Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"
статья по химии по теме
Мещерова Е.В., учитель химии
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ
ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ
Любая культура представляет собой
совокупность неповторимых и
незаменимых ценностей, поскольку
именно через свои традиции и формы
выражения каждый народ заявляет о
себе всему миру.
Госымова Г.А
В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Поэтому одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни..
Президент РФ В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что для нашей страны – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер... Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа» [4, 5].
В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России указывается, что основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба [1, 7].
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [5, 7].
Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части требований к содержанию и результатам освоения основных образовательных программ общего образования определяет как полномочия субъектов управления образованием федерального, регионального, муниципального уровней, так и требования необходимости учета образовательными учреждениями (организациями) этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в содержании основных образовательных программ [2, 7].
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта создает возможности для освоения нравственных, этических и эстетических категорий, обращения к духовным, культурным, экологическим ценностям, позволяет рассматривать естественнонаучное, гуманитарное знание как часть общечеловеческой и национальной культуры.
Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку.
Химия, как и другие естественные науки, не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства. С этой точки зрения привлечение местного краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе используется для объяснения химических процессов, лежащих в основе ряда отраслей народного хозяйства Челябинской области. Учащимся предлагаются конкретные примеры получения и применения веществ, производимых на предприятиях Магнитогорска.
Национально–региональный компонент в обучении дает возможность учителю химии знакомить учащихся с местными предприятиями, деятельность которых связана с процессом производства химических веществ, с вопросами загрязнения окружающей среды и конкретных мер по ее защите в Челябинской области, и, в частности, в г. Магнитогорске.
Изучение химии в органической связи с окружающим миром, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать химическое содержание личностно-значимым для ученика.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении химии и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.
Для того, чтобы разрешить эту проблему, национальные, региональные и этнокультурные особенности при преподавании химии должны быть в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени и включено фрагментарно в уроки.
Предмет химия, пожалуй, как никакой другой, дает широкие возможности для реализации национально-регионального компонента и для вовлечения школьников в творческую познавательную деятельность. Какая бы тема не изучалась на уроке, всегда можно предложить учащимся самостоятельно найти информацию, связанную с местными химическим, металлургическими и горнодобывающими производствами, и о производимой этими предприятиями продукции.
В работе по реализации национальных региональных этнокультурных особенностей при преподавании химии можно условно выделить 6 взаимосвязанных блоков: воздух, земля, вода, промышленность, экология, люди.
При изучении блока «Воздух» учащимся предлагается самостоятельно подготовить сообщения по следующим темам:
1. Состояние и охрана воздуха в Челябинской области;
2. Использование воздуха в доменных и сталеплавильных цехах ММК.
3. Влияние выбросов химических, металлургических предприятий и транспорта на здоровье человека.
Блок «Вода» предполагает знание следующих вопросов:
1. Водные ресурсы Челябинской области.
2. Основные загрязнители р. Урал – ММК, мясоперерабатывающие комплексы, птицефабрики, городская канализация.
3. Очистные сооружения ММК: биохимическая очистка сточных вод.
При реализации НРЭО по блоку «Земля» изучаются месторождения полезных ископаемых на Урале и в Челябинской области (тема «Нахождение металлов в природе»).
В блок «Промышленность» входят такие темы, как цеха металлообрабатывающих предприятий области. Сплавы железа на ОАО ММК, (чугун, разновидности сталей). Термическая обработка и закалка металлов и сплавов на предприятиях региона.
Гидрометаллургические и пирометаллургические методы получения цветных металлов на предприятиях Урала. Химические и научные основы металлургического производства. Вклад П.П.Аносова в развитие металлургии.
При изучении этого блока развиваются такие национальные особенности, как гордость за страну, за Челябинскую область и Уральский регион, как за важнейших производителей черных и цветных металлов в России. У учащихся формируется чувство гордости за Магнитогорский металлургический комбинат, на котором в годы Великой Отечественной Войны бала получена первая броневая сталь, первая броня, а каждый второй танк и каждый третий снаряд отливались из стали Магнитки.
Кроме черной металлургии, изучаются и предприятия, добывающие или производящие цветные металлы.
В блоке «Экология» учащимся предлагаются к рассмотрению вопросы химического загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы предприятиями г. Магнитогорска и проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов.
Блок «Люди» решает такую немаловажную задачу, как профориентация учащихся на уроках химии. Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Эта проблема решается в рамках реализации НРК. Необходимость изучения химии подтверждается тем фактом, что химики нужны в нефтедобывающей, военной, пищевой и непосредственно химической промышленности, производстве лаков, красок и пластмасс, черной и цветной металлургии, машиностроении, производстве косметики, сельском хозяйстве и многих других сферах. Без знаний в области химии не могут обойтись представители ни одной медицинской специальности.
