Рабочая программа по бурятской литературе 5-9 класса
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Оглавление
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (бурятская) литература». 3
Содержание обучения в 5 классе. 5
Содержание обучения в 6 классе. 7
Содержание обучения в 7 классе. 9
Содержание обучения в 8 классе. 10
Содержание обучения в 9 классе. 12
Планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе на уровне основного общего образования. 14
Тематическое планирование по бурятской литературе 22
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса 26
Электронные образовательные ресурсы: 26
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (бурятская) литература».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (бурятская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родной (бурятской) литературе, родная (бурятская) литература, бурятская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (бурятским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (бурятской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родной (бурятской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Освоение родной (бурятской) литературы занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания, способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров обучающихся.
Основу содержания программы по родной (бурятской) литературе составляют чтение и изучение художественных произведений, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Воспитательное воздействие литературы тесно связано с эстетическим совершенством художественного слова, оно также зависит от возраста и уровня подготовленности обучающихся, что последовательно учитывается в программе по родной (бурятской) литературе.
Программа по родной (бурятской) литературе составлена с учётом преемственности с программой для уровня начального общего образования, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования продолжается работа по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Программа по родной (бурятской) литературе тесно связана с такими учебными предметами, как «Родной (бурятский) язык», «История», «География», «Обществознание», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура».
Программа по родной (бурятской) литературе формирует эстетическое отношение к окружающему миру, наряду с историей и обществознанием обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, способствует освоению знаний по гуманитарным учебным предметам и формирует у обучающихся умение разбираться в отношениях между людьми, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Программа по родной (бурятской) литературе включает последовательный перечень тем и разделов для изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики образовательной деятельности и возрастных особенностей обучающихся. Программа по родной (бурятской) литературе распределяет учебный материал в соответствии с чёткой последовательностью этапов (от фольклора до современной родной (бурятской) литературы). Каждый этап литературного образования обогащает обучающегося как читателя, учит воспринимать и активно использовать искусство слова. Этому способствует овладение техникой диалога и различные формы обращения к художественному тексту: планирование, формулирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами, творческими заданиями, подбор цитат из текста, использование литературных игр и другие.
Содержание программы по родной (бурятской) литературе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе. В 9 классе активизируется связь учебного предмета с историей, культурой, активнее привлекается критическая, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность.
Содержание программы по родной (бурятской) литературе для каждого класса включает перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества, который имеет развёрнутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории бурятской литературы.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы по родной (бурятской) литературе. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
В содержании программы по родной (бурятской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, духовная литература, родная (бурятская) литература ХVIII – ХIХ веков, родная (бурятская) литература I половины XХ века, родная (бурятская) литература II половины XХ века, современная родная (бурятская) литература.
Изучение родной (бурятской) литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;
приобщение обучающихся к литературному наследию бурятского народа, формирование у них потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и навыков создания собственных устных и письменных высказываний;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (бурятской) литературы, – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю),в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю),в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родной (бурятской) литературы.
Содержание обучения в 5 классе.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Учебник родной (бурятской) литературы и работа с ним. Роль литературы в воспитании и образовании человека.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
Вымысел в фольклорном произведении. Нравственный идеал бурятского фольклора. Бурятский фольклор и его основные жанры. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры – считалки, дискуссии.
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Бурятские народные сказки.
Сказки как вид устного народного творчества. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Композиция, сюжет сказки. Нравоучительный характер сказок. Бурятские сказители и улигершины: А.А. Тороев, Е.И. Сороковиков-Магайи другие (обзор).
«Шоргоолзон» («Муравей»). Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных. Животные как герои сказок. Иносказательный смысл сказки.
«Зол Шор хоёр» («Зол и Шор»). Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.
«Сэсэн хүүхэн» («Умная девушка»). Народная мораль в характере и поступках героев. Образ умной невесты-спасительницы как идеала человека, выходца из народа. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Сюжет (начальные представления). Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сравнение. Сказочные формулы.
Духовная литература.
Краткие сведения о дидактической литературе. Духовно-нравственные заповеди «десять черных грехов, десять белых добродетелей» в произведениях «Алтан үдэтэ хун шубуун» («Лебедица с золотым пёрышком»), «Хоёр толгойтой бүргэд» («Двуглавый орёл»), «Юртэмсын заршам» («Уклад вселенной»), «Хорото жаданууд» («Ядовитые копья»).
Теория литературы. Дидактическое произведение (начальные представления)
Родная (бурятская) литература.
Взаимосвязь и различие литературы и фольклора.
Авторский вымысел и воображение читателя.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Эпос и эпические жанры.
Литературная сказка как авторское произведение. Фольклорная и литературная сказка. Художественный вымысел.
Ш.Н. Нимбуев. Краткий рассказ о писателе. «Тархайн хүбүүн Зархай» («Тархай сын Зархая»).
Литературная обработка фольклорных сюжетов. Герой литературной и фольклорной сказки. Литературные приёмы создания сказочной ситуации. Народный юмор, красочность и яркость языка.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).
Басня как эпический жанр.
Басенный стих. Истоки басенного жанра в 1920-1930-х годах, баснописцы: Б.Д. Абидуев, Б.Б. Базарон, Ш.Н. Нимбуев, Д.Н. Мадасон (обзор).
Г.Г. Чимитов. Краткий рассказ о поэте. «Эрэ тахяа» («Петух»). Герои басни. Осмеяние пороков – неблагодарности, хладнокровного отношения к родной матери в басне. Поучительный характер басни.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления).
Рассказ.
Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. «Үри нэхэбэри» («Взыскание долга»). Повествование о жизни народа, полной классовых противоречий, глубокой социальной несправедливости, в дореволюционное время. Жестокий характер местного богача Цэрэна Улегчинова, светлая душа Бүнжэд, ум и смелость Цэбүүдэя.
Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Хилээмэн» («Хлеб»). Быль как форма повествования. Герой и сюжет рассказа. Нравственные ценности в рассказе.
