Рабочая программа по бурятской литературе 1-4 класса
рабочая программа

Бадеева Оксана Олеговна

Бурятская литература 1-4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskaya_literatura_1-4_kl.docx260.74 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\программа 1-9 класс\тит. бур.лит. 1-4кл..jpg

Оглавление

Федеральная рабочая программа по учебному предмету        3

«Бурятская литература»        3

Пояснительная записка        3

Содержание обучения в 1 классе.        4

Содержание обучения во 2 классе        5

Содержание обучения в 3 классе        8

Содержание обучения в 4 классе        12

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования        16

Тематическое планирование по         чтению на родном бурятском языке        24

1 класс        24

2 класс        26

3 класс        28

4 класс        30

Учебно  – методическое обеспечение образовательного процесса        31

Электронные образовательные ресурсы        32

Федеральная рабочая программа по учебному предмету

 «Бурятская литература»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Бурятская литература» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по литературному чтению на родном (бурятском) языке, бурятская литература) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (бурятским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (бурятском) языке.

 Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.

 Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (бурятском) языке включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

Пояснительная записка

 Программа по литературному чтению на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Бурятская литература направлено на формирование у обучающихся первоначальных знаний о бурятской литературе, интереса к чтению, культуры восприятия художественного текста; на воспитание нравственности, любви к родному краю и государству через осознание своей национальной принадлежности.

Программа по литературному чтению на родном (бурятском) языке служит учителям начальных классов основой для разработки авторских рабочих программ по учебному предмету «Бурятская литература», в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, распределения часов по разделам и темам.

Литературное чтение на родном языке призвано развивать интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические, коммуникативные способности обучающихся, формировать важнейшие нравственно-этические представления, приобщать личность к родной национальной культуре.

 Изучение литературного чтения на родном (бурятском) языке направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучающихся любви к родному слову, формирование чувства патриотизма;

формирование читательской и коммуникативной компетентности;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи обучающихсяна родном (бурятском) языке;

формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов понимания (восприятия и осмысления) текста, обучение универсальным видам деятельности – наблюдению, сравнению, анализу;

приобщение обучающихся к родной литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение пониманию духовной сущности произведений;

развитие способностей к творческой деятельности на родном (бурятском) языке.

 Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке, – 112 часов: в 1 классе – 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, отведенного на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения литературного чтения на родном языке.

Содержание обучения в 1 классе.

 Здравствуй, бурятский язык!

Буряад уран зохёолшодой буряад хэлэн тухай шүлэгүүдэй баглаа (отрывки из стихотворений о бурятском языке). Х. Намсараев, М. Рабданов, Д. Улзытуев, Н. Дамдинов.

 Моя малая родина.

Х. Намсараев «Манай нютаг» (Наша малая Родина), «Нютагай соло» («Слава Родине»). Э. Дугаров «Буряадайм нютагууд» («Моя родина – Бурятия»).

 Весна. Весенняя природа.

Б. Абидуев стихотворение «Хабарай эхин» («Начало весны»).

Ц. Цыдыпова рассказ «Шубуудай бусалгын болзор» («Пора перелётных птиц»).

Ц-Д. Дондогой стихотворение «Эжымни гамтайхан» («Дорогая моя мать»).

Ш. Нимбуев стихотворение «Алдар соло!» («Слава!»).

Ц. Номтоев стихотворение «Батынүбгэнбаабай» («Дедушка мальчика Бато»).

 Пять драгоценностей бурят.

Г. Дашабылов стихотворения «Минии табан нүхэд» («Пять моих друзей»), «Хурьган» («Ягнёнок»), «Тугал» («Телёнок»), «Унаган» («Жеребёнок»), «Ботогон» («Верблюжонок»), «Эшэгэн» («Ягнёнок»).

Устное народное творчество бурят.

Сказки: «Амитадай арсалдаан» («Спор домашних животных»), «Шандаган заряа хоёр» («Заяц и ёжик»), «Тахяа нохой хоёр» («Петух и собака»).

Малые жанры фольклора: таабаринууд (загадки), оньhонүгэнүүд (пословицы), жорооүгэнүүд (скороговорки).

Народные игры.

Ц-Д. Дондогой стихотворение «Шагай» («Шагай»).

Ц. Бадмаев стихотворение «Каток» («Каток»).

Л. Линховоин рассказ «Шагай наадан» («Игра в бараньи косточки»).

Содержание обучения во 2 классе

 Здравствуй, школа!

Б. Гармаев стихотворение «Мэндэ амар, һургуули!» («Здравствуй, школа!»).

Ц-Д. Хамаев стихотворение «Сентябриин нэгэн». («Первое сентября»).

 Родной язык – родной край.

Текст «Түрэһэн мини тоонто». («Родной край»).

Буряад хэлэн тухайшүлэг үүдэй баглаа. (Сборник стихотворений, посвящённых бурятскому языку).

Э. Дугаров стихотворение «Тоонто талынгаа энгэрһээ…» («С просторов родных степей»).

Ч-Р. Намжилов стихотворение «Эхын һүнэй һайхан амтатай…» («Со вкусом материнского молока»).

Г. Дашабылов стихотворение «Буртагхан шэлээһээ эхитэй...» («Начало с густых вершин»).

Д. Улзытуев стихотворение «Байгалай уһандал…» («Прозрачна как вода Байкала»).

Н. Дамдинов стихотворение «Түрэлхэлэн» («Родной язык»).

С. Бабуев стихотворение «Түрэл нютагай татаса» («Притяжение родины»).

 Богатая урожаем осень.

Ц. Цыдыпова стихотворение «Намар» («Осень»).

Ч. Цыдендамбаев стихотворение «Намарай ой соо» («В осеннем лесу»).

Б-Б. Намсарайн рассказ «Бургааһан түүдэг» («Костер из веток»).

В. Галсанов рассказ «Буугаа гээһэн ангуушан» («Потерявший ружье охотник»).

Ц-Д. Хамаев рассказ «Галуудай бусалган» («Возвращение гусей»).

А. Жамбалон стихотворение «Намар» («Осень»).

