Взаимодействие урочной и внеурочной работы по развитию мотивации к изучению иностранного языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашей школе. Я благодарна Вам ,что вы пришли на городское методическое объединение именно сюда. Мне очень приятно, что именно мне позволили выступить и представить свой педагогический опыт. Сегодня передо мной стоит задача познакомить Вас с методами и приёмами моей работы. И своё выступление я начну с педагогической притчи. У меня к Вам будет просьба определить педагогическую тему над которой я работаю. Эта тема на сегодняшний день является очень актуальной как для меня, так и для реализации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkie_tezisy.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
-Варламова Алла Ринатовна
-Учитель английского языка МАОУ ПГО «СОШ № 8».
-Высшее образование.
- Общий педагогический стаж- 17 лет.
- В данном образовательном учреждении 7 лет.
- Высшая квалификационная категория.
Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашей школе. Я благодарна Вам ,что вы пришли на городское методическое объединение именно сюда. Мне очень приятно, что именно мне позволили выступить и представить свой педагогический опыт. Сегодня передо мной стоит задача познакомить Вас с методами и приёмами моей работы. И своё выступление я начну с педагогической притчи. У меня к Вам будет просьба определить педагогическую тему над которой я работаю. Эта тема на сегодняшний день является очень актуальной как для меня, так и для реализации образовательного процесса.
Ватага ребят облюбовала для своих игр один двор. Почти целый день они толкались там, шумели, свистели, играли в футбол.
Жильцы как могли боролись с мальчишками. Они их увещевали, взывали к совести, грозили пожаловаться в школу и родителям, вызывали милицию… В ответ ребята только смеялись. И казалось, что они получают удовольствие от того, что на них нет управы.
Наконец за дело взялся один из самых старых жильцов. Он подошел к мальчишкам и сказал им, что ему очень нравится их присутствие во дворе. Это ему напоминает молодость. Поэтому он будет платить ребятам каждый день по червонцу, лишь бы они играли здесь.
Ребята воодушевились. В этот день они даже громко спели хором.
На следующий день старик снова принес деньги. Так все продолжалось где-то неделю – ребята веселились и исправно получали свои денежки. Но потом старик сказал, что денег у него больше нет. Однако он будет очень рад, если ребята продолжат бесплатно играть в его дворе.
Те от возмущения даже опешили:
– Неужели ты думаешь, мы будем за просто так толкаться здесь, – засмеялись они.
Они ушли и больше не вернулись.
Как вы видите, старик поступил очень мудро. Без скандалов, ругани, силовых приемов он добился желаемого. Секрет его победы в том, что он сумел изменить мотив подростков и вызвать у них нужную ему мотивацию.
Жители двора ополчились против ребят. Тем самым они создали у них твердый мотив доказать, что они “крутые” и их “голыми руками” не возьмешь.
Старик же заменил их мотив – он их приучил играть ради денег. И когда денег не стало, у них пропало желание играть.
«Изменяя мотив, можно легко управлять другими».
I think it all comes down to motivation. If you really want to do something, you will work hard for it.
Я считаю, всё сводится к мотивации. Если ты действительно чего-то хочешь, то сделаешь всё для достижения своей цели.
Эдмунд Хилари
Среди актуальных проблем реализации образовательного процесса снижение учебной мотивации требует особого рассмотрения. Реалии современной школы таковы, что обучаемые, обучаясь в младшем звене, в ряде случаев уже утрачивают непосредственный интерес к узнаванию нового, освоению различных способов деятельности.
И поэтому мне сегодня хочется поделиться опытом своей работы по теме:
«Взаимодействие урочной и внеурочной работы по развитию мотивации к изучению иностранного языка»
Актуальность данной темы обусловлена тем, что мотивация является системообразующим компонентом структуры всей учебной деятельности, так как при отсутствии желания учиться сам процесс теряет свою значимость.
Нам с Вами известно, что любая деятельность воспринимается лучше с помощью наглядного приёма.
Включаем видеофрагмент
Почему сейчас подавляющее большинство школьников не имеет мотивации к учебе? Не видят смысла? Не получают вознаграждения? Трудно учиться и муторно? Не каждый учитель способен заинтересовать? Не каждый родитель увлечь перспективами?
В современном мире меняются жизненные принципы, приоритеты, взгляды, у обучаемых отсутствует естественная потребность в коммуникации. А это значит, что для учителя иностранного языка имеет большое значение не столько заинтересованность обучаемых в результатах своего труда, сколько в процессе достижения этого результата.
В процессе моей работы у меня появились проблемы
- Низкий уровень мотивации к изучению английского языка;
- Существенные проблемы с логопедией;
- Низкая коммуникативная компетентность.
