статья "Иноязычная культура как содержание иноязычного образования и средство развития индивидуальности"
статья по испанскому языку по теме

 Филиппова Юлия Германовна

Выступление на городской конференции с представлением опыта работы гимназии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иноязычная культура как содержание иноязычного образования и средство развития индивидуальности

ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА – ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, КОТОРОЙ УЧАЩИЙСЯ МОЖЕТ ОВЛАДЕТЬ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ (СОЦИОКУЛЬТУРНОМ), РАЗВИВАЮЩЕМ, ВОСПИТАТЕЛЬНОМ И УЧЕБНОМ АСПЕКТАХ.  (Е.И. Пассов)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, Стандарт) второго поколения провозгласил курс на  радикальное изменение приоритетных целей школьного образования. Если раньше цели определялись как усвоение знаний, умений и навыков по предмету (т.е. как формирование компетентностей), то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. На уроках ИЯ необходимо ставить и достигать не только учебные, но и не менее важные и сложные цели. Особое внимание должно быть уделено достижению личностных и метапредметных результатов.

«Иностранный язык», будучи гуманитарным предметом, относится к предметам коммуникативного цикла. В учебной программе по предмету «Иностранный язык» в свете ФГОС второго поколения [Основная школа] цели изучения иностранного языка сформулированы следующим образом:

•Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции;

•Развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

Требования к результатам изучения предмета «Иностранный язык» определены соответственно по группам. В качестве примера приведем перечень требований  к результатам изучения иностранного языка (ИЯ) выпускниками основной школы. 

К личностным результатам выпускников основной школы, формируемых при изучении ИЯ можно отнести:

•Формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

•Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

•Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;

Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира и др.

Метапредметные результаты изучения ИЯ в основной школе:

•Развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

•Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

•Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Метапредметные результаты подразделяются на:

Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности, последовательности своих действий для решения учебно-познавательной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществление контроля и самоконтроля, оценивания правильности выполнения действий, стремление к систематизации и структурированию собственных знаний и умений и др.

Познавательные: способность работать с информацией, использовать знаково-символические средства при работе с информацией, выделять основную информацию и детали, делать выводы и обобщения, доказывать и аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез, сравнение, классификацию и другие учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения.

Коммуникативные: умения  договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, работать в паре, группе в соответствии с нормами общения и правилами этикета; уступать, убеждать, проявлять устойчивый интерес к общению, осуществлять взаимопомощь в совместном решении поставленных задач, формулировать собственное мнение и позицию,  строить в коммуникации понятные для партнера высказывания и др.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по ИЯ:

1.  В коммуникативной сфере:

                   Речевая компетенция в основных видах речевой деятельности:          говорении; аудировании; чтении; письменной речи;

                   Языковая компетенция (владение языковыми средствами);

                   Социокультурная компетенция;

                   Компенсаторная компетенция.

2. В познавательной сфере:

•Умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

•Умение действовать по образцу /аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах основной школы;

•Готовность и умений осуществлять индивидуальную и совместную работу;

Владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранного языка.

Изменились «практические» цели обучения ИЯ. Если в 80-е годы прошлого столетия они трактовались как «обучение понимать мысли других людей и выражать собственные мысли в устной и письменной форме», то сегодня «практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы овладение ИЯ было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса. «Речь уже идет о необходимости более глубокого и тщательного изучения мира (не языка, а мира) носителей языка, их культуры в широком этнографическом смысле слова. Их образа жизни, национального характера, менталитета и т.п., потому что реальное употребление слов в речи в значительной степени определяется знанием социальной и культурной жизни говорящего на данном языке речевого коллектива».

