Внеурочная деятельность в обучении иностранным языкам
статья по французскому языку
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
в обучении иностранным языкам
ГБОУ СОШ №282 является региональной опытно-экспериментальной площадкой по теме: "Использование подхода системной инженерии в средней школе как средство подготовки обучающихся к «образованию в течение всей жизни".
В рамках экспериментальной деятельности в феврале 2018 года в нашей школе прошел городской семинар, в программе которого кроме всего прочего мы показали внеурочное занятие по французскому языку для 7 класса по теме «Праздники во Франции и в России. Масленица и Mardi Gras». Среди наших гостей были слушатели курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации кафедры английского языка АППО СПб, учителя французского языка школ города и учащиеся Интернационального лицея Шарль де Голль города Дижон (Франция), проходившие стажировку в нашем образовательном учреждении. Задача перед нами стояла сложная, но тем интереснее была ее реализация! Необходимо было так организовать занятие, чтобы происходящее было понятно, интересно, полезно и доступно всем.
В качестве педагогической технологии была выбрана технология мастерских. Мастерская предполагает создание некого конечного продукта, в нашем случае - информационной карты по каждому из праздников. Нам было необходимо систематизировать знания, полученные на уроках, собрать воедино сведения, почерпнутые разных источников, и оформить все таким образом, чтобы взяв карту в руки, ребенок мог представить собственное монологическое высказывание, пользуясь картой как опорным конспектом.
В соответствии с ФГОС мы сформулировали вместе с детьми тему занятия и цель. Учащимся было предложено самим организовать работу таким образом, чтобы успеть выполнить поставленную задачу за отведенное время. Они выработали оптимальный алгоритм взаимодействия и привлекли французских лицеистов в качестве экспертов.
Внеурочная деятельность хороша тем, что она наименее регламентирована. Учитель не связан ни временными рамками (занятие может длиться столько, сколько это необходимо и интересно детям), ни проверкой и объяснением домашнего задания, ни привычной рассадкой детей в классе (если это нужно – можно поставить столы группами, по кругу или в один ряд). Учащиеся могут свободно перемещаться по классу или залу, если им это необходимо.
Во время нашего открытого занятия мы предложили участникам использовать любой язык – французский, английский, русский (в говорении на русском были заинтересованы французские лицеисты). Главное – достижение поставленной цели и общение!
Учащимся необходимо было найти и внести в каждую информационную карту дату, характер праздника (религиозный светский, политический, национальный и т.д.), обратить внимание на особенности подготовки и проведения, праздничные блюда, подарки и поздравления, наличие особого персонажа (если есть), отметить сходство и различие между традициями в России и во Франции, нарисовать или вырезать и приклеить символ праздника. Готовые работы, яркие и оригинальные, были тут же размещены на магнитной доске.
Выполняя задание, дети успели поиграть в «Ассоциации» («С каким праздником ассоциируется это изображение или словосочетание?»), расспросили гостей о французских традициях, показали презентацию о русской Масленице, прослушали рассказ о Mardi Gras на основе составленной информационной карты, просмотрели видеосюжет « Карнавал в лицее Шарль де Голль». В завершение занятия все вместе собрали Масленицу - сплели косу из лыка, нарисовали лицо, украсили сарафан и фартук, повязали платок и сожгли чучело во дворе школы к всеобщей радости и веселью.
В процессе работы дети продемонстрировали целеустремленность, находчивость, творческий подход , взаимопомощь, умение правильно распределять силы и время и т.д.
Нужны ли в школе подобные формы работы? Однозначно «Да»! Внеурочная деятельность по иностранному языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества , ситуацию успеха, способствует достижению общих целей, позволяет каждому попробовать себя в различных социальных ролях, учит работать в команде, участвовать в диалоге культур.
Власова Е.Ю., учитель французского языка ГБОУ СОШ 282 Кировского р-на
в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку
Речь идёт о разных формах внеурочной деятельности в обучении иностранным языкам в школе и о проведении предметных недель в школе....
Программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» (реализация ФГОС основного общего образования)
Разработанная программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции школьников, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) по иностранному языку (английскому языку) «Путешествие по Англии» для 5 класса
Программа «Путешествие по Англии» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся. Программа предполагает занятия с учащимися 12-13 лет.Цель: Дать представление о социокультурном по...
Внеурочная деятельность на уроках иностранного языка
Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных...
Внеурочная деятельность на уроках иностранного языка
Материал для учащихся 5-11 классов...
ПРОГРАММА совершенствования методов обучения и воспитания «Внеурочная деятельность обучающихся по иностранному языку для создания эффективной образовательной среды.
Смоленское областное государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г.Ельня...
Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности при обучении иностранному языку.
Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению. На примере работы театрального...