Примерная рабочая программа по Французскому языку как второму иностранному (7 класс)
рабочая программа по французскому языку (7 класс) на тему

Программа составлена для ДК на основе уже существующей программы учителя Шавырко И.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_frantsuzskomu_yazyku.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №259

ГО ЗАТО ГОРОД ФОКИНО

«Согласовано»

Руководитель МО учителей

Иностранных языков

_____/ВЫставкина О.А.

Протокол №___

От «___» _______ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МКОУ гимназии №259

____/Пионткевич Л.И.

«Утверждаю»

Директор МКОУ

Гимназии №259

___/Иляхина Г.Н.

Приказ №___

От «___»____ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Французский язык»

Сучковой Марии Валерьевны

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Французский язык» (7 класс) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. В основу рабочей программы положена программа учителя иностранных языков Шавырко И.А.: [http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/frantsuzskiy-yazyk/library/2012/11/10/programma-po-frantsuzskomu-yazyku].

Настоящая программа составлена на основе «Программы-концепции коммуникативного иноязычного образования (Концепция развития индивидуальности в диалоге культур)», разработанной доктором педагогических наук, профессором Е.И. Пассовым).      

В настоящее время французский язык – язык литературы и искусства, моды и дипломатии, международный язык математики и почтовой связи - занимает в списке изучаемых в российских школах вторых иностранных языков достаточно прочное место. Он вводится во многих типах общеобразовательных учреждений и прежде всего в школах с углубленным изучением первого иностранного языка, в гимназиях и лицеях различного профиля и направления.      

Данная программа предназначена для 7-11 классов гимназии. На изучение предмета согласно учебному плану гимназии отводится 2 часа в неделю.

      

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

7

2

68

Программа построена на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре.      

Программа состоит из введения и основной части, в которой излагаются цели обучения французскому языку как второму иностранному, основные компоненты содержания обучения предмету, требования к владению языком на различных этапах обучения.

Цели обучения французскому языку как второму иностранному

Основной целью обучения французскому языку как второму иностранному является формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности.
Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.

Развитие способности к межкультурной коммуникации, осуществляемой с помощью французского языка, предполагает формирование у учащегося прежде всего знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет ему приобщиться к лингвоэтнокультурным ценностям страны изучаемого второго неродного языка и практически пользоваться этим языком в ситуациях межкультурного взаимодействия и познания. Развитие у школьника коммуникативной компетенции позволяет ему в соответствии с его реальными и актуальными потребностями и интересами использовать французский язык на базовом уровне в наиболее типичных ситуациях речевого общения. Реализация данного курса дает возможность учащимся по окончании школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы) и позволит выпускникам школы использовать второй иностранный язык для дальнейшего самообразования.

Данный уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает наличие у учащегося:

-знаний о системе французского языка и навыков оперирования языковыми средствами общения данного языка;

-коммуникативных умений, т.е. умений понимать и порождать высказывания на французском языке в соответствии с конкретной сферой, тематикой и ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, а также с учетом национально-культурной специфики страны/стран изучаемого языка.

Данные знания, навыки и умения призваны обеспечить учащимся способность:
-в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению, сообщать и запрашивать информацию различного объема и характера, логично и последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнера по общению, интерпретировать и обобщать информацию, выражать при этом свое отношение к предмету общения (теме, проблеме и др.) и использовать аргументацию и эмоционально-оценочные суждения;

-использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего и/или письменного текста (понимание основного содержания, понимание полного содержания и поиск необходимой/интересующей информации) и интерпретировать (творчески перерабатывать) полученную информацию.

        Изучение второго иностранного языка в гимназии предполагает совершенствование у школьника навыков и умений рационального овладения неродным языком и культурой, сформированных в процессе обучения родному и первому иностранному языкам. К ним относятся навыки и умения:

-работать с языковым материалом;

-планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и оценку успешности своих результатов.

        В процессе обучения французскому языку как второму иностранному актуальным является развитие у учащихся:

-толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера по общению;

-умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культурах стран первого и второго иностранных языков, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур;

-готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни, понять еще одну – иную – картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему  мировосприятия и мироощущения.