Требования к личностным и метапредметным результатам составляют основное отличие в содержании ФГОС второго поколения от предыдущего. Что касается результатов в предметной области, то в новом Стандарте практически неизменным осталось содержание коммуникативной компетенции (в ее структуре - речевая, языковая, социокультурная и компенсаторная компетенции). Однако, учебно-познавательная компетенция получила особый целеполагающий статус. Учебно-познавательная способность определяется как «… способность ученика к саморазвитию путем активного овладения иноязычной речевой деятельностью и присвоения нового социально-культурного опыта общения на иностранном языке» [Никитенко, 2011, с. 23]. Речь идет о способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоении учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Таким образом, важнейшим результатом иноязычного образования становится личностный результат, выражающийся в изменениях самого ученика, его личностного развития: обретение нравственных ценностей, приобретение новых способностей в иноязычном общении, развитие когнитивных процессов/способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), приобретение умения учиться.

Новый ФГОС   выдвигает требование придать процессу обучения ярко выраженный практико-ориентированный характер. Это  должно найти  свое проявление, прежде всего,  в формировании надпредметных ключевых компетенций – готовности учащегося  использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала. Умение учиться выступает в качестве ключевой надпредметной компетенции. Таким образом, в Стандарте  понятие «компетенция» получило более широкую трактовку. Компетенция понимается теперь как общая способность  и готовность использовать знания, навыки и умения, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания, навыки и умения, принимать решения в  условиях неопределенности и реализовывать их.  Выдвинутые требования применительно к организации процесса изучения ИЯ заставляют обратиться к таким ключевым категориям, как языковая личность и личностно-ориентированное обучение ИЯ.

В свете положений нового Стандарта понятие языковая личность должно стать «рабочим» для каждого учителя, так как его содержание отражает целевые требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Иностранный язык». Так, важнейшим качеством языковой личности является её способность и готовность к самостоятельному (автономному) и осознанному  изучению языка и освоению иноязычной культуры. Языковая личность – это активный субъект образовательного процесса, чья деятельность носит продуктивный характер, и того, кто стремится достичь уровня «опытного изучающего язык». Для опытного изучающего язык характерны такие личностные качества, как самостоятельность (автономность), креативность, способность адаптироваться к изменяющимся условиям в языке, активная вовлеченность в процесс, стремление получить больше информации о языке, осознать действие механизмов его использования,  учиться «думать» на языке, открывать для себя изучаемый язык «как хороший детектив», не быть потребителем, а создавать собственные продукты изучения и использования языка, владеть технологическим компонентом овладения языком – стратегиями и приемами работы над языком (know how) [Kоряковцева, 2002, с.20]. Таким образом, в свете требований ФГОС к личностным результатам в области иноязычного образования личностное развитие учащегося, соответствующее уровню языковой личности, может и должно стать целеполагающим.

От учителя, в частности, креативный подход требует изменения фокуса во взгляде  на традиционные  компоненты системы обучения иностранному языку с тем, чтобы «повернуть» действие существующей системы в новое русло, в котором главным является человек – личность ученика, с его способностями и возможностями усваивать предмет обучения,  а не  предмет, который нужно «впихнуть» в  того, кто рассматривается в качестве «субъекта обучения». Бесспорно,  такой подход влечет  за собой существенную, может быть даже  иногда и болезненную перестройку личности самого учителя, который велением времени оказался перед настоятельной необходимостью формирования в себе готовности к реализации личностно ориентированного обучения в межпарадигмальном профессиональном пространстве.

        Целью нашей гимназии является развитие и воспитание выпускника, способного осуществлять межкультурное и межличностное общение с зарубежными сверстниками, представлять отечественную культуру и познавать иностранную языковую культуру в процессе диалога.

Изучая иностранные языки, школьники знакомятся с традициями  Испании, Латинской Америки, Англии,  США, формируют коммуникативные универсальные учебные действия в условиях официального и неофициального общения.

         Данная работа осуществляется через урочную деятельность, элективные предметы, дополнительные образовательные курсы. Учащимся старших классов предлагаются элективные курсы с культуроведческой и социокультурной направленностью, на которых они приобщаются к культурному наследию страны, язык которой изучают, становятся пропагандистами отечественной культуры в качестве гидов, совершенствуют социокультурные умения. В начальной и основной школе вводятся дополнительные образовательные услуги: «Веселый испанский», «Чтение с расширением», «Разговорный английский язык. Развитие речи учащихся методами театральной педагогики» и т.д.

