Этнокультурный компонент в содержании исторического образования как фактор развития функциональной грамотности школьников
статья по истории
История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчивого и взвешенного анализа о месте и роли родного края в историческом развитии России, а также задуматься о его будущем.
Дискуссии по этому вопросу насчитывают не одно десятилетие. Очевиден факт, что изучение региональной и локальной истории - необходимая часть исторического образования. В связи с утверждением в 2010 году ФГОС основного общего образования и в 2014 году Историко-культурного стандарта, вводящих принципы изучения Отечественной истории, требуется обновление и регионального содержания по истории.
В концептуальных основах ИКС указано, что «изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины».[2] Говорится о том, что «преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира». С другой стороны, в содержательной части ИКС региональное содержание представлено спорадически. Авторы документа резюмируют, что «для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень "сквозных" исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной".[2] В этой связи разработка обновленного регионального содержания школьного исторического образования становится приоритетной задачей. Дополнительным стимулом к этому является и изменение основного принципа изучения истории в школе: переход от концентрической к линейной системе преподавания Отечественной истории в 6–10-х классах .
В этой связи, одним из механизмов повышения качества общего образования в России является обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
Цель данной работы:
Представление опыта применения технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время с целью формирования исследовательской компетенции учащихся, как одного из составляющих элементов функциональной грамотности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад, обобщение опыта работы | 46.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Городские педагогические чтения
«Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся: от теории к практике»
ТЕМА:
«ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор:
Ленская Нина Борисовна,
учитель истории и обществознания МБОУ
«СОШ № 1», высшая
квалификационная категория
г. Усть-Илимск, 2020г.
Содержание
- Введение.............................................................................................................................3
- Глава 1. Концептуальная часть.........................................................................................4
- Глава 2. Практическая часть............................................................................................5
- Результаты..........................................................................................................................6
- Заключение.........................................................................................................................9
- Список литературы..........................................................................................................10
«Всему, что необходимо знать, научить
нельзя, учитель может сделать только
одно - указать дорогу»
Р. Олдингтон
История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчивого и взвешенного анализа о месте и роли родного края в историческом развитии России, а также задуматься о его будущем.
Дискуссии по этому вопросу насчитывают не одно десятилетие. Очевиден факт, что изучение региональной и локальной истории - необходимая часть исторического образования. В связи с утверждением в 2010 году ФГОС основного общего образования и в 2014 году Историко-культурного стандарта, вводящих принципы изучения Отечественной истории, требуется обновление и регионального содержания по истории.
В концептуальных основах ИКС указано, что «изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины».[2] Говорится о том, что «преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира». С другой стороны, в содержательной части ИКС региональное содержание представлено спорадически. Авторы документа резюмируют, что «для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень "сквозных" исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной".[2] В этой связи разработка обновленного регионального содержания школьного исторического образования становится приоритетной задачей. Дополнительным стимулом к этому является и изменение основного принципа изучения истории в школе: переход от концентрической к линейной системе преподавания Отечественной истории в 6–10-х классах .
В этой связи, одним из механизмов повышения качества общего образования в России является обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
Цель данной работы:
Представление опыта применения технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время с целью формирования исследовательской компетенции учащихся, как одного из составляющих элементов функциональной грамотности школьников.
Задачи:
- изучить теоретические основы по данной теме;
- рассмотреть критерии уровней сформированности исследовательской компетенции и их влияние на развитие функциональной грамотности учащихся;
- выявить эффективность анализа своей работы;
- оценить полученные результаты и обобщить опыт.
Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы педагогами на уроках и во внеурочной исследовательской деятельности.
Глава 1. Концептуальная часть
Известно, что по анализу исследований международной системы качества образования (PISA) российские школьники показывают низкие результаты.
Национальный проект «Образования» определил стратегию приоритетного развития образования, направленную на достижение двух ключевых задач. Первая– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты. Функциональная грамотность в PISA– это набор определённых компетентностей. Одним из новых направлений в исследовании системы качества образования PISA станут Глобальные компетенции. Глобальные компетенции – это способность учащихся:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды - наши собственные и других людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
И снова вопрос: "КАК это сделать?" Что может быть ресурсом образовательной деятельности в рамках школьной системы? На мой взгляд, таким ресурсом может быть исследовательская деятельность, в том числе по краеведению. Логично встала следующая проблема – проблема поиска и применения необходимых образовательных технологий в изучении краеведения.
Вопрос: Как учить? (вопрос технологии). Подразумевается ответ: через организацию деятельности.
В результате стала очевидной необходимость выхода за пределы классно-урочной системы. В ходе работы для меня, как для учителя истории, на первый план вышла задача формирования мотива у учащихся в изучении краеведческого материала. Развитие мотивов у детей тесно связано с активной деятельностью. Когда ребёнок становится учеником, развитие его мотивации определяет смысл учения.