Б.-Б.Н. Намсарайн. Краткий рассказ о педагоге, писателе. «Алтаргана» («Золотарник»). Взаимоотношения детей и взрослых. Приобщение любви к родной природе.
Б.Н. Ябжанов «Танил дуун» («Знакомая песня»). Биография и творчество писателя. Сюжет рассказа. Мир природы и человека в рассказе через противостояние добра и зла. Выразительно-изобразительные средства, использованные автором. Сила доброты в произведении.
Теория литературы. Пейзаж (начальные представления), эпитет, олицетворение (начальные представления).
Повесть.
Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.
Ц.-Б.Б. Бадмаев. Краткий рассказ о писателе. «Будамшуугай орон нютагаар Серёжын аяншалга» («Серёжа в стране Будамшуу»). Отражение бурятских традиций и обычаев в произведении. Дружба народов, толерантность в повести.
Теория литературы. Начальное понятие о повести.
Лирические жанры.
Ц.Д. Зарбуев. Слово о поэте. «Буряад орон» («Бурятия»). Чувство радостии любви к родному краю в стихотворении. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре. Ритм, рифма, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Ургыхан» («Подснежник»), «Сэсэгхэн» («Цветочек»). Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мираи осмысление собственного мироощущения, настроения.
Теория литературы. Ритм и интонация в стихе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Эпитет, метафора, олицетворение (развитие представлений).
А.Ж. Жамбалон. Слово о поэте. «Талын хүнби» («Человек степи»). Мири человек в лирическом произведении.
Теория литературы. Ритм в фольклоре и литературе (начальные представления).
Драматические жанры.
Специфика драматических произведений. Автор в драме. Драма и читатель.
Из современной родной (бурятской) литературы.
Э.Ч. Дугаров. Слово о писателе. «Сэгнэлтэнүүд» («Оценки»). Художественное своеобразие произведения. Определение средств изображения и выражение чувств героев. Образы детей. Проблемы воспитания детей.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).
Содержание обучения в 6 классе.
Устное народное творчество (Арадай аман зохёол).
Мифы.
Мифология как форма познания и эстетического освоения действительности. Классификация бурятских мифов. Персонажи мифов. Художественное своеобразие мифов. Отличие бурятских и древнегреческих мифов. Бурятские мифы «Дэлхэйн бии болоһон тухай» («Сотворение мира»).
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Обрядовый фольклор.
Песня и обряд. Произведения календарного обрядового фольклора периода младенчества, детства: родины, захоронения последа (тоонтолхо), праздникдня рождения (милаангууд), запрет (хорюул). Обрядовые песни праздника встречи Нового года по лунному календарю – Сагаалган. Ёохорой дуунууд (Песни ёхора).
Пословицы и поговорки.
Многообразие тем. Пословицы монголоязычных народов и народов мира. Выражение в них духа народного языка. Прямой и переносный смысл пословици поговорок. Загадки-малые жанры устного народного творчества. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (первоначальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Улигер как памятник героического эпоса.
Народные представления о героизме и героях. Художественное своеобразие былин: особенности их создания и бытования, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного повтора, постоянных эпитетови гипербол.
Улигер «Аламжа Мэргэн» («Аламжи Мэргэн»). Воплощение в улигере нравственных качеств бурятского народа. Аламжи Мэргэн – носитель лучших человеческих качеств (доброта, мужество, физическая сила, мастерство). Значение фантастического в улигере.
Теория литературы. Понятие о бурятском устном народном творчестве.
Письменные произведения бурятского народа ХVIII – ХIХ веков.
Введение. Жанровая система общемонгольской литературы. Бурятская дидактическая литература. «Шэдитэ хүүр» («Волшебное слово»). «Сайн үгэтэ эрдэниин сан субашид».
Бурятская дидактическая литература. Р. Номтоев «Аршаанай дуһал»(«Капля рашияны»). Краткий рассказ о писателе. Литературные сказки в жанре «комментария – тайлбури» (комментаторская литература). Нравственные уроки дидактической литературы
Теория литературы. Жанр субхашит, жанр «комментария-тайлбури», жанр «обрамлённой повести». Тайлбур.
Родная (бурятская) литература.
Басни.
Б.Б. Базарон. Краткий рассказ о поэте, баснописце. Басня «Эрдэмтэ эрбээхэй» («Учёная бабочка»). Осмеяние пороков – несерьёзного, небрежного отношения к делу в басне.
Э.М. Манзаров. Слово о поэте. «Золдоо хатарһан зомгооһон» («Танцующая щепка»). Изображение неумелого хвастуна в басне.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
Эхэ орон (Родина).
В.К. Петонов. Краткий рассказ о поэте. «Минии Росси» («Моя Россия»). Тема Родины в поэзии Петонова.
Ц.-Д.Ж.-Б. Дамдинжапов. Краткий рассказ о писателе. «Юрын буряад эхэ» («Просто мать»). Повествование старой бурятки о горьком сиротском детстве, тяжёлой юности, о беспросветной молодости, пришедшейся на период первой мировой войны, об ужасах белогвардейщины и о тяжёлых годах в период Великой Отечественной войны.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Композиция произведения. Повествование от первого лица как художественный приём.
С.С. Цырендоржиев. Краткий рассказ о писателе. «Шобоодой» («Шободой»). Изображение послереволюционного времени, показ классовой борьбы в рассказе. Героический поступок мальчика Шободоя.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).
Д.З. Жалсараев. Краткий рассказ о поэте. «Эхэ тухай дуун» («Песняо матери»). Чувство любви и благодарности к матери. Поэтические образы материи Родины в стихотворении.
Ц.Р. Галанов. Краткий рассказ о писателе. «Хүгжэм» («Музыка»). Музыкальные мотивы в творчестве писателя. Изображение судьбы героини, её честность, добросовестность и трудолюбие. Стремление Бальжимы к развитию творческих способностей дочери. Гармоничность и музыкальность рассказа.