        Реализация основной цели обучения французскому языку как второму иностранному – формирование способности к межкультурной коммуникации – предполагает решение задачи развития у учащихся таких личностных качеств, как самостоятельность, активность и способность к словотворчеству в осуществлении коммуникативной деятельности на французском языке.

Содержание обучения французскому языку как второму иностранному

Содержание обучения французскому языку как второму иностранному включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов.

Предметная сторона содержания обучения французскому языку как второму иностранному отражает типичные для учащихся сферы общения: бытовую, социально-культурную, учебную и профессиональную. В рамках каждой сферы общения определяется круг тем и подтем, связанных с ситуациями повседневного общения прежде всего франкоговорящих сверстников, а также тем, имеющих социально-политическое звучание и значение для настоящего и будущего, связанных с историей и культурой страны изучаемого языка, и др.

Компоненты содержания обучения французскому языку

как второму иностранному

Основные виды и типы текстов 

Художественные тексты

Тексты, регламентирующие повседневное общение

Публицистические тексты

Песни
Считалки
Сказки
Комиксы
Карикатуры
Загадки
Стихи
Сценарии

Телефонные разговоры
Рецепты
Этикетки
Личное письмо
Краткие биографии
Реклама
Сообщения
Сводки погоды
Расписание
Таблицы

Деловое письмо
Заявление

Краткие репортажи
Газетные репортажи
Интервью

Основные требования к уровню владения учащимися французским языком

по этапам обучения:

Курс обучения французскому языку условно делится на три этапа:

1) начальный (7 класс – 68ч.);

2) средний (8-9классы – 136ч.);

3) завершающий (10-11 класс – 136ч.).

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Основная цель вводного курса заключается в создании у учащихся первичной, но довольно прочной и коммуникативно достаточной основы владения французским языком, а также в формировании у них мотивов учения и общения на изучаемом втором иностранном языке.

Для достижения этой цели в рамках вводного курса организуется интенсивная работа над лексическим, грамматическим, орфографическим и фонетическим материалом, обеспечивающим учащимся возможность высказываться на элементарном уровне в устной и письменной формах и понимать несложные письменные и устные высказывания.

Специальные умения

Говорение

Диалогическая речь

 Обучающиеся должны уметь:

• без предварительной подготовки ответить на вопросы речевого партнера, представляющего страну изучаемого языка, связи с предъявленной ситуацией общения, а также в связи с содержанием увиденного, услышанного или прочитанного, используя стандартные выражения этикетного характера, правильно оформляя свои речевые реакции с точки зрения норм изучаемого языка, — в пределах языкового материала и тематики предусмотренных для этапа обучения;

• без предварительной подготовки расспросить о том же речевого партнера, представляющего страну изучаемого языка.

Монологическая речь

Обучающиеся должны уметь:

• без предварительной подготовки делать связное сообщение по предложенной теме, правильно оформляя свое высказывание с точки зрения норм изучаемого языка, в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для I этапа обучения;

• без предварительной подготовки передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста в пределах языкового материала, предназначенного для продуктивного усвоения на I этапе обучения.

Аудирование

Обучающиеся должны уметь:

• понимать речь учителя по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания просьбы;

• полностью и точно понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозапись в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.

Чтение

Обучающиеся должны уметь:

• читать про себя с полным пониманием впервые предъявляемые учебные тексты объемом не менее 500 печатных знаков, которые построены на освоенном языковом и тематическом материале и которые могут содержать отдельные незнакомые слова и выражения, поясняемые в сносках или в учебном словаре;

• понимать содержание упражнений и заданий учебника, читать вслух или про себя введенные устно материалы аутентичного характера (стихотворения, рифмовки, тексты песен, загадки и т. п.)

Письмо

Обучающиеся должны уметь:

• написать зарубежному сверстнику личное письмо типового содержания в виде поздравления с праздником, днем рождения, в связи с памятной датой, известной обоим корреспондентам, с соответствующими пожеланиями и т. п.;

• записать план прочитанного в виде ключевых предложений, подобранных из текста;

• выполнить письменные упражнения, имеющиеся в учебнике, с опорой на образцы и учебный французско-русский словарь. 

Тематика устного и письменного общения

Семья

Времена года

Родной город

Система образования

Любимые занятия

Качества характера

Профессии

Ритмы жизни.

Париж и его достопримечательности.