 Всё начинается с детства.

Ц. Цыдыпова стихотворение «Хүбүүнэй хүсэл» («Желание мальчика»).

Д. Жалсараев стихотворение «Хоёр нүхэдэй хүсэл» («Желание двух друзей»).

Ц.-Д. Дондукова стихотворение «Хэн hайн, хэнмууб»? («Кто хорош, а кто плох»?).

А. Мангатханов стихотворение «Мартамхай Мархай» («Забывчивый Мархай»).

Ж. Балданжабон рассказ «Та» («Вы»).

Г. Чимитов стихотворение «Һалан Һамажаб, һамбааша ямаан» («Грязнуля Хамажаб, догадливая коза»).

Б. Санжин рассказ «Аягүйушар» («Неприятный случай»).

Ж. Зимин стихотворение «Эрхэлхэдэнь – эдеэн гашуун, уурлахадань – уһан гашуун» («Избалованному – еда невкусная, сердитому – вода кислая»).

Д. Ошоров рассказы «Дохолонхүн» («Хромоногий»), «Хурдан Зээрдэ» («Быстроногий пегий»).

 Из устного народного творчества.

Бурятские народные сказки: «Мэхэтэй петух» («Хитрый петух»), «Хулгана тэмээн хоёр» («Мышь и верблюд»), «Үгытэй үншэн басаган» («Бедная сиротка»), «Һарадаг араһан һайхан басаган» («Забравшаяся на луну красавица»), «Хитаахан хүбүүн» («Мальчик Хитахан»), «Гурбан таабари» («Три загадки»), «Аргатай түлеэшэн» («Находчивый лесоруб»).

Табаринууд (загадки), оньһонүгэнүүд (пословицы), жорооүгэнүүд (скороговорки).

 Седая зима.

Б-Ж. Гармажапов рассказ «Үбэл» («Зима»).

Ц-Б. Бадмаев стихотворение «Саһан» («Снег»).

Ч-Р. Намжилов стихотворение «Далитай үхибүүд» («Крылатые дети»).

Ц-Д. Дондогой рассказ «Түрүүшын саһан» («Первый снег»).

Г. Бадмаева рассказ «Һонирхолтой асуудал» («Интересный вопрос»).

К. Ушинский рассказ «Үбэлэйааша» («Проказы зимы»).

Д. Ошоров рассказ «Босоогоо алдаһан Булад» («Проигравший спор Булад»).

Г. Чимитов стихотворение «Хасуури» («Ёлка»).

Ш. Нимбуев стихотворение «Ёлкын дэргэдэ» («У ёлки»).

Б. Бальжинимаев стихотворение «Ёлкын дуун» («Песнь ёлки»).

 Любимые детские писатели.

Х.Н. Намсараев стихотворения «Уран хүүгэд» («Талантливые дети»), «Манай нютаг» («Наше родное село»).

Б.Д. Абидуев стихотворение «Эхин тэмдэг» («Первоначальный знак»), сказка «Муурабагша» («Учитель Мура»).

Ц-Б.Б. Бадмаев стихотворения «Үбэлерэбэ» («Зима наступила»), «Харагты, энээхэнхүбүүе» («Посмотрите на этого мальчика»).

Ц-Д.Д. Дондокова стихотворение «Саһанхүгжэм» («Снежная мелодия»), рассказ «Саһанбаабхайнгомдол» («Обида снеговика»).

Г.Г. Чимитов стихотворения «Сухалтай үбэл» («Сердитая зима»), «Нютаг» («Родное село»).

Э.Ч. Дугаров стихотворения «Минии гүлгэн» («Мой щенок»), «Үреэнэл» («Посвятил благопожелание»).

Наш праздник сагаалган пусть процветает во все времена!

М. Чойбонов стихотворение «Сагаанһараар…» («С Белым месяцем…»), рассказ «Сагаалгантухай» («О празднике Сагалган»).

А. Доноев стихотворение «Сагаалганайһайндэрөөр» («С праздником Белого месяца»), рассказ «Хадагуудтухай» («О хадаках»).

Ц. Цырендоржиев рассказ «Сагаалган» («Сагалган»).

Г. Дашабылов четверостишья «Арбан хоёр жэл» («Двенадцать годов»).

Г. Бадмаева рассказ «Сагаалганай бэлэг» («Подарок к Сагалгану»).

В. Намсараев стихотворение «Бүмартая» («Не забывайте»).

 Бурятские игры.

Ж. Зимин стихотворение «Хатарнаадан» («Танцы»).

Ц. Номтоев рассказы «Бүхэбарилдаантухай» («Про борьбу»), «Мори урилдаан» («Конные скачки»), стихотворения «Бүхэ барилдаан» («Борьба»), «Һypхарбаан» («Стрельба из лука»).

Ц. Цыриторон стихотворения «Шагай» («Шагай»), «Велосипед» («Велосипед»).

Бурятская народная сказка «Шатар» («Шахматы»).

Ц-Д. Дондокова стихотворение «Минии нааданхайнууд» («Мои игрушки»).

Г. Дашабылов стихотворение «Бүмбэгэ» («Мячик»).

Гостья весна.

Ц. Цыдыпова рассказ «Хабар ерэбэ» («Весна пришла»).

Ц. Бадмаев стихотворение «Хабар» («Хабар»), рассказ «Бэлэг» («Подарок»).

Г. Чимитов стихотворение «Эжын һайндэр дүтэлөөлдаа» («Близок мамин праздник»).

Б. Цырендашиев стихотворение «Эжымни» («Моя мама»).

Ц. Цыриторон стихотворение «Эмшэнэжы» («Мама – лекарь»).

Д. Ошоров рассказ «Юрий Гагарин – дэлхэй дээрэхиэгээн түрүүшын космонавт» («Юрий Гагарин – первый в мире космонавт»).

Г. Чимитов стихотворение «Би космонавт болохоб» («Я буду космонавтом»).

М. Осодоев рассказ «Аша хүбүүн» («Внук»).

Ц-Ж. Жимбиевэй зохёолоор «Гал могойжэл» (По произведениям Ц-Ж. Жимбиева «Год огненной змеи»).