Теория литературы. Пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе. «Шэнэ байшан» («Новый дом»). Значение дома, очага, семьи в рассказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, дух коллективизма. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Характеристика персонажей (развитие представлений).
Баллада. Лирическое и эпическое начало в балладе. Основные балладные сюжеты. Ц.Ц. Дондогой. Слово о поэтессе. «Гэр тухай баллада» («Баллада о доме»). Образ дома. Своеобразие баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Дружба.
Ч.Ц. Цыдендамбаев «Талын аадар» («Ливень в степи»). Реальная основа содержания рассказа. Тема служения людям. Дружба русского и бурятского народов в рассказе. Теория литературы. Герой-рассказчик (начальные представления).
Ж.Б. Балданжабон. Краткий рассказ о писателе. «Алханын нюусанууд» («Тайны Алханая»). Тема дружбы между представителями разных национальностей. Красота родной природы в изображении писателя. Экологическая тема в произведении.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений)
Л.Д. Тапхаев. Краткий рассказ о поэте. «Фермын үхибүүд» («Дети фермы»). Изображение жизни сельских ребятишек в стихотворении. Авторская позицияо воспитании трудолюбия у детей. Художественное своеобразие произведения.
Родная природа.
Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Эдэбхи» («Инициатива»). В повести затронута тема защиты окружающей природы, приумножения её богатств. Особенности выражения авторской позиции в произведениях Номтоева.
Теория литературы. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Б.Д. Абидуев. Краткий рассказ о поэте. «Сонхоор малайһан һара» («Месяц в окне»). Яркая, полная движения картина зимней ночной природы. Выражение душевных переживаний автора в стихотворении.
Г.Х. Базаржапова Краткий рассказ о поэтессе. «Зунай үдэшэ» («Летним вечером»), «Нара хүлеэнэб» («Жду солнце»). Картины природы, выражающие чувства, мироощущения лирического героя.
Теория литературы. Развитие понятия о лирическом произведении. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). Звукопись в поэзии (развитие представлений)
Бурятская детская драматургия.
Бурятская детская драматургия: особенности сказки-пьесы.
М.Ж. Батоин. Краткий рассказ о писателе. «Хүхэ зүһэтэй үнэгэн» («Серая лиса»). Борьба добра и зла в пьесе М. Батоина; закономерность победы добра.
Содержание обучения в 7 классе.
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Характеры и обстоятельства в художественном произведении,их взаимосвязь. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мираи стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество.
Предания.
«Бабжа Барас баатар тухай домог» («Легенда о Бабжи Барас баторе»). Воплощение в улигере нравственных свойств бурятского народа, прославление верности своей родине, народу. Бабжа Барас батор – носитель лучших человеческих качеств (бескорыстное служение Родине и народу, патриотизм, мужество, отвага, находчивость, физическая сила).
Легенды.
«Бальжан хатан тухай домог («Легенда о Бальжин хатане»). Героизми самоотверженность Бальжин хатан и её соплеменников в борьбе против маньчжурских поработителей. Величие духа Бальжин хатан, отдавший свою жизнь за свободу и независимость бурятского народа.
Теория литературы. Легенды и предания (развитие представлений).
Письменные произведения бурятского народа ХVIII – ХIХ веков.
Введение. Краткий обзор о письменных произведениях ХVIII – ХIХ веков. Изображение образа человека в письменных произведениях бурятского народаХVIII – ХIХ веков.
В. Юмсунов «Эрдэмтэ соохор моритой Эрилтэй хаан» («Хан Эрилтэйс чубарым конём»). Взаимосвязь с устным народным творчеством. Роль волшебства в произведении. Образы Алтан Ша и младшей дочери Неба. Героизми самоотверженность главного героя улигера Алтан Ша в борьбе за счастливую жизнь своего народа.
Дидактические произведения начала ХХ века.
Э.-Х. Галшиев «Бэлиг-үүн толи» («Зерцало мудрости») – выдающийся памятник бурятской литературы начала ХХ века. Характерная черта сочинения Э.-Х. Галшиева – тонкое авторское знание человеческой психологии.
Теория литературы. Жанр субхашит (развитие представлений).
Родная (бурятская) литература.
Родной язык.
Н.Г. Дамдинов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Түрэл хэлэн, түрэһэн дайда» («Родной язык, родная земля»). Любовь поэта к родному языку. Связь бурятского языка с родной матерью, родным народом и родной землёй. Влияние родного языка на развитие человека, роль в жизни, художественное своеобразие.
Д.А. Улзытуев. Краткий рассказ о поэте. «Буряад хэлэн» («Бурятский язык»). Д. Улзытуев о богатстве, силе и красоте бурятского языка. Родной язык как духовная опора человека.
Б. Батхуу. Краткий рассказ о поэте. «Аялгата һайхан буряад хэлэмни» («Мой певучий бурятский язык»). Глубокий лиризм и выражение чувств поэта в стихотворении.
Человек.
Д.Ц. Дамбаев. Краткий рассказ о поэте. Философская направленность лирики Д. Дамбаева. «Хүн тухай дуун» («Песня о человеке»). Светлое чувство любвик человеку, гимн человеку.
Г.Ц. Дашабылов. Краткий рассказ о поэте. «Талын хүн» («Человек степи»). Тема красоты, гармонии человека с миром.
М.Ж. Самбуев. Краткий рассказ о поэте. «Минии таабай» («Мой дед»). Размышления поэта о любви человека к малой родине, верности обычаями традициям своего народа. Нравственный идеал автора.
Ц.-Д.Х. Хамаев. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Худалшан» («Врун»), «Мэхэшэн» («Обманщик»). Размышления поэта о человеческих пороках, позиция автора на поступки, поведение человека в обществе.
Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе. «Банзарай хүбүүн Доржо» («Доржи, сын Банзара»). Историзм романа. Изображение картины быта, жизни бурят и русских в XVIII веке. Детские годы первого бурятского учёного Доржи Банзарова. Духовные и нравственные качества Доржи: сообразительность, проницательность, любознательность и сострадание к окружающим.
