Роль речевого этикета в письменном общении 8 класс
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

материал содержит факультативный курс по программе С.И.Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_8_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                       «Согласовано»                                    « Утверждаю»

Руководитель МО                Зам.директора                                       Директор МОУ СОШ

гуманитарного цикла        УВР МОУ СОШ

протокол №   от-------          протокол №   от----                            приказ  №        от-------------

Электив по русскому языку

«  Роль речевого этикета в письменном общении»

Гордеевой Т.И.

                                                                                                                                                   

   Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                          Педагогического совета

                                                                                                                                                           Протокол №    от          

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса  «Роль речевого этикета в письменном общении» составлена на основе авторской программыС.И.Львовой М.; Мнемозина,2009

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ проведению элективных предметов отводится 3 часа.

Согласно учебному плану МОУ СОШ с.Урицкое на изучение элективного предмета по русскому языку « Роль речевого этикета в письменном общении» в 8 классе отводится 1 ч. в неделю, что составляет 35 ч. в год.

Цель курса   усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

.Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета – одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе. Общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных её проявлениях: тактичность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, корректность, приветливость и др. Именно этот курс имеет исключительно важное воспитательное значение.

Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы.

       Учебно- тематическое планирование

Класс-8

Учитель: Гордеева Т.И.

Всего-35часов; в неделю 1 час

Плановых практических работ -   0  ч, тесты – 4 ч

Планирование составлено на основе Федерального компонента по русскому языку среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку ; автор- составитель С.И.Львова, М.,Мнемозина, 2009

Учебно- методическое обеспечение.

Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М., 1983

Горелов И., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться ?- М., 1991.

Лотман Ю.М. Роман А.С, Пушкина « Евгений Онегин» Комментарий.- Л., 1983

Львова С.И. Речевой этикет. М., 1995.

Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. – М., 1976

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов- на –Дону, 2001

Русский язык и культура речи: Практикум/ Под ред. В.И.Максимова.М., 2009

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ .

Основное внимание уделяется формированию навыков  правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность. Учащиеся совершенствуют навыки самоконтроля, потребности  обращаться к разным видам лингвистических словарей и  к словообразовательной справочной литературе.

Уметь анализировать текст для создания самостоятельного высказывания уже изученных языковых приемов. Расширять  сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствовать умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их. Применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, соблюдая разные виды языковых норм.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и тех. ср-ва

Задания для уч-ся

повторение

Роль речевого этикета в письменном общении ( 6 ч.)

1

Особенности письменного общения.

1

Практикум.

Письма писателей.

Написание писем

2

Роль речевого этикета в письменном общении

1

Практикум.

Сообщения, карточки

Речевые нормы  

3-4

Зачины и концовки писем. Обращение к адресату. Письменные формы.

2

Практикум.

Письма  известных людей, приглашения, поздравления

Написание поздравлений, приглашений

5

Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении

1

Практикум.

презентация

Правильное написание  смс - сообщений

6

Из истории эпистолярного жанра в России.

1

Практикум.

сообщения

 

Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении( 14 ч.)

7-8

Вербальные и невербальные средства общения.

2

практикум

9-10

Роль невербальных средств в общении.

2

Практикум.

11-12

Национальные особенности жестов, мимики.

2

практикум.

13

 Наиболее типичные жесты, принятые речевым этикетом.

1

практикум.

14

Жесты усилительные, изобразительные, указательные

1

практикум.

повторение

15-16

Наблюдение за описанием мимики, жестов в художественных произведениях

2

Практикум

Тексты художественных произведений

17

Характеристика словарей языка жестов.

1

Практикум

Словари, презентация

18-20

Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о человеке

3

Практикум

Интонация и культура речевого общения. ( 14 ч.)

21-22

Интонация, основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика

2

комбинированный

Карточки, тексты произведений

Анализ предложений.

23-24

Интонация, основные элементы: темп и тон речи

2

комбинированный

Карточки, тексты произведений

Анализ предложений.

25

Практикум: Логическое ударение.

1

Практикум

Самостоятельная работа

26

Смыслоразличитель ная роль каждого элемента интонации

1

комбинированный

Тексты газетных статей

Анализ публицистического текста.

27-28

Интонация и правила речевого этикета

2

комбинированный

29-30

Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения

2

комбинированный

сообщения

Анализ текста.

31

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи.

1

Комбинированный

текст произведений

Анализ текста.

32-34

Интонация и орфография

3

Комбинированный,

текст произведений

35

Резервный

1

Основное содержание.

Роль речевого этикета в письменном общении. ( 6 ч.)

Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении. Зачины и концовки писем. Обращение к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении ( SMS- сообщения, электронная почта, телефакс и др.).   Из истории эпистолярного жанра в России.

Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении ( 14 ч.)

Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств ( мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.

Национальные особенности жестов, мимики.

Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие.

Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях.

Характеристика словарей языков жестов.

Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения ( характер, настроение,  одобрение/ неодобрение; доверие/ недоверие, желание/нежелание скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т.п.).

 Интонация и культура речевого общения ( 14 ч.)

Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Интонация и правила речевого этикета. Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой этикет и КТП 8 класс

 Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-состави...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Прагматический подход в характеристике речевых жанров в письменном общении выпускников старшей школы

Данная статья предназначена для учащихся старшей школы. Она освещает речевые жанры письменного общения и прагматический подход к ним....

Речевой этикет в деловом общении

                                                      ...

Урок родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении

Тип:  изучение  нового материала, развитие речи. Технологическая карта урока....