Развитие визуального мышления на уроках математики
статья по математике (6, 7, 8, 9, 10 класс)
Статья содержит расуждения и обоснования в пользу визуализации процесса обучения. Краткие примеры возможных приёмов и дидактических материалов по всему курсу математики с 5 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие визуального мышления на уроках математики
Способность чётко мыслить, полноценно рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия, врач, преподаватель, фермер, рабочий, рабочий, политический деятель. Совершенствование развития речи и мышления являются основными задачами начиная с детского сада до аспирантуры. Совершенствовать эти два дара человек должен всю жизнь. В противном случае деградация личности возьмёт верх над прогрессом.
Применение наглядности на уроках математики необходимо для завершения цепочки «ПОНИМАНИЕ- ЗАПОМИНАНИЕ- ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ». Зрительный образ воспринимается мозгом и оставляет след, благодаря которому, ученик быстрее и качественнее составляет причинно- следственные связи при решении задач. Психологи выделяют такие виды мышления, как абстрактное и конкретное, речевое и эмоциональное, логическое и алгоритмическое и т.д. Широкое распространение получил термин ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, то есть мышление посредством зрительных операций.
Психолог Зинченко В.П. так определил визуальное мышление: « …это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущую определённую смысловую нагрузку и делающую знание видимым» .
Каждый учитель использует на уроке наглядный материал – чертежи, плакаты, таблицы, схемы, формулы, модели и так далее. Демонстрируя учитель хочет, во-первых, чтобы ученик смотрел на предлагаемый зрительный образ, а во-вторых, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах. Культура зрительного восприятия требует такого же воспитания, как культура речи и письма.
«Для того, чтобы правильно видеть вещи необходимо обучение» (Гельмгольц)
Первый шаг в каждом этапе познания является «живое созерцание». Чтобы этот этап стал действенным для ученика, его надо научить анализировать визуальную информацию:
- Осознать общую структуру предложенного изображения (что это: чертёж, формула, график, схема и т.д.). Осознание влечет за собой стремление распознать стандартную ситуацию и ответить на вопрос на применение каких знаний нацелена данная задача. (например: решить неравенство методом интервалов; провести исследование функции по графику и т.д.)
- Мысленное составление плана работы. Ученик должен определить порядок дальнейших действий. Очень полезно вслух обсуждать ход действий без вычислений.
«Живое созерцание» способствует переходу визуального мышления в продуктивное.
Для того чтобы воспитать «математическое зрение», нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации, которая по своему объёму и степени важности не уступает вербальным, словесным понятиям.
Средства организации восприятия информационного материала могут быть следующие:
- цветовое воздействие
- укрупнённые информационные схемы с «весомым» заголовком к каждой «порции» информмации
- дидактические пособия для наглядности в стереометрии и даже в аналитической геометрии
Из опыта работы
класс | тема | Вид работы | рефлексия |
5-6 | Разминка в начале урока. Концентрация внимания | -по картинкам игра «Найди различия» - устный счёт с поиском ответов на цветных карточках, развешанных по классу - классификация натуральных, целых, рациональных чисел | -умение фокусировать внимание, совмещать теоретические и практические действияю |
7-10 | Блок-разминка по теме «Степени», визуально-вербальная тренировка по теме «Корень n-й степени», по теме:»Логорифмы», По теме «Алгебраические выражения» | В чём смысл записей: - (); ; ; В чем разница: ; a и т.д. Найди ошибки в записи и исправь их: Log2x; ; Расставь символы умножения в выражении Определи порядок действий: Продолжи серию: f(x)=+sinx+ f(2)= +sin2+ f(-x)= f(3x+1)= f(cosx)= | Исключение ошибок, связанных с неправильной трактовкой задания и при менения символов |
7-11 | Алгебра и геометрия | Составление схем –конспектов модель -«множества чисел» - взаимное расположение прямых на плоскости - классификация треугольников, четырехугольников, тела вращения, производная, обратная функция | Формирование навыка анализа, творческого подхода к учебному материалу, улучшение моторики запоминания формул, чертежей, выводов. |
7 | Начальные геометрические сведения | Практические работы по изготовлению моделей отрезков, прямых, лучей, углов, биссектрис углов, основных элементов треугольника | 100% выполнение чертежей к задачам |
9 | Геометрия «Уравнение окружности и прямой» | Дидактическое пособие планшеты с координатной плоскостью и накладными пленками | 100% выполнение математического диктанта «решение задач на уравнение окружности и прямой» |
11 | Свойства функции | Построение графиков с заданным набором свойств | Осознанное восприятие математической задачи |
Не следует абсолютизировать роль визуального мышления при обучении. Его следует целенаправленно использовать в развитии мыслительных способностей учащихся, сделать зрительные образы одним из основных методических средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"
дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...
Статья « Развитие технического мышления на уроках математики»
В статье описаны примеры развития на уроках геометрии технического мышления учащихся....
Развитие логического мышления на уроках математики
Есть такая наука - логика, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным и не противоречивым. Особенно много приходиться рассуждат...
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....