Пояснительная записка к рабочей программе по французскому языку как второму иностранному в 5 классе
рабочая программа по французскому языку (5 класс) по теме
Пояснительная записка разработана к рабочей программе по французскому языку в 5 классе как второму иностранному языку в соответствии с УМК «Dans le monde du français.Французский язык. 1-ый год обучения. 5 класс». В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. – М.: Дрофа, 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_poyasnitelnoi_zapiski_k_programme_.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка пояснительной записки рабочей программы по французскому языку как второму иностранному в 5 классе»
УМК «Dans le monde du français.Французский язык. 1-ый год обучения. 5 класс». В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. – М.: Дрофа, 2013;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по французскому языку как второму иностранному для 5 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с требованиями Концепции коммуникативного иноязычного образования (Е.И. Пассов. "Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования". – М.: Просвещение, 2000.),
- с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам (Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.: Просвещение, 2012 год);
- с рекомендациями авторской программы (В.Н. Шацких, Рабочие программы по французскому языку для общеобразовательных учреждений. Серия " Dans le monde du français" 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2013.);
- с возможностями УМК «Dans le monde du français.Французский язык. 1-ый год обучения. 5 класс». В. Н. Шацких, О. В. Кузнецова, И. Н. Кузнецова. – М.: Дрофа, 2013;
- с содержанием Примерной программы и основной образовательной программы МОУ «СОШ № 12 с УИИЯ» г о. Электросталь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
- Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- развитие у учащихся способности к иноязычному общению, позволяющей участвовать в ситуациях межкультурной коммуникации, т.е. формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, на основе развития универсальных учебных действий и формирования личностных результатов;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
- развитие у учащихся готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владению ключевыми компетенциями, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться французским языком как средством общения, познания, самореализации, социальной адаптации в развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей иностранного языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
- привитие навыков рефлексии и саморефлексии;
- воспитание сознательного отношения к обучению, умения преодолевать трудности самостоятельно;
- учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
- развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка.
КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Разработанная программа по французскому языку как второму иностранному для 5 класса основывается на последних достижениях педагогической науки и практики, на системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Л.С. Выготским разработана культурно-историческая концепция психики (20-30-е гг), заложившая основы создания концепций учения в работах его последователей (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка - это процесс его культурного развития, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются человеческие, высшие психические функции (ВПФ), составляющие высшие уровень психики человека, и формируется личность.
Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии. Изучать исторически что-либо, по мнению Выготского, - значит, изучать в развитии.
Основой и сутью процесса становления личности является развитие деятельности, которая служит постоянным субстратом развития личности, обеспечивая ей выход за пределы своих возможностей. Самое психическое развитие личности опосредовано ее деятельностью (С.Л.Рубинштейн).
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании французского языка обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук;.
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Деятельность - процесс, включенный в систему отношений, осуществляющий его общественное бытие, которое есть способ его существования.
Деятельность человека - это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность, преобразования самой деятельности и преобразования субъекта деятельности
Строение деятельности: отдельные деятельности, операции, действия.
Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.
Операция - способы осуществления действия (А.Н.Леонтьев).
К методам построения образовательного процесса в контексте деятельностного подхода могут быть отнесены методы, приемы, педагогические технологии, предполагающие деятельность учащегося, в которой он выступают как субъект познания, коммуникации, творчества, творчества своего Я, своей жизнедеятельности. К таким педагогическим технологиям могут быть отнесены: проектная технология, технология КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко и др.), метод проблемного обучения, технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков и др.), педагогические (творческие) мастерские (ЖФЕН), игровые технологии, технология модульного обучения, диалоговые технологии, технологии уровневой дифференциации, технология критического мышления, исследовательские методы и др.
