Коммуникативная технология иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов
статья по английскому языку на тему
В статье разъясняется понятие коммуникативной технологии иноязычного образования, ее актуальность и принципы успешной реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная технология иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов.
Новый ФГОС изменил структуру планируемых результатов , сделал ее комплексной, но в данном стандарте не регламентируются технологии. А технологии, при помощи которых достигались бы метапредметные, личностные и предметные результаты одновременно , в учебниках иногда не заложены. Проблема усугубляется еще и тем, что в книгах для учителя, по которым мы работаем, часто не содержатся поурочные цели достижения личностных и метапредметных результатов. А если этих целей нет, то и не встает вопрос о достижении этих образовательных результатов. Мы в лучшем случае выполняем упражнения для достижения образовательных, воспитательных целей, развития УУД. А нам нужна такая технология, которая бы позволяла одновременно достигать личностных, метапредметных и предметных результатов, адекватная для моделирования образовательного процесса.
Технология методики иноязычного образования есть динамическая система приемов, обеспечивающих организацию процесса иноязычного образования и управления ими для наиболее экономичного и эффективного достижения цели.
Уровни технологии:
-общесистемная технология охватывает всю методическую систему в целом
-частно-методическая технология охватывает технологию овладения тем или иным видом речевой деятельности
-подсистемная технология-технология овладения какой-либо стороной речевой деятельности ( произносительной, грамматической, лексической), либо каких-либо механизмов речевой деятельности
-локальная технология-если работа ограничена каким-либо одним комплексом упражнений. (по Е.И Пассову).
На данный момент, безусловно, актуален вопрос об общесистемной технологии. Технология-это набор приемов. Прием представляет собой интеграцию определенного набора материальных средств, операционных средств со способами их использования при учете условий, направленных на достижение какой-либо определенной цели( по Е.И Пассову)
Понятно, что на одном уроке всех задач решить нельзя. Когда мы изучаем новую тему, на нее отводится несколько уроков, потому что в ней есть и новая лексика, и новая грамматика. Соответственно, требуется этап формирования лексических и грамматических навыков. Потом надо эти навыки совершенствовать, потому что недостаточно материал только изучить, его надо отработать в разных ситуациях. И конечный-третий этап-этап развития речевых умений, когда внимание обучающегося направлено на то, ЧТО сказать, а не КАК сказать. На этих уроках совершенствуются навыки монологической, диалогической речи. На этих же уроках можно начинать работу над проектом, которая включает в себя несколько этапов.
1 этап- подготовительный.
- ознакомление с содержанием темы, проблемой
-выбор темы
-планирование целей, постановка задач, обсуждение плана
-обсуждение обязанностей
-обсуждение сроков представления промежуточных результатов
-обсуждение формы представления конечного проекта
2 этап- основной
-поиск информации в разных источниках
-обсуждение промежуточной информации
- еженедельный обзор работы
3 этап- заключительный
-завершение оформления конечного продукта
-оформление презентации
-представление самой презентации
-обсуждение и оценивание
-рефлексия
Уроки развития навыков аудирования и чтения целесообразно включать на основном этапе работы над проектом, а урок развития навыков письменной речи- на заключительном этапе, так как письменная речь-это зафиксированная устная речь. Разберем, как работает коммуникативная технология на примере урока развития речевых навыков.
На уроке речевых навыков работа ведется на основе разговорных текстов. Разговорный текст-это устное высказывание, зафиксированное в письменном виде.
Функции разговорного текста-
-мотивационная-служит стимулом к высказыванию
- является образцом высказывания, в соответствии с которым строится устное высказывание
-является содержательной базой-содержит информацию, интересную для обучающихся
- создает условия, позволяющие соверщенствовать речевые навыки.
Если эти функции отсутствуют, текст не может являться разговорным.
Структура урока совершенствования речевых навыков состоит из этапов:
- Предъявление разговорных текстов ( представляют собой разные точки зрения на предмет обсуждения).
- Работа с разговорными текстами, где обучающиеся учатся определять основную мысль текста, выявлять его смысловые связи, логику построения текста. В упражнениях второго типа они учатся высказывать свое отношение к мнению других людей, оценивать и характеризовать героев, их поступков и действий.
- Построение собственного монологического высказывания-обучающиеся учатся выражать свое отношение к предмету обсуждения.
Коммуникативная технология упрощает достижения личностных результатов, которые достигаются благодаря воспитанию и развитию учащихся, приобщению их к национальным ценностям через общение.
Стадии формирования ценности
- Восприятие фактов культуры
- Осознание их места в культуре
- Сопоставление с фактами в родной культуре
- Анализ их ценности
- Включение их в систему своих ценностей
- Действие в соответствии с новой ценностью.
Достижение предметных результатов должно быть синхронизировано с этапами достижения ценностных ориентиров.
Цели в плане достижения предметных результатов- совершенствование речевых навыков на основе разговорных текстов( обучение построению монологического высказывания с выражением собственного отношения).
Сопутствующие задачи- развитие навыков аудирования с целью извлечения конкретной информации и развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного.
Достижение метапредметных результатов
-регулятивные-умение самостоятельно ставить речевую задачу, выбирать средства для ее достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельнсти в процессе достижения результатов.
-познавательные-умений находить запрашиваемую информацию в аудио и печатном тексте, использовать различные опоры для решения речемыслительных задач, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,в соответсвии с нормами языка.
- коммуникативные- умения выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации, умение аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию.
В этом и есть суть коммуникативной методики- стадии формирования ценностных ориентиров соотнесены со стадиями работы над разговорными текстами с целью построения монологического высказывания и поскольку процесс строится как процесс постоянно усложняющихся речемыслительных задач, происходит достижение метапредметных результатов.
Таким образом, технология коммуникативного образования включает в себя технологию работы с разговорным текстом, технологию формирования ценностных ориентиров, технологию развития УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание педагогического опыта "учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно -деятельностного подхода
В данном материале изложен материал опыта работы в этом направлении ..мониторинг ..результаты .методика...
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.
С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...
«Анализ педагогических ситуаций как средства достижения образовательных результатов»
Постановка проблемного вопроса - один из основных приемов активизации мыслительной деятельности на уроке. В тексте приводится анализ и структура проблемной ситуации на уроке химии в 9 классе....
Язык физической науки как средство достижения образовательных результатов обучения школьников
Язык физической науки как средство достижения образовательных результатов обучения школьников...
Педагогический совет «Цифровые ресурсы в работе педагога как средство достижения образовательных результатов»
Педагогический совет «Цифровые ресурсы в работе педагога как средство достижения образовательных результатов»...