Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы
статья по французскому языку на тему
Данная статья предназначена для учащихся старшей школы. Она освещает речевые жанры письменного общения и прагматический подход к ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы
Наряду с теоретическим подходом в характеристике речевых жанров в письменном общении существует так называемый прагматический подход к выделению номенклатуры жанров информационного класса – прагматический. Этот подход определяется в соответствии с практическими потребностями различных групп обучающихся. В нем выделяются две группы жанров: профессионально необходимый, и учебный. Потребность обуславливается спецификой профессии, которую предстоит выбрать выпускникам. Например, будущим юристам придется письменно излагать обстоятельства судебных дел, инженерам, научным работникам – описывать какие нибудь процессы, явления или работу оборудования, работникам службы охраны – составлять протоколы о происшествиях,и.т.д. Все подобные конкретные письменные произведения профессионального жанра могут рассматриваться как «сообщения» в широком смысле слова.
Следовательно, реестр жанров может быть таким: анкета, автобиография, вопросник, конспект прочитанного, резюме, деловое письмо, доклад, сообщение в печать, отчет, обзор, спецификация, статья и.т.д. Наряду с перечисленными жанрами, сторонники прагматического подхода выделяют такие вспомогательные жанры как: записка, заметка, тезисы.
В рамках прагматического подхода большой интерес представляет работа Б.Кролла, в которой автор стремится выявить те жанры письменной речи, которые необходимы широкому кругу людей:
1.Письменное сообщение
2. Письмо личного характера или какому либо юридическому лицу
3. Объявление или публикация в прессе
4. Заполнение всевозможных опросников
5. Письмо в виде инструкции
6. Досье
Очевидно, что учащимся выпускных классов необходимо умение создавать письменное произведение и дифференцировать его по жанру.
Классификацию жанров информативного класса можно представить в виде таблицы:
Жанры письменных произведений информативной литературы
Стандартизированные | Вспомогательные | Творческие |
закон | реферат | статья |
акт | заметка | сообщение |
договор | конспект | доклад |
анкета | выписка | тезисы |
вопросник | записи | речь |
характеристика | резюме | |
автобиография | рецеензия | |
заявление | эссе | |
записка | репортаж | |
письмо | интервью | |
расписка | очерк | |
доверенность |
Таблица показывает, что сторонникам прагматического подхода к выделению номенклатуры жанров информационного класса удалось дифференцировать их по доле творчества, которое имеет место в деятельности учащихся при написании письменного произведения того или иного жанра. Поэтому, они выделили три основных направления: класс стандартизированных жанров письменных произведений, класс творческих жанров и наконец, тех жанров, которые могут рассматриваться вспомогательные или дополнительные, которые предшествуют созданию произведений творческих жанров.
Список использованной литературы
- Апресян Т.А.Выделение лексических классов глагола на основе синтаксических признаков// Методы сравнительно – сопоставительного изучения современных романских языков. М.,2006.С.163
- Илия Л.И. Очерки по грамматике современного французского языка. М., 2004. С24
- Холидович А.А. Опыт теории подклассов слов// Вопросы языкознания 1980. №1
- Абросимова Т.А.Способ выражения каузативности во французском языке. Канд. дисс., Л. 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в обучении страноведению на уроках иностранного языка в старшей школе
В данной статье предложены рекомендации учителю при организации интегрированного куса, а также представлена разработка учебной программы курса "Страноведение США, Великобритании и России...
Роль речевого этикета в письменном общении 8 класс
материал содержит факультативный курс по программе С.И.Львовой....
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)
Обучение устно-речевому общению на иностранном языке с помощью аудиовизуальных средств заключается в том, что новый материал предназначается преимущественно для восприятия на слух, а его значение рас...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
До недавнего времени обучение иностранным языкам в школе проходило преимущественно с использованием печатных учебных материалов при полном или почти полном игнорировании обучающих аудио- и видеоматери...
Характеристика речевых жанров
Данная статья характеризует основные жанры языка, акцентируя особое внимание на письменных жанрах, которые должны сформироваться у старшеклассников....
Характеристика языковых жанров педагогического общения: вступительное слово, объяснительная речь, обобщающая речь (обзор основных жанров и их использование на уроке)
Методическая работа...
Программа элективного курса "Язык делового общения" для старшей школы.
Программа элективного курса "Язык делового общения" рассчитана на учащихся профильных экономических классов старшей школы. ...