Теория литературы. Роман (начальные представления).
Д.О. Батожабай. Краткий рассказ о писателе. «Шалхуу Рабданай хөөрөөнһөө» («Детство Шалхуу Рабдана»). Автобиографический характер повести. Изображение детских и юношеских годов автора. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Шагжын хула» («Саврасый конь Шагжи»). Глубокое, проникновенное чувство гордости писателя подвигом иноходца в грозные годы войны.
Б.Н. Ябжанов. Краткий рассказ о писателе. «Хэрмэшэ» («Полкан»). Человеки природа. Изображение военного детства в рассказе. Взаимоотношения человека и собаки Хэрмэшэ в рассказе. Художественное своеобразие произведения.
Теория литературы. Литературный герой (развитие представлений).
Ж.Т. Тумунов. Краткий рассказ о писателе. «Талын бүргэд» («Степной орёл»). Мастерство писателя в изображении патриотизма, героизма, отваги, проявленного героем Баярта. Выражение чувства любви к родине. Сила внутренней, духовной красоты человека.
Н.Г. Дамдинов «Талын дуун» («Песнь степей»). Разговор молодого человекасо временем, со своей страной, с её людьми. Своеобразие стиля автора – повторы, рефрены как новая форма звуковой организации поэтического произведенияв бурятской поэзии. Теория литературы. Поэма (начальные представления).
Ц.Г. Шагжин. Краткий рассказ о писателе, драматурге. «Будамшуу». Юмор, насмешка в драме. Характер главного героя Будамшу – находчивость, смекалка, рассудительность, доброта. Народный юмор, яркость и красочность языка произведения.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие представлений).
Содержание обучения в 8 классе.
Введение.
Бурятская литература и история. Интерес бурятских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков бурятской литературы.
Устное народное творчество.
В мире бурятской народной песни (лирические, исторические песни).
Отражение жизни бурятского народа в народных песнях «Барга байдал ошон ошоо», «Үбэтэй намаатай нютагтайл аад…», «Соохорхон тэнгэриин харанхыда», «Хүрин хээр», «Эрбэд соохор», «Үдэшэлгын дуун» и другие. Разнообразие тематики лирических и исторических песен. Поэтика песен. Современный бурятский фольклор. Благопожелания, устные рассказы.
Бурятский героический эпос «Гэсэр» как величайший памятник.
Образ человека в бурятском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы её выражения. Традиционная система образов в бурятском героическом эпосе. Характеры героев в фольклоре и литературе.
Теория литературы. Героический эпос (начальные представления).
Предания.
Предания как исторический жанр бурятской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий. «Гун Сакбын тухай» («О Савве Рагузинском»). Устный рассказ об исторических событиях первой трети ХVIII века, связанных с установлением границы между Россией и Монголией. Ум, рассудительность, прозорливость – основные черты характера посла русского правительства Саввы Рагузинского.
Теория литературы. Народная песня. Предание (развитие представлений).
Письменные произведения бурятского народа ХVIII- ХIХ веков.
«Монголой нюуса тобшо» («Сокровенное сказание монголов») – первый письменный памятник монгольских народов. Изображение эпохи правления Чингисхана и его потомков в произведении. История государства Ехэ Монгол Улс (Великой монгольской империи).
История создания жанра путевых заметок – одной из форм письменных произведений бурятского народа ХVIII-ХIХ веков. Д.Д. Заяев «Замай тэмдэглэлнүүд» («Путевые заметки»), Б. Рабданов «Худалдаа наймаан, түбэд эхэнэрнүүд» («Торговля, роль тибетских женщин в обществе»). Отражение жизни, характера, традиций и обычаев разных народов в путевых заметках. Художественные особенности жанра путевых заметок.
Теория литературы. Путевые заметки.
Из родной (бурятской) литературы I половины ХХ века.
Б.Б. Барадин. Поэт, прозаик, драматург, учёный-востоковед. «Буряад монголой уг гарбалай домог» («Легенда о происхождении бурят-монголов»). Художественное своеобразие произведения.
Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Цыремпил». Отражение в произведении картин жизни и быта бурятского народа в канун первой русской революции. Образ Цыремпила: от стихийного бунтаря до сознательного борца за народное счастье. Образы представителей народа (Радна, Гамбал, Ямаахан, Нашан-Бато, русский революционер Фёдор Васильевич) и классовых врагов (богач Бадма, кулак Галши, глава Эрдэни, купец Бутин). Новаторство писателя. Традиционное, романтическое и реалистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Ц.Д. Дондубон. Краткий рассказ об отношении писателя к политическойи общественной жизни в период коллективизации. Повесть «Хиртэһэн һара» («Затмение луны»). Показ разворота классовой борьбы, исторической неотвратимости перехода крестьянина-середняка Радны Цыбикова на позиции Советской власти в произведении. Реалистическое изображение событий, людейи их взаимоотношений. Психологически обоснованный показ борьбы противоречивых чувств в душе Радны, смены настроений героя в повести. Социальная и духовная близость героев Радны Цыбикова из повести «Затмение луны» и Кондрата Майданникова из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».
Теория литературы. Реализм (начальные представления). Психологизм (начальные представления).
Из родной (бурятской) литературы II половины ХХ века.
Ж.Т. Тумунов. Краткий рассказ о писателе. Изображение боевых подвигов народа и военных будней писателем-фронтовиком в годы Великой Отечественной войны. «Халуун зүрхэн» («Горячее сердце»). Война в жизни человека и народа. Человек в экстремальной ситуации.
А.Д. Бадаев. Краткий рассказ о поэте. «Сэргэ» («Коновязь»). Размышленияоб особенностях и значении коновязи в жизни бурятского народа. Выражение сочувствия и боли поэта к сэргэ – сакральному символу дома, очага. Верность обычаям и традициям своего народа.