Изучение материалов НРЭО на уроках химии невозможно без решения задач производственно-практической направленности. Решение задач занимает в химии важное место.Во-первых, это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний на практике. Во-вторых, это прекрасный способ осуществления метапредметных связей химической науки с жизнью.
Задачи, включающие определённые химические ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся. При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом.
Контекстная задача — это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание её личностной значимости» [3, 32]. Условие задачи оформляется как определенная проблема. В её решении необходимо использовать знания и из самих разделов химии, и из других предметов или из жизни, на которые нет определенного указания в тексте задачи. Контекстная задача нестандартна, оригинальна, иногда даже парадоксальна по содержанию. Эта её особенность обеспечивает эффект новизны, вызывает интерес, интригует.
Например, при изучении темы «Способы получения металлов» в 9 классе учащимся предлагается такая задача:
Перед вами схема производства чугуна.
1. Используя данную схему, определите типы химических реакций, представленной на ней и заполните таблицу:
Реакции соединения | Реакции разложения | Реакции замещения | Реакции обмена |
|
|
|
|
2. Дайте название всем веществам.
3. Найдите окислительно-восстановительные реакции и определите окислитель и восстановитель.
Изучая полимерные вещества в 10 классе, учащиеся решают следующую задачу:
Магнитогорский завод пластиковой упаковки «Алькор» производит свою продукцию из полипропилена.
1.Напишите реакцию получение полипропилена.
2. Назовите основные достоинства этого полимерного материала.
3. Подготовьте сообщение о продукции предприятия (воспользуйтесь официальным сайтом завода «Алькор»).
В теме «Фенолы» предлагается задача следующего содержания:
ПДК фенола у мест водопользования составляет 0,001 мг/л. Рассчитайте, во сколько раз концентрация фенола будет превышать ПДК, если в водоем вместимостью 104 м3 со сточными водами Коксохимического предприятия ММК было сброшено 47 кг фенола.
В 11 классе при изучении темы «Металлы» на уроке решается задача с производственным содержанием:
Сточные воды листопрокатных цехов ММК после промывки протравленного листа содержат до 5 г/л сульфата железа (II). Какую массу железа можно утилизировать из сточных вод объемом 3м3?
Проблема методики решения задач в школе стоит достаточно остро, т.к. тщательная её разработанность предполагает лучшую усвояемость научных знаний, их систематизированность и способность к применению в новых нестандартных ситуациях.
Таким образом, реализация национально-регионального компонента на уроках химии позволяет:
- вносить экологическую и политехническую направленность в обучение химии;
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к природным ресурсам родного края;
- развивать экологическое мышление, чувство личной ответственности за сохранение биосферы;
- проводить профориентационную работу, заключающуюся в знакомстве с профессиями химического профиля, необходимыми на предприятиях области и информировать об учебных заведениях, готовящих будущих специалистов;
- привлекать краеведческий материал, воспитывая гордость за Уральский регион, желание жить на родной земле и приумножать ее богатства;
- работать со специальной литературой, расширять кругозор учащихся, развивать способность к самообразованию, пробуждать интерес к изучению химии.
Библиографический список
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011. – С. 7-9.
2. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков. М. И. Солодкова и др. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013.- 164
3. Павлова Л.В. Познавательные контекстные задачи как средство формирования
предметно-профессиональной компетентности будущего учителя // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – №113. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012..
4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос / В.В. Путин // Независимая Газета. – 2012. 23 января. – С. 5.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г. – М.: КНОРУС, 2013. – С.7-8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meshcherova_e.v.pdf | 238.76 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»
История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...
Предпрофильная подготовка как средство повышения качества образования, развития способностей и интересов школьников, активизации их познавательной деятельности.
Предпрофильная подготовка включает в себя : - информационную работу; - ориентационную работу; - курсы по выбору учащихся....
«История комплекса ГТО. Игровой метод как средство повышения интереса школьников к сдаче норм ГТО».
История комплекса ГТО началась, когда после победы Великого Октября страна наша крепла и мужала, когда энтузиазм советских людей, их тяга к новому, революционному проявились буквально во всех сферах ж...
Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несе...
Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии...
Практическая работа по теме Кодирование информации 5 класс (с использованием национально-региональных этнокультурных особенностей)
Материал разработан для изучения темы "Кодирование информации" в 5 классе. Задание подходит, как для выполнения во время урока, так и в качестве домашнего задания.Планируемые образоват...