         В гимназии существует музей-лаборатория «Испания – Россия. ХХ век». На базе музея школьники учатся работать с архивами, пишут учебные исследования, разрабатывают и проводят экскурсии для разных возрастных групп гимназистов, а также для гостей школы. А малыши приходят сюда в качестве экскурсантов. Здесь проходят школу взросления наши юные экскурсоводы, набираются опыта в общении с учащимися разных возрастных групп, с гостями гимназии и знакомятся с историей и культурой страны изучаемого языка.

         Ежегодно в гимназии проходит Декада иностранных языков для начальной и основной школы, где ребята не только демонстрируют свои знания испанского и английского языков, но и приобщаются к культуре и традициям Испании, Латинской Америки и Великобритании.

        Олимпиада по иностранным языкам в форме учебной игры (погружения в языковую среду) проводится для учащихся 9-11 классов. Разработчиками заданий и конкурсов олимпиады становятся наши учителя.    

       Проекты международного уровня, партнерство с учебными центрами других стран – важная составляющая для формирования языковой личности. В разные периоды нашей истории наша гимназия поддерживала международные контакты с образовательными учреждениями разных стран: Испании, Италии, Великобритании, Германии, Эстонии. Наряду с многолетним сотрудничеством с Дитрих Бонхоффен гимназией (г.Виль, Германия), со школой им. Тухольского (г.Берлин, Германия) мы приобретаем и новых зарубежных партнеров.

         В 2012 году мы начали участвовать в культурно-образовательном проекте "Учись общаться со всем миром" на основании соглашения об организации культурно-образовательных поездок в Мадрид (Академия Doña Lengua).

         Проживание в семьях, участие в образовательном процессе, экскурсионная программа позволяют учащимся окунуться в иностранную языковую культуру.

         Участие в олимпиадах разного уровня; конкурсы сочинений; работа над учебными исследованиями; сдача экзамена на получение международного экзамена DELE; публикации переводов в журнале «Созвездие Сервантеса»; участие в городском фестивале «Abanico», проводимом лингвистической школой №43, и в Декаде иностранных языков; работа в качестве экскурсовода в школьном музее; выступления в спектаклях ученического театра; зарубежные поездки – все это помогает нашему выпускнику становиться поликультурной личностью, не только владеющей языковыми навыками, но и обладающей коммуникативными компетенциями, умеющей использовать иностранные языки в реальном общении.        

Список использованной литературы

1.                Федеральный образовательный стандарт начального, основного, среднего общего образования [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http: //www.standart.edu.ru.

2.                Основная школа. Программа по иностранному языку [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http: //www.standart.edu.ru.

3.                Никитенко  З.М. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе автореф. дис. … доктора пед. наук . 13.00.02 / З.М.Никитенко. – Нижний Новгород, 2011. – 45 с.

4.                Скрипникова Т.И. Подготовка к исследовательской деятельности студентов языкового вуза на основе креативного подхода: Учеб. пособие для студ. язык. вузов / Т.И. Скрипникова. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание иноязычного образования-фактор духовно-нравственного воспитания гражданина.

Предлагаю свой проект, разработанный на базе ПК и ПРО в помощь учителям иностранных языков....

"История и культура страны как предмет содержания иноязычного образования"

Эта презентация посвящена некоторым вопросам в различии культур и о том как это влияет на усвоение учащимися этих культур, на их совмещение и как правильно учителю освещать эти вопросы при обуче...

Роль чтения в содержании иноязычного образования. Виды чтения и типы текстов в современной учебной литературе.

Данная работа посвящена одноу из аспектов  в изучении иностранного языка в средней школе - чтению. В работе рассмотрены изучающее,поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение....

Коммуникативная технология иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов

В статье разъясняется понятие коммуникативной технологии иноязычного образования, ее актуальность и принципы успешной реализации....

Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"

Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...

Этнокультурный компонент в содержании исторического образования как фактор развития функциональной грамотности школьников

История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчи...