Развитие визуального мышления на уроках математики
статья по математике (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Малежик Елена Александровна

Статья содержит расуждения и обоснования в пользу визуализации процесса обучения. Краткие примеры возможных приёмов и дидактических материалов по всему курсу математики с 5 по 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие визуального мышления на уроках математики

Способность чётко мыслить, полноценно рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия, врач, преподаватель, фермер, рабочий, рабочий, политический деятель. Совершенствование развития речи и мышления являются основными задачами начиная с детского сада до аспирантуры. Совершенствовать эти два дара человек должен всю жизнь. В противном случае деградация личности возьмёт верх над прогрессом.

Применение наглядности на уроках математики необходимо для завершения цепочки   «ПОНИМАНИЕ- ЗАПОМИНАНИЕ- ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ». Зрительный образ воспринимается мозгом и оставляет след, благодаря которому, ученик быстрее и качественнее составляет причинно- следственные связи при решении задач. Психологи выделяют такие виды мышления, как абстрактное и конкретное, речевое и эмоциональное, логическое и алгоритмическое и т.д. Широкое распространение получил термин ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, то есть мышление посредством зрительных операций.

Психолог Зинченко В.П. так определил визуальное мышление: « …это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущую определённую смысловую нагрузку и делающую знание видимым» .

Каждый учитель использует на уроке наглядный материал – чертежи, плакаты, таблицы, схемы, формулы, модели и так далее. Демонстрируя  учитель хочет, во-первых, чтобы ученик смотрел на предлагаемый зрительный образ, а во-вторых, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах. Культура зрительного восприятия требует такого же воспитания, как культура речи и письма.

«Для того, чтобы правильно видеть вещи необходимо обучение» (Гельмгольц)

Первый шаг в каждом этапе познания является «живое созерцание». Чтобы этот этап стал действенным для ученика, его надо научить анализировать визуальную информацию:

  1. Осознать общую структуру предложенного изображения (что это: чертёж, формула, график, схема и т.д.). Осознание влечет за собой стремление распознать стандартную ситуацию и ответить на вопрос на  применение каких знаний нацелена данная задача. (например: решить неравенство методом интервалов; провести исследование функции по графику и т.д.)
  2. Мысленное составление плана работы. Ученик должен определить порядок дальнейших действий. Очень полезно вслух обсуждать ход действий без вычислений.

«Живое созерцание» способствует переходу визуального мышления в продуктивное.

Для того чтобы воспитать «математическое зрение», нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации, которая по своему объёму и степени важности не уступает вербальным, словесным понятиям.

Средства организации восприятия информационного материала могут быть следующие:

- цветовое воздействие

- укрупнённые информационные схемы с «весомым» заголовком к каждой «порции» информмации

- дидактические пособия для наглядности в стереометрии и даже в аналитической геометрии

Из опыта работы

класс

тема

Вид работы

рефлексия

5-6

Разминка в начале урока. Концентрация внимания

-по картинкам игра «Найди различия»

- устный счёт с поиском ответов на цветных карточках, развешанных по классу

- классификация натуральных, целых, рациональных чисел

-умение фокусировать внимание, совмещать теоретические и практические действияю

7-10

Блок-разминка по теме «Степени»,

визуально-вербальная тренировка по теме «Корень n-й степени»,

по теме:»Логорифмы»,

По теме «Алгебраические выражения»

В чём смысл записей:

- ();   ;  ;  

В чем разница:

; a  и т.д.

Найди ошибки в записи и исправь их:  

Log2x;  ;  

Расставь символы умножения в выражении

Определи порядок действий:

Продолжи серию:

f(x)=+sinx+

f(2)= +sin2+

f(-x)=

f(3x+1)=

f(cosx)=

Исключение ошибок, связанных с неправильной трактовкой задания и при

менения символов

7-11

Алгебра и геометрия

Составление схем –конспектов модель -«множества чисел»

- взаимное расположение прямых на плоскости

- классификация треугольников, четырехугольников, тела вращения, производная, обратная функция

Формирование навыка анализа, творческого подхода к учебному материалу, улучшение моторики запоминания формул, чертежей, выводов.

7

Начальные геометрические сведения

Практические работы по изготовлению моделей отрезков, прямых, лучей, углов, биссектрис углов, основных элементов треугольника

100% выполнение чертежей к задачам

9

Геометрия «Уравнение окружности и прямой»

Дидактическое пособие планшеты с координатной плоскостью и накладными пленками

100% выполнение математического диктанта «решение задач на уравнение окружности и прямой»

11

Свойства функции

Построение графиков с заданным набором свойств

Осознанное восприятие математической задачи

Не следует абсолютизировать роль визуального мышления при обучении. Его следует целенаправленно использовать в развитии мыслительных способностей учащихся, сделать зрительные образы одним из основных методических средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"

дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...

Статья « Развитие технического мышления на уроках математики»

В статье описаны примеры развития на уроках геометрии технического мышления учащихся....

Развитие логического мышления на уроках математики

Есть такая наука - логика, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным и не противоречивым. Особенно много приходиться рассуждат...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у  школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...