаключению, а это требует дополнительных знаний, определенной эрудиции и напряжения сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах
Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....
Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории
В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.
В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
Использование цифровой лаборатории «Архимед» во внеклассной работе по географии.
P { margin-bottom: 0.21cm; } 02.11.2012. Выступление на семинаре-практикуме. Тема семинара: «Подходы использования цифровой техники в исследовательских проектах и при дистанционном обучении». (Му...
Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...