Пример использования песенного материала на уроке французского языка "Patricia Kaas et ses chansons!"
план-конспект занятия по французскому языку (8 класс) по теме
Пример использования пеенного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_in_kak_komponent_razvitiya_polikulturnoy_lichnosti.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие поликультурной личности на уроках французского языка (на примере использования песенного материала).
Развитие отношений между странами и народами в условиях интенсивной глобализации характеризует начало двадцать первого века. Основным препятствием на пути плодотворного развития этих отношений в области экономики, политики, науки и образования остаются языковые и культурные различия. Преодолению межъязыкового и межкультурного барьера в общении между представителями разных языков и культур призваны в том числе и образовательные учреждения.
Но на мой взгляд, речь идет не только об устранении коммуникативного и языкового барьера, необходимо устранить и барьер культурный. Решение актуальной задачи обучения иностранному языку как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны быть в неразрывном единстве с миром и культурой народов говорящих на этих языках.
Цель моего доклада – описать роль и место песни на уроке иностранного языка, при решении задачи формирования поликультурной личности, доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование песен, выделить критерии отбора песен для последующей работы, обозначить основные принципы работы с песенным материалом.
Но для начала давайте разберемся с понятием поликультурной личности. Поликультурная личность – это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества.
Опираясь на представления таких лингвистов и лингвопсихологов, как Л.П. Халяпина, П.В. Сысоев, И.А. Зимняя, П.Д. Павленко необходимо выделить в структуре поликультурной личности следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-аффективный и поведенческий.
Когнитивный компонент включает в себя знания о феномене культуры, о культурном многообразии мира, о современных тенденциях глобализации, а также принципах, способах, приемах межкультурного взаимодействия и предотвращения конфликтов, обусловленных культурными различиями. Мотивационно-аффективный компонент определяется такими личностными качествами, как способность к эмпатии и толерантность. Поведенческий компонент характеризуется конфликтоустойчивостью.
Изучение иностранных языков, казалось бы, должно всемерно способствовать формированию такой личности. Ведь это погружение в культуру, историю другого народа, что как нельзя обогащает человека, делает его жизнь интереснее, толкает на новые исследования и открытия.
Однако, почему-то, это изучение порой превращается в рутинное, скучное занятие, вызывающее у некоторых детей непреодолимое отвращение к изучению языка, а значит и к остальному, что касается страноведческой стороны знаний.
Вопрос о том, как дать ученикам ключи к пониманию мира, остается основным вопросом образования. «Речь не идет о том, чтобы охватить все, что возможно знать, а о том, чтобы хорошо изучить то, чего нельзя не знать», утверждал уже Жюль Ферри, стоявший у истоков республиканской школы Франции, бесплатной, светской и обязательной, в 1882 году.
Французская песня – это особенная часть культуры страны, она любима и знакома для многих в разных уголках мира, и несет в себе кладезь лингвистической, исторической информации. Не использовать этот материал в преподавании французского языка неразумно.
Во-первых, песни имеют обучающую функцию. Поскольку они легко и с удовольствием запоминаются и надолго остаются в памяти, дети часто, при работе с другими учебными материалами ассоциируют слова, выражения и даже грамматические конструкции с теми, которые они хорошо запомнили в песнях. Более прочно усваивается лексический материал и расширяется потенциальный словарь учащихся. Совершенствуются навыки иноязычного произношения.
Во-вторых, в песнях часто встречаются имена собственные и реалии стран изучаемого языка, что способствует реализации образовательной функции в процессе обучения и формированию социокультурной компетенции обучаемых. В современных французских песнях отражается культура и повседневная жизнь Франции. А при изучении народных и старинных французских песен, в частности детских, раскрываются новые интересные аспекты ее истории. Огромное количество народных и детских песен из разных регионов Франции – это просто кладезь информации для знакомства с культурой, обычаями и историей разных уголков этой замечательной страны. “Au clair de la lune”, “Alouette”, “Pirouette cacahouette”, “Dors mon petit poussin”, “Trois jeunes tambours” и множество других песен.