Ц. Номтоев стихотворения «Илалта» («Победа»), «Хүшөө» («Памятник»).

 Литературные сказки.

Б. Абидуев сказка «ТэхэБабанынтүүхэ» («Сказ о храбром козлёнке»).

Ф. Цыренжапов сказка «Уран дархан» («Умелый мастер»).

Ш. Нимбуев сказка «Хүнэйнүхэр» («Друг человека»).

 наша Бурятия.

М. Чойбонов стихотворение «Буряадни» («Моя Бурятия»).

Ц. Цыдыпова стихотворение «Агамни» («Моя Ага»).

М. Хамгушкеева стихотворение «Усть-Орда» («Усть-Орда»).

Д. Дамбаев стихотворение «Улаан-Үдэ» («Улан-Удэ»).

Т. Мархаев стихотворение «Шамда, Байгал!» («Посвящаю тебе, Байкал!»).

Ц-Ж. Жимбие стихотворение «Буряад орон» («Родная Бурятия»).

Содержание обучения в 3 классе

 Здравствуй, школа!

А. Доноев стихотворение «Түрүүшынхонхожэнгиржэ…» («Первый звонок звенит…»).

Ч-Р. Намжилов стихотворение «Эрдэмбэлиг – эрхим баян» («Учение – самое большое богатство»).

Г. Чимитов стихотворение «Һайндаа, һургуулимнай!» («Спасибо, школа!»).

 Бесценный наш бурятский язык, опора наша священная родина).

Б-Б. Намсарайн стихотворение «Хэлэмнай» («Наш язык»).

Д-Н. Халхаров стихотворение «Түрэл буряад хэлэмни» («Родной наш язык»).

Б. Батоев стихотворение «Эхэнютаг» («Родимый край»).

Д. Ошоров рассказ «Актриса болохоб» («Буду актрисой»).

Ц-Д. Дондокова стихотворение «Эхэ ором!» («Родина моя!»), рассказ «Манай Эхэорон» («Наша Отчизна»).

Д. Жалсараев стихотворение «Буряад орон» («Бурятия»).

Г. Башкуев рассказ «Аглагһайхан Буряад оромнай» («Прекрасная наша Бурятия»).

Ц-Б. Бадмаев стихотворение «Улаан-Үдэ» («Улан-Удэ»).

А. Бадаев стихотворения «Улаан-Үдэ» («Улан-Удэ»), «Байгала агамная!» («Берегите наш Байкал!»), легенда «Байгал далай тухай домоглобо» («Сказание про озеро Байкал»), рассказ «Байгал далайм найхэтэдэ эмүнхэ байг!» («Пусть наш Байкал будет вечен навеки века!»).

Ц. Жамбалов стихотворение «Агамни» («Мой Агинск»).

Б. Рабдано легенда «Хоридой мэргэн ба Хун шубуун тухай домог» («Сказание о Хоридойе Мэргэне и матери-лебедице»), рассказ «Ага нютаг» («Ага – родной край»).

М. Хамгушкеева стихотворение «Үбэсэ – үльгэрэй һайхан орон» («Убэсэ – сказочно красивый край»), рассказы «Эхирэд ба Булгад гарбал тайшуул тухай» («О родословной Эхиритов, Булагатов, Хоногодоров»).

Устное народное творчество-кладезь дороже золота.

Бурятские народные сказки «Шоно, бар хоёр хүлтэй хүймэлдөөн» («Волк, тигр, двуногое существо»), «Тэнэгшоно» («Глупый волк»), «Хуурша хүбүүн» («Мальчик – хурчин»), «Одхон хүбүүн Ерэнтэй сэсэн Далантай тэнэг хоёр» («Умный младший сын Ерэнтэй и глупый Далантай»), «Таряашан Тархаас» («Тархас – земледелец»), «Хүлһэншэхүн» («Работник»).

 Загадки.

Хэрэгсэлнүүд тухай (О предметах, принадлежностях).

Амитад, шубууд, ургамал нууд тухай (О животных, птицах и растениях).

Үйлэхэрэг дүүргэхэ тухай (О свершении дел).

             Пословицы.

Эхэ орон тухай (О Родине).

Бүлэ тухай (О семье).

Нүхэсэл, үнэнсэхэ ябадал тухай. (О дружбе, о чести).

Эрдэм һургаал, ажал, һуралсал тухай (Об образовании, работе, учебе).

Жаргал, зоболон тухай (О счастье, несчастье).

 На поэтической волне.

Б. Базарон стихотворение «Зундаа» («Летом»).

Г. Чимитов стихотворение «Алтан намар» («Золотая осень»).

Г. Дашабылов стихотворение «Намар» («Осень»).

А. Жамбалон стихотворение «Шара набшын халуун» («Бабье лето»).

Д. Мадасон стихотворение «Намар» («Осень»).

 Всё начинается с детства.

Ч. Цыдендамбаев рассказ «Табан патронной тангариг нюуса» (Из произведений      Ч. Цыдендамбаева «Тайна клятвы пяти патронов»).

Э. Манзаров басня «Гахай ба Шаазгай» («Свинья и Сорока»).

Ж. Балданжабон рассказ «Алтанхан хурьган» («Золотой ягнёнок»).

Ц-Б. Бадмаев рассказ «Шулуутай Будамшуу» («Будамшу с камнем»).

Б-Б. Намсарайн рассказ «Дэбтэрэй гомдол» («Обида тетради»).

Ц. Шагжинрассказы «Соохор хонин заган» («Пёстренький оленёнок»), «Эхынзахяа» («Мамин наказ»).

Д. Цырендашиев рассказ «Алтан хараасгай» («Золотая ласточка»).

На поэтической волне.

Ж. Зимин стихотворение «Амар сайн!» («Здравствуйте!»).

А. Жамбалон стихотворения «Эдирхонишон» («Юный чабан»), «Эдир залуу үетэндэ» («Юному (молодому) поколению»).

Ч. Гуруев стихотворение «Захяа» («Наказ»).

Н. Дамдинов, стихотворение «Ганса Галсан» («Одинокий Галсан»).