Анализ содержания деятельности позволил сделать вывод, что у учащихся возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема и просматривается история
(история города, история семьи и история школы, история школы глазами педагогов, родителей, выпускников, строителей-первопроходцев, родословная семьи). То, что связано с местом, где находится твой дом, и стало той «ниточкой» формирования интереса, который позволил уже в дальнейшем учащимся заниматься серьёзной исследовательской работой.
Организация деятельности учащегося на основе его образовательного запроса соответствует педагогической традиции, которую выдающийся французский социолог и философ Пьер Бурдье назвал «исследовательской педагогикой», когда образование мотивировано исследованием. Данная традиция разнообразно представлена в мире.
Исследовательская деятельность учащихся – высший уровень мыслительной деятельности, предполагающий отталкивание от проблем конкретного учебного задания, овладение основными способами культуры умственного труда, развитие человеческих знаний.
Если это урок-исследование, ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). А во внеурочной деятельности ставится одна исследовательская цель. Поставленные цели достигаются в ходе решения ряда задач.
Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся.
В структуре исследования выделяют этапы:
- постановка проблемы,
- определение темы исследования,
- формулирование цели исследования, определение задач,
- определение предмета и объекта исследования,
- выдвижение гипотезы,
- определение методов исследования,
- сбор и интерпретация полученных данных,
- анализ и обобщение собранного материала,
- формулирование выводов по результатам исследовательской работы,
- применение новых знаний в учебной деятельности.
Глава 2. Практическая часть
Работа над изучением краеведческого материала проходила через уроки, факультатив «История Приангарья», внеурочную исследовательскую, проектную деятельность учащихся. В настоящее время все школы города перешли на новые учебники по истории России и линейную систему обучения истории. В нашей школе история России ведётся по учебникам издательства "Просвещение" под редакцией А. В. Торкунова. При изучении программного материала по истории России (соответствующего периода) параллельно стараюсь углублять знания учащихся по истории родного края. Для этой цели проанализировала задания учебников по истории России с 6-8 классы.
Например, в учебнике 6 класса, в рубрике "Думаем, сравниваем, размышляем" учащимся предлагается задание: узнать древние стоянки первобытного человека на территории нашего района, области.
Изучение материала по истории России в 7 классе дополняем сведениями об экономическом развитии Сибири в 17 веке.
Материал для самостоятельной работы и исследовательской деятельности учащихся 8 класса обозначен следующими темами:
- Сибирь в 18 веке. Освоение Урала и Сибири.
- Походы В. Беринга и Г. Шелехова.
- При изучении темы «Российская империя при Екатерине II» делаю акцент на личность А. Н. Радищева. Привожу пример задания:
- Найдите в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отрывки, которые, по Вашей оценке, стали причиной сурового приговора автору. Объясните причину этого выбора?
Радищев показывает несоответствие между словами и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи, который скрывает за собой ужасные картины угнетения.
Также при изучении программного материала по истории России учащимся предлагаются темы исследовательских работ. Например, "Илимская ссылка А.Н. Радищева", "Декабристы в Сибири", "Судьба Русской Америки в истории Российского государства", "Сталинские репрессии в Иркутской области" и т. д. Тематика работ разнообразна и охватывает разные периоды по изучению истории родного края.
В результате внеурочной, проектно – исследовательской деятельности был собран краеведческий материал и структурирован мной по тематике в следующие модули:
Модуль | Содержание | |
1. | История строительства города | -«По страницам дневника клуба интернациональной дружбы «Голубок»; -«Улицы моего микрорайона»; - «Ровесник московской олимпиады»; - «В проекте не значился»; - «История школы в судьбах педагогов». |
2. | Солдатская родословная | -"Мой прадед, ветеран Великой Отечественной войны Шпагин Роман Павлович". |
3. | Страницы истории школы | -«Это гордое имя - учитель»; -«История школы в судьбах педагогов». |
4. | Гражданская война | -"В тылу Колчака". |
5. | Великая Северная экспедиция | Муниципальный конкурс эссе «Великая Северная экспедиция» - "По следам Витуса Беринга"; - "Прошлое и современность в истории родного края". |
6. | Роль личности в истории | -"Мой знаменитый дед"; -"Твои люди, Усть-Илим" - "Это гордое имя- учитель". |
В процессе исследовательской деятельности ценным является знание, добытое своим трудом, которым можно поделиться с другим. Эта продуктивная деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта — интеллектуального, познавательного. Исследовательская работа развивает мыслительные навыки, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать), что и требуется для развития функциональной грамотности школьников.
Результаты: удовлетворение работой учащихся прослеживалось через мотив. Показателем устойчивого мотива являлось самостоятельное обращение учащихся к исследовательской деятельности. Исследовательская компетентность является примером ключевой компетенции учащихся. В 2014-2015 учебном году школа стала пилотной площадкой опережающего введения ФГОС ООО. Цель работы пилотной площадки: отработка механизма внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5 "А" классе, основная часть этих ребят сейчас обучается в 10 классе. В рамках данной площадки мною была разработана междисциплинарная программа «Основы проектной и исследовательской деятельности», которая является составной частью Основной образовательной программы основного общего образования. Именно по этой программе в течение 5 лет я работала с учащимися пилотного класса.