Регионы Франции

Специальные навыки

Фонетические

Школьникам предоставляется возможность научиться:

— четко произносить и различать на слух все звуки французского языка;

— четко произносить безударные гласные, соблюдая долготу и краткость гласных;

— не смягчать согласные перед гласными переднего ряда;

— не оглушать звонкие согласные в конце слова;

— соблюдать ударение в слове, во фразе;

— употреблять в речи различные информационные модели, адекватные целям высказывания.

Обучающиеся должны знать:

— все буквы алфавита, основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия;

— основные правила орфографии.

Лексическая сторона речи

Обучающимся предлагается:

1. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 400—500 лексических единиц и включает устойчивые словосочетания, реплики-клише.

2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:

— аффиксацией (суффиксами существительных: -eur (euse), -ier (ière)).

3. Использовать интернационализмы: например, ипе fabrique, la lune, un film и т. д.

 Грамматическая сторона речи

 Синтаксис

Школьники учатся употреблять:

1. Основные типы французского простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:

— предложения с простым, составным именным и составным глагольным сказуемым (Je parle français. Ils sont heureux. J'aime lire);

— неопределенно-личные предложения с местоимением on;

— утвердительные и отрицательные предложения, общие и специальные вопросы;

— безличные предложения.

2. Коммуникативные типы предложения:

— утвердительные;

— вопросительные (с вопросительным словом и без него);

— отрицательные;

— побудительные.

3. Прямой и обратный порядок слов.

Морфология

Обучающиеся должны владеть:

— основными случаями употребления существительных с определенным и неопределенным артиклями, их слитной и сокращенной формами (l’, du, des, аих, аи):

— множественным числом имен существительных;

— именами прилагательными (различного числа);

— понятием «глагол-связка»;

— спряжением глаголов I, III группы в Présent;

— местоимениями личными, указательными се, cet, cette, ces;

— количественными числительными от 1 до 100;

— порядковыми числительными (суффикс -ième);

— предлогами места, направления.

Содержательные знания

Обучающиеся должны знать:

• названия франкоговорящих стран и их расположение на карте, названия столиц этих стран;

• отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п.;

• имена популярных героев французских сказок и сказаний

• происхождение алфавитов, используемых в русском и французском языках;

• наиболее распространенные женские и мужские имена, используемые во франкоязычных странах;

• основные государственные и семейные праздники (Новый год, Рождество, Пасха, День матери).

Обучающиеся должны знать предметное содержание следующих тем в рамках очерченных сфер общения:

а) социально-бытовая сфера:

.семья, квартира (дом); еда; одежда; самочувствие; в друзья, общие занятия;

• природа в различные времена года, погода;

б) учебно-трудовая сфера:

• обязанности по дому, помощь старшим, покупки в магазине;

• распорядок дня; школа и расписание занятий, любимые предметы; изучение иностранных языков;

в) социально-культурная сфера:

• отдых, занятия спортом (физкультурой), любимые виды спорта и спортивные занятия;

• любимые животные;

• праздники.

Общеучебные умения

В процессе обучения школьников устной и письменной речи на французском языке у них должны быть заново сформированы или развиты следующие общеучебные умения:

• пользоваться справочным аппаратом учебника (постраничные сноски, правила и пояснения, учебный словарь и т. п.);

• различать дифференциальные признаки французских фонем (долгота — краткость, глухость — звонкость и др.) в рамках развития фонематического слуха;

• понимать без перевода на родной язык содержание аудируемого и читаемого на французском языке в рамках развития интуитивного мышления;

• проявлять речевую инициативу, быстроту и экспромтность реакции в процессе диалогического общения;

• работать с проблемными ситуациями и заданиями проблемного характера между словами и грамматическими явлениями родного (первого) и второго изучаемых языков;

• находить в тексте для чтения опорные предложения, составлять письменный план прочитанного текста посредством соединения опорных предложений.

Ценностные ориентации

В процессе обучения различным видам речевой деятельности на французском языке у обучающихся должны быть сформированы следующие ценностные ориентации:

• внимание к звуковой стороне речи, стремление работать над .совершенствованием своего произношения, желание слушать

образцы подлинной иноязычной речи, записи песен, стихотворений и т. п., в том числе (при наличии соответствующих возможностей) в домашних условиях;

• поддержка учителя в его стремлении проводить уроки на изучаемом языке, собственное стремление выражать свои мысли по-французски, запрашивая с этой целью необходимую информацию у учителя;

.доброжелательное отношение к товарищам как партнера по общению, желание помочь им в том, что касается пользования изучаемым языком; добросовестное отношение к выполнению домашних заданий;

.интерес к книгам для легкого чтения на французском языке;

• регулярное ведение учебного французско-русского словаря.