Ц-Д. Дондокова стихотворение «Үгэдөөхүрэхэ» («Сдержать слово»).

Г. Чимитов стихотворение «Хүн» («Человек»).

 Улигеры.

«Шоные мэхэлһэ наймхай Шандаган» («Как трусливый заяц обманул волка»). «Шаазгай  Баабгай хоёр» («Сорока и Медведь»). «Хүнхара баабгай хоёр» («Человек и бурый медведь»). «Будамшуу. Үншэн хүбүүн» («Будамшу. Мальчик – сирота»). «Бүргэд Хирээ хоёр ойбоосоон» («Спор Орла и Вороны»). «Хирээ Шаазгай хоёр» («Ворона и Сорока»).

 На поэтической волне.

Г. Чимитов стихотворение «Үбэлэйүдэр» («Зимний день»).

Ц-Д. Дондокова стихотворение «Би мэдэнэб…» («Я знаю…»).

Ч-Р. Намжилов стихотворения «Далитай үхибүүд» («Крылатые дети»), «Үглөөгүүр» («Утром»).

Ш. Нимбуев стихотворение «Санашан» («Лыжник»).

Д. Мадасон стихотворение «Хадхууртайхан хасуури» («Колючая ёлка»).

Ц-Ж. Жимбие стихотворение «Ёлкын дуун» («Песня елки»).

Ф. Манжиханов стихотворение «Ёлкын наадан» («Игры около ёлки»).

 Сагаалган – бурятский народный праздник.

Э. Дугаров стихотворение «Сагаан һарын шэнээр…» («С новым первым днем Сагалгана…»), рассказ «Сагаалган тухай» («О Сагалгане»).

М. Батоинай «Арбанхоёржэлнүүд» (Из собраний М. Батоина «Двенадцать годов»).

Ш. Нимбуев стихотворение «Угтамжын дуун» («Приветственная песня»).

Г-Д. Дамбаев «Харгымнай эхин» гэһэнтуужаһаахэһэг. Сагаалган. (Отрывок из повести «Начало пути. Сагаалган»). «Хүнахатай, дэгэлзахатай…» («У человека есть брат, а у шубы воротник»).

Д. Цынгуева стихотворение «Уггарбал таууган буряадараднай» («У бурятского народа древние родословные корни»), рассказ «Морин эрдэни» («Драгоценный конь»).

Ц. Номтоев повесть «Шагжын хула» («Пегий конь Шагжи») (отрывки).

Б-Б. Намсарайн сказка «Табан хушуунтүл» («Пять видов животных»).

Г. Дашабылов стихотворение «Минии табан нүхэд» («Пять моих друзей»).

На поэтической волне.

Текст «Һэеыгэр – элинсэг хулинсагаймнай гуламта» («Юрта – очаг наших предков»).

Б. Дашинимаева стихотворение «Бага наһанайм дурсалга» («Воспоминания детства»).

Ц. Жамбалов стихотворения «Һэеыгэр» («Юрта»), «Аяга сай» («Чашка чая»).

Д. Улзытуев стихотворение «Үүрсай таргала аунтараангүй…» («Не гася огонь до рассвета…»).

Э. Дугаров стихотворение «Харгыдээрэ» («На дороге»).

Основоположники бурятской литературы.

Х. Намсараев рассказ «Үринэхэбэри» («Возвращение долга»).

Б. Абидуев стихотворение «Үүлэн» («Облако»).

Ц-Д. Дондокова рассказ «Хаан Хуша» («Царь Хуша – Кедр»).

Ш. Нимбуев басня «Эбтэйһаа, хүсэтэй» («Сильны своей дружбой»).

Ц-Д. Дамдинжапов рассказ «Шандаган бүргэд хоёр» («Заяц и орёл»).

Б. Базарон стихотворение «Эхэ оромнай һайхандаа!» («Прекрасна наша Родина!»).

 Любимые детские писатели.

Ц-Б. Бадмаев стихотворение «Дондогой зүүдэн» («Сновидение Дондока»).

М. Осодоев рассказ «Хараасгайн добтолго» («Налёт ласточки»).

Ч. Цыдендамбаев стихотворение «Ургыхан» («Подснежник»).

Ц. Цырендоржиев «Аршаанда болоһонушар». («Случай на курорте») (отрывок из повести «Папансаг» («Лохматый»).

Д. Улзытуев стихотворение «Гуурһанай гурбан нюуса»(«Три тайны пера»).

Ц-Ж. Жимбиев стихотворение «Эхэнютаг»(«Родимый край»).

На поэтической волне.

А. Жамбалон стихотворение «Айлшан хабар» («Гостья весна»).

Д-Р. Намжилон стихотворение «Хабарай саг» («Весенняя пора»).

Ц-Д. Дондокова стихотворение «Би мэдэнэб» («Я знаю»).

Г. Чимитов стихотворение «Энэүдэр» («Этот день»).

С. Махабадарова стихотворение «Эхын сэдьхэл» («Материнская душа»).

Э. Манзаров стихотворение «Эжын энхэрэлые» («Материнская ласка»).

 Литературные сказки.

Б. Абидуев сказка «Шаалай  Шаанай хоёр» («Шалай и Шанай»).

Н. Намсараев сказка «Гахай мэргэн» («Меткая свинья»).

Э. Дугаров сказка «Жэргэмэл» («Жаворонок»).

На поэтической волне.

Д. Улзытуев стихотворение «Амар сайн…» («Здравствуйте...»).

Д. Батоболотова стихотворение «Байгаали яагамная!» («Берегите природу!»).

Ц. Дондогой стихотворение «Аадар» («Ливень»).

А. Мангатханов стихотворение «Июнь» («Июнь»).

Ж. Зимин стихотворение «Тайгынтуужадомог» («Легенда тайги»).

Д. Улзытуев «Бороохон» («Дождик»).

Ч. Гуруев стихотворение «Хуһан» («Берёза»).

Б. Бальжинимаев стихотворение «Лагерьта» («В лагере»).

Г. Чимитов стихотворение «Шубууд» («Птицы»).

