Интегрированный подход в обучении страноведению на уроках иностранного языка в старшей школе
статья по английскому языку (11 класс) по теме
В данной статье предложены рекомендации учителю при организации интегрированного куса, а также представлена разработка учебной программы курса "Страноведение США, Великобритании и России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr_podhod.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Роль инновационно-экспериментальной деятельности в повышении эффективности образовательного процесса"
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТРАНОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Бобушкина Татьяна Вячеславовна,
учитель иностранного языка,
первая квалификационная категория
МОУСОШ №35
Основной организационный принцип традиционной системы образования – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. В связи с таким характером перспектив развития современного образования особо актуальной становится задача формирования у школьника целостного взгляда на окружающий мир. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированный подход.
В обучении интеграция может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем.
Одним из возможных интегрированных курсов в школах и классах с углублённым изучением иностранного языка и на факультативных занятиях на старшем этапе обучения может стать лингвострановедческий курс второго уровня. Изучив программу среднего (полного) образования по английскому языку (профильный уровень), можно сказать, что этот курс наиболее органично вписывается в школьную программу и отвечает требованиям к уровню подготовки выпускников на данной ступени обучения.
Темой данной работы является организация интегрированного обучения английскому языку в средней (полной) школе. Выбор этой возрастной группы обусловлен тем, что именно на этом этапе обучения формируется абстрактное мышление старшеклассников, которое позволяет им видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости.
Актуальность темы определяется возрастающей необходимостью использования новых методов, технологий и форм обучения на уроках иностранного языка, активизирующих продуктивную творческую деятельность школьников и формирующих полисистемное знание о предмете «Иностранный язык».
Интеграция рассматривается как методологический и дидактический принцип образования, направленный на повышение эффективности процесса обучения за счет объединения различных дисциплин и курсов.
Для осуществления интегративно-тематического подхода при комплексном изучении страноведения, учителю необходимо:
1. Четко определить общеобразовательную цель проведения интегрированных уроков. Такой целью является формирование единого культурного и информационного пространства при изучении какой-либо страны. Основными задачами курса могут быть: синтез страноведческих и социокультурных знаний о стране изучаемого языка; изучение национальных стереотипов поведения и восприятия, форм мышления, систем ценностной ориентации, особенностей интерпретации этических и эстетических ценностей, специфики национальной политической культуры, государственно-правовой системы; формирование у учащихся позитивной установки к народу изучаемой страны; формирование у учащихся определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе; совершенствование навыков и умений самостоятельной работы учащихся (в частности, работы с книгой, справочной литературой).
2. Пересмотреть содержание изучаемого материала. Необходимо строить интегрированные уроки на базе имеющихся учебных предметов и того материала, который предлагается учащимся и учителю в ныне действующих программах и учебниках. Для проведения интегрированных уроков необходимо проанализировать программы по различным учебным предметам, выявить одинаковые темы и объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Так, например, тема "Города" изучается в физической географии, истории, экономической и социальной географии, культуроведении и английском языке. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы изучаемая тема учащимися воспринималась целостно, комплексно.
Также необходимо отметить, что к реализации интегрированного подхода необходимо подходить с двух позиций. Во-первых, межпредметность как горизонтальный срез всех учебных программ старшей школы, то есть основа кооперирования знаний отдельных предметов для их реализации на уроках страноведения. Во-вторых, привлечение знаний различных наук, не входящих в программы старшей школы.
Изучив примерную программу по иностранному языку с целью выявления межпредметных связей и анализа содержания учебных тем, можно сказать, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двусторонних связей и так называемой "цикловой координации" учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определенного цикла (естественно-математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т. д.). При моделировании курса, чрезвычайно важно учитывать принцип системности, обеспечивающий уплотнение и концентрацию материала, позволяющий исключить прямое дублирование учебной информации.
Таким образом, содержание разрабатываемого курса показывает, что в нём, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных связей как основы интегрированного изучения тем; с другой стороны, данные связи не находят отражения ни в программе, ни в учебнике, ни в методических рекомендациях для учителей.
Однако нельзя ограничиваться поурочным соотношением тем разных предметов (истории, государства и права, географии и др.) и использованием только программного материала разных учебных дисциплин. Необходимо включение дополнительного материала, позволяющего расширять и углублять знания, а также раскрывать творческие способности учеников и учителей. А это, в свою очередь, обеспечит более глубокую основу интегрированного подхода к изучению Великобритании, США и России в средней (полной) школе.
Для достижения наилучшего результата, определив точки соприкосновения с другими дисциплинами, в соответствии с программами обучения, необходимо проводить интегрированные уроки в системе, учитывая, что для большинства учащихся это единственная возможность практического применения полученных на уроке знаний. Интегрированные уроки целесообразно проводить не искусственно, а лучше, если прохождение тем учебного материала по предметам совпадает. Такие уроки дают большой эффект во всех отношениях как с образовательной, так и с воспитательной точек зрения. Таким образом, найдя точки соприкосновения различных предметов, по отдельным темам предполагается корректировка в тематическом планировании с учителями - предметниками, совместно проводящими уроки с учителем иностранного языка.
