Лаборатория визуального мышления
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рафальчук Ольга Георгиевна

Лабораторией визуального мышления  мы назвали одну из форм организации творческой деятельности учащихся, которая позволяет эффектно представить результат работы в виде рисованного ролика, который становится не только учебным продуктом, но и обучающим ресурсом. Фундамент технологии  -  взаимодействие учеников, в котором роль главного организатора на себя берут учащиеся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rafalchuk_o.g._582.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рафальчук О.Г.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа №582 с углубленным изучением

английского и финского языков

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Лаборатория визуального мышления как инструмент создания творческой среды

Современный подход к организации обучения (увеличение доли интерактивного обучения, обновление технологий) предполагает творческое переосмысление сути учебного процесса, в котором все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, имеют возможность понимать и анализировать свою коммуникативную деятельность. Так, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) становится не только условием активной совместной учебной деятельности учащихся, но и средством повышения мотивации при обучении предметам гуманитарного цикла. Практика показывает, что общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха дают возможность педагогу ориентироваться на каждого ученика. В свою очередь, ученик понимает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучение в сотрудничестве возможно лишь при создании атмосферы поддержки в решении любых познавательных задач, оно позволяет организовать учебное занятие, в рамках которого каждый способен осмысливать и творчески преобразовывать информацию, концентрировать внимание. коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Несмотря на то что основные принципы технологии «обучения в сотрудничестве» были разработаны отечественными и американскими педагогами достаточно давно, они не теряют своей актуальности:

  • Принцип награды (группа получает одну на всех в виде отметки, сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);
  • Принцип индивидуальной ответственности (общий успех зависит от успеха каждого);
  • Принцип равных возможностей (полученный результат сравнивается с собственным ранее достигнутым).

Это позволяет решить задачу по формированию и развитию у ребёнка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, обучение в сотрудничестве из обязанности превращается в увлекательный процесс, приносит радость общения, обеспечивает самореализацию обучающихся. В то же время любой учебный материал становится личностно значимым, тем самым преодолевается отчуждение ребенка от знаний, от образования.

Роджерс и Дэвид Джонсоны сформулировали условия эффективности такого обучения:

  • Позитивная взаимозависимость участников группы
  • Индивидуальная и общая ответственность за результат
  • Развивающий характер взаимодействия участников группы
  • Обучение навыкам межличностного общения и работы в группе
  • Коллективная самооценка. Рефлексия

Подчеркивая «интерактивный и социальный характер технологии «обучения в сотрудничестве»» (Е.С.Полат), стоит отметить, что индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится важной составляющей самостоятельной коллективной работы. Это способствует социализации учащихся. Обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает контакт, является социальным общением, поскольку ученики играют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Понимая, что современным ученикам становится всё более важно обладать общеучебными интеллектуальными умениями, которые приобретаются в условиях активной совместной деятельности, педагоги ГБОУ школы №582 Приморского района Санкт-Петербурга обратились к методам и приемам, которые позволяют организовать обучение учащихся в составе малых учебных групп на основе таких моделей обучения в сотрудничестве, как:

«Student Team Learning» («Обучение в команде»)

«Jigsaw» («Ажурная пила»)

«Learning Together» («Учимся вместе»)

Реализация идеи взаимного обучения прежде всего воплощается учителями нашей школы через проектный метод, интерактивные формы обучения, через методы «Пила» и «Герб». Однако это лишь некоторые из многочисленных способов осуществления как индивидуальной, так и коллективной ответственности учащихся за решение учебных задач.

Еще одним инструментом создания творческой среды («Лаборатории визуального мышления») стало приложение «Объясняшки», работающее в том числе в условиях сетевого взаимодействия.

«Лаборатория визуального мышления» – это погружение в деятельность, в которой участники группы берут на себя ответственность за результат, самостоятельно планируют свою работу, распределяют роли и поэтапно решают учебную задачу. Такой формат учебного занятия позволяет группам учащихся самостоятельно создавать в кабинете, не оснащенном специальным оборудованием, короткие учебные видеоролики. Минимум – просмотра, максимум деятельности.

Это позволяет перейти от пассивного созерцания учебного видео на уроке к активной деятельности, в процессе которой каждый раз в группе заново рождается собственного видение учебной задачи. Использование такого формата работы с детьми позволяет создать мультимедийное пространство, продуктом которого становится видеоролик – материал для обсуждения, поиска новых решений поставленной задачи.

На каждом этапе проведения мастерских участники проекта приобретают уникальный опыт, необходимый для становления навыков самоорганизации и самоуправления. В мастерской могут работать разновозрастные группы, есть варианты работы в парах и индивидуальной работы. Преподаватель разбивает учащихся на группы и предлагает им коллективно выполнить задание, а результат творческого поиска воплотить в нарисованном ролике-«объясняшке». Группа формируется с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для всего коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Для выполнения задания в группе выбирается формат ролика, который позволит оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. Основное условие работы групп - в итоге совместной деятельности должен быть получен результат, который устроит всех в группе. Задание выполняется в определенные сроки, и время его выполнения контролирует один из участников группы, чтобы группа могла представить результат своего коллективного труда.

Каждый участник группы вовлекается в создание текста, становится активным участником процесса рисования, пробуждающего интерес и удерживающего внимание лучше, чем обычный видеоряд. Готовый ролик имеет особую ценность для самого ребенка и рождает стремление проявлять себя, искать свой путь освоения учебной информации.

Таким образом, каждый ученик на таком занятии чувствует свою значимость, дает оценку совместной работе. Реализуется главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе и отвечать за общий результат. Именно такого рода активность носит созидательный характер, рождая субъективные переживания как основу «всех наших знаний» (Лоренц) и пробуждая в каждом ученике стремление проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным.

Список использованной литературы:

  1. Дилова Н. Г. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 409-411.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с. — 192 с.
  3. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта//Педагогика. – 2000. – N7. – С. 12–18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Цифровая лаборатория - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий"

Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Такие науки как физика, химия, биология не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая подопл...

Стратегии визуального мышления на уроках.

Стратегии визуального мышления на уроках....

Технология визуального мышления на уроке иностранного языка.

Одним из современных и творческих методов обучения иностранному языку – визуальное мышление. Этот метод позволяет заинтересовать ученика, побудить в нём интерес к изучению предмета.Таким образом...

Развитие визуального мышления обучающихся на уроках математики

На уроках математики школьники получают большой объем теоретического материала, приобретают необходимые умения и навыки в решении математических задач. Однако при переносе полученных знаний в ситуации...

Создание корпоративной лаборатории «Прорыв» для развития прогрессивного мышления у всех субъектов образования Шурышкарского района

Проект «Создание корпоративной лаборатории «ПРОРЫВ» для развития прогрессивного мышления у всех субъектов  образования Шурышкарского района»...

Техника визуального мышления

5 методов для учителя, которые помогут сделать уроки понятнее и эффективнее...

Развитие визуального мышления на уроках математики

Статья содержит расуждения и обоснования в пользу визуализации процесса обучения. Краткие примеры возможных приёмов и дидактических материалов по всему курсу математики с 5 по 11 класс....