С. Дамбаева стихотворение «Сэсэг» («Цветы»).

Ц. Номтоев стихотворение «Үглөөгүүр» («Утром»).

Содержание обучения в 4 классе

Родной язык, родной край.

М. Чойбонов стихотворение «Буряад хэлэмнай» («Наш бурятский язык»).

Э. Манзаров стихотворение «Сахижа ябая!» («Жить соблюдая!»).

Д. Жалсараев стихотворение «Буряад орон» («Бурятия»).

Б-Х. Цыренжапова стихотворение «Эхэ нютагай үреэл» («Благословение родного края»), текст «Байгал далай – манай баялиг» («Байкал – наше богатство»).

Д. Хобраков стихотворение «Байгала агамная!» («Берегите наш Байкал!»).

З. Гомбожабай стихотворение «Байгал далай» («Озеро Байкал»).

И. Калашников стихотворение «Сэсэгэйүнэр» («Аромат цветов»).

Э. Дугаров стихотворение «Гүлзөөргэнэ» («Земляника»).

А. Жамбалон стихотворения «Ой модонойашатуһа» («Польза леса»), «Ерээдүйннарһад» («Будущие сосны»).

Г. Дашабылов стихотворение «Ойн барабанша» («Лесной барабанщик»).

Мудрое народное творчество – завещание предков.

Таабаринууд (загадки), оньһонүгэнүүд (пословицы), үреэлнүүд (благопожелания).

 Бурятские народные сказки.

«Үнэгэнэй хани нүхэсэл» («Дружба лисицы»), «Гурбалдайн гурбан сэсэн» («Три мудреца»), «Шадамар шалхагар хоёр» («Находчивый и глупый»), «Ангуу дайсуглаан» («Собрание зверей»), «Алтан Сэсэг» («Золотой цветок»).

Сказки народов России.

Русская народная сказка «Эгэшэ Алёнушка ба дүү Иванушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Татарская народная сказка «Эрдэм номой ашатуһа» («Польза учения, книги») (перевод Р. Шоймарданова).

Эвенкийская народная сказка «Үнэгэн юундэ улаан бэ?» («Почему лисица рыжая?») (перевод Э. Дугарова).

Тофаларская народная сказка «Могой хүн хоёр» («Змея и человек») (перевод Э. Дугарова).

Сказки восточных народов.

Монгольская народная сказка «Толгойтой һэнгү, али үгыгү?» («Был с головой или без нее?») (перевод Б. Орбодоевой).

Китайская народная сказка «Үер» («Наводнение») (перевод А. Содномова).

Вьетнамская народная сказка «Хэзээдэшхэмээбүалда» («Знай всегда меру») (перевод Э. Дугарова).

На поэтической волне.

Д. Жалсараев стихотворение «Баяр маагай одон» («Звезды Баярмы»).

Ш-Х. Базарсадаева стихотворение «Харгы» («Дорога»).

К. Бальмонт стихотворение «Намар» («Осень») (перевод Б. Санжина).

Д-Х. Цынгуева стихотворение «Хюруу» («Иней»).

Ц. Цырендоржиев стихотворение «Намар» («Осень»).

Ш. Нимбуев стихотворения «Намарай ольбон» («Осенние заморозки»), «Баян ургаса» («Богатый урожай»).

Б. Базарон стихотворения «Таряан» («Нива»), «Аянай шубуунай дуун» («Песня перелётных птиц»).

Х. Намсараев стихотворение «Шубуу дайаян» («Перелёт птиц»).

 Литературные сказки.

Б. Абидуев сказка «Эреэнгүрөөһээмээллэгшэ» («Оседлавший тигра»).

Д. Дашинимаев сказка «Туламтайшоно» («Волк в мешке»).

Ц. Номтоев сказка «Зоригтой хоёр» («Двое храбрых»).

 На поэтической волне.

Ж. Тумунов стихотворение «Хүлэгминииморин» («Мой скакун»).

Ч-Р. Намжилов стихотворение «Үбэл» («Зима»).

В. Гармажапов стихотворение «Түрүүшынсаһан» («Первый снег»).

Г. Чимитов стихотворение «Саһаханууд» («Снежинки»).

А. Пушкин стихотворение «Үбэлэйхаргы» («Зимняя дорога») (перевод Ц. Галсанова).

Г. Дашабылов стихотворение «Үбэл» («Зима»).

Г. Чимитов стихотворения «Ёлко» («Ёлка»), «ЖабарҮбгэн» («Дедушка Мороз»).

Б-Б. Намсарайн стихотворение «Һурга» («Научи»).

А. Жамбалон стихотворение «Зол талаантайбайдагһайт!» («Будьте удачливы, талантливы!»).

 Народный батор Гэсэр.

«Тэнгэришүүлэйхоорондохи дайн» («Война между небожителями»). «Баатарайгазардээрэтүрэлгэ» («Рождение батора на земле»).

Н. Дамдинов рассказы «Нюһата – Нюургай гэжэ нэрэ хүбүүндэ үгтэбэ» («Прозвали мальчика Сопливым»), «Баатар бэе эбэелжэ, Гэсэр боложо тодорбо» («Возмужавшему батору дали имя Гэсэр»). «Гэсэрэй гурбадахи һамган – Алма Мэргэнхатан» («Третья жена Гэсэра – княгиня Алма Мэргэн»), «Гэсэр орголиэреэнгүрөөһые, Шэрэм – Минаа тахааниие, Абарга – Сэсэн мангадхайе бута сохибо» («Победа Гэсэра над полосатым тигром Орголи, ханом с чугунным кнутом, поверг непобедимого умного Мангадхая»), «Гэсэр Шара голой хаашуулые дараба» («Гэсэр победил ханов Жёлтого моря»).

 Сагаалган.

Ц. Батожапов стихотворение «Сагаан һарын мэндэамар» («Приветствие Белого лунного месяца»). «Буряад Сагаалганай тобшохонтүүхэ» («Краткая легенда о бурятском Сагалгане»).