Изучение песен на иностранном языке позволяет глубже понять особенности менталитета каждого народа, что способствует формированию толерантности, уважению к своей и иной культуре.
I. Примерная последовательность работы с песней:
1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, сравнение явлений чужой и родной культуры, о которых может упоминаться в песне. Установка на первое восприятие песни;
2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;
3) проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;
4) выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;
5) чтение текста песни с правильным звукопроизношением и интонацией;
6) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения.
Критерии отбора песен могут быть следующими:
- песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;
- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;
- соответствовать возрасту и степени обученности учащихся;
- отражать страноведческую специфику;
- голос исполнителя должен быть понятным .
Темами для дискуссий и бесед может стать содержание современных, популярных среди молодежи песен. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни.
При обучении иностранному языку песня выполняет следующие функции:
- развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух).
- образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. в песнях отражается история, культура и повседневная жизнь страны изучаемого языка).
- обучающая (совершенствуется произношение, усваивается лексика, расширяется активный и пассивный словарь ученика, идентифицируются и активизируются грамматические конструкции).
II. Формы работы на уроке могут быть различными:
- При обучении фонетике
- хоровое пение во время фонетической зарядки;
- При обучении лексике, грамматике
- индивидуальная форма работы: заполнение пропусков, используя частично-поисковый метод с подстановкой слов, форм артикля, глаголов;
- При обучении говорению
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая
(ответы на вопросы; изложение содержания в монологе; звуковое сопровождение видеоряда (монолог, диалог, полилог));
- При обучении письменной речи
- индивидуальная форма работы;
- подготовительный диктант припева, куплета.
Учителю необходимо подбирать песни в зависимости от:
- этапа обучения;
- возраста детей;
- изучаемой темы;
- поставленной цели.
Используя песни на разных этапах обучения, хочется отметить очень хорошие результаты их применения для детей младшего и среднего школьного возраста на начальном этапе обучения иностранному языку, т.к. песня – это один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иноязычной речи. В старших классах необходимо знакомить учеников с современной французской песней с целью овладения культуроведческими, лингвострановедческими и социокультурными знаниями.
Библиография.
1. Зимняя И.А. «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования »//Высшее образование сегодня. – 2003. - №5.
2. Педагогическая психология Зимняя И.А. Издательство: «Логос» 2009 г.
3. Елизарова Г.И., Халяпина Л.П. Формирование поликультурной языковой личности как требование новой глобальной ситуации./ Г.И. Елизарова, Л.П. Халяпина.-СПб., 2005.
4.Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация деятельности учащихся на уроках английского языка через использование песенного материала.
Любой урок должен быть увлекательным, вызывать интерес у детей; ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности....
Использование песенного и стихотворного материала на уроках французского языка как способ повышения эффективности обучения иноязычному общению
Главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск. В значительной мере э...
Выступление на РМО "Использование песенного материала на уроках иностранного языка"
Выступление на РМО...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Методическая разработкаАннотация В методической разработке представлены методы, приемы и формы работы с лингвострановедческим материалом на уроках французского языка в средних и старших кл...
Эффективное использование песенного материала, стихов и рифмовок для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Один из эффективных приемов обучения на уроках английского языка является использование стихотворных и песенных материалов.Работа со стихотворениями, рифмовками и песнями является мощным средством под...
Использование песенного материала на уроках английского языка
Использование песенного материала повышает мотивацию, благодаря непроизвольному запоминанию новых слов и фраз увеличивается объем словарного запаса.Песня является образцом звучащей иноязычной речи, а ...
мастер-класс "Использование песенного материала на уроках истории"
Личностные компетенции можно формировать на уроках истории России XX века через песеный материл. Наша страна богата песнями. Композиторы писали песни и на патриотическую тему. Можно найти маршеобразну...