3. В соответствии с новым подходом к содержанию изучаемого материала учителю необходимо пересмотреть и выбор методов, средств и форм организации обучения, поскольку интегрирование знаний предполагает детальную проработку единиц учебного материала, входящего в тему данного урока. Так, если при изучении городов Великобритании, США и России привлекается материал уроков мировой художественной культуры, то это потребует и иных методов и приемов работы учителя и учащихся, а также особой глубины в их применении. Нужны такие методы, средства и формы обучения, которые бы позволили всесторонне отразить и показать изучаемое явление, включить школьников в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Таким образом, интегрированные уроки могут быть разнообразны по форме: конференции, уроки-соревнования, уроки по типу телепередач, уроки-имитации деятельности, уроки-исследования, телемост, и, конечно, нельзя забывать стандартные формы уроков, внося в них какие-то творческие исследовательские элементы.
4. Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. Это может быть видно:
- в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в приобретении знаний и умений по английскому языку в практической деятельности и повседневной жизни для успешного взаимодействия в различных ситуациях межкультурного общения, для участия в межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах, расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
- в приобщении к культурному и историческому наследию страны изучаемого языка;
- в расширении объёма потенциального словаря учащихся в русле проблематики других предметов;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в росте познавательного интереса школьников к языку и к другим гуманитарным предметам, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
Проведенное исследование является попыткой внести вклад в решение проблемы оптимизации процесса обучения иноязычному общению, усиления коммуникативной и познавательной направленности урока английского языка. Использование при обучении иностранному языку интегрированного подхода позволит повысить эффективность усвоения учебного материала, создавая условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений, формируя у школьников более целостную картину мира за счет объединения возможностей разных учебных предметов.
Приложение 1
На основании полученных выводов была разработана учебная программа курса «Страноведение США, Великобритании и России» на основе принципа полилога культур для старшей ступени обучения. Отличительной чертой данной программы является интегрированный подход к содержанию образования по данной дисциплине.
Знание страны изучаемого языка - одна из важнейших характеристик учителя иностранного языка, необходимый компонент формирования языковой и «вторичной» языковой личности. Без страноведческих знаний учитель иностранного языка не сможет состояться в полной мере.
Курс «Страноведения» во многом призван восполнить пробелы в знаниях учащихся о чужой стране и ее культуре, рассмотреть сложившиеся стереотипы и в ряде случаев скорректировать их, а в конечном итоге, решить сверхзадачу - создать образы стран изучаемых языков.
Курс страноведения преподается на английском языке (однако по желанию учащихся возможно его преподавание и на русском языке); наиболее значимые термины и определения даются как на английском, так и на русском языках.
Курс предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, семинары, конференции. Включаются также элементы проектной технологии, технологии организации исследовательской деятельности учащихся и др.
Цель курса: ознакомление учащихся с историей, социальной, политической, экономической и культурной жизнью Великобритании и США в сопоставлении с Россией на основе принципа полилога культур; углубление знаний по истории развития английского и русского языков, важнейших событий из истории английского, американского и русского народов в связи с теми иноязычными влияниями, которым подвергался их язык в процессе своего исторического развития.
Основные подходы, предусматриваемые в курсе:
- интегрированный,
- социокультурный,
- личностно-деятельностный,
- коммуникативно-ориентированный.
Педагогические технологии и методики:
- развитие критического мышления,
- информационно-коммуникационные технологии,
- обучение в сотрудничестве,
- разноуровневое обучение.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
- принцип полилога культур,
- принцип культуросообразности,
- принцип коммуникативной направленности обучения,
- принцип личностно-ориентированной направленности обучения,
- принцип практикоориетированности,
- принцип целостности, принцип вариативности.
Интегрированный курс «Страноведение Великобритании, США и России» состоит из 5 разделов (Географическое положение, национальная политическая культура, экономика, население страны, города). В нем представлены межпредметные связи по темам, содержание изучаемого материала по отдельной теме в различных предметах.
Основной формой итогового контроля является реферат по проблемам, рассматриваемым в курсе.
Примерные темы рефератов:
- Страноведение среди других наук.
- Страноведение США, Великобритании и России.
- Национальная личность США, Великобритании и России.
- Межкультурные ценности английской, американской и русской личности.
- Межкультурная коммуникация как реализация культурного и языкового взаимодействия.
- Место Великобритании, США и России в системе межкультурной коммуникации.
- История Великобритании, США и России.
- Культурные традиции Великобритании, США и России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развития «жизненных умений» на уроках иностранного языка в старшей школе
Выступление по данной тематике было на педогогическом совете....
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка
Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...
«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка»
«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка» - проект, целью которого является изучение системно-деятельностного подхода...
Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.
Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...
Мастер-класс из опыта работы на тему "Межпредметный подход в обучении лексике на уроках иностранного языка"
Мастер-класс, продемонстрированный мной перед аудиторией коллег-педагогов, на котором я поделилась приемами обучения лексике на уроках английского языка....
Организация обучения чтению на уроке немецкого языка в старшей школе
Проблема обучения чтению всегда актуальна при изучении иностранного языка...