Ж. Юбухаев стихотворение «Сагаалган  аймагтаал» («Восхваление Сагалгана»). «Луу болон бусад амитадай арбан хоёр жэл дэнэрэеэүгэһэнтухай (хитадарадай онтохон) (Китайская народная сказка о том, как дали название дракону и другим двенадцадцати животным).

С. Хүбүүхэйн стихотворение «Сагаалган» («Сагалган»).

На поэтической волне.

Д. Улзытуев стихотворение «Хабар» («Весна»).

Н. Дамдинов стихотворение «Хабар» («Весна»).

Ц. Цыриторон стихотворение «Эжы, эжы, эжыхэмни» («Мама, мама, моя мамочка»).

Ц. Бабуева стихотворение «Эжы» («Мама»).

Э. Дугаров стихотворение «Эржэн» («Эржэна»).

М. Лермонтов стихотворение «Хабсагай» («Утёс») (перевод Ц. Цырендоржиева).

Ц. Номтоев стихотворение «Хуһан» («Берёза»).

А. Уланов стихотворение «Хуһахан» («Берёзка»).

Ж. Зимин стихотворение «Хуһанайүгэ» («Слово берёзы»).

 Основоположники бурятской литературы.

Х. Намсараев рассказ «Үншэдэйүхэл» («Гибель сирот»).

Б. Абидуев стихотворение «Хабарайүдэшэ» («Весенний вечер»).

Ч. Цыдендамбаев рассказ «Һэргэгнойр» («Чуткий сон»).

Ц. Номтоев стихотворение «Үнэнзүрхэнэймүгэүреэл» («Сердечные благопожелания»), рассказы «Алтан гартан» («Золотые руки»), «Ашатаүбгэн» («Дед Ашата»).

Ж. Тумунов рассказ «Талынбүргэд» («Степной орёл»).

Басни.

Б. Базарон басня «Арсалдаан» («Спор»).

Г. Чимитов басни «Баабгайнхүбүүн» («Медвеженок»), «Үнэгэншонохоёр» («Лиса и волк»).

Э. Манзаров басни «Үнэгэнэй һургуули» («Школа Лисы»), «Барилдааша баабгай» («Медведь – борец»).

И. Крылов басня «Гэрэл ба һармагшан» («Зеркало и обезьяна») (перевод Г. Чимитова).

 Писатели детям.

Ц-Д. Дамдинжапов рассказ «Арюуханхүбүүн»(«Хорошенький мальчик»).

Н. Дамдинов рассказ «Мартамхай хонишон» («Забывчивый чабан»).

Ц-Б. Бадмаев стихотворение «Залхуу Шагдар» («Ленивый Шагдар»).

А. Жамбалон стихотворение «Дурамбай – хёрхонюдэн» («Бинокль – зоркий глаз»).

Г. Бадмаева рассказ «Гэмтэйбэшэб…» («Я не виноват…»).

 На поэтической волне.

Б. Абидуев стихотворение «Наранайтуяа» («Солнечные лучи»).

Ц. Цыремпилов стихотворение «Наран ба хүүгэд» («Солнце и дети»).

Б. Базарон стихотворение «Үглөөгүүройдо» («Утром в лесу»).

А. Пушкин стихотворение «Үүлэн» («Туча») (перевод Н. Дамдинова).

Ч-Р. Намжилов стихотворение «Уһантухайүгэ» («Слово о воде»).

Б. Базарон стихотворение «Улаалзай» («Цветок сарана»).

Ц. Жамбалов стихотворение «Саг» («Время»).

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования

В результате изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющиеся частью истории культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств  выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (бурятском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами бурятской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

 В результате изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящие (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

 У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (бурятском) языке с использованием предложенного образца.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающиеся научатся:

владеть продуктивными способами чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов), читать осознанно вслух без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений;

определять (с помощью учителя) тему и главную мысль прочитанного или прослушанного текста;

анализировать на элементарном уровне текст, прослушанного или прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста, задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному тексту;

выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету учителя;

рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).

различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки и другие) и художественной литературы (рассказы, стихотворения и другие);

отличать прозаическое произведение от стихотворного, выделять особенности стихотворного произведения (рифма);

находить средства художественной выразительности в тексте (уменьшительно-ласкательные формы слов, синонимы, антонимы и другие).

читать выразительно, читать по ролям;

на основе прочитанного или прослушанного произведения составлять устное высказывание (не менее 3 предложений);

анализировать иллюстрации и соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в тексте;

сочинять небольшие тексты по предложенному началу и другие (не менее 3 предложений).

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающиеся научатся:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений;

анализировать и интерпретировать текст на элементарном уровне: самостоятельно определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

сопоставлять название произведения с его темой (о природе, о сверстниках, о добре и зле и другие);

перечислять названия произведений и кратко пересказывать их содержание;

находить в тексте портретные характеристики персонажей, оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

ориентироваться в книге, учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, иллюстрации).

различать отдельные жанры фольклора: (считалки, загадки, пословицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные).  Художественная литература: (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);

различать прозаическую (не стихотворную) и стихотворную речь;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении.

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

пересказывать текст с изменением лица рассказчика;

создавать текст-описание, используя выразительные средства;

составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

писать короткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 4 стихотворений;

в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);

анализировать и интерпретировать текст на элементарном уровне: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера, участвовать в беседе по прочитанному тексту;

определять позицию автора (вместе с учителем);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания  с соблюдением норм бурятского литературного языка;

называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание прочитанных текстов;

пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, а также с использованием словарей и других источников информации.

Различать отдельные жанры фольклора: (считалки, загадки, пословицы, поговорки, народные песни, приветственные песни, благопожелания, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные, улигеры).  Художественная литература: (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора разных жанров;

соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства;

находить и различать средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты и другие) в произведениях устного народного творчества и авторской литературе.