Содержание программы по французскому языку

7 класс– 68 часов

1. Франция в мире. Знакомство. Общие сведения о географическом положении Франции, известных людях, литературных персонажах, о том, чем известна Франция в мире; Сведения о французском речевом этикете; знакомство с французским алфавитом.

Овладение речевой функцией 1)приветствие, представление, сообщение о себе; 2) переспрос; 3)осведомление о состоянии дел.

Презентация грамматического материала. Имя существительное: род, число. Артикли

2. Система образования.

1. Я изучаю иностранные языки. Актуальность изучения иностранных языков. Школьные принадлежности. Французские писатели.

Любимые занятия. Расписание уроков. 

Овладение речевой функцией: сообщение (рассказать французским школьникам о своем расписании о том, какие иностранные языки изучают школьники, о своих любимых и нелюбимых предметах, о своих учебных интересах, о своих читательских интересах, о своем расписании; сообщение о лицее, предметах, своих друзьях и их возрасте, запрос аналогичной информации

Презентация грамматического материала: 1) Единственное и множественное число существительных, оканчивающихся на -s и -х;2) приглагольные местоимения 1-го и 2-го лица, ед. числа: je, tu;3) самостоятельные местоимения: moi, toi;4) отрицание: ne ... pas. 5) Определенный артикль: le, la, les, случаи отсутствия артикля перед существительным;

6) грамматические конструкции:a) j'aime + сущ.;b) Pierre aime + сущ.; 7).Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

8) КонструкцияJ'étudie ...

3. Семья.

1Времена года. Семья Корней. Я и моя семья. Мой питомец. Внешность.

Профессии. Семейные династии.

 Овладение речевой функцией:  a) сообщение о своей семье, а также о домашних животных. b) сообщение (задать вопросы о дне недели и о дате, а также ответить на них c) представление (своих близких); d) сообщение о внешнем виде своих родных и близких; e) запрос информации (при помощи оборота «Est-ce que ...»); f)Формирование навыков трансформации (рассказать о любимом времени года того или иного школьника)g) объяснение (объяснить выбор профессии; объяснить какими качествами должен обладать представитель той или иной профессии); h) сообщение (рассказать о том, какую профессию хотел бы иметь и почему).

 Презентация грамматического материала:1) Порядок слов в вопросительном предложении (инверсия):Quelle date sommes-nous?; 2) случай отсутствия артикля перед названием времени года. 3).Притяжательные прилагательные та, mon, mes;4) замена определеннoго артикля на предлог de при отрицании. 5).Отрицание при помощи союза ni; спряжение глагола avoir в единственном числе. 6) Мужской и женский род существительных, обозначающих профессию;7) мужской и женский род прилагательных; 8) опущение артикля перед существительным, обозначающим профессию. Спряжение возвратных глаголов в настоящем времени в утвердительной и отрицательной форме.

4.Ритмы жизни. Распорядок дня. Выходной день.

 Овладение речевой функцией: сообщение (назвать время, которое показывают часы); уточнение (уточнить в какое время кто что делает); запрос информации и сообщение о том, как школьники проводят выходной день. Презентация грамматического материала: Инверсия в вопросительном предложении: Quelle heure est-il?

2) Употребление безличного оборота il est в конструкции

Il est trois heures.

3) Спряжение глагола aller в единственном числе настоящего времени.                                        

5. Путешествие по России и Франции.

Париж и его достопримечательности. Мой родной город. Регионы Франции. Овладение речевой функцией: сообщение о своем адресе;

о родном городе и его достопримечательностях; запрос информации и сообщение о достопримечательностях Парижа (la Tour Eiffel, la cathédrale Notre-Dame de Paris, le Louvre, la Sorbonne ), о Франции, ее регионах и рельефе.

