Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
статья по теме

Баулина Вера Ивановна

ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

       -8-Кузнецова Ю.Р. Баулина В.И. Санкт-Петербург. №271

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности,

формирование и развитие творческого потенциала ученика.

В рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная работа». Это нововведение удачно для всех участников образовательного процесса: для учителей начальной школы, для педагогов допобразования, для ребенка и для родителей. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально-наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в  различных областях деятельности.   Ребенку для полноценного развития эти занятия необходимы как воздух. Ведь это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии, творчества. 

На начало учебного года в классе была проведена диагностика интересов и увлечений первоклассников, в форме анкетирования родителей. Обработав данные, на родительском собрании пришли к выводу: во внеклассной работе за основу взять художественно-эстетическое направление развития учащихся.

В нашей гимназии большое внимание уделяется музыкальному образованию учащихся. Ведь еще В.А. Сухомлинский сказал:  «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека». Именно средствами музыкальной деятельности  возможно  формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

В рамках внеурочной деятельности  в гимназии учащимся с 1 класса предлагается обучение игре на музыкальных инструментах, занятия вокалом и в хоре.

 Из 27 учеников класса 20 обучаются игре на разных музыкальных инструментах. 15 ребят занимаются музыкой в гимназии, остальные в музыкальных школах и лицеях. Исходя из этого, совместно с педагогом допобразования, была разработана программа  «В волшебном царстве звуков». Цель программы: создание условий для развития творческой личности через занятия музыкой. Помимо индивидуальных занятий обучения игре на фортепиано, программа предполагает музыкальные  классные часы (клубный час), музыкальные концерты, музыкальные спектакли. Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Но реализация данной программы невозможна без взаимодействия урочной и внеурочной деятельности. Все клубные часы носят интегрированный характер. Интегрированные  занятия дают учащимся широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные мероприятия (музыка + ИЗО, музыка + литература, музыка + окружающий мир, музыка + технология.) предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание нескольких  учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Вот описание некоторых  внеурочных занятий интегрированного характера.

Так в занятии «Изображение времен года в искусстве» использованы знания детей, полученные на уроках литературы и ИЗО. Ученики читали стихи русских поэтов о разных временах года, рассматривали пейзажи русских художников и рисовали мысленные картины, слушая музыку А.Вивальди из альбома «Времена года».

Клубный час ко Дню Матери предполагал использование стихов о маме, изученных на уроках литературы, анализ портретов известных художников, составление красочной палитры при слушании колыбельной песни и пьесы П.И. Чайковского «Мама», изготовление праздничного плаката по технологической карте, хоровое исполнение музыкального подарка для мам.

В занятии «Сказки в музыке П.И. Чайковского» были использованы не только музыкальные фрагменты в исполнении оркестра, но и в исполнении самих ребят, знания учеников содержания сказок при изучении их на уроках литературы в разделе «Сказки зарубежных писателей».

Как и в любой другой школе, в нашей гимназии есть замечательные традиции. Приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в первоклассники», «День Матери», «Новый год» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, классного хора, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма. И здесь опять на помощь приходит педагог допобразования.
      Одно из традиционных гимназических  мероприятий – фестиваль «Серебряный ключ». Среди номинаций есть хоровое исполнение и исполнение патриотической песни. Ребятам нужно не только выучить песню, но и продумать инсценировку и презентацию к ней.  Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Такое взаимодействие урочной и внеурочной деятельности дает хорошие результаты. Вот уже много лет класс занимает первое место в этих номинациях и участвует в Гала-концертах.

Наиболее яркими результатами взаимодействия урочной и внеурочной работы для  нашего класса  явились подготовка и проведение мюзиклов «Школа -Теремок», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Непослушная мама», «Красная шапочка», «Золушка на новый лад» м др.

Цель постановки - создание условий для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке и постановки  мюзиклов.

Выбор литературных произведений для постановки мюзикла обусловлен программой по литературе в начальной школе.

 В 1 классе, на уроках литературы большое внимание уделялось устному народному творчеству. Поэтому в конце года, на празднике окончания 1 класса был показан мюзикл «Школа-Теремок». Сюжет сказки  «Теремок» всем известен, но мы нашли оригинальный сценарий сказки  в стихах, интересный музыкальный и хореографический материал.     

           Во 2 классе, на уроках литературы ребята познакомились с устным народным творчеством  народов   мира. И, используя английскую народную песенку «Непослушная мама» в переводе С.Я.Маршака, мы сами написали сценарий,  подобрали музыкальный и хореографический материал и создали мюзикл «Непослушная мама» ко дню матери.

         Аналогичная работа проводилась со сказками «Золушка», «Волк и семеро козлят» и др.                        

Участие в мюзикле формирует дисциплину ребёнка. Школьник учится вести себя на сцене, ярко преподносить свою игру зрителю, получать от своего творчества удовлетворение.

Огромная инициатива родительского коллектива способствовала созданию праздничного настроения. Каждый родитель откликнулся на событие класса. Прекрасные костюмы на сцене создали приподнятую атмосферу чуда, настроение праздника у детей. А высшей наградой были дружные аплодисменты.

    Впереди у ребят еще много школьных лет, но первый яркий момент в их жизни навсегда останется в сознании ребят. Это отсчёт яркой школьной жизни. Рождается не только детский коллектив, но можно смело утверждать, создаются предпосылки создания дружного коллектива родителей. А это залог успешной учёбы наших детей и успешного сотрудничества учителей с родителями.

Взаимодействие урочной и внеклассной деятельности способствует развитию творческой инициативы, активности ребят в классе.

Дети должны знать, что школа это не только  учёба и труд, но и верный друг и в радости, и в  праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"

С 2004 года в школе я веду детское творческое  общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согл...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...