«ВИЗУАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА» КАК МУЛЬТИСЕНСОРНАЯ ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
статья (10, 11 класс)
Опыт работы с иллюстративным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskalenko_nv_vizualnaya_vstrecha.docx | 280.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВИЗУАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА» КАК МУЛЬТИСЕНСОРНАЯ
ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Н.В. Москаленко, учитель истории и обществознания, МБОУ Заславская СОШ, Балаганский район
«Не для школы, а для жизни учимся мы»
(Античный афоризм).
Новые ФГОС предъявляют новые требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы, ученики должны уметь проводить анализ изображения, его интерпретацию и критическое оценивание, самостоятельно осуществлять поиск информации. Поэтому необходимо пересмотреть методические подходы к работе с наглядными средствами обучения, к таким относятся картины, рисунки, карикатуры, плакаты, фотографии, миниатюры, иллюстрации.
Эмоциональный компонент процесса обучения реализуется через визуализацию, которая позволяет подключить все каналы восприятия информации, а это делает картину восприятия более полной и яркой, запоминающейся на долго. К тому же, если обратиться к решению заданий ЕГЭ или ВПР, то в каждом варианте есть задания, требующие привлечения визуальной памяти.
Изображения имеют очень большой познавательный потенциал. Иллюстративный материал должен быть не только представлен учащимся на уроке, но и проанализирован и осмыслен ими. Для этого вопросы и задания должны быть нацелены на внимательное изучение изображения, предполагающие ответ на основе имеющихся знаний и позволяющие извлечь новые знания из данной иллюстрации. Предложенный детям алгоритм действий и продуманные творческие задания позволят сделать данный процесс более успешным и увлекательным. [1]
Идентификация, понимание, интерпретация, оценка – это обязательные этапы работы.
Проводя идентификацию учащиеся определяют: тип источника, автора, дату создания и событие, которому данный источник посвящен, цель или замысел автора. Затем следует этап понимание источника, здесь определяем: какие факты отражены, является ли автор очевидцем или современником событий, какова авторская позиция по отношению к данным событиям. На третьем этапе дети выясняют с какой целью автор создал иллюстрацию и какие приемы для этого использовал и насколько успешно. На заключительном этапе дети дают оценку источнику: насколько он достоверен и полезен для историка, в чём его ценность.
Детям можно предложить такую памятку для анализа источника:
1. Какую информацию я получил из данного источника?
2. О чем могу догадаться и какие выводы сделаю?
3. Какую информацию я не узнаю из источника?
4. На какие ещё вопросы мне необходимо ответить?
Один из видов иллюстрирования материала урока — это использование карикатуры. Чтобы карикатура превратилась в источник информации её необходимо исследовать, а для этого предлагаю детям ряд вопросов: кто или что изображено, определите идею карикатуры, тему которой посвящена данная карикатура. Если изображены люди, то обратите внимание какими средствами автор их изобразил, что он хотел этим сказать, как автор относится к своим персонажам, если карикатура посвящена политическим событиям можем ли мы определить является ли автор сторонником какой-то политической идеологии. Выразите своё отношение к идее данной карикатуры. [1]
Очень успешно позволяет решить поставленные задачи прием «визуальная встреча». Данный прием позволяет воспринимать информацию через её декодирование с помощью зрения, слуха, вкуса. Дети читают картинку включив своё воображение, что позволяет представить ощущение автора и помогает понять авторский замысел.
Работа с образом через приём «визуальной встречи» - это более эмоциональное средство воздействия, нежели работа с текстом. Ведь в отличии от текста для понимания образа достаточно нескольких секунд.
Мультисенсорика приема выражается в нескольких группах вопросов: «Что я вижу? Что я слышу? Что я чувствую? Что я хочу спросить? На что я надеюсь?» [3]
Отвечая на данные вопросы, ученики воспринимают изображение всеми органами чувств, формируют образы явления или события, именно это позволяет учителю провести диалог на основе визуального источника. Затем учитель проводит работу по анализу источника на достоверность, установление авторства и времени создания источника, изучение исторического материала, которому посвящён источник. Важно применять прием «визуальная встреча» до начала изучения темы, чтобы фактический материал не повлиял на первоначальное восприятие картины. А затем сравнивают результаты исследования, которое провели учащиеся с тем что имеет место быть на самом деле.
Примеры заданий работы с карикатурой на уроке:
1. В какой период создана карикатура?
2. Определите кто на ней изображен.
3. Какие исторические события изобразил автор?
4. В какой стране она была создана?
5. Каково отношение автора к данным событиям и какое отношение желает сформировать автор у зрителя, к действиям страны, лидером которой является изображенный персонаж? [2]
Вопросы и задания могут варьироваться в зависимости от содержания карикатуры.
