Роль речевого этикета в письменном общении 8 класс
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме
материал содержит факультативный курс по программе С.И.Львовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_8_klass.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора Директор МОУ СОШ
гуманитарного цикла УВР МОУ СОШ
протокол № от------- протокол № от---- приказ № от-------------
Электив по русскому языку
« Роль речевого этикета в письменном общении»
Гордеевой Т.И.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № от
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Роль речевого этикета в письменном общении» составлена на основе авторской программыС.И.Львовой М.; Мнемозина,2009
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ проведению элективных предметов отводится 3 часа.
Согласно учебному плану МОУ СОШ с.Урицкое на изучение элективного предмета по русскому языку « Роль речевого этикета в письменном общении» в 8 классе отводится 1 ч. в неделю, что составляет 35 ч. в год.
Цель курса усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.
.Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета – одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку.
Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе. Общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных её проявлениях: тактичность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, корректность, приветливость и др. Именно этот курс имеет исключительно важное воспитательное значение.
Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы.
Учебно- тематическое планирование
Класс-8
Учитель: Гордеева Т.И.
Всего-35часов; в неделю 1 час
Плановых практических работ - 0 ч, тесты – 4 ч
Планирование составлено на основе Федерального компонента по русскому языку среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку ; автор- составитель С.И.Львова, М.,Мнемозина, 2009
Учебно- методическое обеспечение.
Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М., 1983
Горелов И., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться ?- М., 1991.
Лотман Ю.М. Роман А.С, Пушкина « Евгений Онегин» Комментарий.- Л., 1983
Львова С.И. Речевой этикет. М., 1995.
Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. – М., 1976
Введенская Л.А. Культура речи. Ростов- на –Дону, 2001
Русский язык и культура речи: Практикум/ Под ред. В.И.Максимова.М., 2009
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ .
Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность. Учащиеся совершенствуют навыки самоконтроля, потребности обращаться к разным видам лингвистических словарей и к словообразовательной справочной литературе.
Уметь анализировать текст для создания самостоятельного высказывания уже изученных языковых приемов. Расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствовать умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их. Применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, соблюдая разные виды языковых норм.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид занятия | Наглядные пособия и тех. ср-ва | Задания для уч-ся | повторение |
Роль речевого этикета в письменном общении ( 6 ч.) | |||||||
1 | Особенности письменного общения. | 1 | Практикум. | Письма писателей. | Написание писем | ||
2 | Роль речевого этикета в письменном общении | 1 | Практикум. | Сообщения, карточки | Речевые нормы | ||
3-4 | Зачины и концовки писем. Обращение к адресату. Письменные формы. | 2 | Практикум. | Письма известных людей, приглашения, поздравления | Написание поздравлений, приглашений | ||
5 | Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении | 1 | Практикум. | презентация | Правильное написание смс - сообщений | ||
6 | Из истории эпистолярного жанра в России. | 1 | Практикум. | сообщения |
| ||
Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении( 14 ч.) | |||||||
7-8 | Вербальные и невербальные средства общения. | 2 | практикум | ||||
9-10 | Роль невербальных средств в общении. | 2 | Практикум. | ||||
11-12 | Национальные особенности жестов, мимики. | 2 | практикум. | ||||
13 | Наиболее типичные жесты, принятые речевым этикетом. | 1 | практикум. | ||||
14 | Жесты усилительные, изобразительные, указательные | 1 | практикум. повторение | ||||
15-16 | Наблюдение за описанием мимики, жестов в художественных произведениях | 2 | Практикум | Тексты художественных произведений | |||
17 | Характеристика словарей языка жестов. | 1 | Практикум | Словари, презентация | |||
18-20 | Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о человеке | 3 | Практикум | ||||
Интонация и культура речевого общения. ( 14 ч.) | |||||||
21-22 | Интонация, основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика | 2 | комбинированный | Карточки, тексты произведений | Анализ предложений. | ||
23-24 | Интонация, основные элементы: темп и тон речи | 2 | комбинированный | Карточки, тексты произведений | Анализ предложений. | ||
25 | Практикум: Логическое ударение. | 1 | Практикум | Самостоятельная работа | |||
26 | Смыслоразличитель ная роль каждого элемента интонации | 1 | комбинированный | Тексты газетных статей | Анализ публицистического текста. | ||
27-28 | Интонация и правила речевого этикета | 2 | комбинированный | ||||
29-30 | Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения | 2 | комбинированный | сообщения | Анализ текста. | ||
31 | Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. | 1 | Комбинированный | текст произведений | Анализ текста. | ||
32-34 | Интонация и орфография | 3 | Комбинированный, | текст произведений | |||
35 | Резервный | 1 |
Основное содержание.
Роль речевого этикета в письменном общении. ( 6 ч.)
Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении. Зачины и концовки писем. Обращение к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении ( SMS- сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Из истории эпистолярного жанра в России.
Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении ( 14 ч.)
Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств ( мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.
Национальные особенности жестов, мимики.
Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие.
Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях.
Характеристика словарей языков жестов.
Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения ( характер, настроение, одобрение/ неодобрение; доверие/ недоверие, желание/нежелание скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т.п.).
Интонация и культура речевого общения ( 14 ч.)
Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Интонация и правила речевого этикета. Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой этикет и КТП 8 класс
Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-состави...
Речевой этикет и культура речевого общения
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы
Данная статья предназначена для учащихся старшей школы. Она освещает речевые жанры письменного общения и прагматический подход к ним....
Урок родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении
Тип: изучение нового материала, развитие речи. Технологическая карта урока....
Презентация к уроку родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении
Тип: изучение нового материала, развитие речи...