Теория литературы. Сюжет в стихотворении.
К.Ш. Цыденов. Краткий рассказ о писателе. «Хээрэ» («В степи»). Тема гуманизма в малой прозе К. Цыденова. Повествование о неразрывной связи судьбы человека с историческими событиями страны (война России с Германией, участие бурят в тыловых работах на западе страны, 1930-е годы, период коллективизации борьба с зажиточными крестьянами, 1960-е годы). Лирическая интонация в рассказе.
Ц.Р. Галанов. Краткий рассказ о писателе. «Эсэгын хүбүүн» («Сын отца»). Отражение военного времени в рассказе. Мечты и реальность военного детства.
Ц.-Д.Ц. Дондогой. Краткий рассказ о поэтессе. «Эхэ тухай поэмэ» («Поэмао матери»). Изображение трудностей жизни села в годы Великой Отечественной войны. Образ матери в поэме.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений).
М.Ж. Самбуев. Краткий рассказ о поэте. «Зуун дуун» (книга сонетов) («Сто песен»). «Аласай замда юрөөнэб» («Благословляю в дальний путь»). Живая мысль, подлинные горячие чувства в сонетах. Отцовское благословение, пожелание маленькому сыну. Связь фольклора и литературы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Ц.-Д.Д. Дондокова. Краткий рассказ о поэтессе. Поэма «Шулуунууд дуулана» («Камни поют»). Поэма на историческую тему. Характер Ринчин-Доржи Дымбылова, хоринского тайши. Современность и историческое прошлое в произведении.
Теория литературы. Лиро-эпическая поэма (развитие представлений).
Б.Н. Ябжанов. Краткий рассказ о писателе. «Эртын шүүдэр» («Ранняя роса»). Жизнь села в годы Великой Отечественной войны, дружба мальчиков Майтагсани Майдар.
Теория литературы. Традиции фольклора (развитие представлений).
Д.О. Эрдынеев. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Түбэргөөнтэнэй хүбшэргэй» («Нравы Тубэргэнов»). История в характерах потомков старинного бурятского рода Тубэргэнов. Нравственное народное начало. Теория литературы. Цикл рассказов (развитие представлений).
Л.Д. Тапхаев. Краткий рассказ о поэте. Интерес Тапхаева к истории народа. Стихотворение «Андалдашагүй баялиг» (Абай Гэсэр, Алтан Шагайе…) («Необмениваемое богатство»).
А.Г.-Н. Лыгденов. Краткий рассказ о писателе. «Нюдэнэй аршаан» («Целебный источник»). Изображение жизни сельчан в перестроечные 1990-е годы. Социальная и нравственная проблематика в рассказе. Проблемы воспитания.
Содержание обучения в 9 классе.
Введение.
Литература и её роль в духовной жизни человека. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Письменные произведения бурятского народа ХVIII – ХIХ веков.
Просветительская деятельность у бурят (обзор). Просветительская деятельность Я.А. Болдонова, А.В. Игумнова, М. Махусаева, Б. Норбоева, Ц. Онгодова, Н.С. Болдонова, Р. Номтоева, Цэдэнжаб Сахарова, М.Н. Хангалова, Г. Цыбикова и других. Влияние выдающихся русских учёных О.М. Ковалевского, Г.Н. Потанина и других на развитие науки и образования у бурят. Научная деятельность Д. Банзарова.
Из родной (бурятской) литературы I половины ХХ века.
Мүнхэ Сарьдаг (Б.Ц. Найдаков). Жизнь и творчество (обзор). Критическая деятельность. «Саяандаа» («Саянам»). Ощущение разлада лирического героя с окружающей средой, выражение боли и сострадания за родную природу.
Д.Д. Дашинимаев. Жизнь и творчество (обзор). Поэт – реформатор бурятского стихосложения. Своеобразие внедрения силлабо-метрической системы (ритм, рифма). Изображение природы в стихотворении «Мүнхэ-Һарьдаг». Стихотворение «Тоёон» («Тоён»). Размышления автора о развитии промышленности в республике, самоотверженном труде рабочих.
Теория литературы. Ритм стихотворения (углубление понятия).
Ц.Г. Галсанов. Жизнь и творчество (обзор). Переводческая деятельность поэта. Темы, жанры лирики Галсанова. Стихотворения о героизме, мужестве, природе «Табан таанараа магтанам» («Хвалю вас пятерых»), «Хэнгэргэ» («Кынгерга»).
Из родной (бурятской) литературы II половины ХХ века.
Д.О. Батожабай. Жизнь и творчество (обзор). «Багшашни хэн бэ?» («Кто твой учитель?»). Жизнь – реальная основа повести. Смысл названия. Нравственное, этическое, эпическое и лирическое в произведении, образы.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Художественная деталь (развитие представлений).
Н.Г. Дамдинов. Жизнь и творчество (обзор). «Декабристын бэһэлиг» («Кольцо декабриста»). Показ в драме судьбы декабристов, сосланных в Бурятию. Поэтическое изображение подвига исторической личности Николая Бестужева, декабриста, учёного, художника. Развитие характера главного героя драмы – Н.А. Бестужева. Братское содружество русских и бурят.
Теория литературы. Стихотворная драма (развитие представлений).
Ц.Р. Галанов. Жизнь и творчество (обзор). «Саран хүхы» («Северомуйская легенда»). Национально-патриотический пафос повести. Сюжет, художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героев. Тема геройства в жанре повести. Роль устного народного творчества в сюжете, композиции произведения.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Ч.-Р.Н. Намжилов. Жизнь и творчество (обзор). Мотивы любви к родинев стихотворениях «Монголой дэбтэрһээ» («Из книг о Монголии») («Монгол ороной морид хурдан…, «Һүниин огторгой», «Сагаан үнгэ һайхан», «Урилдаан дээрэ»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия).