В 10 классе при изучении внешней политики, проводившейся Н.С. Хрущевым, говорим о Карибском кризисе и в начале урока предлагаю детям с помощью приема мультисенсорики провести анализ британской и голландской карикатур.
Задание для учащихся: определите, какой из источников наиболее достоверен в отношении характера переговоров, их результата, и сравнить свои предположения с реальным ходом событий.
Художник Л. Иллингуорта "Армрестлинг", 1962г.
Британская карикатура на Карибский кризис. [4]
При анализе ученики отвечают на следующие вопросы: что вижу, что спрошу у себя, на что надеюсь, какие звуки слышу и какие запахи ощущаю?
Возможные варианты ответов: «Я вижу мужчин, занимающихся армрестлингом, это лидеры СССР и США, они сидят на ракетах, соединенных проводами с кнопкой... Я спрашиваю себя в чем причина спора? Почему вместо стула используется ракета? Что произойдет если один из лидеров нажмет на кнопку, расположенную на столе? Я надеюсь, что мужчины проявят здравомыслие и ничего страшного не произойдет... Я слышу угрозы... Я чувствую напряжение...».
Затем прошу предположить, почему британский карикатурист увидел встречу двух лидеров именно в таком формате.
И предлагаю к анализу работу голландского карикатуриста по тому же плану.
Хрущев и его козырные карты в политической игре с президентом США Кеннеди (1963 год). [5]
Дети могут ответить так: «Я вижу двух людей за игрой, которая носит скорее всего политический характер. У каждого игрока имеются козыри. Я спрашиваю себя почему переговоры ведутся в таком контексте? Каким будет итог игры? Я слышу, как мужчина с слева довольно ухмыляется, возможно у него более выгодная позиция и он надеется на выигрыш. Я чувствую, как напряжены игроки, но надеюсь, что итог игры не приведет к конфликту».
После проведенного анализа спрашиваю у детей: «Кто эти люди? Что послужило причиной для их встречи? Какие аргументы используют? Чем закончиться встреча? Оправдались ли ваши предположения? Какой из источников наиболее достоверен в отношении характера переговоров, их результата?» [3]
Таким образом, анализируя карикатуры ученики переводят аллегорию рисунка на язык исторических фактов и идей.
Сегодня учитель может использовать различные наглядные средства, однако недопустима перегрузка урока второстепенными средствами, которые будут отвлекать внимание от основной сюжетной линии. Поэтому тщательный отбор данных средств послужит решению основных образовательно-воспитательных задач и позволит учащимся успешно справиться с заданиями по иллюстративному материалу.
Библиографический список
- Пазин Р.В. Анализ исторического источника. – Ростов на Дону: Легион, 2018. - 254 с.
- Ушаков П.А., Пазин Р.В. Практикум по работе с иллюстративным материалом. – Ростов на Дону: Легион, 2018. - 445 с.
- https://znanio.ru/medianar/187
- https://warweapons.ru/britanskaya-karikatura-na-karibskiy-krizis-1962/
- https://fishki.net/1214259-nikita-hruwev-i-politika-sssr-na-karikaturah.html?utm_source=aab&sign=498362345413218%2C88593134541553
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....
Методическая разработка интегрированного урока с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации" "Петербург Гоголя. Искусство в роли машины времени".
Интегрированный урок, посвящённый книжно-литературному Петербургу, с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации". Попытаемся через текст культуры (...
Визуальная коммуникация как средство повышения эффективности урока.
В данной статье рассматривается актуальность применения инновационных техник визуализации средствами информационно-коммуникационных технологий. Говорится о роли наглядности при организации...
Методика подготовки групповых проектов. Проект модульного урока на тему: "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека".
АннотацияПредлагаемый проект модульного урока рассматривает этические и нравственные вопросы воспитания школьников младшего и среднего звена, затрагивает тему применения альтернативной коммуника...
Использование стратегии визуальной коммуникации в целях активизации восприятия внимания на уроках музыки.
Современный городской человек живет в искусственной звуковой среде: шум транспорта, предприятий, звучащая отовсюду музыка и другие неприродные звуки. Поэтому он поневоле развил в себе способность сопр...
Статья "Стратегия визуальной коммуникации: работа с материальными объектами".
В статье представлен алгоритм исследования музейных экспонатов, и этапы работы с взаимодействия с материальными объектами, доступными для изучения и исследования....
Презентация опыта «Интерактивная визуальная коммуникация с Genial.ly на уроках английского языка»
Genially является мировым лидером в области интерактивных визуальных коммуникаций. Этот сервис можно использовать в качестве универсального онлайн-инструмента для создания потрясающих презентаций, инт...