Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку
статья по теме
Речь идёт о разных формах внеурочной деятельности в обучении иностранным языкам в школе и о проведении предметных недель в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку
Арутян К.А. (МБОУ СОШ № 96 г. Краснодар)
Внеурочная деятельность является составной частью всего учебно- воспитательного процесса и способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия для формирования и развития социокультурной компетенции. Стандарт основного общего образования по иностранному языку гласит: « социокультурная компетенция- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка…; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения».
Можно выделить основные направления внеурочной деятельности:
- Формирование и развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков;
- Расширение кругозора учащихся в области страноведения
-Усиление мотивации для дальнейшего изучения иностранных языков.
- Развитие исследовательских навыков учащихся
Единство этих основных направлений обеспечит гармоническое развитие личности в системе внеурочной работы по иностранному языку. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в педагогике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности учащегося, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью ребёнка в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такая активность сама по себе появляется не так уж часто, она является следствием целенаправленного педагогического воздействия и организации педагогической работы, то есть используемой конкретной педагогической технологии. Современные образовательные технологии облегчают внеурочную работу, делают её интересной и эффективной, позволяют учителю и ученикам идти в ногу со временем.
У любой технологии есть средства, которые в состоянии активизировать деятельность учащихся, но есть и такие технологии, где эти средства составляют основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игры доставляют детям удовольствие, способствуют самореализации, помогают общаться и преодолевать различные трудности.
Игровая технология в проведении внеклассных мероприятий доминирует не случайно. Именно эта технология лучше помогает решить практические, общеобразовательные и воспитательные задачи. Игра отвечает интересам детского коллектива, так как чаще всего не занимает много времени, не громоздка, способствует использованию ситуативных речевых образцов, удачно сочетается со всей системой учебно-воспитательного процесса. Главное - помнить об уровне языковой подготовленности учащихся, учёте их возрастных и индивидуальных особенностей и принципе межпредметных связей. Учителю иностранного языка не составляет труда следовать этому принципу так как именно учитель иностранного языка является самым широко образованным учителем в школе, потому что ни один школьный предмет не имеет связи с таким количеством других предметов, как иностранный язык. Роль межпредметных связей очень важна, так как конечная цель всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. С учётом этого требования внеклассные мероприятия следует разрабатывать не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, тем боле , что у ребят есть такой помощник как Интернет. Работа с Интернетом – процесс творческий, требующий больших временных затрат, направленный на сбор информации, ознакомление с этой информацией, её анализ и обобщение фактов по конкретной теме, что в конечном итоге способствует повышению любознательности учащихся, а обработанные материалы дополняют и углубляют те знания, которые учащиеся получают в ходе изучения различных школьных дисциплин.
Внеклассная работа в основном предполагает организацию и проведение массовых мероприятий с участием как можно большего количества учащихся, что способствуют повышению мотивации в изучении иностранных языков. Но для этого необходимо, чтобы тематика внеклассных мероприятий была интересна каждой группе учащихся и отвечала бы их культурным запросам. Так, для учащихся начальной школы подойдут лингвистические и подвижные игры, викторины, загадки, песни, рифмовки, конкурсы. Учащиеся начальной школы уже должны ощущать удовлетворение от собственных успехов, учиться слушать других учащихся и получать свой опыт в общении. Поэтому желательно проводить внеклассные мероприятия с учётом присутствия на них сверстников и даже родителей, которые вполне могут помочь в организации и оформлении.
Для учащихся среднего и старшего звена лучше предложить интеллектуальные игры, смотры знаний, тематические вечера и театральные постановки. Во время подготовки к таким мероприятиям успешно используются технология сотрудничества (вместе готовятся, помогают друг другу, решают возникшие проблемы) и социального партнёрства (участвуют несколько классов одной параллели или даже разных параллелей), что даёт неоценимый опыт взаимодействия, общения и взаимопонимания.
