Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы
статья по французскому языку на тему

Циклаури Светлана Павловна

Данная статья предназначена для учащихся старшей школы. Она освещает речевые жанры письменного общения и прагматический подход к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы

Наряду с теоретическим подходом в характеристике речевых жанров в письменном общении существует так называемый прагматический подход к выделению номенклатуры жанров информационного класса – прагматический. Этот подход определяется в соответствии с практическими потребностями различных групп обучающихся. В нем выделяются две группы жанров: профессионально необходимый, и учебный. Потребность обуславливается  спецификой профессии, которую предстоит выбрать выпускникам. Например, будущим юристам придется письменно излагать обстоятельства судебных дел, инженерам, научным работникам – описывать какие нибудь процессы, явления или работу оборудования, работникам службы охраны – составлять протоколы о происшествиях,и.т.д. Все подобные конкретные письменные произведения профессионального жанра могут рассматриваться как «сообщения» в широком смысле слова.

Следовательно, реестр жанров может быть таким: анкета, автобиография, вопросник, конспект прочитанного, резюме, деловое письмо, доклад, сообщение в печать, отчет, обзор, спецификация, статья и.т.д. Наряду с перечисленными жанрами, сторонники прагматического подхода выделяют такие вспомогательные жанры как: записка, заметка, тезисы.

В рамках прагматического подхода большой интерес представляет работа Б.Кролла, в которой автор стремится выявить те жанры письменной речи, которые необходимы широкому кругу людей:

1.Письменное сообщение

2. Письмо личного характера или какому либо юридическому лицу

3. Объявление или публикация в прессе

4. Заполнение всевозможных опросников

5. Письмо в виде инструкции

6. Досье

Очевидно, что  учащимся выпускных классов необходимо умение создавать письменное произведение и дифференцировать его по жанру.

Классификацию жанров информативного класса можно представить в виде таблицы:

Жанры письменных произведений информативной литературы

Стандартизированные

Вспомогательные

Творческие

закон

реферат

статья

акт

заметка

сообщение

договор

конспект

доклад

анкета

выписка

тезисы

вопросник

записи

речь

характеристика

резюме

автобиография

рецеензия

заявление

эссе

записка

репортаж

письмо

интервью

расписка

очерк

доверенность

     Таблица показывает, что сторонникам прагматического подхода к выделению номенклатуры жанров информационного класса удалось дифференцировать их по доле творчества, которое имеет место в деятельности учащихся  при написании письменного произведения того или иного жанра.  Поэтому,  они выделили три основных направления: класс стандартизированных  жанров письменных произведений, класс творческих жанров и наконец, тех жанров, которые могут рассматриваться вспомогательные или дополнительные, которые предшествуют созданию произведений творческих жанров.

Список использованной литературы

  1. Апресян Т.А.Выделение лексических классов глагола на основе синтаксических признаков// Методы сравнительно – сопоставительного изучения современных романских языков. М.,2006.С.163
  2. Илия Л.И. Очерки по грамматике современного французского языка. М., 2004. С24
  3. Холидович А.А. Опыт теории подклассов слов// Вопросы языкознания 1980. №1
  4. Абросимова Т.А.Способ выражения каузативности во французском языке. Канд. дисс., Л. 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в обучении страноведению на уроках иностранного языка в старшей школе

В данной статье предложены рекомендации учителю при организации интегрированного куса, а также представлена  разработка учебной программы курса "Страноведение США, Великобритании и России...

Роль речевого этикета в письменном общении 8 класс

материал содержит факультативный курс по программе С.И.Львовой....

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Обучение устно-речевому общению на иностранном языке с помощью аудиовизуальных средств заключается в том, что но­вый материал предназначается преимущественно для восприятия на слух, а его значение рас...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

До недавнего времени обучение иностранным языкам в школе проходило преимущественно с использованием печатных учебных материалов при полном или почти полном игнорировании обучающих аудио- и видеоматери...

Характеристика речевых жанров

Данная статья характеризует основные жанры языка, акцентируя особое внимание на письменных жанрах, которые должны сформироваться у старшеклассников....

Программа элективного курса "Язык делового общения" для старшей школы.

Программа элективного курса "Язык делового общения" рассчитана на учащихся профильных экономических классов старшей школы. ...