Презентация грамматического материала 1) Слитный артикль du, des;

2) употребление сложных предлогов près de

non loin de ...;

3) опущение артикля при указании адреса. Парадигма спряжения возвратных глаголов I группы (se promener);

2) парадигма спряжения глаголов I группы (admirer);

3) употребление восклицательного наречия que; 

1) Притяжательные прилагательные; 2) слитный артикль (à + le = au, à + les = aux, de + le = du); 3)случаи опущения артикля; 4) спряжение глаголов I и III группы в настоящем времени (первое и третье лицо); 5) конструкции: Je voudrais + inf, Il voudrait + inf.                                

                        

                                

Учебно-тематический план по французскому языку

7 класс

 

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

теоретических

практических

1

2

3

4

5

1

 Франция в мире.  Географическая карта.

2

2

-

2

Французский речевой этикет

3

1

2

3

Мои увлечения.

4

2

2

4

Школьные предметы.

3

2

1

5

Давай знакомиться!–

4

2

2

6

Я изучаю иностранные языки.

Актуальность изучения иностранных языков

 3

1

2

7

Школьные принадлежности.

4

2

2

8

Французские писатели.

2

1

1

9

Любимые занятия.

4

2

2

10

Расписание уроков. 

3

1

2

11

Времена года

2

1

1

12

Семья Корней. Я и моя семья.

5

2

3

13

 Мой питомец.

3

1

3

14

Внешность.

5

2

3

15

Профессии. Семейные династии.

5

2

3

16

Ритмы жизни. Распорядок дня. Выходной день.

5

2

3

17

Париж и его достопримечательности.

3

1

2

18

Мой родной город

3

1

2

19

Регионы Франции.

5

2

3

ИТОГО ЧАСОВ

68

30

38

   Рабочая программа учителя Шавырко И.А. использована мной практически без изменений. Цели, задачи, содержание образования соответствуют требованиям нашего образовательного учреждения, поэтому менять что-то в оригинальной версии программы не пришлось.

Список литературы для учителя

Основной:

1. Е. И. Пассов. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. "Развитие индивидуальности в диалоге культур" М.: Просвещение, 2000

2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009

3. В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. Французский язык как второй иностранный  Учебник + CD «Первые встречи» (1-й год обуч.), Дрофа, 2010

4. В. Н. Шацких и др.«Premiе`res rencontres». 1-й год обучения. Книга для учителя. Дрофа, 2010

5. В. Н. Шацких и др.«Premiе`res rencontres». 1-й год обучения. Рабочая тетрадь. Дрофа, 2010

Список литературы для учащихся

Основной:

1. В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. Французский язык как второй иностранный  Учебник + CD «Первые встречи» (1-й год обуч.), Дрофа, 2010

 2. В. Н. Шацких и др.«Premiе`res rencontres». 1-й год обучения. Рабочая тетрадь. Дрофа, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по французскому языку как второму иностранному в 5 классе

Пояснительная записка разработана к рабочей программе  по французскому языку в 5 классе  как второму иностранному языку  в соответствии с УМК «Dans le monde du français.Французский язык...

Пояснительная записка к рабочей программе по французскому языку как второму иностранному в 5 классе

Пояснительная записка разработана к рабочей программе  по французскому языку в 5 классе  как второму иностранному языку  в соответствии с УМК «Dans le monde du français.Французский язык...

Рабочая программа по французскому языку как второму иностранному на основе требований ФГОС

Программа построена на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре и в основе её создания лежит система об...

Рабочая программа по французскому языку (как второму иностранному), за 7 класс (первый год обучения), УМК Встречи 1, Rencontres, niveau 1

Рабочая программа учебного курса по иностранному языку (французский язык как второй иностранный язык) для 7 класса на 2015– 2016 учебный год (первый год обучения) Rencontres, nivea...

Рабочая программа по французскому языку, как второму иностранному 5 класс

Рабочая программа по французскому языку, как второму иностранному для 5 классов разработана  по УМК "Синяя птица" 5 класс. Данная программа расчитана 2 часа в неделю. Программа состоит:1. Пояснит...

Рабочая программа по французскому языку как второму иностранному языку для 5-9 классов (1 час в неделю).

Рабочая программа по учебному предмету «французский как второй иностранный язык» для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по французскому языку как второму иностранному для 9 класса первый год обучения ( 2 часа в неделю)

Рабочая программа по второму иностранному языку ( французский язык) для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...