Ц.Д.Х. Хамаев. Жизнь и творчество (обзор). «Ута намарай сэсэг» («Цветок поры осенней»). Человек и природа, жизнь и смерть, взаимоотношения отцови детей в повести.
Д.-Д. Мункоев. Жизнь и творчество (обзор). «Эхэ тухай дуун». Выражение в произведении сокровенных чувств к матери.
Теория литературы. Лирическая проза (развитие представлений).
М.М. Осодоев. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Ууган хүбүүн» («Старший сын»). Нравственная сила подвига Владимира Бильдушкинова, пограничника, павшего смертью храбрых при защите рубежей Родины на острове Даманском. Жизненный путь героя, формирование характера, приобщение к миру взрослых.
Теория литературы. Документальная повесть (развитие представлений).
Б.Ш. Шойдоков. Жизнь и творчество (обзор). Писатель-фронтовик. «Дайсанай ара талада» («В тылу врага»). Изображение ратного подвига бурятских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. Духовная и нравственная красота героев.
Теория литературы. Роман (развитие представлений).
Б.Ш. Эрдынеев. Жизнь и творчество (обзор). «Хазаар хара һахал» («Чёрная борода»). Изображение народных характеров и нравов. Система персонажей комедии. Мастерство драматурга. Национальный материал, национальный колорит.
Планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе на уровне основного общего образования.
В результате изучения родной (бурятской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много конфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (бурятской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много конфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (бурятского) языка и родной (бурятской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений бурятской литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в бурятской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений бурятского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наукдля решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
В результате изучения родной (бурятской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальными желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
94.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
94.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
94.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
94.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (бурятской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (бурятской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
94.11.3. Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
владеть начальными представлениями об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
понимать образную природу словесного искусства и содержание изученных литературных произведений, различать основные жанры фольклора и художественной литературы, сопоставлять литературу и фольклор;
выражать своё отношение к прочитанному, выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения, определять тематику и проблематику, элементы композиции, изобразительно-выразительные средства изученных произведений, характеризовать героев-персонажей;
понимать и использовать при анализе произведения теоретико-литературные понятия: фольклор, жанры фольклора, литературные роды и жанры, дидактическое произведение, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, пейзаж, эпитет, олицетворение, аллегория, ритм, рифма;
воспринимать на слух и осмысленно читать литературные произведения разных жанров, выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести диалог на материале прочитанного произведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров;
планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, владеть начальными умениями пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет- ресурсами.
94.11.4. Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличие художественного текста от текстов других функциональных стилей;
определять тематику и проблематику, элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства изученных произведений, характеризовать героев-персонажей, владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения;
понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
понимать использовать в процессе анализа произведений теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, литературные жанры, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, жанр субхашит, «комментарий-тайлбури», жанр «обрамлённой повести», рассказ, сюжет, повествование от первого лица, литературный герой, герой-рассказчик, портрет, пейзажная лирика;
выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту, вести беседу, диалог на материале прочитанного произведения;
сопоставлять художественную литературу с произведениями других видов искусства;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров;
планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами.
94.11.5. Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающиеся научатся:
понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текстов других функциональных стилей;
понимать содержание изученных произведений, выявлять в произведении нравственные ценности;
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, определять тематику и проблематику, элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства изученных произведений, характеризовать героев-персонажей, понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
понимать и использовать в процессе анализа и интерпретации произведений теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, литературные жанры, жанр субха шит, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, литературный герой, комическое, юмор;
выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;
владеть различными видами пересказа с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести беседу, диалог на материале прочитанного произведения;
сопоставлять художественную литературу с произведениями других видов искусства;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров, составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию;
планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами при анализе литературного произведения.
Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы.
К концу обучения в 8 классе обучающиеся научатся:
понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимать образную природу и содержание изученных литературных произведений, выявлять отличия художественного текста от текстов других функциональных стилей;
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в произведении нравственные ценности, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, художественную литературу с произведениями других видов искусства, формулировать и высказывать собственное мнение о нравственной стороне поступков героев;
определять роль элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
понимать смысл теоретико-литературных понятий и использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: жанры фольклора, героический эпос, путевые заметки, литературные жанры, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, конфликт, система образов, реализм, психологизм, цикл рассказов;
выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;
владеть различными видами пересказа, формулировать вопросы к тексту, вести беседу, диалог на материале прочитанного произведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров;
планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, самостоятельно и под руководством учителя пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами при анализе литературного произведения.
Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимать образную природу и содержание изученных литературных произведений, выявлять отличия художественного текста от текстов других функциональных стилей;
понимать основные факты жизни и творческого пути писателей, связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в произведении нравственные ценности;
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
понимать смысл теоретико-литературных понятий и использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: литературные жанры, фольклоризм литературы, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, конфликт, система образов, художественная деталь;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, выявлять авторскую позицию и высказывать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению, владеть различными видами пересказа;
строить письменные высказывания в связи с изученным произведением, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
самостоятельно пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами при анализе литературного произведения.
