Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.
статья по французскому языку на тему
Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно - познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_urochnoy_i_vneurochnoy_form_uchebno.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.
Актуальность данной проблемы обусловлена как изменением контекста развития образования в целом, так и языкового образования в частности. Одним из основных принципов. на которых основывается государственная политика в области образования является организация внеучебной (внеурочной) деятельности.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, современный учебно-воспитательный процесс всё больше обращается к проблеме взаимосвязи и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников, касающейся целостности учебно-воспитательного процесса. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, (патриотическое) социальное, (общественно-полезная деятельность)общекультурное, (художественно-эстетическое) общеинтеллектуальное. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Образовательная стратегия нашей гимназии также нацелена «на становление гуманитарно-образованной, творческой, ориентированной на достижение жизненного успеха личности». Гуманитарные предметы, в том числе и французский язык, призваны сыграть в этом процессе важную роль. В процессе внеурочной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочных, происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по французскому языку, развитие навыков и умений, необходимых для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Среди наиболее эффективных педагогических средств, способствующих решению данной проблемы, выделяется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, разработанная Е.И. Пассовым, основными принципами которой являются:
- речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение;
- функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и фонетической сторон речевой деятельности;
- ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной
мотивированности учебных ситуаций;
- новизна, проявляющаяся в различных компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов работы.
- личностная ориентация общения;
- коллективное взаимодействие;
- моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний, необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде
Данные принципы соответствуют положениям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС НОО.
Создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по французскому языку способствует достижению результатов освоения программы основного общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Внеурочная деятельность по французскому языку способствует формированию основ коммуникативной компетенции школьников, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для учащихся. Формы образовательной деятельности, отличные от классно-урочных, способствуют формированию основ коммуникативной компетенции учеников, развитию социокультурной компетенции. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения французскому языку, предоставляя учащимся возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их познавательными предпочтениями и самостоятельно выделенными целями обучения.
Сочетание урочной и внеурочной деятельности в наибольшей степени способствует достижению личностных результатов, включающих развитие таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, критическое мышление, креативность, эмпатия, толерантность, а также навыков коллективного взаимодействия.
Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, позволяет ощутить радость познания, что способствует успешному личностному росту школьников. Данные составляющие эмоционального благополучия детей в большинстве случаев играют определяющую роль в формировании отношения ребёнка к изучаемому предмету, желании совершенствовать свои навыки и достигать высоких результатов сначала во внеурочной деятельности, затем на уроках французского языка и в процессе дальнейшего самосовершенствования.
Практическая значимость данного направления моей педагогической концепции лежит в основе существующего в гимназии театра «Modus vivendi» на иностранных языка, где ученики представляли постановки «Мещанин во дворянстве» (Ж.-Б.Мольер), «Лекарь поневоле» (Ж.-Б.Мольер), «Кармен» (П.Мериме), «Собор Парижской богоматери» (В.Гюго), «Козетта» (В.Гюго), «Таинственный остров» (Ж.Верн). Также разработаны сценарии по проведению Недели иностранного языка и в подготовке к различным конкурсам и олимпиадам. Разработаны учебно-педагогические технологии: литературные композиции, праздники, предметные вечера, инсценировки, конференции.
Учащиеся готовились и принимали участие в Днях французского языка и культуры, в вечере, посвящённом Борису Пастернаку, в торжествах, посвящённых юбилею романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», в конкурсе рекламы иностранных языков, в городских и школьных мероприятиях празднования Рождества на иностранных языках, в вечере французской поэзии, в мероприятиях, приуроченных ко дню рождения Виктора Гюго. Стало доброй традицией, что гимназисты готовятся к концерту ко Дню переводчика. Мероприятия, формы и направленность внеурочной деятельности часто позволяют решать те педагогические, социальные и психологические задачи, решению которых не всегда удается уделить должное внимание на уроках иностранного языка.
Концептуальность и новизна педагогического опыта обусловлена тем, что она осуществляется в условиях модернизации образования, предполагающих внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Методологическую основу педагогического опыта составляют системно-деятельный подход, развивающее обучение.
В основе концепции заложены основные принципы:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы гимназии;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися, что стимулирует их интерес к занятиям.
В основе ведущей педагогической идеи работы лежит формирование устойчивого интереса к французскому языку, воспитание творчески активной личности, повышение мотивации обучающихся.
Результативность опыта можно проследить по повышению качества образования школьников, созданию максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышения уровня саморазвития и самообразования. Подобный вид деятельности является важным дополнением к урочным занятиям и обладает эффективными формами воспитания и развития обучающихся, что и является ее основной целью, при этом осуществление внеурочной деятельности содействует улучшению качества владения обучающимся содержанием предмета, повышает уровень владения иностранным языком как средством общения и познания. Внеурочная форма работы по иностранному языку позволяет широко использовать нетрадиционные формы взаимодействия как между учителем и обучающимися, так и между самими школьниками. Положительными чертами внеурочной деятельности по иностранному языку является возможность ее осуществления на всех ступенях школьного образования, а также усиление мотивации и интереса школьников к овладению иностранным языком как средством межкультурного общения и средством познания. А это, в свою очередь, требует усиления коммуникативной направленности процесса в рамках урочной деятельности и вовлечения детей в различные формы сотрудничества и взаимодействия.
Мероприятия, формы и направленность внеурочной деятельности часто позволяют решать те педагогические, социальные и психологические задачи, решению которых не всегда удается уделить должное внимание на уроках иностранного языка.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности деятельность обеспечивает необходимые условия для реализации одной из важных задач – формирование творческой личности ребѐнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....
Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности
Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издат...
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий в развитии способностей учащихся
проблемы внеурочных занятий, вовлечение детей, этапы внеурочной работы...
Взаимодействие урочной и внеурочной работы по развитию мотивации к изучению иностранного языка
Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашей школе. Я благодарна Вам ,что вы пришли на городское методическое объединение именно сюда. Мне очень приятно, что именно мне позволи...
Формы учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках немецкого языка
Выступление на районном МО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету Французский язык «Французский язык для общения»
Данный курс внеурочной деятельности составлен с использованием рабочей программы В.Н.Шацких (5-11 классы) для общеобразовательных учреждений к серии учебников по французскому языку «Французский ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету Французский язык «Французский язык для общения» для 8.классов
Данный курс внеурочной деятельности составлен с использованием рабочей программы В.Н.Шацких (5-11 классы) для общеобразовательных учреждений к серии учебников по французскому языку «Французский ...