Итогом исследовательской работы в течение данного периода (5-9 классы) стала публичная защита проектов и исследовательских работ учащихся. (Таблица I).
2015-2016гг 6 класс | 2016-2015гг 7 класс | 2017-2018гг 8 класс | 2018-2019гг (9класс) | 2019-2020гг. 10 класс |
Школьный уровень Публичная защита проектов и исследовательских работ | Школьный уровень Публичная защита проектов и исследовательских работ Б. М.,Б. Т.,Б. А. | Школьный уровень Публичная защита проектов и исследовательских работ. П. Л., А. Д., Ч. Е., М. А. , М. М. | Школьный уровень Публичная защита проектов и исследовательских работ. А. Д., М. А., П. Л., С. С., К. А.,К. Д. | |
Муниципальный уровень VIII городская конференция поисково -исследовательской деятельности школьников"Усть- Илим, твои ветры в дорогу зовут!". Б.М. (ДипломI степени) | Муниципальный уровень IXгородская научно- практическая конференция школьников " Усть- Илим, твои ветры в дорогу зовут!". Б. М. (Диплом I степени) | Муниципальный уровень X городская научно- практическая конференция школьников" Усть- Илим, твои ветры в дорогу зовут П. Л. (призёр) | Муниципальный уровень Муниципальная научно- практическая конференция "Шаг в будущее" для школьников старшей школы (9-11 классы) П. Л. 9 класс (призёр) | Региональный уровень НПК "Шаг в будущее Сибирь!" П.Л. (свидетельство) |
Муниципальный уровень Городская олимпиада по ТРИЗ, номинация "Теория". К. Е. (Диплом I степени) | Муниципальный уровень Краеведческие чтения Б. К. (призёр) | Муниципальный конкурс эссе "Маршрутами Великой Северной экспедиции" Л.А. (победитель) М. А. (призёр) |
Уровни сформированности исследовательской компетентности обозначены в положении об индивидуальном проекте обучающихся основного общего образования МБОУ «СОШ №1».
На этапе начальной школы и переходного этапа (5-6 класс, осваивается базовый уровень) учащиеся впервые по - настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к ситуации свободного действия.
На этапе самоопределения (7-9 класс, осваивается повышенный уровень) ученики приобретают необходимые навыки планирования, целесообразного действия, оформления исследовательских работ их презентации. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный продукт, мера ответственности за собственную работу возрастает.
На этапе старшей школы (10-11 класс, осваивается творческий уровень) ученики ведут самостоятельную и исследовательскую деятельность.
Уровни сформированности исследовательской компетенции учащихся
Вывод: на основе данных к 10 классу 31,8% учащихся имеют творческий уровень сформированности исследовательской компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историко-культурный стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Общество предъявляет к системе образования высокий уровень требований. Задача формирования функциональной грамотности становится актуальной. Школьные учителя ведут поиск путей, форм и механизмов создания эффективной системы, отвечающей потребностям современного российского общества.
В своей работе критерием определения личностного роста учащихся обозначила показатель адаптивности в микросоциальных отношениях через изучение освоения учащимися социальных ролей. Метод изучения - наблюдение позволил увидеть такие сформированные навыки учащихся, как умение делового и межличностного общения.
Выводы: у учеников формируется (активная) позиция познавательной деятельности:
- устойчивая учебная мотивация;
- способность ставить цель и определять пути её достижения;
- способность к самоконтролю, самооценке результатов собственной деятельности;
- ученики приобретают навыки культуры совместного взаимодействия;
- способность переносить приобретённые навыки общения в различные сферы жизнедеятельности.
Таким образом, активная познавательная деятельность школьников, способствует развитию образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент исторического образованияhttp://old.prosv.ru/ebooks/Vazemskii_Nacional_komponent/.
- Историко- Культурный стандарт. Концептуальные основы историко - культурного стандарта.
- Манюхин Игорь Семенович Историко- культурный стандарт: анализ содержания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/6-2/55.html
- Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.).
- Краеведение и искусствознание в школе. Наука- сервис Восточно- Сибирское книжное издательство. Иркутск 1996 год.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Под редакцией Н. С. Борисова, Москва «Просвещение» 1982 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...
Сценарий педагогического совета "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"
Цель педагогического совета:совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обученияЗадачи:Задачи:раскрыть ...
Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников
Презентация выступления по вопросу организации содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников. Определение основных требований ФГОС к формированию ФГ шко...
Тема педагогического совета: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения».
Сценарий педагогического совета, основная цель педагогического совета - повышение профессиональной компетентности педагогов в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях о...
Выступление по теме: "Практико-ориентированные задания на уроках географии как фактор развития функциональной грамотности"
Выступление на фестивале педагогических идей...
Презентация "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"
Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведом...
«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
Доклад на педагогическом совете...