Тематическое планирование по бурятской литературе
в 5 классе (35ч).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Литература как искусство слова. Теория литературы: понятие о художественном произведении. Направления и жанры литературы. | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 4 |
2 |
| 1 |
3 |
| 1 |
4 |
| 1 |
5 |
Фольклор, загадки, пословицы и поговорки. | 1 |
3 | Народные сказки. | 4 |
6 |
| 1 |
7 |
| 1 |
8 |
| 1 |
9 |
| 1 |
4 | Литературные сказки. | 4 |
10-11 | Б.Д.Абидуев «Тэхэ Бабанын түүхэ» («История козлёнка Бабаны») | 2 |
12-13 | Сказка А.И.Шадаева «Шуран Доржо» («Шустрый Доржо») Теория литературы: Понятие о литературной сказке. Главные и второстепенные персонажи. | 2 |
5 | Рассказы | 10 |
14-16 | Х.Н.Намсараев «Үри нэхэбэри» («Возмещение долга») | 3 |
17-19 | Ц.Н.Номтоев «Хилээмэн» («Хлеб») | 3 |
20-23 | Ц.Г.Шагжин «Верка» («Верка»). Теория литературы: сравнение (зэргэсүүлгэ), диалог | 4 |
6 | Произведения посвященные великой Отечественной войне. | |
24-27 | Б.Ш.Шойдоков «Тагнуулшануудай баатаршалга» («Подвиг разведчиков») | 4 |
7 | Басни | |
28-29 | Б.Б.Базарон «Зугы» («Пчела») | 2 |
30-31 | Г.Г.Чимитов «Эрэ тахяа» («Петух»). Теория литературы: басня | 1 |
8 | Лирические произведения. | |
32 | Д.З.Жалсараев. «Минии уялга» («Мой долг»). | 1 |
33 | Владимир Петонов «Шүлэгүүд» («Стихотворения») | 1 |
34-35 | Внеклассное чтение. | 2 |
Итого: | 35 |
Тематическое планирование по бурятской литературе
в 6 классе (35ч).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Дружба народов. | 4 |
2 | Солбон Ангабаев. «Минии нүхэд олон юм даа» («Много у меня друзей») | 1 |
3 | Чимит Цыдендамбаев «Талын аадар» («Степной дождь») | 2 |
4 | Владимир Петонов. Стихотворение «Шасаргана» («Облепиха») | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 6 |
5 | Пословицы и поговорки. | 1 |
6 | Улигеры и улигершины «Аламжа Мэргэн» | 1 |
7 | Теория литературы: улигер. Аламжа Мэргэн хүбүүн Агуу Гоохон дүүхэй хоёрой түрэһэн, гараһан тухай. 1-дэхи, 2-дохи булэг. | 1 |
8 | Аламжа Мэргэн. 3-дахи, 9-дэхи булэг. | 1 |
9 | Аламжи Мэргэн. 11-дэхи б. Түгэсхэлэй хэшээл. (Обобщение). | 1 |
10 | Бөө мүргэл. (Шаманизм). | 1 |
3 | Бурятская литература | 15 |
11-13 | Ц-Д.Дамдинжапов. «Юрын буряад эхэ». («Простая женщина») | 3 |
14 | Эрдэни Дугаров. Стихотворение. «Буряадаар» («По бурятски») | 1 |
15-21 | Ц.Д.Бадмаев «Будамшуугай орон нютагаар Серёжын аяншалга» (Путешествие Серёжи по стране Будамшу) | 7 |
22 | Г.Чимитов. «Табан хурган» («Пять пальцев») | 1 |
23-24 | Жан Зимин. Поэма «Үншэн саган ботогон» («Осиротевший белый верблюжонок») | 2 |
25 | Практикум. | 1 |
4 | Природа родного края | 7 |
26 | Б.Абидуев. стихотворение «Сонхоор малайһан һара» («Луна в окошке») | 1 |
27-30 | Б-Д.Батоев «Хээрын нүхэнэй нюуса» («тайна пещеры») | 4 |
31-32 | Стихи о родном крае. Теория литературы: олицетворение, пейзаж. (Поэты, писатели родного края) С.Туяа, А.Тороев г.м. | 2 |
5 | Внеклассное чтение. | 3 |
33-34 | А.Бальбуров «Двенадцать моих драгоценностей» книга «Тоонто нютаг», У-Удэ, «Бэлиг», 2012 | 2 |
35 | Повторение пройденного материала за год | 1 |
Итого: | 35 |
Тематическое планирование по бурятской литературе
в 7 классе (35ч).
№ | Тема | К-во часов |
1 | Введение. Художественное произведение как явление искусства. Главный герой, характер, образ в литературных произведениях | 1 |
2 | Стихотворения о родном крае. Н.Г.Дамдинов «Түрэл хэлэн, түрэһэн дайда» («Родной язык, родная земля») | 1 |
3 | Д.А.Улзытуев. «Буряад хэлэн» («Бурятский язык») | 1 |
4-5 | Поэты округа о родном крае. (Владимир Петонов, Ким Ильин, Дольён Мадасон, Лариса Босхолова, Бальжит Мантагуева, Валентина Далбаева, Галина Атутова и др) | 2 |
6-8 | Письменная литература XVIII-XIX вв. «Бальжан хатан тухай домог». Теория литературы: | 3 |
9 | Славное прошлое. Ч.Ц.Цыдендамбаев. Доржи Банзаров – первый бурятский учёный. | 1 |
10-14 | Роман Ч.Ц.Цыдендамбаева «Банзарай хүбүүн Доржо» («Доржи сын Банзара») | 5 |
15-19 | Пьеса Ц.Шагжина «Будамшуу» («Будамшу»). Теория литературы: Понятие о драме, в произведении. | 5 |
20-22 | Литература военных лет. Ж.Т.Тумунов. рассказ «Талын бүргэд» («Степной орёл») | 3 |
23-24 | Балдан Насанович Ябжанов. Рассказ «Хэрмэшэ» («Белочница») | 2 |
25-28 | Барадий Мункуевич Мунгонов. Повесть «Чёрный ветер» («Хара һалхин»). Теория литературы: понятие о лирическом отступлении («лирическэ түүрээлгэ») | 4 |
29-30 | Послевоенная литература. Ц.Галанов «Хүгжэм» («Музыка».) | 2 |
31-32 | Литература родного края. Писатели Усть-Ордынского Бурятского округа о родном крае. | 2 |
33 | Современная бурятская поэзия. Булат Жанчипов. «Буряаднай» Галина Раднаева «Стихотворения» («Шүлэгүүд».) Матвей Чойбонов «Стихотворения» («Шүлэгүүд»). Лобсон Тапхаев. Стихи. | 1 |
34 | Внеклассное чтение. | 1 |
35 | Повторение пройденного материала. | 1 |
Итого: | 35 |
