Технологическая карта урока по коми языку в 5 классе по теме "Мортлӧн ортсы" ("Внешность человека").
план-конспект урока (5 класс)

Елена Петровна Кирушева

Данная разработка предназначена для учителей коми языка общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_komi_yazyku.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Кирушева Елена Петровна

                                                                    учитель коми языка МОУ «ООШ» с.Деревянск                                                                                                                                                                                                                                                                    

Технологическая карта урока в 5-ом классе на тему  «Внешность человека» ("Мортлöн ортсы").

Тип урока: урок открытие нового знания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Цель урока: изучение качественных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса –а.

Задачи:                                                                    

-  познавательные: научить сравнивать на коми языке внешние качества людей с помощью прилагательных, образованных от существительных, представлять информацию по теме «внешность человека» в виде текста; сформировать умение создавать словесную модель с выделением существенных признаков внешнего облика человека.  

 - регулятивные: научить самостоятельно определять и формулировать проблему, выдвигать версии, в том числе при работе в                             группе; продолжить формировать умения составлять в группах план ответа на примере описания сказочного героя; оценивать свои знания, умения.

-  коммуникативные: научить кратко излагать свое мнение, аргументируя его; научить самостоятельно создавать тексты в устном и письменном виде по теме урока; отстаивать свое мнение, понимать позицию другого; использовать речевые средства и грамматические основы в соответствии с коммуникативной задачей; развивать умение работать в паре, в группе при составлении плана, сообщения

-составить рассказ используя новые слова.                                                                                                                                                                                    

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

1.Организационный.

Цель:

Проверка готовности обучающихся, их настроя на

работу.

1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, посредством диалога проверяет их готовность к уроку (для введения в языковую среду).

- Видза оланныд!

- Кутшöм öні тίян  урок?

-Кутшöм талун поводдя?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, участвуют во фронтальной беседе.

Участие в диалоге с использованием речевых средств, знакомых учащимся на начало урока.

2. Постановка лексической темы и цели урока.

Цель:

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

2. Учитель создает ситуацию обсуждения с помощью вывешенных на доску портретов разных людей. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему урока «внешность человека» совместно с обучающимися. Совместно с учащимися формулирует некоторые задачи урока и составляется план урока.

- Видзöдлöй дöска вылö.

- Мый аддзанныд?

- Мый йылысь кутам сёрнитны?

 - Мый миян колö тöдны, медым висьтавны портретъяс серти?

Сравнивают портреты, выделяют основные черты внешности. Объясняют, какие знания необходимы для обсуждения данной темы. Формулируют тему и задачи урока.

-анализ и сравнение портретов,

 - определение цели урока, - выдвижение версий темы урока,

 -составление плана работы на уроке,

 -прогнозирование результата,

 - участие в диалоге с учителем.

3. Первичное закрепление новой лексической темы. Актуализация

Цель:

Активизация уже имеющихся знаний к теме урока.

.

Активизация имеющихся знаний, посредством диалога, В ходе диалога придумывают к портретам имена (прил.+существ.)

-Что мы должны знать и уметь, чтобы составить описание?

 -Сетам портретъяслы нимъяс.

- Кывберд – тайö мый?

 - Кутшöм признакъяс тöданныд?

-Кутшöм признакъяс серти позьö висьтавны юрси йылысь, синъяс йылысь?

- Вайöдöй кывтэчасъяс тай портретъяс дорö.

Анализируют портреты, составляют их описание, используя знания предыдущих уроков посредством подбора к портретам Имен и словосочетаний (прил.+сущ.)

-повторяют стандартную процедуру: устанавливают аналогии, вырабатывают общую классификацию особенностей внешности человека, составляют схему или алгоритм описания портрета;

 - выдвижение версии классификации или схемы описания;

- изложение своего мнения, участие в диалоге.

4. Постановка грамматической темы и цели урок

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урок.

Создание проблемной ситуации: нехватка знаний грамматических основ при составлении предложений с прилагательными, образованными от существительных. Организует работу, в ходе которой дети составляют предложение – описание к одному из портретов.

 - Гижам сёрникузя, кутшöм рöма Настялöн юрсиыс?

- Лыддям, мый артмис?

Учитель выводит детей на формулировку проблемы:

- В чем затруднения?

- Получились ли у нас предложения?

- Построены ли они грамматически правильно? - Что необходимо знать?

Составляют предложение с использованием одного из имеющихся портретов, имени, словосочетаний, читают получившиеся варианты, называют трудности при их составлении:  

-незнание грамматических форм,

 - незнание условий выбора суффиксов для правильного составления предложений.