интерпретировать литературный текст, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;

 сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

инсценировать крупные диалоговые фрагменты литературных текстов.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке.                                                                                                                                                             К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм 4–5 стихотворений;

иметь представление о содержании изученных литературных произведений, указывать их авторов и названия;

анализировать и интерпретировать текст на элементарном уровне: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте, выявлять связь событий, эпизодов текста;

обосновывать свое мнение о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; участвовать в беседе по прочитанному тексту;

делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказать сжато, подробно, выборочно текст;

самостоятельно характеризовать героев произведений, устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; как внутри одного, так и в нескольких разных произведениях, выявлять авторское отношение к герою;

самостоятельно определять позицию автора;

ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница с содержанием или оглавлением, аннотация, иллюстрации); самостоятельно выбирать книги в библиотеке;

самостоятельно работать с разными источниками информации, включая различные словари и справочники, ориентироваться в контролируемом пространстве Интернета.

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического произведения;

различать отдельные жанры фольклора: (считалки, загадки, пословицы, народные песни, приветственные песни, благопожелания, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные). Приводить примеры произведений фольклора бурятского народа;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического произведения;

 владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности (метафоры), понимать их роль в произведении;

использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

создавать собственный текст на основе художественного произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

выполнять проектные задания с использованием различных источников и способов переработки информации;

сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения.

Тематическое планирование по         чтению на родном бурятском языке

1 класс

Название темы

Количество часов

Би. Минии нүхэд. 

1

Шэнэ һурагша. Новый ученик.

1

2

Танилсалга. Знакомство

1

3

Танилсалга. Знакомство

1

4

Танилсалга. Знакомство

1

5

Танилсалга. Знакомство

1

6

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Минии бүлэ.

1

7

Минии  бүлэ ехэ гү? Моя семья большая?

1

8

Гэр бүлын һайндэр. Праздник семьи

1

9

Минии уг гарбал. Моя родословная

1

10

Ямар бэ? Какой?

1

11

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Минии үдэр.

1

12

Жаргалай үдэр. День Жаргала

1

13

Үхибүүдэй наадан. Игры детей

1

14

Баяр амаралтадаа. Баир на каникулах

1

15

А.Богомоевой үдэрэй журам. Режим дня А. Богомоева

1

16

Минии нүхэдэй үдэр ямараар үнгэрөөб. Как прошел день моих друзей

1

17

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Минии һургуули.

1

18

Баярай һургуули. Школа Баира

1

19

Һургуули хэжэ наадая. Поиграем в школу

1

20

Баяр архитектор болохо. Баир будет архитектором

1

21

Һургуулиин һонинууд. Новости школы

1

22

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Ажал. Мэргэжэл.

1

23

Баярай аба эжын мэргэжэл. Профессии родителей Баяра

1

24

Жаргалай аба эжы хаана хүдэлдэг бэ? Где работают родители Жаргала.

1

25

Ажал хэхэ – жаргал. Работать – это счастье.

1

26

Абамни – барилгашан, эжымни – эмшэн. Мой отец – строитель, мама - врач

1

27

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Гэрэй ба зэрлиг амитад.

1

28

Бардамай гэрэй амитад. Домашние животные Бардама.

1

29

Гэрэй амитадай түл. Детеныши домашних животных

1

             Итого:

34ч.

Тематическое планирование по         чтению на родном бурятском языке.

2 класс

Название темы

Количество часов

Би. Минии нүхэд. Я. Мои друзья.

1

Хүршэ хүбүүдни. Мои соседи.

1

2

Унаган нүхэд. Друзья детства.

1

3

Эрхим нүхэр. Лучший друг.

1

4

Хүхюу хүгтэй үхибүүд. Веселые ребята.

1

5

Мжинии найдамтай  нүхэдма Мори. Надёжные друзья.

1

Минии hургуулия.Моя школа.

6

Дамбиин сэгнэлтэ. Оценка Дамбы.

1

7

Муурта багша. Учитель Мура.

1

8

Муура багша. Учитель Мура.

1

9

hайрхуу залхуу хоёр. Хвастливый  ленивый вдвоём.

1

10

Үхибүүд туhалба.Помощь ребят.

1

Хубсаhан. Одежда.

11

Сэсэг малгай. Цветочная шапка. (Веночек)

1

12

Өөрөө ябадаг ботинка. Живые ботинки.

1

13

Горьё бүhэ. Ремень с пряжкой.

1

Минии үдэр. Сүлөө саг. Мой день.  Свободное время.

14

Мориной соло дуудалга. Воспевание коня.

1

15

Хуурша хүбүүн. Мальчик хурист.

1

16

Зооцирк. Ажалшын үгэ. Зооцирк. Слово работника.

1

Табан хушуун мал. Пять видов скота.

17

Буряад эрэ хүн. Мужчина бурят.

1

18

Тэмээн яажа эбэрээ алдааб? Как верблюд остался без рогов?

1

19

Хонид мөөрэдэг гү, маарадаг гү? Овцы мычат или блеют?

1

20

Гэрэй амитадай арсалдаан. Спор домашних животных.

1

Ажал. Мэргэжэл.

21

Ажал хүдэлмэриин дуун. Народная песня о труде.

1

22

Хүбүүхэйн үгэ. Слово сына.

1

23

Тогооной барюул. Ручка  котла.

1

24

Доржо, наадая! Поиграем, Доржо!

1

Минии бүлэ. Моя семья.

25

Айлшанаа угтаха, мэндэшэлхэ заншал. Обычай приветствие, встреча гостей.

1

26

Эжыдээ дуратайб. Я люблю свою маму.

1

27

Эжымни гамтайхан. Моя мама.

1

Минии нютаг. Моя деревня.

28

Түрэhэн дайда. Родная земля.

1

29

Үреэлнүүд. Благопожелания.

30

Тоонто нютаг. Малая родина.

1

31

Түрэл хото. Родной город.

Уншагты , hонирхохол байхат. Читайте, будет интересно.

1

32

Жэлнүүдэй нэрэ. 12 годичный цикл.

1

33

Мэндэ амар! Здравствуйте!

1

34

Шалгалтын ажал. Проверочная работа.

1

Итого:

34

Тематическое планирование по чтению на родном бурятском языке

3 класс

Название темы

Количество часов

Гэр бүлэ.

1

Уг гарбал тухай ойлгосо.