Тематическое планирование по бурятской литературе
в 8 классе (35ч).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Устное народное творчество. | 1 |
2-3 | Мифы. Теория литературы: мифы как вид устного народного творчества. | 2 |
4 | Предания. Теория литературы: предания как вид устного народного творчества. | 1 |
5 | Песни. | 1 |
6 | Благопожелания. | 1 |
7-12 | Улигеры и улигершины. | 6 |
13 | Практикум. | 1 |
2 | Памятник монгольской литературы ХIIIвека. | 4 |
14-15 | «Сокровенное сказание монголов». Образ Чингисхана. «Монголой нюуса тобшо» или ((Э.Х.Галшиев «Бэлигүүн толи»)) | 2 |
16-17 | Буддийская литература. Эдуард Дугаров «Будда Шакьямуни». | 2 |
3 | Бурятская литература середины ХХ века. | 10 |
18-21 | Ц.Д.Дондубон (Ц.Дон) «Хиртэhэн hара» («Затмение луны»). | 4 |
22-25 | Х.Н.Намсараев «Үүрэй толон» («На утреней заре») | 4 |
26-27 | практикум | 2 |
5 | Бурятская поэзия. | 5 |
28 | Д.Дашанимаев. Сихотворение «Тоён» | 1 |
29 | Солбонэ Туяа «Ангара» | 1 |
30-31 | Ц.Дондогой «Эхэ тухай поэмэ» («Поэма о матери») | 2 |
32 | Мэлс Самбуев «Аласай замда юрѳѳнэб» («Благословляю») | 1 |
33-34 | А.И.Шадаев «Шампи баабай» («Дедушка шампи») | 2 |
35 | Внеклассное чтение | 1 |
Итого: | 35 |
Тематическое планирование по бурятской литературе
в 9 классе (34ч).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Бурятская литература. Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы. Теория литературы:анализ художественного произведения. | 1 |
2-4 | Д-Р.О. Батожабай «багшашни хэн бэ?» («Кто твой учитель?») | 3 |
5 | Ц-Д. Дондокова «Шулуунууд дуулана» («Песнь камней») | 1 |
6-8 | Ж. Тумунов поэма «Сүхэ Баатар» | 3 |
9-10 | Н.Г. Дамдинов «Декабристын бэhэлиг» («кольцо декабриста») Теория литературы: Понятие об исторической драме. | 2 |
11-14 | Ц.Галанов «Саран хүхы» («Лунная девушка») (северо-муйская историч легенда) | 4 |
15-16 | Ц-Б. Бадмаев «Итали тухай шүлэгүүд» («Стихи об Италии») | 2 |
17-18 | М.Самбуев «Ленинград тухай шүлэгүүд» («Стихи о ленинграде») | 2 |
19-21 | Д.Эрдынеев «Ехэ уг»(«Большая родословная») | 3 |
22-24 | М.Осодоев «Ууган хүбүүн» («Старший сын») | 3 |
25-27 | А.Ангархаев «Мүнхэ ногоон хасуури» («Вечнозелёная ель») | 3 |
28-29 | Л.Тапхаев. «Ёохор» («Ёхор») | 2 |
30-31 | Писатели округа о родном крае. | 2 |
32-33 | Современная бурятская поэзия: -Баир Дугаров. -Вениамин Хензыхенов -Любовь Загдеева -Галина Атутова -Станислав Тулугоев (на выбор учителя) | 2 |
34 | Современная бурятская проза: Нелли Матханова В.Тулаев «Эсэгэеэ хүлеэлгэ.» | 1 |
35 | Внеклассное чтение | 1 |
Итого: | 35 |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
1. Учебник «Турэлхи литература» 5 класс В.Ш. Ускеева, Ц.Б.Цыренова, Ж.Д. Жамбуева
2. Учебник «Турэлхи литература» 6 класс В.Ш. Ускеева, Ц.Б.Цыренова, Ж.Д. Жамбуева
3. Учебник «Буряад литература» 7 класс С.А. Ошорова, С.С. Балданова
4. Учебник «Буряад литература» 8 класс Х.Г. Цыденова, Б.Ш. Ширапова
5. Учебник уншаха ном «Мэндэ-э!» 5-9 кл. С.А. Дашиева Г-Х.Ц. Гунжитова, О.И. Богомолова.
Электронные образовательные ресурсы:
В рамках реализации Государственной программы Бурятии «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» вышла онлайн-версия учебника для изучения бурятского языка - https://buryadxelen.com. На сайте вы найдёте свыше 2000 упражнений. Можно пройти диктанты и ознакомиться с методическими разработками учителей.
Это удобная интерактивная площадка для проверки знаний с выставлением оценок
«Эхэ Хэлэн» полностью на бурятском языке и рекомендована для изучения бурятского языка и как родного, и как государственного.
онлайн-учебник Burlang.Nom https://nom.buryat-lang.ru/. Позволяет школьникам сразу приступить к глубокому изучению государственного языка.
На сайте http://nomoihan.com/ размещены известные произведения литературы бурятских писателей прошлого и настоящего
Можно ознакомиться с их биографией, первыми книгами. Также можно пройти тест по литературе Бурятии
«Амисхаал». Говорим по бурятски. Мобильное приложение для изучения бурятского языка.
Региональная электронная платформа для изучения бурятского языка http://reqebu.ru .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бурятской литературе
Рабочая программа по бурятской литературе в 6 классе...
Рабочая программа по бурятской литературе 7 класс
Рабочая программа по бурятской литературе за 7 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по предмету....
Рабочая программа по бурятской литературе 5 кл
Рабочая программа...
Рабочая программа по бурятской литературе
Рабочая программа по бурятской литературе по ФГОС...
Рабочие программы по бурятской литературе
Рабочие программы по бурятской литературе для 5-11 классов...
Рабочая программа по бурятской литературе в 8классе
Рабочая программа по бурятской литературе в 8классе....
Рабочая программа по бурятскому языку в 9классе
Рабочая программа по бурятскому языку в 9 классе...