В 2012 учебном году я впервые провела анкетирование с привлечением школьного психолога среди обучаемых
2-4 -х классов. Результаты были высокими только во вторых классах на начальном этапе изучения английского языка, что же касалось 3-4-х классов ситуативный интерес составлял 29%; повышенный 28%; положительная мотивация составляла 43 %.
Основными направлениями деятельности стало создание мною наилучших условий для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности.
Давайте поговорим о том , что же такое мотивация? Мне бы хотелось услышать ваши определения мотивации. Что это такое и для чего она нужна?
Существует множество определений " мотивации", но мне хотелось бы остановиться на учебной мотивации, так как она является неотъемлемой частью нашей с вами работы.
Давайте посмотрим на научное определение учебной мотивации которое сформулировал Василий Васильевич Давыдов , советский педагог и психолог:
1) Учебная мотивация - процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности
2) Учебная мотивация- направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения
Итак пришло время поговорить, каковы же основные условия, при которых возникла бы и развивалась учебная мотивация?
Для себя как педагог я определила несколько условий разрешения ситуации с мотивацией сочетание урочной и внеурочной работы; первый блок своей презентации мне бы хотелось посвятить рассказу о том , как я использую урочное время с элементами внеурочной деятельности.
С условиями мотивации которые я выявила для себя вы можете ознакомиться . У вас на столах они расписаны в краткой форме.
Когда возникла проблема, мне пришлось её решать, ведь всем известно , что из любой проблемной ситуации есть выход. Я обратилась за помощью к опыту коллег из основной школы. Они познакомили меня с тем , что существуют такие универсальные приёмы , как ТРИЗ
( Теория решения изобретательских задач) . Это такие приёмы , при которых ученик легко вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Один из приёмов этой теории нестандартный вход в урок
Этот приём направлен на включение обучающихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Следующий приём «Приём необъявленная тема»
Этот универсальный приём направлен на создание внешней мотивации изучения темы урока.
Данный прием позволяет привлечь интерес обучающихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. На первый взгляд-это требует определённой сформированной культуры поведения у обучаемых, но в рамках ФГОС данный приём позволяет создать условия для формирования коммуникативных навыков коллективного общения.
Приём “Игровая цель”
Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. При использовании этого приёма создаются условия для формирования учебных умений, умение работать в команде, умение слушать и слышать друг друга.
Чем чаще и раньше учитель обращается к театральным постановкам на уроке. Тем эффективнее и интенсивнее происходит усвоение лексико-грамматического материала, навыков речевой деятельности. На каждом уроке я использую театрализацию с помощью разнообразных игровых приёмов, это вы можете увидеть на стенде : «Театральная постановка на уроках»
Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
На этом этапе немаловажный фактор играет необходимость использования музыки, скороговорок, считалок.
Занимаясь с детьми дошкольного возраста и первого класса при выполнении творческих заданий на запоминание английской лексики я использую приемы релаксации: музыку, песенки, упражнения на дыхание, расслабление. Развитие координации и мелкой моторики. Нам известно, что данный приём является элементом здоровьесберегающих технологий.
Одним из важных этапов своей работы считаю проектную деятельность. Проекты запланированы у нас в учебной деятельности, но есть проекты которые дети придумывают сами. Одним из самых интересных является проект «Английский в Полевском». Дети разыскиваю английские слова в своем окружении, быту. Фиксируют все наблюдения и рассказывают на уроке.
Чтобы учебный материал был интересен и посилен в изучении я добавляю разные упражнения из программ компании Оксфорд для разного уровня обучения. Я долгое время сотрудничаю с издательством …. И пользуюсь их разработками, которые представлены на выставке. Аудиодиски, рабочие тетради, дидактический раздаточный материал. Песенки из этих программ вы слышали в самом начале нашего мероприятия.
ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной программы начального образования. Система оценки рассматривается как «сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников;
В некоторых классах мною постепенно вводится "самооценка обучаемых", на уроках ребята самостоятельно оценивают свои знания и готовность к уроку, подписывают листы самооценки, где оценивают готовность к уроку, Вопросы для дежурного,Чтение упражнений из учебника,
Выполнение домашнего задания, в том числе знание слов по определённой теме, свою активность работы на уроке. Эта работа тоже представлена на выставке.
Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения иностранного языка, а осознание и организация помощи развития ребенка, его творческих способностей через практическое овладение иностранным языком. Организация рефлексивной деятельности на уроках в настоящий момент очень актуальна. Я активно применяю рефлексию на уроках и во внеурочной деятельности. Это рефлексия эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, развитие самоанализа и самооценки, оценка эффективности работы на уроке, рефлексия работы в группе. Примеры моего опыта представлены на стенде: «Организация рефлексивной деятельности».