1

2

Үреэл.Оньhон үгэнүүд.

1

3

Хүршын хүбүүхэн.

1

4

Онтохоной хэhэг.

1

5

Хамта энеэлдэе.

1

Минии үдэр.

6

hурагшын  үдэр.

1

7

Жан Александрович Зимин.

1

8

Гэр тээшээ гэшхэлнэб.

1

9

hайн  үгэнүүд.

1

10

Минии хобби.

1

Табан хушуун мал.

11

Хүлэг морин.

1

12

Хоёр эшэгэн.

1

13

Дүрбэн костюм.

1

14

Арюухан хүбүүн.

1

15

Шүлэгүүд.

1

Эдеэн.

16

Шүлэгүүд.

1

17

Аяга сай.

1

18

Уhан – амидаралай эхин.

1

19

Саала ба хилээмэн.

1

20

Саала ба хилээмэн.

1

Сүлөө саг.

21

Хүршэ хүбүүд.

1

22

Сана.

1

23

Шүлэгүүд.

1

24

Бадмын наадан- бадминтон.

1

Ажал. Мэргэжэл.

25

Жолоошон болохоб.

1

26

Шүлэгүүд.

1

27

Унаhан малгайгаа абангүй..

1

28

Ород эхэнэр.

1

29

Ород эхэнэр.

1

30

Таабари таагты.

1

Минии нютаг.

31

Шүлэг.

1

32

Хаанахиил ааб даа?

1

33

Нютаг тухай хөөрөөн.

1

34

Үлзытэ  аршаан.

1

Итого:

34

Тематическое планирование по         чтению на родном бурятском языке

4 класс

Название темы

Количество часов

Би минии нүхэд.

1

Тулалдаан.

1

2

Нохой хайшан гэжэ нүхэрые бэдэрээб?

1

3

Эжэл гурбан нүхэд.

1

4

Эжэл нүхэд.

1

Минии бүлэ.

5

Ажалша бүлэ.

1

6

Минии аба.

1

7

Хүндэлhэнэй тэмдэг.

1

8

Дэмы ябанагүйш.

1

9

Оньhон  ба хошоо  үгэнүүд.

1

10

Үреэлнүүд.

Сүлөө саг.

11

Лагерьта.Зураг.

1

12

Санашан. Юун тухай хөөрөөн бэ?

1

13

Зүүн, утаhан, зангяа гурбан.Малгай нюулга.

1

      14

Дунда хурга оло.

1

Минии hургуули.

15

Тоололсоё.

1

16

Шэрэ карандашууд.

1

17

Дулма.

1

18

Хэн зэмэтэйб?

1

19

Үшөө түрөөгүйт байгаат.

1

Эдеэн. Хубсаhан.

20

Өөрөө эдихэм.

1

21

Ажал хэhээрээ

1

22

Шоколад эдихэм гээд. Табхарай алдуу.

1

23

Шүлэн

1

24

Үбэлэй сагта үмдэдэг хубсаhан. Бээлэйм.

1

25

Эрэ хүнэй хубсаhан.hамган дэгэл. Басаган дэгэл.

Ажал. Мэргэжэл.

26

Ажал гээшэ жаргал.

1

27

Джани  Родари.

1

28

Доктор.

1

29

Би космонавт болохоб.

1

30

Алтан гартан. Хэн болохоб?

1

                                                  Минии можо.

31

Эхэ оромнай hайхан даа!

1

32

Эхэ нютаг тухай дуун.

1

33

Байгал ба Ангар тухай домог.

1

34

Үреэлнүүд.

1

34ч.

Учебно  – методическое обеспечение образовательного процесса

1.Учебник «Уншаха ном»  1кл. Г-Х.Ц.Гунжитова, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Цырендоржиева, И.П.Атутова.

2.Учебник «Уншаха ном» 2 кл. Г-Х.Ц.Гунжитова, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Цырендоржиева, И.П.Атутова

3.Учебник «Уншаха ном» 3кл. Г-Х.Ц. Гунжитова, Р.С. Дылыкова, Б.Д. Цырендоржиева, И.П.Атутова

4.Учебник «Уншаха ном» 4кл. Г-Х.Ц. Гунжитова, Р.С.Дылыкова, Б.Д. Цырендоржиева, И.П.Атутова.

Электронные образовательные ресурсы:

В рамках реализации Государственной программы Бурятии «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия»  вышла онлайн-версия учебника для изучения бурятского языка - https://buryadxelen.com. На сайте вы найдёте свыше 2000 упражнений. Можно пройти диктанты и ознакомиться с методическими разработками учителей.
Это удобная интерактивная площадка для проверки знаний с выставлением оценок
«Эхэ Хэлэн» полностью на бурятском языке и рекомендована для изучения бурятского языка и как родного, и как государственного.
            онлайн-учебник Burlang.Nom https://nom.buryat-lang.ru/. Позволяет школьникам сразу приступить к глубокому изучению государственного языка.
           На сайте http://nomoihan.com/ размещены известные произведения литературы бурятских писателей прошлого и настоящего
Можно ознакомиться с их биографией, первыми книгами. Также можно пройти тест по литературе Бурятии

         «Амисхаал». Говорим по бурятски. Мобильное приложение для изучения бурятского языка.

        Региональная электронная платформа для изучения бурятского языка  http://reqebu.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятской литературе в 10 классе

Рабочая программа по бурятской литературе в 10 классе...

Рабочая программа по бурятской литературе в 11 классе

Рабочая программа по бурятской литературе в 11 классе...

рабочая программа по бурятской литературе в 7 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по бурятской литературе 5-11 классы

рабочая программа по бурятской литературе 5-11 классы...

Рабочая программа по бурятской литературе для 6 класса

Рабочая программа по бурятской литературе для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (...

Рабочая программа по бурятской литературе для 5 класса

1.Тайлбари бэшэгТус программа гүрэнэй Федеральна стандарт, Буряад Республикын Һуралсалай болон эрдэм ухаанай министерствын туршалгын программа дээрэ үндэhэлэгдэнэ. Буряад дунда hургуулида түрэлхи лите...