В данной программе будут использованы следующие педагогические технологии: проектная технология, технология КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко и др.), игровые технологии, технологии уровневой дифференциации и др.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Французский язык» основываются на концепциях фундаментального ядра содержания образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Через реализацию данной программы будут формироваться у учащихся следующие ценности:
- ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни; формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры., осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу, чувство гордости за свою страну, умение достойно представлять её на международном уровне, формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте;
-ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, знание традиций, межкультурное общение);
- ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству;
- ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, для которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков;
- ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
УМК «Dans le monde du français» включает материалы, расширяющие представления школьников о России и формирующие чувство гордости за свою страну неё достижения в разных сферах. В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся средней школы на уроках с учениками обсуждаются, например, следующие темы: разнообразие природных условий России; достижения России в области освоения космоса; Москва — столица нашей Родины и т. д. Каждый раздел УМК предоставляет учащимся возможность сопоставить факты французской культуры с фактами родной культуры, выразить свое мнение по обсуждаемой проблеме и сравнить его с мнением представителей французской молодежи. Таким образом, содержательную основу каждого УМК серии "Dans le monde du français" составляют проблемы. Они отобраны с учетом возрастных особенностей для каждой ступени обучения. Стратегия обучения, построенная на основе диалога культур, проявляется в динамике обсуждения проблем и проблемных вопросов, в столкновении мнений русских и французских подростков, способствующих изменению всей системы отношений подростков с окружающими людьми и с самими собой, формированию индивидуальности.
Проблемы отражают все сферы жизни человека, все области его деятельности и поэтому значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Они не имеют окончательного решения: каждый общающийся решает их для себя сам. А поскольку личностное отношение к проблемам у людей разное, то их обсуждение актуализирует всю систему взаимоотношений участников обсуждения, обеспечивая естественную мотивированность общения.
Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием детского фольклора, стихов и песен, обсуждением тем, связанных с культурным наследием России, Франции и других стран мира.
Содержание УМК «Dans le monde du français», таким образом, отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную ФГОС задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с Положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
Дети (обучающиеся), изучающие французский язык как второй иностранный в 5 классе 11-12 лет, группа состоит из 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков.
Пятиклассники сталкиваются с трудностями, которые заключаются в том, что они вступают в новые условия средней школы. Новые учителя, новые формы работы, изменение требований, кабинетная система. Поэтому им требуется поддержка и повышенное внимание со стороны педагогов. В это время дети особенно нуждаются в мотивирующей деятельности, в формах работы, предполагающих личный контакт с учителем, в посильных требованиях и объективной оценке.
Кроме того, у учащихся этого возраста появляется чувство взрослости. Дети начинают менять свои отношения с взрослыми, требуя уважения к себе как личности и равенства в правах. У пятиклассника ярко проявляется стремление к общению с товарищами. Общение, выстраивание личных отношений становится главенствующим в поведенческих мотивациях. От качества общения в классе зависит самооценка, самоуважение и в итоге успешность процесса обучения.
На основе проведенного анкетирования (анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лусканова) в 4 «В» классе педагогом-психологом школы были выявлены следующие уровни школьной мотивации в группе ребят, изучающих французский язык как второй иностранный:
- высокий уровень школьной мотивации, учебной активности - 4 ученика (33%).
- средний уровень мотивации – 5 человек (42 %).
- низкий уровень мотивации – 3 человека (25 %).
- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - нет (0%)
Общий анализ результатов, полученных при мониторинге уровня подготовки учащихся 4 «В» класса говорит о следующем: усвоение учебного материала проходило в данной возрастной группе в течение учебного года ровно и на среднем уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная рабочая программа, направленная на достижение планируемых результатов ФГОС в условиях 5 класса, основывается на требованиях ФГОС основного общего образования второго поколения, содержании Примерной программы и основной образовательной программы МОУ «СОШ № 12 с УИИЯ». Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, обеспечивает реализацию указанных в программе целей и задач.
При обучении французскому языку в 5 классе основными формами работы являются групповая, индивидуальная.
Использование технологий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности. При изучении данного курса запланировано проведение следующих инновационных форм уроков: урок защиты проектов; тестирование; урок с использованием ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Пояснительная записка к рабочей программе по искусству в 8-9 классах
пояснительная программа составлена к учебнику "Искусство" автор Г.П.Сергеева...
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС на 2 часа в неделю.
Пяснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС расчитанная на 2 часа,третий час у нас идёт плавание и на него отдельная программа....
Пояснительная записка и рабочая программа по физкультуре для 1-3 классов
Пояснительная запискаРабочая программа по физкультуре 2014 - 2015 учебный год...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре 10-11 классов
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре 10-11 классов...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре 5-9 классы
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре 5-9 классы...