К внеурочной деятельности необходимо отнести и организацию лингвистических кружков, работа которых направлена на изучение разговорного английского языка, грамматики и т.д. Важную роль здесь играет использование информационно – коммуникационных технологий, без которых сегодняшнюю внеклассную работу невозможно представить. На занятиях в лингвистических кружках используются различные обучающие интернет - программы, тестирования в режиме on-line, работа на интерактивной доске и т.д.
Во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий учителю необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на возникающие вопросы, помогать решать проблемы. Учитель должен хорошо представлять, чего от него ждут дети, ведь именно они являются главными индикаторами нашей деятельности.
В нашей школе преподают английский и немецкий язык как первый язык, а французский и немецкий как вторые языки. У нас работают 13 учителей иностранных языков. Мы уделяем большое внимание внеурочной работе. Действуют кружки «Занимательная грамматика» для учащихся 4-5 классов с использованием британских учебников и программного обеспечения к ним. Рядом с кабинетами иностранных языков на стене установлен большой стенд «Вокруг света», где периодически предъявляется интересная информация о событиях в мире или различные ребусы, кроссворды на английском и немецких языках. Возле этого стенда всегда можно увидеть ребят разного возраста.
Предметная неделя проходит в апреле, но учителя иностранного языка могут не ждать именно апреля для проведения внеклассных мероприятий. Если возникает необходимость, они проводят свои мероприятия в течение года: к Дню Благодарения, к Дню Матери, к Рождеству и Новому году, к Дню Святого Валентина, к 8 Марта и т.д.
План предметной недели вывешивается на стенде заранее, чтобы ребята знали, что им предстоит сделать для её проведения. Учащиеся активно участвуют в организации мероприятий, они помогают составлять разнообразные викторины и конкурсы и проводят их сами, а мы стараемся задействовать как можно больше учащихся из разных параллелей. Дни предметной недели мы обычно распределяем так: понедельник - 5-6 классы, вторник - 7-8 классы, среда – 9 классы, четверг-10-11 классы, а в пятницу проводим большое совместное мероприятие, в котором задействуем представителей всех классов. Красочные афиши мероприятий можно увидеть на разных этажах школы. Ребята с актёрскими талантами и хорошим произношением участвовали в городском конкурсе на лучшую декламацию поэтического или прозаического отрывка по произведениям британских или американских авторов. Три группы ребят из 5, 8, и 10 классов приняли участие в этом конкурсе и получили именные сертификаты, так же как и учителя, подготовившие их выступления.
В течение года проводятся такие конкурсы как «Британский бульдог, «Мультитест». У нас в школе очень популярна «Международная олимпиада по основам наук» в режиме on-line, которая состоит из трёх этапов. Заключительный этап этой олимпиады проводится в другой организации и туда едут те, кто успешно прошёл предыдущие этапы.
В заключении хочется сказать, что учебная деятельность и внеурочная работа по предмету представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, учителя, смогли: научить быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе (четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века). Развитие лингвистической и социокультурой компетенции через внеурочную деятельность должны помочь ребятам приобрести те навыки и умения, которые им будут нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; стремление к совершенству, чувство соревновательности, служения общему делу и патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наглядности в процессе обучения иностранному языку
Краткая теория о применении наглядности в процессе обучения английскому языку, актуальность вопроса....
Роль школьного обмена в обучении иностранных языков
В данной статье рассмотрена роль школьного обмена в учебном процессе его цели и задачи. Даётся краткая историческая справка о возникновении данного метода обучения и знакомства с культурой страны изуч...
Роль игровой технологии в обучении иностранным языкам учащихся 5-6 классов.
Роль игровой технологии в обучении иностранным языкам учащихся 5-6 классов. Анализ основ игровых приемов и игры.Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельн...
Роль внеклассной работы по обучению иностранному языку
Роль внеклассной работы...

ПРОГРАММА совершенствования методов обучения и воспитания «Внеурочная деятельность обучающихся по иностранному языку для создания эффективной образовательной среды.
Смоленское областное государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г.Ельня...

Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности при обучении иностранному языку.
Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению. На примере работы театрального...