-устанавливают причину создавшейся проблемной ситуации,

- обобщают знания в краткой форме

–определение проблемы урока, - оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях;

- проектируют варианты ответов;

- изложение своего мнения, его корректировка;

 - участие в диалоге,

 - понимание позиции другого,

 - использование речевых средств в соответствии с ситуацией.

5. Освоение нового матер иала.

Цель:

Выявление обучающимися условий выбора грамматических основ, развитие умения составлять правильно построенные словосочетания, предложения.                                 

Организует работу обучающихся с предложениями, записанными на доске с выделением существенных признаков для написания суффиксов:

У Настеньки черные волосы. Настенька с черными волосами.:

- Лыддьöй, вуджöдöй!

 -Какой суффикс используем в словах, отвечающих на вопрос – у кого?

- Какой суффикс мы используем при образовании из существительного прилагательного с наличием признака?

 После выявления проблемы и обоснования ее решения происходит закрепления первичных знаний через парную работу.

 -Лöсьöдам ёрта сёрни.

Организует подводящий диалог, уточняет правило, проводит рефлексию.

- Бöръям кажитчана портрет.

 – Лöсьöдам некымын  сёрникузя кажитчана способö н, суффикс пасъям.

 Гижам тетрадьö.

Дает образец короткого доказательства по предложениям, записанным на доске на русском языке.

Физкультминутка.

Учащиеся парами составляют диалог из 4-5 реплик: один из учащихся загадывает имя одноклассника, второй, задавая вопросы на коми языке (Девочка или мальчик? Какие волосы? Глаза?), пытается угадать, о ком идет речь.

Определение проблемы, выдвижение версий.

 -установка причинно- следственных связей использования суффиксов, - изложение своего мнения при работе в паре, его корректировка;

участие в диалоге,

- выполнение работы по алгоритму.

6. Закрепление нового материала.

-Для чего нам нужны эти знания?

-Где мы можем использовать знания о внешности человека?

Проводит инструктаж обучающихся о работе в группах. Организует выступление групп, обмен мнениям.

На доску учитель вывешивает портреты сказочных героев: Золушки, Буратино, Мальвины, Карлсона.

-Кто изображен на портретах?

-Что мы с вами сейчас сможем сделать?

 -Что необходимо для составления словесного портрета?

 - Обсудите план ответа в группе создайте письменный текст и выступите.

Самостоятельно в группе составляют план. По плану распределяют роли в группе. Выбирают одного ученика для чтения описание портрета у доски. Производят взаимопроверку при выступлении групп.

Письменный текст сдается учителю (учитель к следующему уроку на их основе печатает тексты с типичными ошибками для проверки их детьми – закрепление изученного)

Установление аналогий,

- определение плана работы, выдвижение версий, использования полученных знаний, планирование работы в группе,

-составление письменного текста, участие в диалоге, работа в группе, распределение ролей в группе, использование речевых средств,

 - осознание личных мотивов, умение работать с другими людьми, воспринимать их мнение.

 - самоконтроль и взаимоконтроль устного ответа.

7. Подведение итогов.

           -Урок помасис.

        - О чем мы сегодня говорили на уроке?

    -Что нового узнали?

    - Какая работа была наиболее трудной?

    - Кого можно похвалить за хорошую работу?

    -  Какую  домашнюю  работу надо дать?

Д/з найти коми загадки про внешность человека.

Выставляется итоговая оценка за урок: - учитывается умения использовать суффиксы; Проговаривают по плану достигнутые результаты, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения, какое д/з могут выполнить, какая будет тема следующего урока . Проводят рефлексию по уроку на карточках.

П: анализ деятельности на уроке по достижению результата,

Р: дают рекомендации по ликвидации пробелов знаний ,

 К: участие в диалоге;

- умение составлять связный текст;

- умение работать в группе и т.д.

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения, какое д/з могут выполнить, какая будет тема следующего урока.

П: анализ деятельности на уроке по достижению результата,

 Р: дают рекомендации по ликвидации пробелов знаний ,

 К: участие в диалоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по немецкому языку 3 класс

Работа для учителей немецкого языка, работающих в начальной школе....

Технологическая карта урока по английскому языку 3 класс

Технологическая карта урока 3 класс по теме "ЗОЖ"...

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс.

Технологическая карта урока(по ФГОС по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» 2 кл.)Предмет: английский языкКласс: 2Тема: « Мои друзья и я»Тип урока: речевой...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...