Почему я так подробно остановилась на мотивации? потому, что именно её можно и нужно искать в разнообразных видах внеурочной работы. Коммуникативный подход к преподаванию английского языка требует создания реальных ситуаций человеческого общения. В условиях урока это не всегда возможно, вот тут-то на помощь приходит внеклассная работа.
Ежегодно в начальной школе проходит день говорения на английском языке. В этот день я одеваюсь в различные костюмы литературных героев и посещаю детей в классах, веду диалоги на английском языке. Результатом этой работы считаю- создание психологической готовности детей к речевому общению.
Недели открытых уроков для родителей и педагогов мною проводятся каждый учебный год с 21 октября по 21 ноября.
Цель этого мероприятия: знакомство родителей с требованиями учебной программы и педагога, с организацией деятельности обучающихся на уроке. На этих уроках родители могут адекватно оценить возможности своего ребёнка и оказать своевременную помощь при изучении иностранного языка.
«Это горячая пора» для меня как для педагога. Такое мероприятие стало хорошей традицией. Это необходимо детям, родителям и мне как педагогу. Приятно отметить, что в начальной школе многие родители интересуются учёбой своих детей и находят время прийти к нам в школу.
По окончании урока родителями заполняется анкета- опросник, в которой они могут высказать своё мнение. Отзывы родителей для меня имеют огромное значение и стимулируют меня для поиска новых форм и приёмов работы.
Также совместно с педагогами и обучающимися основной школы мы проводим Интеллектуальные игры по предмету " Рождественские приключения". Эту неделю мы посвящаем традициям празднования рождества в Великобритании и России. Цель проведения таких мероприятий: приобретение навыка работы в команде, умение принимать совместные решения, где активизируется актуальный словарный запас и развитие интеллектуального потенциала.
Главным принципом проведения интеллектуальных игр по предмету является вовлечение обучаемых всех классов, независимо от уровня их знаний иностранного языка, в события игры, предлагая им задания посильного уровня.
Наряду с этим возникла необходимость в создании информационного стенда по предмету. Я стараюсь создать условия, погружающие в языковую среду, способствующие повышению интереса к изучению иностранного языка. На стенде представлены материалы посвященные традициям и культуре страны изучаемого языка.
Вот уже несколько лет в нашей школе под моим руководством работает театральная студия " В мире русских сказок на английском языке". Мы представляли постановки сказок "Репка", Три поросёнка, Три котёнка , Красная шапочка, Муха Цокотуха, Волшебная лампа Алладина и многие другие.
В этом учебном году идёт подготовка к сказке "Золушка". Все сказки оснащены красочными декорациями и костюмами. Огромный вклад в работу театральной студии вносят родители детей. Они шьют костюмы, помогают делать декорации, помогают и контролируют детей в процессе подготовки.
По окончании каждой премьеры родители заполняют отзывы, оставляя в них только положительные эмоции.
Деятельность театральной студии выходит за пределы школы. Наша студия сотрудничает с детским садом № 43, там мы показываем все премьеры наших спектаклей. Этот детский сад находится в микрорайоне нашей школы и дети пойдут учиться к нам. Это и есть работа по преемственности между школой и дет. Садом.
Подводя итоги представленной работы хочу отметить, что главным результатом для меня является положительная мотивация обучающихся к моим урокам. Созданные условия обеспечивают стабильность, как в 100% успеваемости, так и в повышении качества.
В моих мероприятиях задействованы дети всей начальной школы, постоянно приходят обучающиеся из 5-6 классов. Все школьные мероприятия не обходятся без участия театральной студии. Мы поем в «битве хоров», на осеннем и русском балу, на новогодних праздниках, переводим и исполняем песни с русского на английский.
А сейчас представляю вашему вниманию творческий проект. Дети 2 г класса покажут сказку «Репка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения
Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна...
Мастер-класс на тему "Организация урочной и внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики"
Предсавлена система работы учителя по данной теме....
Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности
В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...
Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности
Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....
"Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры"
Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка, 2019 год. В выступлении отражены теоретические и практические рекомендации по подготовке уроков и внеурочных занятий для п...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Данный материал представляет собой выступление на семинаре учителей иностранного (английского) языка. Может быть полезен учителям иностранного языка при подготовке к участию в семинарах и конференциях...
Внеклассная работа как средство мотивации к изучению иностранного языка
Внеклассная работакак средство мотивации к изучению иностранного языка...